Рабочая программа составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения, примерной программы основного общего образования по географии 7 класс, автор И.В. Душина, М., Дрофа 2009 г., учебного плана школы на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География. Материки, океаны, народы и страны», издательства «Дрофа», 2014 г.
Согласно действующему в школе учебному плану на 2014-2015учебный год рабочая программа для 7 классов предусматривает обучение в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов в год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 класс фгос»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кирилловская средняя школа имени Героя Советского Союза Л.И.Головлева»
«Рассмотрено» Руководитель ММО Протокол №____ от «___» _______________ 2015 г.
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «____» ________________ 2015 г.
«Утверждаю» Директор МБОУ Приказ № _____ от «____» _____________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии 7 класс
Составила: учитель I категории Буханова Марина Александровна
Пояснительная записка к рабочей программе для 7 класса
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения, примерной программы основного общего образования по географии 7 класс, автор И.В. Душина, М., Дрофа 2009 г., учебного плана школы на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева «География. Материки, океаны, народы и страны», издательства «Дрофа», 2014 г. Согласно действующему в школе учебному плану на 2014-2015учебный год рабочая программа для 7 классов предусматривает обучение в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов в год.
Цели обучения географии:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях ( от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной), формирование практических знаний и умений для повседневной жизни, опыта познания и самопознания;
- формирование общей культуры, необходимой каждому молодому человеку;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально – экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
- формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Метапредметные результаты курса «География. Материки, океаны, народы и страны» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные УУД:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- знать современное географическое положение материков и океанов, главные черты рельефа Земли, климатообразующие факторы и климаты, внутренние воды суши, зональные природные комплексы Земли, катастрофические явления природного характера;
- развивать базовые знания страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса. В результате изучения географии ученик 7 класса должен знать/ понимать:
основные географические понятия и термины курса географии материков и океанов, различия географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
взаимосвязи между процессами и явлениями в геосферах земли, географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов земли, различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.
Уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий земли, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;
приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формировние культуры народов стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации;
определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :
чтения карт различного содержания;
проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;
принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
понимания географической специфики регионов и стран мира.
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.
Содержание программы
70 ч (2 часа в неделю)
Раздел I Введение (3 ч)
Тема 1. Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны» (1 ч)
Знания материков, океанов, их расположения на карте.
Тема 2. Географическая карта — источник географических знаний(1 ч)
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.
Практическая работа. Определение по картам и глобусам расстояния между точками в километрах и градусах.
Тема 3. Как люди открывали мир (1 ч)
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.
Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.
Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.
Практическая работа. Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации, обозначение маршрутов экспедиций.
Раздел IIЗемля — уникальная планета (12 ч +1 ч Обобщение)
Тема 1.ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (2 ч)
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
Практическая работа №1 Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).
Тема 2.АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (3 ч)
Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
Практическая работа №2 Описание климата места по климатической карте.
Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН (3 ч)
Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Контурная карта. Выделение на карте поверхностных течений
Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (2 ч)
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.
Тема 5.ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (2 ч)
Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.
Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.
Практическая работа№3 Население Земли.
Раздел IIIМатерики и океаны (43 ч +6 ч Обобщение)
Тема 1.АФРИКА ( 9 ч +1 ч Обобщение)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Практическая работа № 4. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Определение причин разнообразия природных зон материка.
Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.
Практическая работа №5: Характеристика ПК по картам.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.
Практическая работа №6: Оценивание климатических условий одного из африканских народов на основе сопоставления ареалов его распространения. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
Тема 2.АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (4 ч +1 ч Обобщение)
Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.
Практическая работа №7. 1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.
Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
Тема 3.ЮЖНАЯ АМЕРИКА (6 ч + 1 ч Обобщение)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.
Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.
Практическая работа № 8. 1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. Практическая работа №9: Описание крупных речных систем Южной Америки (по выбору учащихся).
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.
Практическая работа № 10. Характеристика природы страны и населения (Чили, Венесуэла)
Тема 4. АНТАРКТИДА (2 ч +1 ч Обобщение)
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.
Тема 5.ОКЕАНЫ (3 ч)
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
Практическая работа №11. Изображение на контурной карте шельфа океана и видов хозяйственной деятельности на нём, а так же маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям океана»
Тема 6.СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (7 ч +1 ч Обобщение)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.
Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.
Практическая работа № 12 Характеристика климата Северной Америки.
Практическая работа № 13 Характеристика одной из стран Северной Америки
Тема 7.ЕВРАЗИЯ (12 ч +2 ч Обобщение)
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии. Практическая работа №14: Особенности географического положения Евразии и его влияние на природу материка.
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Практическая работа № 15. 1. Сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка.
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, их географическое положение.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.
Восточная Азия. Китай, Япония.
Южная Азия. Индия.
Юго-Восточная Азия. Индонезия.
Раздел IV. Земля — наш дом (2 часа + 1 ч Обобщение курса)
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.
Практическая работа № 16: Защита проекта заповедника или национального парка в пределах любого из материков мира.
1 час – резерв для проведения олимпиадной работы.
Содержание рабочей программы
№
Название раздела.
Кол-во часов по рабочей программе
Кол-во часов увелич. или уплотнение
Кол-во часов фактически
1
Вводная часть
3
2
Раздел 1. Земля – уникальная планета
12
3
Раздел 2. Материки и океаны
50
4
Раздел 3. Земля – наш дом
3
Всего
68 ч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ГЕОГРАФИИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ (7класс)
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД (68 ЧАСОВ).
№ п/п
РАЗДЕЛ. ТЕМА.
Кол-во часов по программе
Кол-во часов проведенных
Сроки по программе
Сроки проведения
примечание
ВВЕДЕНИЕ.
1ч
1.
Что изучают в курсе географии материков и океанов.
КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ МИР.
1ч
2.
Пр.р.№1. Составление сводной таблицы с указанием эпохи, имени путешественника и результатов исследования.
Карты материков и океанов. Пр.р.№2. Определение по картам и глобусу расстояний между точками.
ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ.
2ч
4.
Литосфера. Происхождение материков и океанов.
5.
Рельеф Земли. Литосферные плиты.
АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ.
4ч
6.
Роль атмосферы в жизни Земли.
7.
Распределение температуры воздуха и осадков на Земле.
8.
Воздушные массы и постоянные ветры.
9.
Климатические пояса Земли.
ГИДРОСФЕРА.
4ч
10.
Воды Мирового океана.
11.
Течения в океане.
12.
Жизнь в Мировом океане.
13.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
БИОСФЕРА.
1ч
14.
Строение и свойства географической оболочки. Природные комплексы и природная зональность.
ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ.
1ч
15.
Освоение Земли человеком. Страны мира.
МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ.ОКЕАНЫ.
5ч
16.
Тихий океан.
17.
Индийский океан.
18.
Атлантический океан.
19.
Северный ледовитый океан.
20.
Проверочная работа по теме: «Океаны».
АФРИКА.
8ч
21.
Географическое положение и история открытия.
22.
Рельеф и полезные ископаемые. Пр.р.№3.
23.
Климат.
24.
Внутренние воды.
25.
Природные зоны.
26.
Население и политическая карта. Пр.р.№4.
27.
Страны, их характеристика.
28.
Проверочная работа по теме: «Африка».
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ.
8ч
29.
Географическое положение и история открытия.
30.
Рельеф и полезные ископаемые. Пр.р.№5.
31.
Климат.
32.
Внутренние воды.
33.
Органический мир. Природные комплексы Австралии.
34.
Население.
35.
Океания. Пр.р.№6.
36.
Проверочная работа по теме: «Австралия и Океания».
ЮЖНАЯ АМЕРИКА.
9ч
37.
Географическое положение и история открытия.
38.
Рельеф и полезные ископаемые. Пр.р.№7.
39.
Климат.
40.
Внутренние воды. Пр.р.№8. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.
41.
Природные зоны.
42.
Высотная поясность.
43.
Население и страны.
44.
Характеристика государств.
45.
Проверочная работа по теме: «Южная Америка».
АНТАРКТИДА.
2ч
46.
Географическое положение. История открытия и исследования.
47.
Своеобразие природы.
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА.
8ч
48.
Географическое положение. История открытия и исследования.
49.
Рельеф и полезные ископаемые. Пр.р.№9.
50.
Климат.
51.
Внутренние воды. Пр.р.№10. Описание рек по плану.
52.
Природные зоны. Пр.р.№11.
53.
Население и страны.
54.
Характеристика государств.
55.
Проверочная работа по теме: «Северная Америка».
ЕВРАЗИЯ.
10ч
56.
Географическое положение. История открытия и исследования.
57.
Рельеф и полезные ископаемые. Пр.р.№12.
58.
Климат. Пр.р.№13. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки.
59.
Внутренние воды. Пр.р.№14. Описание рек Евразии по плану.
60.
Природные зоны. Пр.р.№15.
61.
Население.
62.
Государства Евразии.
63.
Страны. Пр.р.№16. описание одной из стран Зарубежной Европы и стран Зарубежной Азии.
64.
Характеристика государств.
65.
Проверочная работа по теме: «Евразия».
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ.
3ч
66.
Закономерности географической оболочки.
67.
Взаимодействие природы и общества.
68.
Урок обобщающего повторения.
вид контроля
количество часов (работ)
оцениваются
не оцениваются
Практические работы
16
16
Обобщающие уроки
6
Тестовый контроль
6
6
Контурные карты
8
8
Контрольные работы
2
2
Учебно-методический комплект. Литература
Программа Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2009 г.
Базовый учебник Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. – М.: Дрофа, 2010г.
Методическое пособие для ученика:
Сиротин В.И. География материков и океанов, 7 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2007.
География материков и океанов, 7 класс.кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.
Дополнительная литература:
Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. Наш дом Земля.. – М.: Дрофа, 2009.
За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2009.
Интернет – ресурсы.
Мультимедийные обучающие программы:
География 7 класс. «Наш дом Земля».
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
Практическая работа №1 Обозначение на контурной карте литосферных плит и сейсмических поясов Земли А. 1. Пользуясь картой атласа нанести границы литосферных плит Земли и подписать их; 2. Выделить в пределах материковой части плит платформы, пользуясь картой строения земной коры в атласе; 3. Найти на физической карте эти же места и определить формы рельефа. Подписать название на к/к в районе платформ; 4. Нанести штриховкой пояса землетрясений и вулканизма Земли; 5. Нанести без подписи направление горных систем мира на материках. Б. В океанах - направление подводных хребтов. Какой вывод можно сделать из наложения карт о - а) размещении равнин; б) размещении горных систем в пределах литосферных плит?
Практическая работа №2 Обозначение на к/к климатических поясов Земли и описание климата места по климатической карте
Найти на карте "Климатические пояса Земли" примерные средние параллели для каждого климатического пояса:
провести примерные границы поясов Земли на к/к и подписать их сокращенно;
показать направления постоянных ветров в тропическом, умеренном и полярных поясах стрелками;
нанести на карту город с карточки. Описать климат в этом городе (6 вариантов):
а) - ср. t? января; б) - ср. t? июля; в) - амплитуда; г) - мин t?; д) - макс. t?; е) - годовое кол-во осадков; ж) - направление ветров летом; з) - направление ветров зимой; и) климатический пояс города.
Практическая работа №3
См. учебник стр.70
Практическая работа №4 Описание географического положения материка Пользуясь физической картой полушарий и материка, описать его положение:
План
Африка
Австралия
1
Как расположен относительно экватора, тропиков?
2
Как расположен относительно 0? меридиана?
3
Крайние точки:
С
Ю
З
В
4
Какие океаны омывают?
5
Какие моря и заливы омывают?
6
Как лежит относительно других материков?
7
В каких климатических поясах расположен?
Одна колонка таблицы у каждого варианта остается пустой.
Практическая работа №5 Характеристика ПК Африки по картам. Пользуясь картами строения земной коры мира, физической картой Африки, климатической природных зон и комплексной, дать описание ПК: а) - северо-западной части; б) - юго-западной части. По плану:
Географическое положение ПК;
Рельеф территории в зависимости от строения земной коры;
Полезные ископаемые в ПК;
Климатический пояс и его черты;
Водные объекты и их характерные черты;
Типичные растения и животные в ПК;
Возможности хозяйственной деятельности людей.
Практическая работа №6 « Описание страны по плану» Характеристика страны
Хозяйственная деятельность человека а) виды занятий, б) крупные города
5
Экологические проблемы
Практическая работа №7
Сравнение географического положения Африки и Австралии Основой для выполнения работы служит практическая работа №5.
Заполнить пустующую колонку в ПР. №5;
Определить географические координаты крайних точек;
Назвать черты сходства в положении Африки и Австралии (написать в тетради как вывод);
В чем главное отличие положения материков?
Практическая работа №8
Сравнение ГП материков Южная Америка и Африка, черты сходства и различия.
Вопросы сравнивания
Черты сходства
Черты различия
только Ю. Америка
только Африка
1
Положение к экватору, к тропикам, к 0? меридиану.
2
Протяженность с севера на юг, с запада на восток в самых широких местах
3
В каких климатических поясах лежат
4
В каких климатических поясах лежат самые широкие части
5
Какие океаны и моря омывают
6
Как лежит по отношению к другим материкам
Практическая работа №9 Описание реки Южной Америки (Ориноко, Парана) Описать реку Ориноко, Парана, пользуясь картами атласа, таблицами атласа и планом. Описание можно оформить в таблицу или в повествовательный текст, а можно сделать в к/к, применив условные обозначения. План:
Географическое положение:
а) в какой части материка; б) исток, направление течения, устье; в) бассейн какого океана; г) длина реки.
Каков рельеф местности, по которому течет река. Как это влияет на ее характер течения? Характер течения реки.
Питание и режим реки. В каких климатических поясах течет река, как это влияет на ее питание и режим?
Хозяйственное использование реки человеком.
Как может измениться природа реки в будущем?
Практическая работа №10 Характеристика природы страны и населения одной из стран Ю.Америки Дать описание страны: Чили, Венесуэла. План:
Географическое положение (часть материка, соседи, выход в океан, море, столица).
Особенности рельефа (основные формы, высоты). Полезные ископаемые, влияние на хозяйственную деятельность.
Климатические условия (пояс, t? января, , t? июля, годовые осадки), наличие сезонов. Влияние на хозяйственную деятельность.
Реки и озера. Использование в хозяйстве.
Природные зоны (растительность, почвы, животные).
Народы страны, их основные занятия. Орудия труда, жилища, одежда, традиции.
Крупные города.
Какие культуры выращивают, каких животных разводят.
Практическая работа №11 Обозначение на к/к маршрутов научных экспедиций в 4-х океанах мира. Обозначение на карте 1-2 объектов путешествий, чьими именами названы объекты. А. 1. На карте мира нанести по 2-3 маршрута любых путешествий в пределах океана стрелками, на стрелке указать годы и руководителя путешествия; Воспользуйтесь перечнем "Важнейшие географические открытия и путешествия" 2. Найти в океане 1-2 объекта, которые носят названия, связанные с людьми, участвовавшими в обозначенных экспедициях. Можно, наоборот, нанести 1-2 объекта, а потом экспедиции этих ученых. Б. Смоделируйте свою собственную экспедицию в один из океанов, на стрелке напишите цель вашего путешествия.
Практическая работа №12 Характеристика особенностей климата Северной Америки. Заполнить таблицу с помощью карты:
Территория широта
Средняя t? января
Средняя t? июля
Годовое количество осадков
Режим осадков
Климат
пояс
Тип климата
П-ов Аляска 55? с. ш. П-ов Лабрадор
0 -8?
-16?
+10?
+16?
2000 м
500 м
Весь год много Больше летом
Умеренный умеренный
Умеренно континент
П-ов Калифорния 30? с.ш. П-ов Флорида
+8?
+16?
+16?+24?
+24?+30?
250-500
1000-2000
Зимой больше
Весь год, больше летом
Субтр.
Субтр.
Средизем.
муссон
Черты сходства
Практическая работа №13 Характеристика одной из стран Северной Америки (по контурной карте) Пользуясь разными картами атласа, дайте характеристику страны: Мексика - Канада картографическим способом. На к/к нанести особенности стран в соответствии с планом описания страны.
Географическое положение (границы, соседи, моря, океаны);
Рельеф и полезные ископаемые;
Реки и озера;
Границы климатических поясов;
Штриховкой природные зоны;
Крупные города;
Условно, что выращивают, кого разводят;
Выделить территории, наиболее освоенные человеком.
Практическая работа №14 Особенности географического положения Евразии и его влияние на природу материка Взаимосвязь географического положения и особенностей природы
№
План описания
Фактор географического положения
Следствие в особенностях природы
1
Величина материка
2
Положение к экватору, к тропикам, к полярному кругу
3
Протяженность С-Ю, З-В, координаты крайних точек;
4
Омываемые океаны
5
Климатические пояса
6
Положение к материкам
Практическая работа № 15 Характеристика климата места по климатограмме А. Пользуясь карточкой диаграммы определить:
Среднюю температуру января -
Среднюю температуру июля -
Амплитуду -
Годовое количество осадков -
Их режим в течение года -
Самый влажный месяц -
Самый сухой месяц -
Выражены ли времена года. Какие?
Сделать вывод: какой это климатический пояс и тип климата.
Б. Получают две диаграммы Евразии и Северной Америки. Делают вывод о сходстве и различии
Практическая работа №16 Защита проекта заповедника или национального парка в пределах любого из материков мира
Выбери на твой взгляд место на Земле, где существует необходимость создания заповедника или национального парка;
Опиши географическое положение будущего объекта;
Обоснуй, что именно надо создать: Заповедник или Национальный парк;
Какие объекты природы и почему будут взяты под охрану?
Нарисуй или составь аппликацию эмблемы своего объекта.