kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА: « Урбанизация в современном обществе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В системе географического образования важное место занимают знания о населении, которые уча­щиеся получают на всем протяжении изучения предмета. В процессе обучения формируется комплекс­ный подход к рассмотрению населения, которое изучается как субъект социально-экономической дея­тельности и общественных отношений, важный фактор преобразования природы.

Изучение курса « Урбанизация  в современном обществе» направлено на углубление уже имеющихся знаний школьников о населении, полученных ими в 6—9-х классах, и формирование новых — об особенностях и закономерностях дина­мики численности, структуры, размещения населения, основных демографических процессах, террито­риальных различиях и причинах их проявления, последствиях их развития и управления ими.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА: « Урбанизация в современном обществе» »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА:


« Урбанизация в современном обществе»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В системе географического образования важное место занимают знания о населении, которые уча­щиеся получают на всем протяжении изучения предмета. В процессе обучения формируется комплекс­ный подход к рассмотрению населения, которое изучается как субъект социально-экономической дея­тельности и общественных отношений, важный фактор преобразования природы.

Изучение курса « Урбанизация в современном обществе» направлено на углубление уже имеющихся знаний школьников о населении, полученных ими в 6—9-х классах, и формирование новых — об особенностях и закономерностях дина­мики численности, структуры, размещения населения, основных демографических процессах, террито­риальных различиях и причинах их проявления, последствиях их развития и управления ими.

Актуальность предлагаемого курса определяется прежде всего тем, что на данном этапе исторического развития мира одной из главных глобальных проблем человечества является урбанизация (от лат. urbanus — городской) — это ис­торический процесс повышения роли городов и город­ского образа жизни в развитии человечества, связанный с территориальной концентрацией его деятельности в срав­нительно немногих местах планеты. ) — процесс глобальный, т. е. охватывающий весь зем­ной шар и который привносит колоссальные измене­ния в образ жизни людей, преобразует природные ланд­шафты, нередко приводя к негативным экологическим последствиям. Им в той или иной мере затронуты все континен­ты и страны современного мира.

Наряду с теоретическими знаниями, данный курс предусматривает формирование у учащихся практи­ческих умений, выраженных в ознакомлении старшеклассников с практическими приемами демографи­ческого анализа. Они предполагают овладение методами сбора, обработки, анализа интерпретации и представления геодемографической информации, выявление на ее основе закономерностей развития населения и разработку элементарных демографических прогнозов и моделей, определение возмож­ных направлений регулирования демографических процессов.

Курс призван способствовать решению следующих задач:

  1. овладение системой знаний –

- о численности и структуре населе­ния, главных демографических показателях (смертность, рождае­мость, естественный прирост, средняя продолжительность жиз­ни) и воспроизводстве населения, демографической ситуации и де­мографической политику в ми­ре, отдельных регионах и стра­нах;

- о глобальных процессах современности, связанных с ростом численности населения;

- о причинах и последствиях мировой урбанизации на глобальном, национальном и региональном уровнях;

- о предпринимаемых мерах в решении данной проблемы;

  1. вооружение учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера.

Содержание и структура курса построены на принципах – научности, гуманизации, историчности, междисциплинарной интеграции.

Ожидаемые результаты:

Умения, формируемые у учащихся в ходе занятий, позволят им осознать прикладное значение знаний по геогра­фии населения, что в перспективе может способствовать их профессиональному выбору по окончании средней школы.

Курс « Урбанизация в современном обществе» разработан с учетом Государственного стандарта общего образования учебного предмета «География» и предназначен для учащихся 10 -11 классов и рассчитан на 34 часа.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Горохов С.А., Дмитриев Р.В. Парадоксы урбанизации современной Индии // География в школе. — 2009. — № 2,3;

  2. Камерилова Г. С. Урбоэкология: научное направление и учебная дисциплина. — Нижний Новгород, 2000.;

  3. Лаппо Г. М. Возраст городов // География – 2006.- № 7-8;

  4. Лаппо Г. М. Малые города России: особенности роль в жизни страны // География – 2008.- № 6;

  5. Перцик Е. Н. Города мира: география мировой урбаниза­ции. — М., 1999.;

  6. Раковский С.Н. Население земного шара в конце 20- начале 21 в.: его качество. //

  7. География в школе. — 2006. — № 8, - 2007.- № 4; Раковский С.Н. Мировое население в конце 20- начале 21 в.: международные миграции, урбанизация, качество населения. // География в школе. — 2008. — № 4-6;

  8. Слука Н.А., Попов И.И. Крупнейшие мегаполисы в развивающихся странах. // География в школе. — 2005. — № 2-3;

  9. Форрестер Дж. Динамика развития города. — М., 1974.;

  10. Яницкий О. Н. Экологическая перспектива города. — М., 1987.











КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Курса « Урбанизация в современном обществе» 1 час в неделю



№ .п/п

Название раздела, темы урока

Основное содержание

Вид занятия

Формы контроля

Практическая работа

Введение (3 ч)


1-3

Население земного шара в конце 20- начале 21 в.в.: его качество

Понятие о воспроизводстве населения.

Сущность и географические особенности естественного движения населения мира. Численность населения мира.

Качество населения. Городское и сельское население мира

Лекция

с элемента­ми прак­тической работы

Индивидуальный, фрон­тальный опрос


Урбанизация в современном мире и ее территориальные различия (19ч)


4

География городского расселения мира. Исторические предпосылки возникновения городов древности и современности




Факторы развития городов.

.






Понятие об урбанизации. Эволюция процесса урбанизационного перехода в 20 веке. Основные черты современной урбанизации







Уровни и темпы урбанизации во всем мире и в отдельных его регионах



Субурбанизация, гиперурбанизация,




Лекция/ практикум




Индивидуальный, фрон­тальный опрос,




тестиро­вание







индивидуальный, фронтальный опрос

№ 1 Проанализировать факторы, влияющие на территориальные различия уровня урбанизированности: природные условия, минеральные ресурсы, экономико географическое положение, демографические условия.

5

Возраст городов

Лекция

6

Классификация городов по людности, функциям, характеру планировки.


Лекция с элемента­ми прак­тической работы

№ 2 Составление схем классификации городов мира по различным критериям

7

Понятие об урбанизации. Урбанизация как глобальный процесс современности и будущего


8

Темпы, уровень и пространственно-временные различия урбанизации .

№ 3 Анализ динамики и выявление территориальных различий уровня урбанизации населения регионов мира.

9

Формы урбанизации в странах мира .Региональные особенности урбанизации

10-11

Урбанизация в развитых странах


Практикум

Сообщения уч-ся



12-13

Урбанизация в странах

« третьего мира»

«Трущобная» урбанизация,

Псевдоурбанизация




Агломерации и мегалополисы.


Лекция с элемента­ми прак­тической работы

Сообщения уч-ся



14

Городские агломерации и мегаполисы как урбанистические формы расселения, их география

семинар

Сообщения уч-ся

Участие в семинаре, ра­бота с картами


15

Крупнейшие города мира.

Проблемы и перспективы развития крупных городов


семинар

Сообщения уч-ся


№ 4 Составление комплексной социально-экономико-географической характеристики одного из городов мира

16-17

Парадоксы урбанизации современной Индии

Лекция с элементами дискуссии

Участие в дискуссии,


18-19

Проблема урбанизации.

Управление территориальным ростом и развитием городских поселений

Урбанизированность. Экономические и социальные проблемы городов. Урбоэкологические проблемы

Лекция с элементами дискуссии



Специфика урбанизации в России

20-21

История освоения и заселения территории России

Сущность и географические особенности естественного движения населения России. Численность населения России.

Качество населения.

Городское и сельское население России.

Лекция

Практикум

Ра­бота с картами


22

Урбанизация в СССР

Лекция с элементами дискуссии

Участие в дискуссии,

23

Особенности урбанизации в России . Городское и сельское население России.

Семинар

Участие в семинаре, ра­бота с картами

№ 5 Расчет и анализ уровня урбанизированности субектов РФ в разные годы

24-25

Функции городов. Города миллионеры России. Крупнейшие города России.


семинар

Сообщения уч-ся

Участие в семинаре, ра­бота с картами

№ 6 Составление комплексной социально-экономико-географической характеристики одного из городов России

26

Агломерация в России. Московская городская агломерация


Семинар

Практикум


27-28

Малые города России и их роль в жизни страны


Практикум

Сообщения уч-ся


29

Уровень урбанизации в отдельных регионах России. На примере

Тюменской области


Практикум

Работа с картами, фрон­тальный опрос

№ 7 Составление комплексной социально-экономико-географической характеристики одного из городов Тюменской области

30

Города Тюменской области


семинар

Сообщения уч-ся

Участие в семинаре, ра­бота с картами

31-32

Обобщающее повторение

Обобщение и контроль знаний уча­щихся



Практикум

Работа с картами с заданиями ЕГЭ, совместно с учителем


33-34

Решение заданий из ЕГЭ по темам : «Население мира», «Население России»

Практикум

Тестирование





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА: « Урбанизация в современном обществе»

Автор: Буракова Елена Николаевна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 172048

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Видеоэкология" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-vidieoekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "115131"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411844685"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства