Зам.директора по УР: Коноплева С.Ю. Директор школы: И.Д. Шахова
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- определять на карте местоположение географических объектов.
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты или характеристика деятельности | Примечание |
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Раздел V. Гидросфера – водная оболочка Земли (8 часов) |
1 | Гидросфера. | Определяют значение географических знаний в географической современной жизни, главные задачи современной географии. Выявляют методы науки. Оценивают роль географической науки в жизни общества. Устанавливают основные приёмы работы с учебником. Фронтальная работа с классом | Уметь рассказывать о гидросфере как сплошной и непрерывной оболочке Земли. Знать: что такое гидросфера, свойства воды, сколько воды на Земле. | Коммуникативные: Развивать коммуникативные умения, задавать вопросы для организации собственной деятельности. Определять понятие «гидросфера». Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Анализировать роль воды на Земле на основе текста учебника и иллюстраций. | Развитие познавательных интересов, внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе. | |
2 | Мировой океан | Изучение океанов и их частей океана Комбинированный: объснительно-иллюстративный, эвристическая беседа | Уметь рассказывать о том, что такое Мировой океан, что такое моря. Уметь отвечать на вопрос: «Почему свойства вод МО изменчивы?» | Коммуникативные: Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты Регулятивные: Различать окраинные, внутренние моря, заливы, проливы, каналы. Познавательные: Анализировать, сравнивать закономерности в распределении свойств вод Мирового океана. | Осознание ценности и значимости Мирового океана. | |
3. | Движения воды в океане. | Понимать информацию о возникновении волн, чем опасны цунами. Уметь рассказывать о том, как образуются и какими бывают океанические течения; почему на Земле бывают приливы и отливы. Урок конструирования понятий, практикум. | Показывать по картам теплые и холодные течения, составлять схему «Виды океанических течений» | Коммуникативные: Находить информацию (в Интернете и других источниках) о явлениях цунами, мощных океанических течениях. Регулятивные: Принимать учебную задачу и планировать свои действия Познавательные: Сравнивать, анализировать причины возникновения волн, течений и приливов в океанах. | Показывать по картам течения и наносить их на контурную карту. | |
4. | Реки | Уметь рассказывать о частях рек; о том, как образуются пороги и водопады; как возникают и чем опасны наводнения. Урок конструирования понятий, практикум. | Представлять и давать оценку рекам: равнинным и горным | Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Регулятивные: Принимать и формулировать учебную проблему. Познавательные: Уметь сравнивать различные по характеру течения рек. Уметь обобщать факты и явления основных причин наводнений на реках | Показывать по картам равнинные и горные реки, крупные пороги и водопады. Наносить реки на контурную карту. | |
5. | Озера и болота | Представлять и давать оценку особенностей и значения разнообразия вод суши: рек, озер. Урок эвристическая беседа, частично-поисковый. | Иметь представление об озерах и болотах. | Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и других источниках. Обсуждать значение озер и болот для человека. Регулятивные: Принимать и формулировать учебную задачу. Познавательные: Уметь обобщать, сравнивать, анализировать факты и выявлять причины и следствия. | Уметь различать озера по солености, проточности, происхождению котловин. Наносить озера и болота на контурную карту. | |
6. | Подземные воды | Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники Термальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод. Урок частично-поисковый. | Знать причины минерализации воды; что такое подземные воды и источники. Значение подземных вод для человека. | Коммуникативные: Уметь находить информацию в Интернете и других источники об образовании гейзеров. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Уметь обобщать, сравнивать, анализировать факты и выявлять причины и следствия. | Уметь разбираться в том, как образуются межпластовые и грунтовые воды. | |
7 | Ледники и многолетняя мерзлота | Горные и покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство. Оледенения. Урок-практикум | Уметь рассказывать об айсбергах, как рождаются и какими бывают ледники, когда на Земле были ледниковые периоды. Значение оледенения | Коммуникативные: Уметь находить информацию в Интернете и других источниках об особенностях хозяйственной деятельности в районах с многолетней мерзлотой. Регулятивные: Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия Познавательные: Уметь сравнивать и анализировать факты и выявлять причины и следствия. | Прослеживать и описывать по картам положение границ максимального распространения айсбергов. | |
8 | Человек и гидросфера | Уметь обобщать знания и умения по теме «Вода на Земле» Комбинированный: эвристическая беседа, урок-исследование. | Знать: почему пресной воды на Земле недостаточно? На что расходуется больше всего воды? Кто является главным загрязнителем вод? Зачем необходимы водохранилища? Какие опасности грозят Мировому океану? . | Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и других источниках и обсуждать меры, направленные на сокращение потребления воды человечеством. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Сравнивать и обобщать факты Загрязнения гидросферы Земли. | Уметь рассуждать о причинах нехватки пресной воды на Земле. | |
Раздел VI. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (8 часов) |
9 | Атмосфера | Объяснять особенности атмосферы Земли: размеры атмосферы, вещественный состав и строение. Комбинированный: урок конструирования теории, эвристическая беседа. | Уметь рассказывать о том, из каких газов состоит воздух; из каких слоев состоит атмосфера. | Коммуникативные: Уметь в процессе общения приводить доказательства утверждения «Тропосфера-кухня погоды» Регулятивные: Уметь планировать свои действия. Познавательные: Уметь рассуждать о значении атмосферы для Земли. | Уметь давать характеристику слоев атмосферы и указывать различия между ними. | |
10 | Температура воздуха | Нагревание воздуха, зависимость температуры от высоты, угла падения солнечных лучей, характера поверхности. Годовые и суточные изменения температуры воздуха. Амплитуда температур. Изотермы. Парниковый эффект. Эвристическая беседа | Знать: как нагревается воздух атмосферы, какие факторы влияют на температуру воздуха. | Коммуникативные: Выявлять причины изменчивости температуры воздуха. Регулятивные: Формировать учебную проблему. Познавательные: Решать практические задачи, сравнивая по картам атласа средние температуры июля и января. | Анализировать графики годового и суточного хода температур воздуха. | |
11 | Влажность воздуха. Облака. | Образование облаков в атмосфере, их виды и значение. Комбинированный: урок: конструирования теории, эвристическая беседа, урок-практикум. | Знать, что такое влажность воздуха, как образуется туман и облака, какие бывают облака. | Коммуникативные: Описывать способы образования тумана и облаков Регулятивные: Формулировать учебную задачу и планировать свои действия. Познавательные: рассчитать относительную влажность воздуха. | Распознавать виды облаков. | |
12 | Атмосферные осадки | Образование осадков в атмосфере, их виды и значение. Комбинированный: урок: конструирования теории, эвристическая беседа. | Знать: как образуются роса и иней; почему на Земле бывает дождь, снег и град. | Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом Регулятивные: Решать практические задачи по анализу диаграмм годового кол-ва осадков. Познавательные: Рассказывать о способах отображения количества осадков на картах атласа | Пользуясь картой количества осадков, выявлять особенности их распределения по земной поверхности в зависимости от географической широты. | |
13 | Атмосферное давление и ветер | Определять этапы образования процессов, приводящие к формированию ветра, знать приборы, измеряющие его силу и направление, виды ветров в разных частях Земли. Урок разработки программы действий. | Знать как распределяется давление на Земле, почему воздух движется, как образуются ветры, что такое муссоны, бризы, фены. | Коммуникативные: Умение задавать вопросы для организации собственной деятельности. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачи. Познавательные: Определять и рассказывать по рис., об образовании бризов, муссонов, пассатов. | Развивать познавательные интересы по данной теме. | |
14 | Погода. Климат | Погода, ее характеристика, причины ее изменения. Взаимосвязь между элементами погоды. Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Урок постановки проблем и их решения. | Знать, что такое погода и чем она характеризуется; почему погода изменчива; как составляют прогноз погоды. | Коммуникативные: Умение задавать вопросы для организации собственной деятельности Регулятивные: Ставить задачи и уметь их решать. Познавательные: Ориентироваться по карте погоды и описывать различия погоды в двух пунктах по выбору. | Осознавать необходимость изучения данной темы, ценности метеорологических знаний, как важнейших компонентов прогноза погоды. | |
15 | Оптические явления в атмосфере | Образование оптических явлений в атмосфере Фронтальный опрос | Уметь различать разнообразные оптические явления в атмосфере ( миражи, радуга, молнии, гало и др.) | Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом, задавать вопросы для организации собственной деятельности. Регулятивные: Формулировать учебную задачу и планировать свои действия Познавательные: Уметь рассуждать об изменении атмосферы Земли. | Знать, какие явления характерны для нашей местности. | |
16 | Человек и атмосфера | Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере (град, гололед, изморозь, ливень, снегопад, гроза, молния и т.д.) Комбинированный: урок: конструирования теории, эвристическая беседа, урок-практикум. | Знать, чем опасны засухи и ливни; как рождаются ураганы; почему загрязнена атмосфера Земли. | Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом, задавать вопросы для организации собственной деятельности. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Объяснять, чем опасны сильные морозы и снегопады. | Показывать на карте, где и как зарождаются ураганы. | |
Раздел VII. Биосфера – оболочка жизни (5 часов) |
17 | Биосфера | Понятие «биосфера». В.И. Вернадский - создатель учения о биосфере Границы современной биосферы Разнообразие органического мира Земли. Понятие о древних видах -реликтах. Распространение живых организмов в биосфере. Соотношение растений и животных на суше ив Мировом океане. Фронтальный опрос | Уметь объяснять, что такое биосфера и где проходят ее границы. | Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Регулятивные: Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия. Познавательные: Знать, чем определяются границы распространения биосферы; в каких частях Земли наблюдается наибольшее сосредоточение живых организмов. | Развитие познавательных интересов по теме. | |
18 | Жизнь в океане и на суше | Факторы воздействия на распространение живых организмов в океане и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения растительного и животного мира суши. Воздействие температурного режима, количества осадков, рельефа. Фронтальный опрос | Иметь представление о том, как распространяется жизнь в Мировом океане и на суше. | Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и других источниках о живых организмах. Приводить примеры животных и районы их расселения. Регулятивные: Планировать свои действия и оценивать правильность выполнения действий. Познавательные: Выявлять причины влияющие, на распространение жизни в Мировом океане. Знать условия изменения орг. мира на суше. | Развитие познавательных интересов на уровне положительного отношения к живому. | |
19 | Значение биосферы | Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Земли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидросферу, человека. Эвристическая беседа. | Представлять, как происходит на Земле биологический круговорот; как биосфера изменяет другие сферы Земли. | Коммуникативные: Умение задавать вопросы для организации собственной деятельности; умение задавать вопросы деятельности. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Знать: значение фотосинтеза и роль каждой группы живых организмов в биологическом круговороте. | Развитие познавательных интересов мотивационной основы учебной деятельности, включающий социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | |
20 | Человек - часть биосферы | Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения человека. Расовый состав населения. Внешние признаки людей различных рас. Роль биосферы в жизни человека. Эвристическая беседа. | Знать: как люди расселялись по Земле; в чем проявляется зависимость человека от биосферы. | Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и других источниках о представителях разных рас. Регулятивные: Ставить задачи и уметь их решать. Познавательные: Уметь выявлять соответствие между распространением рас и размещением населения на земном шаре. | Развитие познавательных интересов на уровне положительного отношения к древним останкам человека. | |
21 | Экологические проблемы в биосфере | Экологические кризисы в истории развития человечества. Эвристическая беседа. | Представлять, в чем суть современных экологических проблем. Знать какие мероприятия направлены на охрану органического мира. | Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и других источниках значения терминов: нац. парк, заповедник. Регулятивные: Формировать учебную проблему. Познавательные: Анализировать, какие экологические кризисы были в истории человечества; каковы черты современного экол. кризиса. | Развитие познавательных интересов на уровне положительного отношения к объектам Всемирного наследия. | |
Раздел VIII. Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс (13 часов) |
22 | Географическая оболочка | Понятие «географическая оболочка». Строение, границы, этапы формирования оболочки. Фронтальный опрос. | Знать, что такое географическая оболочка; ее зональность и целостность, ритмичность. | Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и других источниках и подготавливать сообщения на тему « Ритмы в живой и неживой природе» Регулятивные: Формировать учебную проблему и планировать свои действия. Познавательные: Анализировать этапы в развитии географической оболочки; приводить примеры проявления зональности на материках и океанах. | Развитие познавательных интересов Осознание необходимости изучения данной темы. | |
23 | Природные комплексы | Компоненты природного комплекса, их взаимодействие. Размеры природных комплексов. Природные зоны как крупнейшие зональные комплексы. Высотные пояса. Природно-антропогенные и антропогенные комплексы Комбинированный: эвристическая беседа и тестирование | Иметь представление о природных зонах, разнообразии природных комплексов | Коммуникативные: Изучать рисунки учебника и делать выводы. Решать познавательные и практические задачи на выявление по картам атласа Регулятивные: Принимать учебную задачу и вносить необходимые коррективы в свои действия. Познавательные: Выявлять отличия природных комплексов от антропогенных. Анализировать схему «ПК» | Развивать познавательные интересы, воспринимать на слух и принимать информацию об зональных природных комплексах. | |
24 | Почва | Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространённые зональные типы почв. Охрана почв, мелиорация. Фронтальный опрос | Иметь представления о почве, ее строении и свойствах, мерах по охране почв. | Коммуникативные: Описывать от чего зависит плодородие почв; рассказывать о мероприятиях по охране и повышению плодородия почв. Регулятивные: Формировать учебную проблему и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Показывать на схемах и картах разные типы почв. Анализировать почвенный профиль. | Осознание ценностей географических знаний, необходимости изучения данной темы и развитие познавательных интересов | |
25 | Ледяные пустыни | Арктические и антарктические пустыни: географическое положение, климат, растительный и животный мир. Эвристическая беседа. | Уметь рассказывать о жизни у полюсов Земли | Коммуникативные: Находить дополнительные сведения о полярой пустыни. Регулятивные: Формулировать учебную проблему и уметь её решать. Познавательные: Составлять описание полярной пустыни. | Развитие познавательных интересов, внутренней позиции на уровне положительного отношения к живому. | |
26 | Тундра | Тундры: географическое положение, климат, растительный и животный мир. Эвристическая беседа. | Уметь рассказывать о жизни у полюсов Земли. Определять по картам географическое положение природной зоны, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. | Коммуникативные: Освоение социальных норм и правил поведения в коллективе (группе) Регулятивные: Планировать учебную деятельность, уметь объяснять содержание совершаемых действий Познавательные: Составлять описание тундры | Использовать языковые средства для выражения своих мыслей. | |
27 | Леса умеренного пояса | Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. Эвристическая беседа. | Уметь использовать изученную информацию по всей теме. Знать какие бывают леса, их значение в жизни планеты. | Коммуникативные: Уметь обсуждать вопросы в группе Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Анализировать схему учебника: «Распространение лесов» Выполнять описание природных зон: тайга, смешанные леса. | Формирование познавательной и информационной культуры | |
28 | Леса тропического пояса | Зоны муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. Урок постановки проблемы | Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и представителями её растительного и животного мира. | Коммуникативные: Освоение социальных норм и правил поведения в коллективе (группе) Регулятивные: определять цели обучения, выделять главное, существенные признаки понятий; Познавательные: Давать определения понятиям. Осуществлять сравнение, классификацию. Проводить наблюдение под руководством учителя | Развитие познавательных интересов, мотивации учебных действий. | |
29 | Степи и саванны | Зоны степей и саванн: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. Урок постановки проблемы | Уметь рассказывать о степях и саваннах, использовании их человеком. | Коммуникативные: Уметь добывать знания через Интернет и другие источники, по данной теме. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Анализировать схему учебника: «Распространение степей и саванн» Сравнивать степи на разных материках. Выявлять общие черты между степями и саваннами. | Развивать познавательные интересы. Осмыслять важность изучения данной темы. | |
30 | Засушливые области планеты. | Зона пустынь: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. Урок постановки проблемы | Уметь рассказывать о разнообразии жизни в кажущейся «мертвой» пустыне; Знать что такое оазисы. | Коммуникативные: Устанавливать по иллюстрациям и картам типы пустынь; выявлять приспособления животных к жизни в пустыне Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Анализировать схему учебника «Распространение пустынь и полупустынь». | Развивать познавательные интересы. Осмыслять важность изучения данной темы. | |
31 | Природные комплексы Мирового океана | Широтные и вертикальные зоны Мирового океана. Комбинированный: эвристическая беседа и тестирование | Иметь представление о природных комплексах Мирового океана. Уметь различать широтные и вертикальные зоны океанов. | Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и др. источниках о значении орг. мира Мирового океана для человека. Регулятивные: Определять по картам районы распространения представителей органического мира океанов. Познавательные: Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показать их. Анализировать тематические карты и находить доказательства существования в Мировом океане широтной зональности. | Развивать интересы учащийся по данной теме. | |
32 | Всемирное наследие человечества | Всемирное наследие. Угрозы сохранению объектов наследия. Текущий контроль. | Знать, что значит Всемирное наследие человечества, угрозы сохранению наследия, культурные ландшафты. | Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и др. источниках об объектах всемирного наследия. Регулятивные: Определять характер объектов и особенности их размещения по континентам. Познавательные: Выявлять причины необходимости охраны культурного и природного наследия. | Осознавать необходимость изучения данной темы, ценности взаимосвязи природы и культуры в памятниках всемирного наследия. | |
33 | Природное наследие человечества | Природное наследие и сохранение биологического разнообразия. Текущий контроль. | Знать, какие объекты входят во всемирное природное наследие; | Коммуникативные: Находить информацию в Интернете и др. источниках и готовить презентацию об объекте всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества. Регулятивные: Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия. Познавательные: Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества. | Осознавать необходимость изучения данной темы, ценности взаимосвязи природы и культуры в памятниках всемирного наследия. | |
34 | Культурное наследие человечества | География объектов Всемирного наследия. Текущий контроль. | Знать, какие объекты входят во всемирное культурное наследие. | Коммуникативные: Умение общаться и взаимодействовать друг с другом Регулятивные: Принимать учебную задачу и планировать свои действия. Познавательные: Анализировать, сравнивать и обобщать факты. | Развитие познавательных интересов, мотивации учебных действий. | |