2014 г.
  Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «География» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. Авторы: Максаковский В.П, доктор географических наук, профессор, одобрена директором ФГУ «Федеральный институт развития образования» Ф.Ф. Харисов от 10.04.2008 г., директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.М. Реморенко от 16.04.2008 г.
  Организация-разработчик: КГАОУ СПО «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
  Разработчик: Катаева Елена Ивановна, преподаватель Добрянского гуманитарно-технологического техникума
 Протокол № ____ от «____» _______ 2014 г. 
  1. Паспорт рабочей программы дисциплины
  2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
  2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
            |   Наименование разделов и тем   |    Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)   |    Объем часов   |    Уровень освоения   |  
  |   1   |    2   |    3   |    4   |  
 
  |   Раздел 1. Современные методы географических исследований   |         |         |         |  
 
  |   Тема 1.1.  Положение географии в системе наук.   |    Содержание учебного материала   |    2   |    2   |  
  |   1       |    Традиционные и новые методы географических исследований.   |  
 
  |   Тема 1.2.  Географическая карта   |    Содержание учебного материала   |    4   |    3   |  
  |   1       |    Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура   |    2   |  
  |   Практическая работа №1 Анализ карт различной тематики.   |    2   |  
  |   Самостоятельная работа. «Политическая карта мира»   |    4   |  
  |        |         |         |  
  |   Тема 1.3.  Статистический метод   |    Содержание учебного материала   |    2   |    2   |  
  |   1   |    Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов.   |    2   |  
  |   Тема 1.4.  Геоинформационные системы.   |    Содержание учебного материала   |    2   |    2   |  
  |   1   |    Геоинформационные системы.   |    2   |  
  |    Раздел 2 Природа и человек в современном мире   |         |         |         |  
 
  |   Тема 2.1.      Взаимодействие человечества и природы   |    Содержание учебного материала   |    2   |    2   |  
  |   1   |    Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.     |    2   |  
  |    Самостоятельная работа. «Международный характер проблемы «дестабилизации окружающей среды».».   |    2   |  
 
  |   Тема 2.2.  Природные ресурсы Земли, их виды.   |    Содержание учебного материала:   |    4   |     2   |  
  |   1       |    Земельные ресурсы, минеральные ресурсы. Лесные ресурсы.   |        2   |  
  |   2   |    Практическая работа №2 Ресурсы мирового океана, ресурсы пресной воды.   |    2   |  
  |   Тема 2.3.  Ресурсообеспеченность.   |    Содержание учебного материала:   |    2   |    2   |  
  |   1   |    Ресурсообеспеченность..   |    2   |  
  |    Самостоятельная работа. «Природно-ресурсный потенциал разных территорий»   |    4   |  
 
  |   Тема 2.4  География мировых природных ресурсов.   |    Содержание учебного материала:   |    4   |    3   |  
  |   1   |    География мировых природных ресурсов.   |    2   |  
  |   2   |    Практическая работа №3 География Мировых природных ресурсов.   |    2   |  
  |   Самостоятельная работа. «Подготовить сообщения о странах современного мира».   |    4   |  
  |   Тема 2.5.  Основные типы природопользования.   |    Содержание учебного материала:   |    2   |    2   |  
  |   1   |    Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды.     |    2   |  
  |   Самостоятельная работа. «Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования.»   |    2   |  
  |   Тема 2.6.  Глобальные проблемы современности   |     Содержание учебного материала:   |    6   |    2   |  
  |   1   |     Понятие о глобальных проблемах. Экологические проблемы.     |    2   |  
  |   2   |     Демографические проблемы. Социально опасные заболевания. Угроза третьей мировой войны.   |    2   |  
  |    Практическая работа№4 Семинар «Глобальные проблемы»   |    2   |  
  |   Раздел 3 Население мира   |         |         |         |  
 
  |   Тема 3.1.    Численность и размещение населения мира.   |    Содержание учебного материала:   |    4   |    2   |  
  |   1   |    Численность, динамика и размещение населения мира. Структура населения.   |    2   |  
  |   2   |    Практическая работа №5 Воспроизводство и миграции населения.     |    2   |  
  |   Самостоятельная работа. «Демографическая ситуация в разных странах и регионах мира.».   |    4   |  
 
  |   Тема 3.2  Трудовые ресурсы и занятость населения.   |    Содержание учебного материала:   |    4   |    2   |  
  |   1   |    Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов.     |    2   |  
  |   2   |    Расселение населения.   |    2   |  
  |   Самостоятельная работа. «Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира»   |    3   |  
 
  |   Раздел 4 География мирового хозяйства   |             |         |         |  
 
  |   Тема 4.1.    НТР и мировое хозяйство   |    Содержание учебного материала:   |    2   |    2   |  
  |   1   |    Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.     |    2   |  
  |   Самостоятельная работа. «НТР и мировое хозяйство».   |    2   |  
 
  |   Тема 4.2  Международное географическое разделение труда.   |    Содержание учебного материала:   |    4   |    2   |  
  |   1   |    Международное географическое разделение труда. Отрасли международной специализации стран и регионов мира.   |    2   |  
  |    Практическая работа №6 Определение факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.   |    2   |  
  |   Тема 4.3.  География промышленности   |    Содержание учебного материала:   |    4   |    2   |  
  |   1   |     География топливно-энергетической и горно-добывающей промышленности. География важнейших отраслей обрабатывающей промышленности: энергетика, машиностроение, металлургия.     |    2   |  
  |   2   |     Практическая работа №7 География химической, лесной и деревообрабатывающей, легкой промышленности. География сельского хозяйства.   |    2   |  
  |   Самостоятельная работа. «География транспорта. Виды транспорта, основные транспортные потоки »   |    4   |  
 
  |   Тема 4.4  Международные экономические связи   |    Содержание учебного материала:   |    4   |    2   |  
  |   1       |     Международные экономические связи и их формы. Создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Транснациональные корпорации и их роль в глобализации мировой экономики. Международная торговля – основные направления и структура.     |    2   |  
  |    2   |     Практическая работа №8 Главные центры мировой торговли.   |    2   |  
  |   Раздел 5.  Регионы и страны мира   |          |         |         |  
 
  |   Тема 5.1.  Многообразие стран мира.   |     Содержание учебного материала:   |    2   |    2   |  
  |    1   |     Многообразие стран мира. Различные подходы к типологии стран.     |    2   |  
  |    Самостоятельная работа. «Экономически развитые и развивающиеся страны.»   |    2   |  
 
  |   Тема 5.2.  Региональный подход в изучении экономической географии мира.   |     Содержание учебного материала:   |    14   |    1   |  
  |    1   |    Региональный подход в изучении экономической географии мира. Историко-географические регионы мира. Региональные контрасты современного мира. Характеристика отдельных регионов и стран. Бразилия, Аргентина, Мексика – страны интенсивного развития рыночной экономики.   |    2   |  
  |    2   |    Северная Америка. Население региона. Историко- географические особенности формирования государства. США. ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства, Канада. ЭГП, природно-ресурсный потенциал, размещение населения, особенности отраслевой и территориальной структур хозяйств.   |    2   |  
  |    3   |    Практическая работа №9 Европа .     |    2   |  
  |    4   |    Практическая работа №10 Восточная Азия.     |    2   |  
  |    5   |    Практическая работа №11 Африка.   |    2   |  
  |    6   |    Практическая работа №12 Страны Латинской Америки.     |    2   |  
  |    7   |    Практическая работа №13 Австралия.   |    2   |  
  |   Тема 5.3.  Общая характеристика хозяйства.   |     Содержание учебного материала:   |    2   |    1   |  
  |    1   |     Общая характеристика хозяйства. Основные черты отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Промышленность, ведущие отрасли.   |    2   |  
  |    Самостоятельная работа. «География сельского хозяйства и транспорта».             |    4   |  
  |        |          |         |         |  
  |   Тема 5.4.  Россия на политической карте мира.   |     Содержание учебного материала:   |    6   |    3   |  
  |    1   |     Россия на политической карте мира. Изменение географического положения во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России..           |    2   |  
  |    2   |     Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнёры. Основные формы внешних экономических связей. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития страны.   |    2   |  
  |    3   |     Практическая работа №14 Демография и расселение в России.   |    2   |  
  |    Самостоятельная работа. «Геоэкологическая ситуация. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ)».   |    4   |  
 
  |   Итоговое занятие по курсу «География»   |     Дифференцированный зачет   |    2   |         |  
 
  |       Всего   |            103   |         |  
 
  должна обеспечивать наличие специального кабинета географии.  
  Оборудование учебного кабинета: рабочие места преподавателя и студентов, оборудованные современными средствами обучения (компьютерами, интерактивными досками, планшетами, проекторами, необходимым программным обеспечением.)
  Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2005.
  Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2005.
  Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2005.
  Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2005
  Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. – М., 2008.
  Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2008
  Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. – М., 2007.
  Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. – М., 20005.
  Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч. 1 и ч. 2. – М., 2005.
  Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6–10 кл. – М., 1997.
  Большая школьная энциклопедия. Том 1. – М., 2007.
  Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий