Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей редакцией В.В. Воронковой, (Москва. Владос. 2010г.) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класса (ФГОС)»
Пояснительная записка по географии 6 класс
Рабочая программа курса «География» для 6 класса составлена на основе нормативно – правовых документов.
Нормативно-правовые документы:
-Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»п.2 ст.28
-Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) для обучающихся с УО
(интеллектуальными нарушениями) приказ № 1599 от 22.12.2014 г.
-Адаптированная основная образовательная программа для детей с УО (с интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната протокол №4/15 от 22.12.2015 г.
-Приказ Минобрнауки РФ от 26 января 2016 г. №38 «О внесении изменения в федеральный перечень учебников»
-Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
-Положение ГКОУ РО Николаевской специальной школы-интерната о рабочей программе учителя по учебным предметам, курсам, дисциплинам в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ № 72 от 16.05.2016
- Письмо Министерство общего и профессионального образования РО от 8.08.2014г. №24/4.1.1.-4851м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»
Основой для разработки данной программы послужили:
- Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под общей редакцией В.В. Воронковой, (Москва. Владос. 2010г.) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г).
-Учебник по географии для обучающихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2007г
II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом природоведения 5 класса, в ходе которого изучались основные знания о неживой природе; формировались представление о мире, который окружает человека. Изучение географии нашей страны, а также материков и океанов в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. Этот раздел предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности.
Цель: создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении географии.
Задачи:
формирование элементарных географических представлений;
развитие ключевых компетенций обучающихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.);
развитие любознательности, научного мировоззрения;
формирование умений работать с географической картой, графической наглядностью;
привитие любви к Родине, её природе, умение бережно относится к природе своего края;
привитие гражданских и патриотических чувств.
III. Место учебного предмета в учебном плане
Обучение географии рассчитано на четыре года — с 6 по 9 класс по 2 урока в неделю. Региональный учебный план по программе 2 часа в неделю, за год-68 часов.
I четверть-18 часов;
II четверть-14 часов;
IIIчетверть-20 часов;
IVчетверть-16 часов;
За год-68 часов.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного процесса
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова. Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей. Курс географии имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, черчением, домоводством и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные на уроках «Живой мир» и «Природоведение». Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний.
V. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Обучающиеся будут осваивать материал каждый на своём уровне и в своём темпе. Кроме всего, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, участию в олимпиадах, конкурсах разного уровня. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Программа обеспечивает достижение определённых личностных и предметных результатов.
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, бережного отношения к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе
развитие мотивации к изучению предмета.
Коммуникативные учебные действия:
Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию.
Регулятивные учебные действия:
Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления
Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач
Познавательные:
Дифференцированно воспринимать мир, его временно-пространственную ориентацию
Использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, установление закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы с помощью учителя;
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов при помощи наводящих вопросов учителя;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения;
показывать на карте некоторые географические объекты, из указанных в программе;
выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).
Достаточный уровень:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе;
выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида.
VI.Содержание учебного материала
Начальный курс физической географии.
Введение (4 часа)
1. География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
2-3. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Приз¬наки времен года. Явления природы. Меры предосторожности.
4. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.
Ориентирование на местности (5 часов)
5. Горизонт. Линия горизонта.
6. Стороны горизонта.
7. Компас и правила пользования им.
8. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.
9. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.
План и карта (9 часов)
10. Рисунок и план предмета.
11. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.
12. План класса.
13. План школьного участка.
14. Условные знаки плана местности.
15. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.
16. Условные цвета физической карты.
17. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.).
18. Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Формы поверхности Земли (4 часа)
19. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
20. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.
21. Овраги, их образование.
22. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
30. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.
31. Острова и полуострова.
32. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Земной шар (14 часов)
33. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.
34. Планеты.
35. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.
36. Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.
37. Физическая карта полушарий.
38. Распределение воды и суши на Земле.
39. Океаны на глобусе и карте полушарий.
40. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
41. Первые кругосветные путешествия.
42. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).
43. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
44. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.
45. Природа тропического пояса.
46. Природа умеренных и полярных поясов.
Карта России (20 часов)
47. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва.
48. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.
49. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.
50. Моря Тихого и Атлантического океанов.
51. Острова и полуострова России.
52. Работа с контурными картами.
53. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.
54. Работа с контурными картами.
55. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.
56. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и
медной руд, природного газа).
57. Работа с контурными картами.
58. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.
59. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.
60. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС.
61. Реки Лена, Амур.
62. Озера Ладожское, Онежское, Байкал.
63. Работа с контурными картами.
64. Наш край на карте России.
65. Повторение начального курса физической географии.
V. Материально-техническое обеспечениеобразовательного процесса
Особое значение при изучении тем разделов приобретают уроки с использованием ТСО, практические работы, экскурсии, уроки с использованием игровых моментов и ситуаций, так как способствуют формированию у учащихся с нарушением интеллекта новых знаний и связи зрительного образа и слова. Перечисленные формы учебных занятий позволяют эффективно организовать учебный процесс, осуществляемый в коррекционной школе.
№
п/п
Наименование
Перечень материально-технического обеспечения
1.
Методические электронные и печатные пособия, раздаточный материал
Учебно-дидактический материал для учащихся
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы // Под редакцией. В.В. Воронковой, (Москва. Владос. 2010г
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006
Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение, 2001
Атлас 6 класс
Энциклопедия «Красная книга России» Энциклопедия «Мир животных» Энциклопедия «Растительный мир в картинках»
«Мир природы» (познавательные материалы об окружающем мире- воздух, превращения воды).
презентация «Значение воды в природе».
презентация к Уроку Чистой воды.
презентация «Полезные ископаемые».
презентация «Известняки». -
- Гербарий
- Основные группы растений
2.
Технические средства обучения
Компьютер, интерактивная доска, микроскоп, диск «Жизнь леса»
3.
Демонстрационные пособия
Таблицы: 6 класс.
Растения зимой и летом.
Опорный сигнал по теме: «Полезные ископаемые». 3. Воздух. 3.1. Работа ветра. 3.2. Выветривание. 4. Почвы. 5. Вода в природе. 6. Три состояния воды. 7. Работа воды.