Рабочая программа кружка "Занимательная география"
Рабочая программа кружка "Занимательная география"
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Занимательная география"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Чемерновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено. Согласовано. Утверждаю.
Руководитель Заместитель Директор школы
методического директора по УВР
объединения учителей ________/Цыбанова Л.А./ ________ /Швед А.К./
естественного цикла
_______ /Носова М.В./ Приказ № ________
Протокол №______ «____» ………….. 2017 г.
от «___» ………… 2017 г. от «____» сентября 2017 г.
Рабочая программа курса
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»
для 5 класса
на 2017 / 2018 учебный год
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Составитель программы:
Рылина Елена Константиновна
учитель географии
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеурочная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна если на изучение основного предмета в 5 классе в школьном учебном плане дан 1 час в неделю. Это первый год изучения географии обучающимися и то, как они освоят предмет и научатся применять полученные знания зависит дальнейшее понимание предмета.
Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.
Программа внеурочной деятельности “Занимательная география” по обще-интеллектуальному направлению разработана для занятий обучающихся 5- 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.
Цель изучения курса «Занимательная география» - воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Задачи:
создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению предмета география;
формирование умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета;
развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных навыков по умению работать в группе, отстаивать свою точку зрения;
обучение учащихся приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.
Режим занятий: курс «Занимательная география» рассчитан на 17 часов.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В соответствии с ФГОС, личностными результатами обучения внеурочной деятельности «Занимательная география» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Формирование личностных результатов выражает:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения внеурочной деятельности «Занимательная география» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей познавательной деятельностью; умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Формированию регулятивных УУД служат технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Результатом формирования познавательных УУД являются:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения внеурочной деятельности «Занимательная география» являются следующие умения:
– осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
– использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
– понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Содержание курса внеурочной деятельности
№
Краткая характеристика содержания
Формы организации и виды деятельности
Каменная летопись планеты
Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах.
Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная.
Виды деятельности: беседа, создание памяток, изучение памятки, выполнение аналитических, практических заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др.
В мире песка и камня
Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки
Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.
Виды деятельности: просмотр видеофрагментов, творческие и аналитические задания, просмотр/подготовка презентации, работа с иллюстративным материалом, защита индивидуальных мини-проектов, игровые упражнения и др.
Каньоны мира
Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.
Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.
Виды деятельности: защита творческого проекта, просмотр/подготовка презентации, просмотр и анализ фидеофрагментов, игровые упражнения и др.
В мире падающей воды
Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.
Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.
Виды деятельности: защита творческого проекта, редактирование, исследовательские и занимательные упражнения, просмотр/подготовка презентации и др.
В мире мрака и безмолвия
Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.
Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.
Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.
Виды деятельности: защита творческого проекта, просмотр/подготовка презентации, просмотр и анализ фидеофрагментов, игровые упражнения и др.
Этот удивительный ледяной мир
Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.
Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.
Виды деятельности: защита творческого проекта, просмотр/подготовка презентации, просмотр и анализ фидеофрагментов, игровые упражнения и др.
Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
Каменная летопись планеты
4
В мире песка и камня
2
Каньоны мира
1
В мире падающей воды
3
В мире мрака и безмолвия
3
Этот удивительный ледяной мир
4
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
№ урока в теме
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
План.
Факт.
Каменная летопись планеты
4
-
-
1)
Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США.
1
2)
Священная гора Улуру в самом сердце Австралии.
1
3.
3)
Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция).
1
4.
4)
Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах
1
В мире песка и камня
2
-
-
5.
1)
Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни.
1
6.
2)
Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.
Защита творческого проекта.
1
Каньоны мира
1
-
-
7.
1)
Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне.
1
В мире падающей воды
3
-
-
8.
1)
Водопад Анхель – самый высокий водопад мира
1
9.
2)
Как и когда возник Ниагарский водопад.
1
10.
3)
Карельский водопад Кивач.
1
В мире мрака и безмолвия
3
11.
1)
Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире.
1
12.
2)
Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.
1
13.
3)
Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская.
1
Этот удивительный ледяной мир
3
-
-
14.
1)
Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле?
1
15
2)
Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги
1
16.
3)
Защитатворческого проекта
1
17.
4)
Защитатворческого проекта
1
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения :