kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими и неуспевающими студентами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направлена на квалифицированную помощь обучающимся для преодовения неуспеваемости по дисциплине

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими и неуспевающими студентами»

Министерство образования И науки АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области
«ВЕЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»)



УТВЕРЖДАЮ

Начальник отдела по научноно-методической работе

ГАПОУ АО Вельский индустриально-экономический колледж»

____________ Н.В.Ларионова

от « »______________ 20__ г.




ПРОГРАММА

деятельности преподавателя со слабоуспевающими

и неуспевающими студентами

на 2018 – 2019 учебный год



Составитель:

Э.В. Сударушкин,

преподаватель ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»






Вельск

2

018





Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими и неуспевающими студентами на 2018 – 2019 годы разработана на основании Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-рэ.





Организация – разработчик: ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»





Составитель: Э.В. Сударушкин, преподаватель ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»






Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими и неуспевающими студентами на 2018 – 2019 учебный год рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии ___________________________ дисциплин протокол № ___ от «____» 2018 года




СОДЕРЖАНИЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стр. 4

1

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА О ПРИЧИНАХ

НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Стр. 5

2

ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Стр. 9

2.1

Оптимизация деятельности преподавателя

по коррекции неуспеваемости студентов

Стр. 9

2.2

Работа со студентами со слабым развитием мыслительной

деятельности

Стр. 11

2.3

Работа со студентами, не желающими учиться

Стр. 12

2.4

Система работы с неуспевающими студентами

Стр.13

3

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Стр.17

4

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ

ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ ОТСТАЮЩЕГО СТУДЕНТА


Стр. 20


Приложение 1 Список слабоуспевающих студентов

Стр. 24


Приложение 2 График дополнительных занятий

Стр. 25





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема неуспеваемости беспокоит всех участников образовательных отношений: преподавателей, студентов, родителей.

Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового подростка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешной учебе разбиваются о первые «двойки», у подростка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» студентом, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении.

Неуспевающие обучающиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности подростка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана неуспеваемость, педагог сможет оказать обучающемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время обучаемый не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой а также весь комплекс проблем, которые может сложиться у подростка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Задачи Программы:

1. Способствовать формированию ответственного отношения обучающихся к учебному труду.

2. Наметить  пути и определить средства для предупреждения неуспеваемости и сохранения контингента обучающихся.

3. Создать условия для успешного обучения слабоуспевающих студентов через:

а) комфортный психологический климат в учебной группе;

б) соблюдения основных принципов педагогики сотрудничества (развивающее и дифференцированное обучение, индивидуальный подход, ориентация на успех).

4. Определить меры, направленные на повышение успеваемости и качества образования обучающихся через внеурочную деятельность, взаимодействие с родителями, работу преподавателя на уроке, воспитательную работу.



1. СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА О ПРИЧИНАХ НЕУСПЕВАЕМОСТИ


Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей и важно найти именно ее, иначе все наши хлопоты окажутся напрасными.

Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.


Таблица 1

Внешние и внутренние причины неуспеваемости


Внешние причины


Внутренние причины

Снижение ценности образования в обществе


Несовершенство организации учебного процесса


Отрицательное влияние семьи



Дефекты здоровья, особенности организма обучающегося


Низкое развитие интеллекта


Отсутствие устойчивой положительной мотивации


Слаборазвитая волевая сфера



Цетлин В.С. пишет: «Целенаправленная работа учебного заведения по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий». Несовершенство организации учебного процесса - неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, пробелы в знаниях преподавателя.

Является ли преподаватель профессионалом, если он, во-первых, конфликтует со студентами и, во-вторых, не владеет эффективными методами обучения?

Порой, уже с первых встреч преподаватель определяет, кто у него успевающий, а кто вечный двоечник. Но, чтобы добиться высоких результатов обучения и воспитания, преподаватель должен верить, что все студенты успешны и толковы. Поэтому, если нужного результата нет, то причину должен видеть преподаватель прежде всего не в студентах, а в своих неудачных методах. Если же причину неудач он будет видеть только в бездарности студентов, тогда для него вообще отпадает необходимость поиска эффективных методов: такой педагог остается кустарем.

Отрицательное влияние семьи. В литературе, посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношений, алкоголизм, наркомания, антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию, ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.

В ходе исследований, проведенных психологами, было выявлено, что особенно для отстающих подростков в отношении к ним родителей важна поддержка, внимание, ласка.

Одной из главных внутренних причин неуспеваемости являются дефекты здоровья подростков вызванные в некотором роде ухудшением материального состояния. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

К внутренним причинам относятся и такие, как низкое развитие интеллекта, отсутствие устойчивой положительной мотивации учения и слабо развитая волевая сфера.

На последнюю у нас как-то не принято обращать особого внимания, а между тем именно воля и усидчивость играют очень важную роль в учебной деятельности. Об этом еще писал К. Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле студента, так как не все в учении интересно и придется многое, что надобно будет, взять силой воли».

Как видно, круг причин неуспеваемости неоднозначен, многолик и широк. Поэтому педагогами ищутся пути решения проблемы пробелов в знаниях, а как следствие неуспеваемости. В этой области достаточно известны труды Петриченко С.В., который, анализируя неуспеваемость как психолого-педагогическую проблему, тщательно анализирует условия эффективности деятельности педагогического коллектива учебного заведения ставя во главу угла гуманное отношение к личности студента, педагогический стиль общения с обучающимися, высокий уровень педагогической подготовленности преподавателя для индивидуальной и дифференцированной работы со студентами.

Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов студентов и определить оптимальные условия их обучения.


Таблица 2.


Причины и характер проявления неуспеваемости


Причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться).

Влияют:
обстоятельства жизни подростка в семье;


взаимоотношения с окружающими взрослыми


Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Интеллектуально пассивные обучающиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение.

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.

Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе.

Вне учебных занятий многие из таких студентов действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

Неправильные навыки учебной работы - со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения


Обучающиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:
пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные обучающиеся). Неправильная организация учебной деятельности в ОУ.

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.

Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

Неаккуратное обращение с учебными пособиями

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей


Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т.к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления студента об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности

Студентов с проблемами успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

Таблица 3.


Группы студентов с проблемами успеваемости


1 группа

2 группа

3 группа

Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.

Высокое качество мыслительной деятельности в совокупности с отрицательным отношением к учению

Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению


Чаще всего педагог сталкивается со студентами первой и второй группы. Каждой группе студентов следует оказывать дифференцированную помощь



















2. ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ


2.1. Оптимизация деятельности преподавателя

по коррекции неуспеваемости студентов


Психологи считают, что одним из решения данной проблемы должно стать тесное сотрудничество педагога и родителя, вовлечение отстающих в планирование различных мероприятий, в обсуждении способов их осуществления, разрешать им самим определять круг своих обязанностей.

Проблема преодоления неуспеваемости рассматривается как педагогическая задача, имеющая алгоритм оптимального решения: усвоение педагогами задачи; ее конкретизация на основе изучения данных условий; выбор наилучшего для данных условий комплекса средств; разработка и реализация плана решения задачи в соответствии с избранными критериями оптимальности и др.

Какие же пути устранения предлагает педагогика?

1. Предупреждения неуспеваемости. Как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе со студентами, так и в работе со всей группой. Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их.

Деятельность преподавателя по предупреждению неуспеваемости требует, чтобы при обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению. В литературе выбор мер связывается обычно только с причинами неуспеваемости, что, конечно, недостаточно. Такое наложение в теории и практике связано с тем, что в понятии «неуспеваемость» не выделены его элементы, не выявлены признаки отставания. Между тем это необходимо для правильного выбора мер преодоления неуспеваемости и отставаний, для понимания причин этих явлений.

2. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности

При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих студентов. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех студентов, которые служат для общего улучшения условий обучения и воспитания студентов. Сюда относятся предложения к совершенствованию учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность студентов и их самостоятельность, усиливать творческие элементы, стимулировать развитие интересов.

Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений: поставить перед студентом такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению.

Необходимо обратить внимание и на особые условия опроса для неуспевающих студентов.

Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих студентов рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других обучающихся с тем, чтобы с отвечающим студентом можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. В ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих студентов полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других студентов, инструктировать их.

3. Педагогическая диагностика - систематический педагогический мониторинг, контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы преподавателя со студентами, родителями, наблюдение за трудным обучающимися с фиксацией данных в дневнике преподавателя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

4. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).

Необходима дифференциация и домашней работы студентов.

5. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими студентами должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей отстающего. Эффективность учебной работы студентов в конечном итоге определяется характером их личностной воспитанности, их нравственными и социальными качествами. Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого студента как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.

Эффективность обучения, характер отношения студента к учебной работе зависят и от того, какова жизнь его в образовательном учреждении и группе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребности и особенно потребность в эмоциональном насыщении, с какими чувствами он идет в колледж, какие эмоции и чувства вызывает у него учебно-воспитательный процесс. Жизнь студента в колледже, учебный процесс, уроки и внеурочные групповые и общеколледжные мероприятия должны быть так организованы, чтобы в них могли и хотели принимать активное участие все, чтобы они вызывали, формировали и развивали у каждого студента его личностные интересы и склонности.

Взаимоотношения между преподавателями и студентами должны быть основаны на оптимистическом отношении преподавателя к каждому студенту: преподаватель должен верить в возможности и силы любого студента. Он должен выявлять лучшие и сильные стороны каждого студента и, опираясь на них, вместе с со студентом бороться с его слабыми качествами. Для того чтобы бороться с недостатками того или иного студента, преподаватель должен искать его достоинства и создавать условия, чтобы каждый студент добился успеха в какой-либо области. Студент, который в колледже не достигает успеха, становится неудачником, чувствует себя таковым, и тем самым он обречен на неуспех в учебной работе. Надо исходить из постулата, что хотя воспитание, колледж и преподаватель не всесильны, но их возможности велики и надо в максимальной степени использовать эти возможности, опираясь на глубокое и всестороннее знание студента, его особенностей и качеств.


2.2. Работа со студентами

со слабым развитием мыслительной деятельности


Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) уместно проводить специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операции: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д.

Главное в работе с такими студентами – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в колледж, студенты сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Источник активности человека – его потребности.

Мотив – побуждение к активности в определенном направлении.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность студентов.

Как вызвать у студента ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать студентов, необходимо использовать все возможности учебного материала:

- создавать проблемные ситуации;

- активизировать самостоятельное мышление;

- организовывать сотрудничество студентов на уроке;

- выстраивать позитивные отношения с группой;

- проявлять искреннюю заинтересованность в успехах студентов. 


При развитии мотива достижения следует ориентировать студента на самооценку деятельности (например, задавать такие вопросы: «Вы удовлетворены результатом?»; вместо оценки сказать ему: «Вы сегодня хорошо справились с работой»).

Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением студента к процессу и результату своей деятельности. Обучающиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Студентам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

  • 2.3. Работа со студентами, не желающими учиться

Причиной плохой успеваемости многих студентов является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Образовательное учреждение они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям преподавателей относятся отрицательно. О студентах этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?

Задача педагога в этом случае:

- помочь обучающимся осознать необходимость получения новых знаний;

- развивать ответственность;

- поддерживать уверенность студентов в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.


Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя студентов. Желательно продумать каждый урок согласно интересам студентов, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности.

Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения:

- решение проблемных ситуаций;

- использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

- связь учебной информации с жизненным опытом студентов;

- организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменной состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами. 


Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что обучающийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал.


2.4. Система работы с неуспевающими студентами


Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих студентов можно распределить на этапы.




Таблица 4.


  • Этапы формирования положительной учебной мотивации

Этапы формирования положительного отношения к учению

Формируемые отношения

Первый этап

Второй этап

Третий этап

К содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но не привлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний)


Действует преподаватель – студент только воспринимает


Ведущим остается преподаватель, студент участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится студент, преподаватель участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий

К преподавателю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему студенту на определенном этапе урока



Таблица 5

Виды помощи неуспевающему студенту на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности студентов


Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.


Предложение студентам примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала


Поддержание интереса слабоуспевающих студентов с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.


Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом

Самостоятельная

работа студентов на уроке


Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.


Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация

самостоятельной

работы вне учебной аудитории

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.


Важный этап при работе с такими студентами – профилактика неуспеваемости.

Таблица 6.

Профилактика неуспеваемости


Этапы урока

Акценты в обучении


Контроль подготовленности студентов


Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у студентов наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые студентами в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для учебной группы и концентрировать внимание на их устранении.

Контролировать усвоение материала студентами, пропустившими предыдущие уроки.

В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала


Обязательно проверять в ходе урока степень понимания студентами основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны студентов при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа студентов на уроке


Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к преподавателю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь студентам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне колледжа


Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать студентов о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций студентами. Согласовывать объем домашних заданий с другими преподавателями группы, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих студентов


Работа с неуспевающими студентами должна вестись систематически.




3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Наименование

мероприятия

Ответственные

исполнители

Сроки

реализации

Показатели

1. Педагогическая профилактика

1. Повышение эффективности учебных занятий

Преподаватель


В течении учебного года

Отражение в учебно-методической карте урока форм и методов дифференцированного подхода к слабоуспевающим обучающимся.

1.2.Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов

Преподаватель

В течении учебного года

Вдумчивый подход к отбору материала на урок и методам его изложения; привлечение к подготовке отдельных вопросов по изучаемым темам; поощрение студентов, при подготовке сообщений по темам, вынесенным на самостоятельное изучение.





2. Педагогическая диагностика

2.1. Проведение опроса студентов:
«Какие проблемы мешают Вам хорошо учиться?» (анкета прилагается)

Преподаватель

Начало

семестра

Выявление проблем, которые мешают успешно учиться

2.2. Проведение диагностики в начале года с целью выявления уровня обученности студента

Преподаватель

Начало

семестра

Выявление категории слабоуспевающих студентов(список прилагается).

2.3. Установление причин неуспеваемости студентов через встречи с родителями, беседы со специалистами (руководителем учебной группы, преподавателями, врачом) и самим студентом.

Преподаватель, классный руководитель

В течении учебного года

Анализ причин неуспеваемости для последующей корректировки при планировании учебных занятий

2.4. Составление графика дополнительных занятий

со слабоуспевающими, неуспевающими студентами на учебный год.

Преподаватель

Начало

семестра

График дополнительных занятий со слабоуспевающими, неуспевающими на учебный год (график прилагается).

2.5. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего студента

Преподаватель

В течении учебного года

Индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего студента

2.6. Определение времени, за которое слабоуспевающий студент должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

Преподаватель

В течении учебного года

Отражение конкретных сроков ликвидации задолженности в карте





3. Педагогическая терапия

3.1.Проведение систематических опросов, своевременное выставление оценок, недопущение скопления оценок в конце семестра, когда студент уже не имеет возможности их исправить.

Преподаватель

В течении учебного года

Оценивать деятельность дробно, дифференцированно, учет результатов при проведении дополнительных занятий.

3.2 Комментирование оценки, полученной студентом на уроке (необходимо отмечать недостатки, чтобы студент мог их устранять в дальнейшем)

Преподаватель

В течении учебного года

Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

3.3. Ликвидация пробелов в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний и умений

Преподаватель

В течении учебного года

Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого студента.

3.4. Оказание своевременной помощи неуспевающему студенту на определенном этапе урока

Преподаватель

В течении учебного года

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

3.5.Система дифференцированных домашних заданий

Преподаватель

В течении учебного года

Подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки обучающихся.


3.6. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.

Преподаватель

В течении учебного года

Создавать проблемные ситуации, активизировать самостоятельное мышление, организовывать сотрудничество учащихся на уроке, выстраивать позитивные отношения с группой.






4. Воспитательное воздействие

4.1. Извещение классного руководителя, родителей (законных представителей) студента о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок

Преподаватель, классный руководитель

В течении учебного года

Педагогические просвещения для родителей. Коррекционная работа с родителями. Индивидуальная работа.

4.2. Привлечение актива группы к работе по повышению ответственности обучающегося за учение

Преподаватель

В течении учебного года

Коллективная заинтересованность в улучшении результатов работы группы.


4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ

ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ ОТСТАЮЩЕГО СТУДЕНТА






ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Список слабоуспевающих студентов


Ф. И.О. студента

№ группы

Дисциплина

1.




2.




3.




4.




5.




6.









ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ГРАФИК


дополнительных занятий


ДИСЦИПЛИНА

Время проведения

1



2













































18




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими и неуспевающими студентами

Автор: Сударушкин Эдуард Владимирович

Дата: 14.05.2019

Номер свидетельства: 510198

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими и неуспевающими студентами"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_deiatelnosti_prepodavatelia_so_slabouspevaiushchimi_i_neuspevaiushch_1"
    ["file_id"] => string(6) "515013"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1560766424"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства