Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ)
- Образовательная программа МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района.
- Учебный план МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2018 – 2019 уч. год
- Годовой календарный учебный график МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района на 2018– 2019 уч. год
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Программа «Мир географии» рассчитана на 34 часа в 9 классе. Данный кружок признан помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии.
Цель курса: заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Задачи:
-сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;
- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;
- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
Формы и методы проведения занятий
Данная программа составлена для организации занятий кружка, наиболее рационального использования времени на подготовку экзамена. Она включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Методы, формы обучения:
групповые и индивидуальные формы работы, игры, тренировочное тестирование заданий части А, В, С.
В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.
Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».
Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.
Изучив теоретический материал кружка, учащиеся должны знать:
картографические элементы, факты;
номенклатуру;
основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;
особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
Изучив практический материал кружка, учащиеся должны уметь:
определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
определять различия в поясном времени различных территорий;
анализировать статистический материал;
воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
читать карты различного содержания;
показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
описывать географическое положение;
определять тип объекта согласно классификации;
сравнивать свойства географических объектов;
определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.
Ожидаемые результаты:
Кружок «Географический мир» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.
Предполагаемые результаты:
Повышение учебной мотивации обучающихся.
Участие в научно – практических конференциях по географии и географическому краеведению.
Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности, интерес к окружающему миру через проведения обобщающих уроков в виде игр: «Электроэнергетика» - 9 класс, «Своя игра» по теме «Природа, население, хозяйство России» - 9 класс
Итогом кружка является проведение двух итоговых тренировочных вариантов экзаменационной работы в 9 классах, решение итоговых тренировочных работ.
Содержание программы
1)Источники географических знаний (2ч)
Географические модели, глобус, географическая карта, план местности. Выдающиеся географические открытия и исследования.
2)Природа Земли и человек (6ч)
Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение, развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими бисоферами. Почвенный покров. Географическая оболочка Земли.
3)Материки, океаны, народы и страны (5ч)
Современный облик планеты Земля. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Материки и страны. Многообразие стран.
4)Природопользование и геоэкология (3ч)
Влияние хозяйственной деятельности на природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
5) География России (16ч)
Особенности географического положения, природа России, население России, хозяйство России, Природнохозяйственное районирование России, Россия в современном мире
6)Обобщающе повторение по курсу (2ч)
Итоговое обобщение. Решение тренировочных работ.
Календарно - тематическое планирование
№
Наименование разделов, тем
Кол-во
часов
Дата
Тема 1 Источники географических знаний (2ч)
1
Географические модели, глобус, географическая карта, план местности
1
05.09.18
2
Выдающиеся географические открытия и исследования.
1
12.09.18
Тема 2 Природа Земли и человек (6ч)
3
Земля как планета. Форма и размеры Земли, движение Земли
1
19.09.18
4
Земная кора и литосфера
1
26.09.18
5
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части.взаимодействие с атмосферой и сушей
1
3.10.18
6
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Погода и климат
1
10.10.18
7
Биосфера, ее взаимосвязи с другими бисоферами. Почвенный покров.
1
17.10.18
8
Географическая оболочка Земли.
1
24.10.18
Тема 3 Материки, океаны, народы и страны (5ч)
9
Современный облик планеты Земля.
1
7.11.18
10
Соотношение суши и океана на Земле.
1
14.11.18
11
Население Земли.
1
21.11.18
12
Материки и страны
1
28.11.18
13
Многообразие стран.
1
5.12.18
Тема 4 Природопользование и геоэкология (3ч)
14
Влияние хозяйственной деятельности на природу
1
12.12.18
15
Основные типы природопользования
1
19.12.18
16
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере
1
26.12.18
Тема 5 География России(16ч)
17
Особенности географического положения
1
16.01.19
18
Рельеф. Геологическое строение и полезные ископаемые.
1
23.01.19
19
Климат и климатические ресурсы
1
30.01.19
6.02.19
20
Внутренние воды и водные ресурсы.
1
13.02.19
21
Биологические ресурсы.
1
20.02.19
22
Природные комплексы России.
1
27.02.19
23
Население России.
1
6.03.19
24
Межотраслевые комплексы России.
1
7.03.19
25
География межотраслевых комплексов.
1
13.03.19
26
Районирование России.
1
20.03.19
27
Западный макрорегион – европейская России.
1
3.04.19
28
Восточный макрорегион-азиатская Россия.
1
10.04.19
29
Население. хозяйственное освоение РО
1
17.04.19
30
Особенности хозяйства. Промышленность РО
1
24.04.19
31
Социально-экономические проблемы РО
1
2..05.19
32
Россия в современном мире.
8.05.19
Тема 6 Обобщающее повторение по курсу (2ч)
33
Итоговое обобщение по курсу
1
15.05.19
34
Решение тренировочных работ.
1
22.05.19
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Компьютер
Проектор
Электронные средства обучения
Программы:
-Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г
-Учебник: Дронов, В.П., Ром В.Я., География России. Население и хозяйство
Учебно - методические пособия для учителя:
1. Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», (Серия «ГИА 2010. Поурочное планирование»)
2. Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.: Издательство «Экзамен», (Серия «ГИА. Контрольные измерительные материалы»)
3. Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М., Амбарцумова и др. – М. :Издательство «Экзамен»,
4. Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель.
5. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель,
6. Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение.
7. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.):
6. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс»,
7. Эртель А. Б.География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы :учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д:Легион, 2018г.