«СОГЛАСОВАНО»                                                                «УТВЕРЖДАЮ»                      
  Зам. директора по УВР                                                         Директор школы                              
              ___________ Савченко Е.Н.                                             __________    Меловатский А.Н.                                                                                                                                
       Данная рабочая программа по географии для 9 класса   « Население и хозяйство России » разработана на основе программы по географии для общеобразовательных учреждений. 6-10 классы / сост. С.В. Курчина.- М.: « Дрофа», 2011 г., с учётом Федерального Государственного стандарта, соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки обучающихся. Она позволяет сформировать у обучающихся достаточно широкое представление о географической картине мира.
  Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
  Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
  Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
     Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
  Распределение часов по разделам и темам является примерным.
  всего 68 часов; в неделю 2 час.
  Оценочных практических работ     – 12.
       Практические работы предполагается выполнять одновременно с изучением нового материала, что нацеливает учителя на использование практического метода обучения в сочетании с наглядным   и словесным. Практические работы оцениваются выборочно по усмотрению учителя.                                                                                                                                                                                                                                                         
  9 класс –   « Население и хозяйство России » В.П. Дронов, В.Я. Ром, М. Дрофа – 2011г.
     Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
       Изучение отдельных тем направлено на использование материалов газет и журналов, радио и телевидения, энциклопедий, справочников, словарей, что способствует расширению кругозора детей, развитию их общей культуры и географического мышления.
       В ходе реализации программы предполагается дать возможность каждому ребёнку высказывать свои предположения по разным вопросам, обосновывать собственные проекты, прогнозировать пути дальнейшего развития, делать доклады, рефераты и так далее.
  Программа предполагает использование активных форм и методов работы с учащимися: лекции, защита реферата, зачёты и контрольные работы, предметные олимпиады.
 № 1. Анализ картографических и статистических материалов, отражающих этапы социально-экономического развития России.
 № 2. Определение по карте размещения отраслей АПК.
 № 3. Нанесение на контурную карту важнейших районов добычи нефти, природного газа, угля.
 № 4. Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности.
 № 5. Анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта.
 № 6. Нанесение на контурную карту районов России, привлекательных для развития рекреационного хозяйства.
 № 7. Размещение крупнейших промышленных центров, транспортных узлов, грузо-, пассажиропотоков на территории Центральной России.
 № 8. Изучение национального состава и размещение населения Волго-Вятского района.
 № 9. Характеристика ТПК Европейского Севера.
 № 10. Определение причин взаимодополняемости экономики Поволжья и Урала.
 № 11. Характеристика ТПК Западной Сибири.
 №12. Сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ.
           1.Наумова А.С. От урока к экзамену. Сборник задач, Москва, «Просвещение», 2010  
           2. Петрова Н.Н. Тесты География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 2010 г      
           3. Атлас. «География России. Население и хозяйство» ,«Дрофа», 2010 г  
           1. За страницами учебника географии. Москва, «Просвещение», 2010
           2. Справочник «Страны мира». Москва, «Просвещение», 2010
                                   |    №  п/п   |    Дата   |    Тема урока   |    Тип урока   |    Вводимые понятия   |    Практические и лабораторные работы   |    Задание  на дом   |    Примечание   |  
  |   План     |    Факт     |  
  |       |    Тема: «Место России в мире».   |  
  |   1   |        |        |    Что изучает экономическая и социальная география России.   |    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.   |    Социально- экономическая география   |        |    С.3   |        |  
  |   2   |        |        |    Российская Федерация. Место России в мире.   |    комбинированный   |    ВВП, муниципальные образования.   |        |    § 1 , таблица , вопросы 2-4 с. 9   |        |  
  |   3   |        |        |    Географическое положение России.   |    комбинированный   |    Микроположение, мезоположение, макроположение, геополитическое положение.   |           Пр.р № 1 «Обозначение на контурной карте государственных границ РФ, соседних государств».   |    § 2 вопросы 1-4 с. 12   |        |  
  |   4   |        |        |    Экономико и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России.   |    комбинированный   |    Импорт, экспорт.   |        |    § 3, задания 2-4 с.15   |        |  
  |   5   |        |        |    Государственная территория России.   |    комбинированный   |    Государственная территория   |        |    § 4 подготовиться кзачёту   |        |  
  |   6   |        |        |    Зачёт по теме «Место России в мире»   |    Урок контроля, оценки и коррекции знаний   |        |        |    Повторить термины   |        |  
  |   Тема: «Население России».   |  
  |   7   |        |        |    Исторические особенности заселения и освоения территории России.   |    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.   |        |        |    §5 , задания 1-3 с.25   |        |  
  |   8   |        |        |    Численность населения и воспроизводство населения.   |        |    Естественное движение населения   |        |    § 6 ,термины§,   задания 1-3 ,с.28     |        |  
  |   9   |        |        |    Национальный и языковый состав населения России.     |    комбинированный   |    Языковые семьи, титульный народ.   |        |    § 7 , Задания 1,3 с.32 ,подготовить сообщение     « Народы России ,их культура»   |        |  
  |   10   |        |        |    Народы России. Культура, религия и быт.   |    комбинированный   |    Народ ,культура , религия.   |        |    § 7 ,записи в тетради.   |        |  
  |   11   |        |        |    Миграции населения.   |    комбинированный   |    Внешние и внутренние миграции . механический прирост.   |        |    § 8, Термины , вопросы 1-4 с.37   |        |  
  |   12   |        |        |    Урбанизация в России. Города России.     |    комбинированный   |    Урбанизация, город , агломерации.     |        |    § 9 , вопросы 1-3 с. 43 , на к/к обозначить города –миллионеры.   |        |  
  |   13   |        |        |    Расселение.   |    комбинированный   |    Зоны расселения, зона Севера.   |        |    § 9 с. 39-43.   |        |  
  |   14   |        |        |    Трудовые ресурсы и занятость населения России.     |    комбинированный   |    Трудовые ресурсы, экономически активное население, Рынок труда , безработица   |        |    Записи в тетради , подготовиться к зачёту.   |        |  
  |   15   |        |        |    Зачёт по теме               « Население России».   |    комбинированный   |        |        |    Повторить термины.   |        |  
  |   Тема: «Географические особенности экономики России».   |  
  |   16   |        |        |    География основных типов экономики на территории России.     |    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.   |    Функциональные структуры, производственная и непроизводственная сфера   |        |    § 10 вопросы1-3 с.51   |        |  
  |   17   |        |        |    Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.     |    комбинированный   |    Природные ресурсы , возобновимые и невозобновимые.   |        |    § 11 ,задания 1-2 с. 52.   |        |  
  |   18   |        |        |    Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.   |    комбинированный   |    Постиндустриальная стадия ,полупериферия.   |        |    § 12 , задания 1-2 с.56   |        |  
  |   Тема: «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география».   |  
  |   19   |        |        |    Научный комплекс.   |    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.   |    Межотраслевые комплексы,технополисы.   |        |    § 13, вопросы 1-3, 4 с.63.   |        |  
  |   20   |        |        |    Роль, значение и проблемы развития машиностроения.   |    комбинированный   |    отрасль   |        |    § 14 ,задания 1-3 с.65.   |        |  
  |   21   |        |        |    Факторы размещения машиностроения.     |    комбинированный   |    Факторы, конверсия , специализация , кооперирование. монополизация производства.   |    Пр.р.№2«Определение по картам размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения».   |    § 15 , термины, вопросы1-2.                           |        |  
  |   22   |        |        |    География машиностроения.   |    комбинированный   |    Факторы размещения   |        |    § 16, задания 1-2 с.72   |        |  
  |   23   |        |        |    Военно-промышленный комплекс.   |    комбинированный   |    ВПК, оборонное призводство.   |        |    § 17 ,задания1-3,5 с.78   |        |  
  |   24   |        |        |    Состав и значение ТЭК.   |    комбинированный   |    ТЭК, топливно-энергетический баланс.   |        |    § 18 , задания 1-3 с.80   |        |  
  |   25   |        |        |    Топливная промышленность .   |    комбинированный   |    Базы , единая газопроводная система, бассейны: Кузнецкий ,Канско-Ачинский, Печёрский.   |    Пр.р. «Составление характеристики одного из угольных бассейнов России».   |    § 19 , вопросы1-3 с. 89.   |        |  
  |   26   |        |        |    Электроэнергетика.   |    комбинированный   |    ГЭС, ТЭС , АЭС.   |        |    § 20 ,вопросы 1-3 с.95   |        |  
  |   27   |        |        |    Состав и значение комплексов, производящих конструкционные материалы и химические вещества. Металлургический комплекс.   |    комбинированный   |    Конструкционные материалы.   |        |    § 21 ,22 ,задания 1-2 с.99.   |        |  
  |   28   |        |        |    Чёрная металлургия   |    комбинированный   |    Комбинаты, комбинирование   |        |    § 23 ,задания 1-2 с.103   |        |  
  |   29   |        |        |    Цветная металлургия.   |    комбинированный   |    Металлургические базы: Уральская , Центральная ,Сибирская.   |    Пр. р.№4 «Составление характеристики одной из металлургических баз России».   |    § 24 ,задания 1-2 с.105   |        |  
  |   30   |        |        |    Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.     |    комбинированный   |    Химизация , базы: Северо- Европейская, Урало- Поволжская , Центральная , Сибирская.   |        |    § 25 ,26 , задания 1-3 с 112.   |        |  
  |   31   |        |        |    Лесная промышленность.   |    комбинированный   |    Деревообработка, лесохимия , целлюлозно- бумажное производство.   |        |    § 27 , задания1-2 с. 112.     |        |  
  |   32   |        |        |    АПК, состав       и                          значение.   |    комбинированный   |    АПК   |        |    § 28,термины, вопросы !-2 с. 121   |        |  
  |   33   |        |        |    Земледелие       и         животноводство.     |    комбинированный   |    Полеводство, животноводство, овцеводство ,коневодство.   |     Пр.р.№ 5                        « Определение районов выращивания зерновых и технических культур».   |    § 29, задания 1-2 с. 125   |        |  
  |   34   |        |        |    Пищевая и лёгкая промышленность.   |    комбинированный   |    Пищевая, лёгкая, текстильная промышленность   |        |    § 30 , вопросы 1-4 ,таблица 30   |        |  
  |   35   |        |        |    Состав и значение инфраструктурного комплекса.   |    комбинированный   |    Инфраструктура, коммуникационная система, грузооборот, транспортные узлы.   |        |    § 31, термины , задания 1-3.   |        |  
  |   36   |        |        |    Сухопутный транспорт.   |    комбинированный   |    пассажирооборот   |        |    § 32, задания 1-3 с.141.   |        |  
  |   37   |        |        |    Водный и другие виды транспорта.   |    комбинированный   |    Балтийский бассейн, Черноморский бассейн, Тихоокеанский бассейн   |        |    §33, вопросы 1-3, с.149   |        |  
  |   38   |        |        |    Связь.Сфера обслуживания.   |    комбинированный   |    Связь, сфера обслуживания, жилищно-коммунальное хозяйство, рекреационное хозяйство.   |        |    § 34 , задания 1-3 с.154, подготовиться к зачёту   |        |  
  |   39   |        |        |    Зачёт по теме « География отраслей и межотраслевых комплексов.»   |    Урок контроля , оценки и коррекции знаний   |        |        |    Повторить термины.   |        |  
  |   Тема: «Хозяйственные районы России».   |  
  |   40   |        |        |    Экономическое районирование России.     |    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.   |    Районирование, экономические районы, технопарк, технополис.   |        |    §35, вопросы 1-4 с. 162.   |        |  
  |   41   |        |        |    Западный макрорегион. Общая характеристика.     |    комбинированный   |    Макрорегионы,:Западный и Восточный.   |        |    § 36 , вопросы 1-2 с.164.   |        |  
  |   42   |        |        |    Центральная Россия: состав, географическое положение. Общие проблемы.   |    комбинированный   |    Географическое положение, экономические  районы.   |        |    §37 , подготовить сообщение .   |        |  
  |   43   |        |        |    Население и главные черты хозяйства Центральной России.   |    комбинированный   |    Специализация, регион   |        |    §38 , задание 1-2 с.172 .подготовить сообщение о Москве.   |        |  
  |   44   |        |        |    Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.   |    комбинированный   |    Столичный регион.   |        |    § 39 , задание 2.   |        |  
  |   45   |        |        |    Географические особенности областей Центрального района.     |    комбинированный   |    Географическое положение, экономические районы.   |        |    § 40 ,Задание 1-4 с.187   |        |  
  |   46   |        |        |    Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы.     |    комбинированный   |    Географическое положение, экономические районы.   |        |    § 41 , вопросы 1-2 , задание 3 с.192.   |        |  
  |   47   |        |        |    Северо-Западный район.   |    комбинированный   |    Географическое положение, экономические районы.   |     Пр. р. № 6    « Сравнение географического положения и планировки двух столиц».   |    § 42, задание 1-3 с.200.   |        |  
  |   48   |        |        |    Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население.   |    комбинированный   |    Географическое положение, экономические районы.   |        |    § 43 .44 , вопросы 1-2 с.205   |        |  
  |   49   |        |        |    Хозяйство Европейского Севера.   |    комбинированный   |        |        |    § 45 , задание 2 с.208.   |        |  
  |   50   |        |        |    Европейский Юг- Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы.   |    комбинированный   |    Географическое положение, экономические районы.   |        |    § 46 ,47 , задание 1,3 с.212   |        |  
  |   51   |        |        |    Население и хозяйство Северного Кавказа.   |    комбинированный   |    Специализация, кооперирование.   |        |    § 48, задание 1-3 с 215   |        |  
  |   52   |        |        |    Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы.   |    комбинированный   |    Природные ресурсы, природные условия   |        |    §49 ,50 ,вопросы 1-3 с.218, с. Задание 1 с.220   |        |  
  |   53   |        |        |    Население и хозяйство Поволжья.   |    комбинированный   |    Специализация, кооперирование.   |        |    § 51 , задание 1-3 с.224.   |        |  
  |   54   |        |        |    Урал. ГП, природные условия и ресурсы.   |    комбинированный   |    Природные условия, природные ресурсы.   |        |    § 52 ,53 ,задание1,3 с.232-233.   |        |  
  |   55   |        |        |    Население и хозяйство Урала.     |    комбинированный   |    Специализация, кооперирование.   |    Пр. р. № 7 « Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем».   |    § 54 , вопросы и задания 1-4 с.235.   |        |  
  |   56   |        |        |    Восточный макрорегион. Общая характеристика.   |    комбинированный   |    Макрорегионы.   |        |    § 55, вопросы 1-3, с 242   |        |  
  |   57   |        |        |    Западная Сибирь     |    комбинированный   |    Специализация, кооперирование.   |    Пр.р.№ 8 «Экономико-географическая характеристика крупнейших территориально- производственных комплексов (ТПК) Западной Сибири».   |    § 57 , задание1-3 с.253   |        |  
  |   58   |        |        |    Восточная Сибирь.     |    комбинированный   |    Специализация, кооперирование.   |     Пр.р .№9    « Составление характеристики промышленного узла».   |    § 58 , вопросы и задания 1-4 с.259   |        |  
  |   59   |        |        |    Дальний Восток.     |    комбинированный   |    Специализация, кооперирование.   |    Пр.р. № 10 «Объяснение размещения различных отраслей хозяйства Дальнего Востока».   |    § 59 ,подготовиться к зачёту.   |        |  
  |   60   |        |        |    Зачёт по : «Районирование России».   |    Урок контроля , оценки и коррекции знаний   |        |        |    Повторить термины   |        |  
  |   Тема: «Население и хозяйство Воронежской области».   |  
  |   61   |        |        |    ЭГП и административное деление     |    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.   |    ЭГП   |    Пр.р. №11 «Определение географического положения своего региона».   |    Записи в тетради , к/карты.   |        |  
  |   62   |        |        |    Природные ресурсы.   |    комбинированный   |    Природные ресурсы, природные условия.   |        |    Записи в тетради , к/карты.   |        |  
  |   63   |        |        |    Население и трудовые ресурсы.   |    комбинированный   |    Трудовые ресурсы, экономически активное население.   |        |    Записи в тетради , к/карты.   |        |  
  |   64   |        |        |    Промышленность.   |    комбинированный   |    Лёгкая промышленность, тяжёлая промышленность.   |    Пр.р.№ 12 «Нанесение на контурную карту центров промышленности Воронежской области».   |    Записи в тетради , к/карты.   |        |  
  |   65   |        |        |    Сельское хозяйство.   |    комбинированный   |        |        |    Записи в тетради , к/карты.   |        |  
  |   66   |        |        |    Транспорт.   |    комбинированный   |    Железнодорожный транспорт, газопровод, нефтепровод.     |        |    Записи в тетради , к/карты.   |        |  
  |   67   |        |        |    Экологические проблемы.   |    комбинированный   |    Экология.   |        |    Записи в тетради , к/карты.   |        |  
  |   68   |        |        |    Зачёт по теме «Население и хозяйство Воронежской области.»   |    Урок контроля , оценки и коррекции знаний   |        |        |    Записи     |        |  
  |       |         |         |         |         |         |         |         |         |         |