РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА: « Урбанизация в современном обществе»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА: « Урбанизация в современном обществе»
В системе географического образования важное место занимают знания о населении, которые учащиеся получают на всем протяжении изучения предмета. В процессе обучения формируется комплексный подход к рассмотрению населения, которое изучается как субъект социально-экономической деятельности и общественных отношений, важный фактор преобразования природы.
Изучение курса « Урбанизация в современном обществе» направлено на углубление уже имеющихся знаний школьников о населении, полученных ими в 6—9-х классах, и формирование новых — об особенностях и закономерностях динамики численности, структуры, размещения населения, основных демографических процессах, территориальных различиях и причинах их проявления, последствиях их развития и управления ими.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА: « Урбанизация в современном обществе» »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА:
« Урбанизация в современном обществе»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе географического образования важное место занимают знания о населении, которые учащиеся получают на всем протяжении изучения предмета. В процессе обучения формируется комплексный подход к рассмотрению населения, которое изучается как субъект социально-экономической деятельности и общественных отношений, важный фактор преобразования природы.
Изучение курса « Урбанизация в современном обществе» направлено на углубление уже имеющихся знаний школьников о населении, полученных ими в 6—9-х классах, и формирование новых — об особенностях и закономерностях динамики численности, структуры, размещения населения, основных демографических процессах, территориальных различиях и причинах их проявления, последствиях их развития и управления ими.
Актуальность предлагаемого курса определяется прежде всего тем, что на данном этапе исторического развития мира одной из главных глобальных проблем человечества является урбанизация (от лат. urbanus — городской) — это исторический процесс повышения роли городов и городского образа жизни в развитии человечества, связанный с территориальной концентрацией его деятельности в сравнительно немногих местах планеты. ) — процесс глобальный, т. е. охватывающий весь земной шар и который привносит колоссальные изменения в образ жизни людей, преобразует природные ландшафты, нередко приводя к негативным экологическим последствиям. Им в той или иной мере затронуты все континенты и страны современного мира.
Наряду с теоретическими знаниями, данный курс предусматривает формирование у учащихся практических умений, выраженных в ознакомлении старшеклассников с практическими приемами демографического анализа. Они предполагают овладение методами сбора, обработки, анализа интерпретации и представления геодемографической информации, выявление на ее основе закономерностей развития населения и разработку элементарных демографических прогнозов и моделей, определение возможных направлений регулирования демографических процессов.
Курс призван способствовать решению следующих задач:
овладение системой знаний –
- о численности и структуре населения, главных демографических показателях (смертность, рождаемость, естественный прирост, средняя продолжительность жизни) и воспроизводстве населения, демографической ситуации и демографической политику в мире, отдельных регионах и странах;
- о глобальных процессах современности, связанных с ростом численности населения;
- о причинах и последствиях мировой урбанизации на глобальном, национальном и региональном уровнях;
- о предпринимаемыхмерах в решении данной проблемы;
вооружение учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера.
Содержание и структура курса построены на принципах – научности, гуманизации, историчности, междисциплинарной интеграции.
Ожидаемые результаты:
Умения, формируемые у учащихся в ходе занятий, позволят им осознать прикладное значение знаний по географии населения, что в перспективе может способствовать их профессиональному выбору по окончании средней школы.
Курс « Урбанизация в современном обществе» разработан с учетом Государственного стандарта общего образования учебного предмета «География» и предназначен для учащихся 10 -11 классов и рассчитан на 34 часа.
ЛИТЕРАТУРА
Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Парадоксы урбанизации современной Индии // География в школе. — 2009. — № 2,3;
Камерилова Г. С. Урбоэкология: научное направление и учебная дисциплина. — Нижний Новгород, 2000.;
Лаппо Г. М. Возраст городов // География – 2006.- № 7-8;
Лаппо Г. М. Малые города России: особенности роль в жизни страны // География – 2008.- № 6;
Перцик Е. Н. Города мира: география мировой урбанизации. — М., 1999.;
Раковский С.Н. Население земного шара в конце 20- начале 21 в.: его качество. //
География в школе. — 2006. — № 8, - 2007.- № 4; Раковский С.Н. Мировое население в конце 20- начале 21 в.: международные миграции, урбанизация, качество населения. // География в школе. — 2008. — № 4-6;
Слука Н.А., Попов И.И. Крупнейшие мегаполисы в развивающихся странах. // География в школе. — 2005. — № 2-3;
Форрестер Дж. Динамика развития города. — М., 1974.;
Яницкий О. Н. Экологическая перспектива города. — М., 1987.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Курса « Урбанизация в современном обществе» 1 час в неделю
№ .п/п
Название раздела, темы урока
Основное содержание
Вид занятия
Формы контроля
Практическая работа
Введение (3 ч)
1-3
Население земного шара в конце 20- начале 21 в.в.: его качество
Понятие о воспроизводстве населения.
Сущность и географические особенности естественного движения населения мира. Численность населения мира.
Качество населения. Городское и сельское население мира
Лекция
с элементами практической работы
Индивидуальный, фронтальный опрос
Урбанизация в современном мире и ее территориальные различия (19ч)
4
География городского расселения мира. Исторические предпосылки возникновения городов древности и современности
Факторы развития городов.
.
Понятие об урбанизации. Эволюция процесса урбанизационного перехода в 20 веке. Основные черты современной урбанизации
Уровни и темпы урбанизации во всем мире и в отдельных его регионах
Субурбанизация, гиперурбанизация,
Лекция/ практикум
Индивидуальный, фронтальный опрос,
тестирование
индивидуальный, фронтальный опрос
№ 1 Проанализировать факторы, влияющие на территориальные различия уровня урбанизированности: природные условия, минеральные ресурсы, экономико географическое положение, демографические условия.
5
Возраст городов
Лекция
6
Классификация городов по людности, функциям, характеру планировки.
Лекция с элементами практической работы
№ 2 Составление схем классификации городов мира по различным критериям
7
Понятие об урбанизации. Урбанизация как глобальный процесс современности и будущего
8
Темпы, уровень и пространственно-временные различия урбанизации .
№ 3 Анализ динамики и выявление территориальных различий уровня урбанизации населения регионов мира.
9
Формы урбанизации в странах мира .Региональные особенности урбанизации
10-11
Урбанизация в развитых странах
Практикум
Сообщения уч-ся
12-13
Урбанизация в странах
« третьего мира»
«Трущобная» урбанизация,
Псевдоурбанизация
Агломерации и мегалополисы.
Лекция с элементами практической работы
Сообщения уч-ся
14
Городские агломерации и мегаполисы как урбанистические формы расселения, их география
семинар
Сообщения уч-ся
Участие в семинаре, работа с картами
15
Крупнейшие города мира.
Проблемы и перспективы развития крупных городов
семинар
Сообщения уч-ся
№ 4 Составление комплексной социально-экономико-географической характеристики одного из городов мира
16-17
Парадоксы урбанизации современной Индии
Лекция с элементами дискуссии
Участие в дискуссии,
18-19
Проблема урбанизации.
Управление территориальным ростом и развитием городских поселений
Урбанизированность. Экономические и социальные проблемы городов. Урбоэкологические проблемы
Лекция с элементами дискуссии
Специфика урбанизации в России
20-21
История освоения и заселения территории России
Сущность и географические особенности естественного движения населения России. Численность населения России.
Качество населения.
Городское и сельское население России.
Лекция
Практикум
Работа с картами
22
Урбанизация в СССР
Лекция с элементами дискуссии
Участие в дискуссии,
23
Особенности урбанизации в России . Городское и сельское население России.
Семинар
Участие в семинаре, работа с картами
№ 5 Расчет и анализ уровня урбанизированности субектов РФ в разные годы
24-25
Функции городов. Города миллионеры России. Крупнейшие города России.
семинар
Сообщения уч-ся
Участие в семинаре, работа с картами
№ 6 Составление комплексной социально-экономико-географической характеристики одного из городов России
26
Агломерация в России. Московская городская агломерация
Семинар
Практикум
27-28
Малые города России и их роль в жизни страны
Практикум
Сообщения уч-ся
29
Уровень урбанизации в отдельных регионах России. На примере
Тюменской области
Практикум
Работа с картами, фронтальный опрос
№ 7 Составление комплексной социально-экономико-географической характеристики одного из городов Тюменской области
30
Города Тюменской области
семинар
Сообщения уч-ся
Участие в семинаре, работа с картами
31-32
Обобщающее повторение
Обобщение и контроль знаний учащихся
Практикум
Работа с картами с заданиями ЕГЭ, совместно с учителем
33-34
Решение заданий из ЕГЭ по темам : «Население мира», «Население России»