Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класса ФГОС ООО»
«Согласовано»
Руководитель ШМО
/Бахтеева Г.Н./
Протокол № 2
от « » августа 2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по учебной части
МОУ «ООШ
с. Новоросляевка»
/Рябова Н.В./
« » августа 2016 г.
«Утверждено»
Директор МОУ «ООШ
с. Новоросляевка»
/Берченко О.В./
Приказ № 4
от « » августа 2016 г.
Рабочая программа
по географии 8 класса
Наумовой Ольги Анатольевны
1 квалификационная категория
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
Программ для общеобразовательных учреждений .География. 6-9 классы.10-11 классы. Авторы:А.И.Алексеев,Е.К.Липкина,В.В.Николина. М.Просвещение,2009.
Учебного плана МОУ «ООШ с.Новоросляевка» на 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета
Практических работ -36 , 4 географических исследовательских практики
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте государственной границы России»
Практическая работа №2 «Определение разницы во времени на карте часовых поясов»
Практическая работа №3 «Ориентирование по физической карте России»
Практическая работа №4 «Сравнение способов районирования(природного и экономического»
Практическая работа №5 «Подготовка доклада о русском первопроходце»
Практическая работа №6 «Анализ графика рождаемости и смертности в России»
Практическая работа №7 «Построение графика численности населения своего района»
Практическая работа №8 «Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов»
Практическая работа №9 «Выявление на основе опроса рейтинга профессий»
Практическая работа №10 «Анализ карты народов России»
Практическая работа №11 «Описание рельефа России по плану»
Практическая работа №12 «Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых»
Практическая работа №13 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации,ср.температур января и июля,годового количества осадков»
Практическая работа №14 «Анализ прогноза погоды за период»
Практическая работа №15 «Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности»
Практическая работа №16 «Изучение по различным источникам стихийныз природных явлений,имевших место на территории России в различные исторические периоды»
Практическая работа № 17 «Обозначение на контурной карте крупных рек России»
Практическая работа № 18 «Определение падения и уклона одной из российских рек»
Практическая работа № 19 «Описание одной из российских рек с использованием тематических карт
Учимся с «Полярной звездой»(1) «Решаем проблему:преобразование рек»
Практическая работа № 20 «Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России»
Практическая работа №21 «Ознакомление с образцами почв своей местности»
Практическая работа №22 « Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа»
Практическая работа№23 «Выделение циклов развитии экономики своего региона»
Практическая работа №24 «Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности»
Практическая работа №25 «Составление схемы «Структура ТЭК»
Практическая работа №26 «Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности»
Учимся с «Полярной звездой»(2) « Что такое АПК и какие проблемы АПК ждут своего решения»
Практическая работа№27 «Обозначение на контурной карте сельскохозяйственных районов страны», «Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства»
Практическая работа №28 «Составление характеристики одного из видов транспорта»
Практическая работа №29 «Оценка степени досупности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности»
Учимся с «Полярной звездой»(3) «Особенности развития сферы услуг своей местности»
Практическая работа№30 «Анализ карт «Природные зоны России»
Практические работа № 31 «Сопоставление карты ПЗ,графика «Смена ПЗ с севера на юг» и таблицы
Практическая работа № 32 «Природно-хозяйственные зоны России»
Практическая работа №33 «Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах»
Практическая работа №34 «Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану»
Практическая работа №35 «Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны»
Практическая работа№36 «Описание природно-хозяйственной зоны своей местности»
Географическая исследовательская практика. №4Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России-наш нравственный долг».
Планируемые результаты обучения
В результате изучения географии в 8 классе
Ученик научится /Ученик получит возможность научиться:
Оценивать и объяснять:
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Содержание учебного курса.
Тема 1. Россия в мире (4 ч)
Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России. Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат. Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России. Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников. Практикум. 1. Обозначение на контурной карте государственной границы России. 2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов. 3. Ориентирование по физической карте России. 4. Сравнение способов районирования (природного и экономического). 5. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).
Тема 2. Россияне (10 ч)
Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства. Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение. Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов. «Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России. Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края. Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России. Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения. Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду. Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности. Практикум. 1. Анализ графиков рождаемости и смертности в России. 2. Построение графика численности населения своего района (области). 3. Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов. 4. Анализ карты народов России. 5. Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе.
Тема 3. Природа (16 ч)
История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта. Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории. Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия. Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта. Практикум. 1. Описание рельефа России по плану. 2. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых. 3. Изучение по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные исторические периоды.
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года. Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон. Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта. Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления. Практикум. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России. 2. Анализ прогноза погоды за определенный период (неделю, месяц) по материалам средств массовой информации. 3. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. 4. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства.
Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей. Практикум. 1. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России. 2. Описание одного из российских морей по типовому плану.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод. Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России. Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразование рек. Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупных рек России. 2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору). 3. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования. 4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.
Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы. Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края. Практикум. 1. Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа. 2. Ознакомление с образцами почв своей местности.
Тема 4. Хозяйство (18 ч)
Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях. Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс». Практикум. 1. Выделение циклов в развитии экономики своего региона. 2. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».
Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны. Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения. Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды. Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС). Практикум. Составление схемы «Структура ТЭК».
Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека. Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.
Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения. Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.
Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем. Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса. Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур. Животноводство. Особенности животноводства России. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района. Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности. Практикум. 1. Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны. 2. Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства.
Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности. Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).
Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания. Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Особенности развития сферы услуг своей местности. Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности.
Тема 5. Природно-хозяйственные зоны (11ч)
Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства. Практикум. 1. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России». 2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения. 3. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах. Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения. Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России. Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны. Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис. Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах. Практикум. 1. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану. 2. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору). 3. Описание природно-хозяйственной зоны своей местности.
Тема 6. Наше наследие (4 ч)
Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества. Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе. Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в. Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России — наш нравственный долг».
Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс
№
Тема урока
Количество часов
Дата проведения
Корректировка
План
Факт
1
Мы и наша страна на карте мира Практикум №1
2.
Наша страна на карте часовых поясов. Практикум №2
3.
Как ориентироваться по карте России Практикум №3
4.
Формирование территории России
Практикум №4 и №5
ТЕМА 2. РОССИЯНЕ (10 часов)
5.
Воспроизводство населения Практикум №6
6.
Численность населения. Практикум №7
7.
Миграции населения
8.
Наш «демографический портрет» П Практикум №8
9.
Россияне на рынке труда. Практикум №9
10.
Мозаика народов. Практикум №10
11.
Размещение населения
12.
Расселение и урбанизация
13.
Городские и сельские поселения
14.
Урок-обобщение темы «Россияне».Тест.
ТЕМА 3.ПРИРОДА (16 часов)
15.
Геологическая история
16.
Рельеф: тектоническая основа
17.
Рельеф :скульптура поверхности. Практикум №11
18.
Как осваивают россияне свой участок земной поверхности Практикум №12
19.
Солнечная радиация. Практикум №13
20.
Атмосферная циркуляция
21.
Зима и лето в нашей северной стране. Практикум №14
22.
Изучаем карту климатических поясов России Практикум №15
23.
Как мы живем и работаем в нашем климате. Практикум №16 и №17
24.
Наши моря
25.
Наши реки. Практикум
№20;21;22
26.
Где спрятана вода
27.
Водные дороги и перекрестки. Практикум №23
28
Учимся с «Полярной звездой»(1)
«Решаем проблему:преобразование рек»
29.
Почва-особое природное тело. Практикум №24
30.
Почва-основа сельского хозяйства Практикум №25
ТЕМА 4. ХОЗЯЙСТВО(18 часов)
31.
Развитие хозяйства
32.
Особенности экономики России Практикум №26
33
Практикум №27 «Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности»
Что такое АПК и какие проблемы АПК ждут своего решения
43
Практикум №31 «Обозначение на контурной карте сельскохозяйственных районов страны»,Практикум №32«Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства»
44
Сухопутный транспорт
45
Водный и воздушный транспорт.Транспортные узлы. Практикум №33.
Тест
46.
Сфера услуг. Практикум №34
47.
Учимся с «Полярной звездой»(3)
«Особенности развития сферы услуг своей местности»
48
Урок-обобщение темы «Хозяйство».Обобщающий тест по теме
ТЕМА 5. ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ (11час)
49.
Зональность в природе и жизни людей. Практикум №35
50.
Северные безлесные зоны
51.
Лесные зоны
52.
Степи и лесостепи
53.
Южные безлесные зоны
54
Субтропики.Высотная поясность в горах.Тест.
55
Практикум № 36 «Сопоставление карты ПЗ,графика «Смена ПЗ с севера на юг»
56
Практикум №37 «Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах»
57
Практикум №38 «Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану»
58
Практикум №39 «Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны»
59
Практикум №40 «Описание природно-хозяйственной зоны своей местности»
ТЕМА 6. НАШЕ НАСЛЕДИЕ(4час)
60
Территориальная организация общества
61
Все связано со всем
62
Что мы оставим потомкам
63
Географическая исследовательская практика. № 4 Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России-наш нравственный долг»
Учебник: География. Россия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Балысов и др. под ред. А.И. Алексеева; изд-во «Просвещение» 2012
Атлас 8 класс, контурные карты 8 класс
Информационно-коммуникативные средства
Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. М.: Глобус, 2008.