«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УВР Директор школы
___________ Савченко Е.Н. __________ Меловатский А.Н.
Данная рабочая программа по географии для 9 класса « Население и хозяйство России » разработана на основе программы по географии для общеобразовательных учреждений. 6-10 классы / сост. С.В. Курчина.- М.: « Дрофа», 2011 г., с учётом Федерального Государственного стандарта, соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки обучающихся. Она позволяет сформировать у обучающихся достаточно широкое представление о географической картине мира.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Распределение часов по разделам и темам является примерным.
всего 68 часов; в неделю 2 час.
Оценочных практических работ – 12.
Практические работы предполагается выполнять одновременно с изучением нового материала, что нацеливает учителя на использование практического метода обучения в сочетании с наглядным и словесным. Практические работы оцениваются выборочно по усмотрению учителя.
9 класс – « Население и хозяйство России » В.П. Дронов, В.Я. Ром, М. Дрофа – 2011г.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Изучение отдельных тем направлено на использование материалов газет и журналов, радио и телевидения, энциклопедий, справочников, словарей, что способствует расширению кругозора детей, развитию их общей культуры и географического мышления.
В ходе реализации программы предполагается дать возможность каждому ребёнку высказывать свои предположения по разным вопросам, обосновывать собственные проекты, прогнозировать пути дальнейшего развития, делать доклады, рефераты и так далее.
Программа предполагает использование активных форм и методов работы с учащимися: лекции, защита реферата, зачёты и контрольные работы, предметные олимпиады.
№ 1. Анализ картографических и статистических материалов, отражающих этапы социально-экономического развития России.
№ 2. Определение по карте размещения отраслей АПК.
№ 3. Нанесение на контурную карту важнейших районов добычи нефти, природного газа, угля.
№ 4. Выявление факторов, влияющих на размещение предприятий химической промышленности.
№ 5. Анализ технико-экономических и экологических характеристик различных видов транспорта.
№ 6. Нанесение на контурную карту районов России, привлекательных для развития рекреационного хозяйства.
№ 7. Размещение крупнейших промышленных центров, транспортных узлов, грузо-, пассажиропотоков на территории Центральной России.
№ 8. Изучение национального состава и размещение населения Волго-Вятского района.
№ 9. Характеристика ТПК Европейского Севера.
№ 10. Определение причин взаимодополняемости экономики Поволжья и Урала.
№ 11. Характеристика ТПК Западной Сибири.
№12. Сравнительная характеристика транспортной обеспеченности Восточной Сибири и ДВ.
1.Наумова А.С. От урока к экзамену. Сборник задач, Москва, «Просвещение», 2010
2. Петрова Н.Н. Тесты География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 2010 г
3. Атлас. «География России. Население и хозяйство» ,«Дрофа», 2010 г
1. За страницами учебника географии. Москва, «Просвещение», 2010
2. Справочник «Страны мира». Москва, «Просвещение», 2010
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Вводимые понятия | Практические и лабораторные работы | Задание на дом | Примечание |
План | Факт |
| Тема: «Место России в мире». |
1 | | | Что изучает экономическая и социальная география России. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Социально- экономическая география | | С.3 | |
2 | | | Российская Федерация. Место России в мире. | комбинированный | ВВП, муниципальные образования. | | § 1 , таблица , вопросы 2-4 с. 9 | |
3 | | | Географическое положение России. | комбинированный | Микроположение, мезоположение, макроположение, геополитическое положение. | Пр.р № 1 «Обозначение на контурной карте государственных границ РФ, соседних государств». | § 2 вопросы 1-4 с. 12 | |
4 | | | Экономико и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России. | комбинированный | Импорт, экспорт. | | § 3, задания 2-4 с.15 | |
5 | | | Государственная территория России. | комбинированный | Государственная территория | | § 4 подготовиться кзачёту | |
6 | | | Зачёт по теме «Место России в мире» | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | | | Повторить термины | |
Тема: «Население России». |
7 | | | Исторические особенности заселения и освоения территории России. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | | §5 , задания 1-3 с.25 | |
8 | | | Численность населения и воспроизводство населения. | | Естественное движение населения | | § 6 ,термины§, задания 1-3 ,с.28 | |
9 | | | Национальный и языковый состав населения России. | комбинированный | Языковые семьи, титульный народ. | | § 7 , Задания 1,3 с.32 ,подготовить сообщение « Народы России ,их культура» | |
10 | | | Народы России. Культура, религия и быт. | комбинированный | Народ ,культура , религия. | | § 7 ,записи в тетради. | |
11 | | | Миграции населения. | комбинированный | Внешние и внутренние миграции . механический прирост. | | § 8, Термины , вопросы 1-4 с.37 | |
12 | | | Урбанизация в России. Города России. | комбинированный | Урбанизация, город , агломерации. | | § 9 , вопросы 1-3 с. 43 , на к/к обозначить города –миллионеры. | |
13 | | | Расселение. | комбинированный | Зоны расселения, зона Севера. | | § 9 с. 39-43. | |
14 | | | Трудовые ресурсы и занятость населения России. | комбинированный | Трудовые ресурсы, экономически активное население, Рынок труда , безработица | | Записи в тетради , подготовиться к зачёту. | |
15 | | | Зачёт по теме « Население России». | комбинированный | | | Повторить термины. | |
Тема: «Географические особенности экономики России». |
16 | | | География основных типов экономики на территории России. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Функциональные структуры, производственная и непроизводственная сфера | | § 10 вопросы1-3 с.51 | |
17 | | | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. | комбинированный | Природные ресурсы , возобновимые и невозобновимые. | | § 11 ,задания 1-2 с. 52. | |
18 | | | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. | комбинированный | Постиндустриальная стадия ,полупериферия. | | § 12 , задания 1-2 с.56 | |
Тема: «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география». |
19 | | | Научный комплекс. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Межотраслевые комплексы,технополисы. | | § 13, вопросы 1-3, 4 с.63. | |
20 | | | Роль, значение и проблемы развития машиностроения. | комбинированный | отрасль | | § 14 ,задания 1-3 с.65. | |
21 | | | Факторы размещения машиностроения. | комбинированный | Факторы, конверсия , специализация , кооперирование. монополизация производства. | Пр.р.№2«Определение по картам размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения». | § 15 , термины, вопросы1-2. | |
22 | | | География машиностроения. | комбинированный | Факторы размещения | | § 16, задания 1-2 с.72 | |
23 | | | Военно-промышленный комплекс. | комбинированный | ВПК, оборонное призводство. | | § 17 ,задания1-3,5 с.78 | |
24 | | | Состав и значение ТЭК. | комбинированный | ТЭК, топливно-энергетический баланс. | | § 18 , задания 1-3 с.80 | |
25 | | | Топливная промышленность . | комбинированный | Базы , единая газопроводная система, бассейны: Кузнецкий ,Канско-Ачинский, Печёрский. | Пр.р. «Составление характеристики одного из угольных бассейнов России». | § 19 , вопросы1-3 с. 89. | |
26 | | | Электроэнергетика. | комбинированный | ГЭС, ТЭС , АЭС. | | § 20 ,вопросы 1-3 с.95 | |
27 | | | Состав и значение комплексов, производящих конструкционные материалы и химические вещества. Металлургический комплекс. | комбинированный | Конструкционные материалы. | | § 21 ,22 ,задания 1-2 с.99. | |
28 | | | Чёрная металлургия | комбинированный | Комбинаты, комбинирование | | § 23 ,задания 1-2 с.103 | |
29 | | | Цветная металлургия. | комбинированный | Металлургические базы: Уральская , Центральная ,Сибирская. | Пр. р.№4 «Составление характеристики одной из металлургических баз России». | § 24 ,задания 1-2 с.105 | |
30 | | | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. | комбинированный | Химизация , базы: Северо- Европейская, Урало- Поволжская , Центральная , Сибирская. | | § 25 ,26 , задания 1-3 с 112. | |
31 | | | Лесная промышленность. | комбинированный | Деревообработка, лесохимия , целлюлозно- бумажное производство. | | § 27 , задания1-2 с. 112. | |
32 | | | АПК, состав и значение. | комбинированный | АПК | | § 28,термины, вопросы !-2 с. 121 | |
33 | | | Земледелие и животноводство. | комбинированный | Полеводство, животноводство, овцеводство ,коневодство. | Пр.р.№ 5 « Определение районов выращивания зерновых и технических культур». | § 29, задания 1-2 с. 125 | |
34 | | | Пищевая и лёгкая промышленность. | комбинированный | Пищевая, лёгкая, текстильная промышленность | | § 30 , вопросы 1-4 ,таблица 30 | |
35 | | | Состав и значение инфраструктурного комплекса. | комбинированный | Инфраструктура, коммуникационная система, грузооборот, транспортные узлы. | | § 31, термины , задания 1-3. | |
36 | | | Сухопутный транспорт. | комбинированный | пассажирооборот | | § 32, задания 1-3 с.141. | |
37 | | | Водный и другие виды транспорта. | комбинированный | Балтийский бассейн, Черноморский бассейн, Тихоокеанский бассейн | | §33, вопросы 1-3, с.149 | |
38 | | | Связь.Сфера обслуживания. | комбинированный | Связь, сфера обслуживания, жилищно-коммунальное хозяйство, рекреационное хозяйство. | | § 34 , задания 1-3 с.154, подготовиться к зачёту | |
39 | | | Зачёт по теме « География отраслей и межотраслевых комплексов.» | Урок контроля , оценки и коррекции знаний | | | Повторить термины. | |
Тема: «Хозяйственные районы России». |
40 | | | Экономическое районирование России. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Районирование, экономические районы, технопарк, технополис. | | §35, вопросы 1-4 с. 162. | |
41 | | | Западный макрорегион. Общая характеристика. | комбинированный | Макрорегионы,:Западный и Восточный. | | § 36 , вопросы 1-2 с.164. | |
42 | | | Центральная Россия: состав, географическое положение. Общие проблемы. | комбинированный | Географическое положение, экономические районы. | | §37 , подготовить сообщение . | |
43 | | | Население и главные черты хозяйства Центральной России. | комбинированный | Специализация, регион | | §38 , задание 1-2 с.172 .подготовить сообщение о Москве. | |
44 | | | Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. | комбинированный | Столичный регион. | | § 39 , задание 2. | |
45 | | | Географические особенности областей Центрального района. | комбинированный | Географическое положение, экономические районы. | | § 40 ,Задание 1-4 с.187 | |
46 | | | Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы. | комбинированный | Географическое положение, экономические районы. | | § 41 , вопросы 1-2 , задание 3 с.192. | |
47 | | | Северо-Западный район. | комбинированный | Географическое положение, экономические районы. | Пр. р. № 6 « Сравнение географического положения и планировки двух столиц». | § 42, задание 1-3 с.200. | |
48 | | | Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население. | комбинированный | Географическое положение, экономические районы. | | § 43 .44 , вопросы 1-2 с.205 | |
49 | | | Хозяйство Европейского Севера. | комбинированный | | | § 45 , задание 2 с.208. | |
50 | | | Европейский Юг- Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы. | комбинированный | Географическое положение, экономические районы. | | § 46 ,47 , задание 1,3 с.212 | |
51 | | | Население и хозяйство Северного Кавказа. | комбинированный | Специализация, кооперирование. | | § 48, задание 1-3 с 215 | |
52 | | | Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы. | комбинированный | Природные ресурсы, природные условия | | §49 ,50 ,вопросы 1-3 с.218, с. Задание 1 с.220 | |
53 | | | Население и хозяйство Поволжья. | комбинированный | Специализация, кооперирование. | | § 51 , задание 1-3 с.224. | |
54 | | | Урал. ГП, природные условия и ресурсы. | комбинированный | Природные условия, природные ресурсы. | | § 52 ,53 ,задание1,3 с.232-233. | |
55 | | | Население и хозяйство Урала. | комбинированный | Специализация, кооперирование. | Пр. р. № 7 « Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем». | § 54 , вопросы и задания 1-4 с.235. | |
56 | | | Восточный макрорегион. Общая характеристика. | комбинированный | Макрорегионы. | | § 55, вопросы 1-3, с 242 | |
57 | | | Западная Сибирь | комбинированный | Специализация, кооперирование. | Пр.р.№ 8 «Экономико-географическая характеристика крупнейших территориально- производственных комплексов (ТПК) Западной Сибири». | § 57 , задание1-3 с.253 | |
58 | | | Восточная Сибирь. | комбинированный | Специализация, кооперирование. | Пр.р .№9 « Составление характеристики промышленного узла». | § 58 , вопросы и задания 1-4 с.259 | |
59 | | | Дальний Восток. | комбинированный | Специализация, кооперирование. | Пр.р. № 10 «Объяснение размещения различных отраслей хозяйства Дальнего Востока». | § 59 ,подготовиться к зачёту. | |
60 | | | Зачёт по : «Районирование России». | Урок контроля , оценки и коррекции знаний | | | Повторить термины | |
Тема: «Население и хозяйство Воронежской области». |
61 | | | ЭГП и административное деление | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | ЭГП | Пр.р. №11 «Определение географического положения своего региона». | Записи в тетради , к/карты. | |
62 | | | Природные ресурсы. | комбинированный | Природные ресурсы, природные условия. | | Записи в тетради , к/карты. | |
63 | | | Население и трудовые ресурсы. | комбинированный | Трудовые ресурсы, экономически активное население. | | Записи в тетради , к/карты. | |
64 | | | Промышленность. | комбинированный | Лёгкая промышленность, тяжёлая промышленность. | Пр.р.№ 12 «Нанесение на контурную карту центров промышленности Воронежской области». | Записи в тетради , к/карты. | |
65 | | | Сельское хозяйство. | комбинированный | | | Записи в тетради , к/карты. | |
66 | | | Транспорт. | комбинированный | Железнодорожный транспорт, газопровод, нефтепровод. | | Записи в тетради , к/карты. | |
67 | | | Экологические проблемы. | комбинированный | Экология. | | Записи в тетради , к/карты. | |
68 | | | Зачёт по теме «Население и хозяйство Воронежской области.» | Урок контроля , оценки и коррекции знаний | | | Записи | |
| | | | | | | | | |