№ | Дата проведения | Тема | Основные виды учебной деятельности | Примечание |
| По плану | Фактически | | |
Литосфера — подвижная твердь 6 часов | |
1 | | | Суша в океане. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Вводный инструктаж по ТБ | Работать с источниками информации. Давать определение понятиям: материк, часть света, классифицировать острова по происхождению. Называть отличия Земли от других планет. Давать определение понятиям: геология, горная порода. Классифицировать виды горных пород. Определять горные породы по происхождению. Проанализировать гипотезу дрейфа материков и привести примеры фактов, подтверждающих её. Выявлять следствие движения литосферных плит. Устанавливать соответствие форм рельефа разным участкам литосферных плит. Прогнозировать как движение литосферных плит влияет на жизнь людей. | |
2 | | | Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. | |
3 | | | Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. | |
4 | | | Дрейф материков и теория литосферных плит. Литосферные плиты и современный рельеф. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Практическая работа 1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем. | |
5 | | | Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты. | |
6 | | | Урок обобщения и контроля знаний по теме «Литосфера — подвижная твердь». | |
Атмосфера и климаты Земли 3 часа | |
7 | | | Пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Практическая работа 2. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира. | Давать определение понятиям: пояса освещённости, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления, воздушная масса, климатический пояс, климатограмма. Выявлять закономерности распределения поясов освещенности, увлажнения и атмосферного давления по поверхности Земли Определять типы воздушных масс и их характерные особенности, распределения климатических поясов , их отличительные черты. Выявлять какие климатические параметры определяются по климатограмме. Характеризовать типы климата. | |
8 | | | Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Практическая работа 3. Определение типов климата по предложенным климатограммам | |
9 | | | Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, вли- яние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. | |
Гидросфера. Мировой океан - синяя бездна 4 часа |
10 | | | Мировой океан и его части. Глубинные зоны Мирового океана. | Перечислять и показывать на карте крупнейшие части Мирового океана. Выявлять закономерность распределения глубин в Мировом океане. Давать определение понятиям волна, океаническое течение. Классифицировать виды волн, виды течений. Определять причины движения вод в океане. Покажут на карте теплые и холодные течения. Рассказывать, почему океан называют «колыбелью жизни». Классифицировать организмы, обитающие в Мировом океане. Делать вывод об особенностях распространения живых организмов в Мировом океане, о влиянии Мирового океана на природу Земли | |
11 | | | Движение вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. | |
12 | | | Жизнь в океане. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. | |
13 | | | Особенности отдельных океанов. Практическая работа 4. Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана. | |
Географическая оболочка- живой механизм 2 часа | |
14 | | | Понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, римичность и зональность. Практическая работа 5.Выявление и объяснение географической зональности при- роды Земли. Описание особенностей природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. | Давать определение понятиям: ландшафт, географическая оболочка. Выявлять виды природных комплексов. Делать вывод о границах географической оболочки, о взаимосвязях компонентов природы. выявлять свойства характерные для географической оболочки. Давать определение закону географической зональности, знать закономерности развития географической оболочки, чередовании природных зон. Рассказывать об особенностях природных зон различных географических поясов. | |
15 | | | Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности | |
Человек -хозяин планеты 4 часа | |
16 | | | Возникновение человека и предполагаемые пути его расселе- ния по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. | Называть и показывать родину человечества. Рассказывать о том, как человек заселял Землю. Объяснять, что послужило предпосылками расселения человека по планете, что такое хозяйственная деятельность, чем отличается присваивающее хозяйство от производящего. Давать определение понятию: особоохраняемые территории; классифицировать виды особоохраняемых территорий; объяснять, почему необходимо охранять природу; классифицировать различные виды особо охраняемых природных территорий. Выделять объекты природы, относящиеся к Всемирному человеческому наследию | |
17 | | | Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. | |
18 | | | Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Практическая работа 6. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира | |
19 | | | Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира. | |
МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ. Африка- материк коротких теней 9 часов |
20 | | | История открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Практическая работа 7.Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах. | Давать определение понятию: физико-географическое положение материка. Определять в чём состоят особенности физико-географического положения Африки. Рассказывать о путешественниках и исследователях Африки. Определять координаты крайних точек Африки. Знать геологическую историю Африки. Объяснять основные черты современного рельефа материка на основе связи с историей формирования и строением земной коры; показывать на физической карте основные формы рельефа Африки Объяснять размещение полезных ископаемых на материке. Объяснять, какие факторы влияют на формирование климата Африки, какие типы климатов характерны для континента, в чём состоит особенность чередования климатических поясов и областей на материке. Выявлять климатические особенности отдельных территорий Африки. Определять по климатической карте температурные особенности, условия увлажнения, климатические пояса. | |
21 | | | Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Практическая работа 8. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | |
22 | | | Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира — Сахара. Оазисы. | |
23 | | | Гидрография Африки. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. | |
24 | | | Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки. | |
25 | | | Неравномерность размещения население, его быстрый рост. | |
26 | | | Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. | |
27 | | | Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. | |
28 | | | Обобщение и контроль знаний по теме «Африка» | |
Австралия – маленький великан 6 часов | |
29 | | | История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы Австралии. Практическая работа 9. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков. | Определять по картам географическое положение Австралии. Объяснять, что в переводе на русский язык означает слово «Австралия». Рассказывать кто является первооткрывателем материка. Объяснять почему в Австралии государственным языком является английский. Определять по карте геологическое строение и особенности рельефа материка. Объяснять особенности формирования климата Австралии. Находить взаимосвязи гидрографической сети материка и его климатом. Объяснять разнообразие и своеобразие растительного и животного мира континента, каких представителей живого мира называют эндемиками | |
30 | | | Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. | |
31 | | | Изолированность и уникальность природного мира материка. | |
32 | | | Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Австралийский Союз — страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. | |
33 | | | Океания — островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов. | |
34 | | | Урок обобщения и контроля знаний по теме «Австралия». | |
Антарктида – холодное сердце – 3 часа | | | Антарктида – холодное сердце – 3 часа |
35 | | | Географическое положение и история исследования Антарктиды. Покорение Южного полюса. | Объяснять особенности ледового покрова Антарктиды. Знать особенности геологического прошлого материка, рельефа континента. Определить факторы , которые влияют на формирование климата материка. Объяснять, почему органический мир Антарктиды связан с океаном. Выявить какое влияние оказывает Антарктида на природу Земли. | |
36 | | | Самый изолированный и холодный материк планеты. | |
37 | | | Обобщающий урок по теме «Антарктида-холодное сердце». | |
Южная Америка – материк чудес 8 часов | |
38 | | | Географическое положение –основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия и изучения и освоения. Основные черты природы. | Давать определение понятию: физико-географическое положение материка. Определять в чём состоят особенности физико-географического положения Южной Америки. Рассказывать о путешественниках и исследователях Южной Америки. Определять координаты крайних точек Южной Америки. Знать геологическую историю Южной Америки. Объяснять основные черты современного рельефа материка на основе связи с историей формирования и строением земной коры; показывать на физической карте основные формы рельефа Южной Америки Объяснять размещение полезных ископаемых на материке. Объяснять, какие факторы влияют на формирование климата Африки, какие типы климатов характерны для континента, в чём состоит особенность чередования климатических поясов и областей на материке. Выявлять климатические особенности отдельных территорий Южной Америки. Определять по климатической карте температурные особенности, условия увлажнения, климатические пояса. | |
39 | | | Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Равнинный Восток и горный Запад. | |
40 | | | Разнообразие климатов. Самый влажный материк. | |
41 | | | Амазонка- самая полноводная река планеты. Реки- основные транспортные пути. | |
42 | | | Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Практическая работа 10. Выявление с использованием карт атласа взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка. | |
43 | | | Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. | |
44 | | | Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты Всемирного природного и культурного наследия. | |
45 | | | Обобщение и контроль знаний по теме «Южная Америка». | |
Северная Америка – знакомый незнакомец 8 часов. | |
46 | | | Географическое положение Северной Америки. История открытия и изучения и освоения. | Давать определение понятию: физико-географическое положение Северной Америки. Определять в чём состоят особенности физико-географического положения Северной Америки. Рассказывать о путешественниках и исследователях Северной Америки. Определять координаты крайних точек Северной Америки. Знать геологическую историю Северной Америки. Объяснять основные черты современного рельефа материка на основе связи с историей формирования и строением земной коры; показывать на физической карте основные формы рельефа Северной Америки Объяснять размещение полезных ископаемых на материке. Объяснять, какие факторы влияют на формирование климата Северной Америки, какие типы климатов характерны для Северной Америки, в чём состоит особенность чередования климатических поясов и областей на материке. Выявлять климатические особенности отдельных территорий Северной Америки. Определять по климатической карте температурные особенности, условия увлажнения, климатические пояса. Выявлять общие черты внутренних вод Северной Америки и наиболее крупные реки и озера материка, показывать их на карте. Объяснять влияние внутренних вод на жизнь человека. Определять по карте, на какие регионы делится Северная Америка, какие страны входят в состав каждого региона. Выявлять особенности природы и населения каждого из регионов. | |
47 | | | Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. | |
48 | | | Разнообразие типов климата. | |
49 | | | Реки Северной Америки. Великие Американские озера. | |
50 | | | Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира Северной Америки. | |
51 | | | Формирование населения материка. Современное население. Практическая работа 11. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. | |
52 | | | Регионы Северной Америки. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. | |
53 | | | Урок обобщения и контроля знаний по теме «Северная Америка». | |
Евразия – музей природы 10 часов |
54 | | | Самый большой материк. История изучения и освоения Евразии. Основные черты природы. | Называть и показывать имена путешественников и исследователей, их вклад в изучение природы и народов материка, элементы береговой линии. Определять географическое положение материка. Описывать особенности береговой линии материка. Объяснять влияние географического положения материка на его природу. Делать вывод о взаимосвязи геологического строения и рельефа и размещении полезных ископаемых Евразии. Называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, Рассказывать о высотных рекордсменах Евразии. Объяснять, какие факторы участвуют в формировании климата материка. Рассказывать о районах формирования различных типов климата, показывать их на карте Выявлять климатические различия в пределах климатических поясов Евразии. Определять по карте специфику внутренних вод отдельных территорий материка. Делать вывод о видовом разнообразии внутренних вод. Рассказывать о гидрографических объектах Евразии, являющихся мировыми рекордсменами. Объяснять, как человек использует объекты гидросферы в пределах Евразии. Рассказывать о своеобразии растительного и животного мира материка. Выявлять закономерности смены природных зон в Евразии. Объяснять отличительные черты и условия природных зон континента. Рассказывать о самых крупных по численности населения государствах материка. Показывать на карте где расположены наиболее заселённые территории, какие города являются самыми крупными по численности населения. Рассказывать о составе населения Евразии. Выявлять специфику евразиатских государств. Объяснять в чём состоят отличия Юго-Западной, Восточной и Центральной Азии друг от друга. Объяснять особенности природы характерные для регионов. | |
55 | | | Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. | |
56 | | | Все типы климатов Северного полушария. | |
57 | | | Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера :Каспийское, Байкал. | |
58 | | | Разнообразие природы Евразии. | |
59 | | | Население Евразии. | |
60 | | | Регионы Европы. | |
61 | | | Регионы Азии: Юго-Западная, Восточная, Центральная Азия. Практическая работа 12. Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации. | |
62 | | | Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия. | |
63 | | | Обобщение и контроль знаний по теме «Евразия». | |
Взаимоотношения природы и человека 1 час. |
64 | | | Взаимоотношения природы и человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу: меры по их охране. Практическая работа 13. Изучения правил поведения человека в окружающей среде, меры защиты от катастрофических явлений природного характера. | Объяснять взаимное влияние человека и природы друг на друга. Давать определение понятиям: природные ресурсы, стихийные явления Объяснять, почему возникают экологические проблемы. Рассказывать о Николае Ивановиче Вавилове. | |
65 | | | Урок обобщения и контроля знаний за курс 7 класса. | | |
66 | | | Урок коррекции знаний. | | |
67 | | | Повторение ФГП и особенности материков. | | |
68 | | | Повторение ФГП и особенности океанов. | | |
69 | | | | | |
70 | | | | | |