kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими и неуспевающими студентами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на преодоление неуспеваемости студентов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими и неуспевающими студентами»

Министерство образования И науки АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области
«ВЕЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»)



УТВЕРЖДАЮ

Начальник отдела по учебно-производственной работе

ГАПОУ АО Вельский индустриально-экономический колледж»

____________ Н.В.Ларионова

от « »______________ 20__ г.


ПРОГРАММА

деятельности преподавателя со слабоуспевающими

и неуспевающими студентами

на 2017 – 2018 учебный год



Составитель:

__Катаникова И.А., Рачкова О.Н.________________,

преподаватель ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»




Вельск

2

018


Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими и неуспевающими студентами на 2017 – 2018 годы разработана на основании Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-рэ.





Организация – разработчик: ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»





Составитель: ___Катаникова И.А., Рачкова О.Н._________________, преподаватель ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»






Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими и неуспевающими студентами на 2017 – 2018 учебный год рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии __________________ дисциплин протокол № ___ от «__» _________ 20___ года




СОДЕРЖАНИЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

..

1

СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА О ПРИЧИНАХ

НЕУСПЕВАЕМОСТИ

..

2

ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

..

2.1

Оптимизация деятельности преподавателя

по коррекции неуспеваемости студентов

..

2.2

Работа со студентами со слабым развитием мыслительной

деятельности

..

2.3

Работа со студентами, не желающими учиться

..

2.4

Система работы с неуспевающими студентами

..

3

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

4

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ

ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ ОТСТАЮЩЕГО СТУДЕНТА


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Проблема неуспеваемости беспокоит всех участников образовательных отношений: преподавателей, студентов, родителей.

Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового подростка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешной учебе разбиваются о первые «двойки», у подростка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» студентом, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении.

Неуспевающие обучающиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности подростка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана неуспеваемость, педагог сможет оказать обучающемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время обучаемый не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой а также весь комплекс проблем, которые может сложиться у подростка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Задачи Программы:

1. Способствовать формированию ответственного отношения обучающихся к учебному труду.

2. Наметить  пути и определить средства для предупреждения неуспеваемости и сохранения контингента обучающихся.

3. Создать условия для успешного обучения слабоуспевающих студентов через:

а) комфортный психологический климат в учебной группе;

б) соблюдения основных принципов педагогики сотрудничества (развивающее и дифференцированное обучение, индивидуальный подход, ориентация на успех).

4. Определить меры, направленные на повышение успеваемости и качества образования обучающихся через внеурочную деятельность, взаимодействие с родителями, работу преподавателя на уроке, воспитательную работу.



1. СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА О ПРИЧИНАХ НЕУСПЕВАЕМОСТИ


Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей и важно найти именно ее, иначе все наши хлопоты окажутся напрасными.

Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.


Таблица 1

Внешние и внутренние причины неуспеваемости


Внешние причины


Внутренние причины

Снижение ценности образования в обществе


Несовершенство организации учебного процесса


Отрицательное влияние семьи



Дефекты здоровья, особенности организма обучающегося


Низкое развитие интеллекта


Отсутствие устойчивой положительной мотивации


Слаборазвитая волевая сфера



Как видно, круг причин неуспеваемости неоднозначен, многолик и широк. Поэтому педагогами ищутся пути решения проблемы пробелов в знаниях, а как следствие неуспеваемости. В этой области достаточно известны труды Петриченко С.В., который, анализируя неуспеваемость как психолого-педагогическую проблему, тщательно анализирует условия эффективности деятельности педагогического коллектива учебного заведения ставя во главу угла гуманное отношение к личности студента, педагогический стиль общения с обучающимися, высокий уровень педагогической подготовленности преподавателя для индивидуальной и дифференцированной работы со студентами.

Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов студентов и определить оптимальные условия их обучения.


Таблица 2.


Причины и характер проявления неуспеваемости


Причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться).

Влияют:
обстоятельства жизни подростка в семье;


взаимоотношения с окружающими взрослыми


Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Интеллектуально пассивные обучающиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение.

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.

Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе.

Вне учебных занятий многие из таких студентов действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении.

Неправильные навыки учебной работы - со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения


Обучающиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:
пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные обучающиеся). Неправильная организация учебной деятельности в ОУ.

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.

Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

Неаккуратное обращение с учебными пособиями

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей


Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т.к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления студента об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности

Студентов с проблемами успеваемости можно условно разделить на несколько групп:

Таблица 3.


Группы студентов с проблемами успеваемости


1 группа

2 группа

3 группа

Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.

Высокое качество мыслительной деятельности в совокупности с отрицательным отношением к учению

Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению


Чаще всего педагог сталкивается со студентами первой и второй группы. Каждой группе студентов следует оказывать дифференцированную помощь.



2. ПРОБЛЕМЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ


2.1. Оптимизация деятельности преподавателя

по коррекции неуспеваемости студентов


Психологи считают, что одним из решения данной проблемы должно стать тесное сотрудничество педагога и родителя, вовлечение отстающих в планирование различных мероприятий, в обсуждении способов их осуществления, разрешать им самим определять круг своих обязанностей.

Проблема преодоления неуспеваемости рассматривается как педагогическая задача, имеющая алгоритм оптимального решения: усвоение педагогами задачи; ее конкретизация на основе изучения данных условий; выбор наилучшего для данных условий комплекса средств; разработка и реализация плана решения задачи в соответствии с избранными критериями оптимальности и др.

Какие же пути устранения предлагает педагогика?

1. Предупреждения неуспеваемости. Как показал анализ условий, вызывающих отставание, основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе со студентами, так и в работе со всей группой. Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их.

Деятельность преподавателя по предупреждению неуспеваемости требует, чтобы при обнаружении отставания оперативно принимались меры к его устранению. В литературе выбор мер связывается обычно только с причинами неуспеваемости, что, конечно, недостаточно. Такое наложение в теории и практике связано с тем, что в понятии «неуспеваемость» не выделены его элементы, не выявлены признаки отставания. Между тем это необходимо для правильного выбора мер преодоления неуспеваемости и отставаний, для понимания причин этих явлений.

2. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности

При разработке путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, как правило, имеется в виду создание особо благоприятных условий для неуспевающих студентов. Разрабатываются также отдельные меры, распространяющиеся на всех студентов, которые служат для общего улучшения условий обучения и воспитания студентов. Сюда относятся предложения к совершенствованию учёта и контроля, рекомендации о том, как активизировать познавательную деятельность студентов и их самостоятельность, усиливать творческие элементы, стимулировать развитие интересов.

Плодотворными представляются пути перевоспитания отношений: поставить перед студентом такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению.

Необходимо обратить внимание и на особые условия опроса для неуспевающих студентов.

Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих студентов рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других обучающихся с тем, чтобы с отвечающим студентом можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. В ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих студентов полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других студентов, инструктировать их.

3. Педагогическая диагностика - систематический педагогический мониторинг, контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы преподавателя со студентами, родителями, наблюдение за трудным обучающимися с фиксацией данных в дневнике преподавателя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

4. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).

Необходима дифференциация и домашней работы студентов.

5. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими студентами должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей отстающего. Эффективность учебной работы студентов в конечном итоге определяется характером их личностной воспитанности, их нравственными и социальными качествами. Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в максимальной степени способствовало воспитанию каждого студента как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.

Эффективность обучения, характер отношения студента к учебной работе зависят и от того, какова жизнь его в образовательном учреждении и группе, удовлетворяет ли эта жизнь его потребности и особенно потребность в эмоциональном насыщении, с какими чувствами он идет в колледж, какие эмоции и чувства вызывает у него учебно-воспитательный процесс. Жизнь студента в колледже, учебный процесс, уроки и внеурочные групповые и общеколледжные мероприятия должны быть так организованы, чтобы в них могли и хотели принимать активное участие все, чтобы они вызывали, формировали и развивали у каждого студента его личностные интересы и склонности.

Взаимоотношения между преподавателями и студентами должны быть основаны на оптимистическом отношении преподавателя к каждому студенту: преподаватель должен верить в возможности и силы любого студента. Он должен выявлять лучшие и сильные стороны каждого студента и, опираясь на них, вместе с со студентом бороться с его слабыми качествами. Для того чтобы бороться с недостатками того или иного студента, преподаватель должен искать его достоинства и создавать условия, чтобы каждый студент добился успеха в какой-либо области. Студент, который в колледже не достигает успеха, становится неудачником, чувствует себя таковым, и тем самым он обречен на неуспех в учебной работе. Надо исходить из постулата, что хотя воспитание, колледж и преподаватель не всесильны, но их возможности велики и надо в максимальной степени использовать эти возможности, опираясь на глубокое и всестороннее знание студента, его особенностей и качеств.


2.2. Работа со студентами

со слабым развитием мыслительной деятельности


Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) уместно проводить специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операции: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д.

Главное в работе с такими студентами – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в колледж, студенты сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Источник активности человека – его потребности.

Мотив – побуждение к активности в определенном направлении.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность студентов.

Как вызвать у студента ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать студентов, необходимо использовать все возможности учебного материала:

- создавать проблемные ситуации;

- активизировать самостоятельное мышление;

- организовывать сотрудничество студентов на уроке;

- выстраивать позитивные отношения с группой;

- проявлять искреннюю заинтересованность в успехах студентов. 


При развитии мотива достижения следует ориентировать студента на самооценку деятельности (например, задавать такие вопросы: «Вы удовлетворены результатом?»; вместо оценки сказать ему: «Вы сегодня хорошо справились с работой»).

Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением студента к процессу и результату своей деятельности. Обучающиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Студентам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

  • 2.3. Работа со студентами, не желающими учиться

Причиной плохой успеваемости многих студентов является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Образовательное учреждение они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям преподавателей относятся отрицательно. О студентах этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?

Задача педагога в этом случае:

- помочь обучающимся осознать необходимость получения новых знаний;

- развивать ответственность;

- поддерживать уверенность студентов в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.


Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя студентов. Желательно продумать каждый урок согласно интересам студентов, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности.

Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения:

- решение проблемных ситуаций;

- использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

- связь учебной информации с жизненным опытом студентов;

- организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменной состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами. 


Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что обучающийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал.


2.4. Система работы с неуспевающими студентами


Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих студентов можно распределить на этапы.


Таблица 4.


  • Этапы формирования положительной учебной мотивации

Этапы формирования положительного отношения к учению

Формируемые отношения

Первый этап

Второй этап

Третий этап

К содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но не привлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний)


Действует преподаватель – студент только воспринимает


Ведущим остается преподаватель, студент участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится студент, преподаватель участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий

К преподавателю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему студенту на определенном этапе урока


Таблица 5

Виды помощи неуспевающему студенту на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности студентов


Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.


Предложение студентам примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала


Поддержание интереса слабоуспевающих студентов с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.


Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом

Самостоятельная

работа студентов на уроке


Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.


Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация

самостоятельной

работы вне учебной аудитории

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.


Важный этап при работе с такими студентами – профилактика неуспеваемости.

Таблица 6.

Профилактика неуспеваемости


Этапы урока

Акценты в обучении


Контроль подготовленности студентов


Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у студентов наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые студентами в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для учебной группы и концентрировать внимание на их устранении.

Контролировать усвоение материала студентами, пропустившими предыдущие уроки.

В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала


Обязательно проверять в ходе урока степень понимания студентами основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны студентов при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа студентов на уроке


Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к преподавателю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь студентам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне колледжа


Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать студентов о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций студентами. Согласовывать объем домашних заданий с другими преподавателями группы, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих студентов


Работа с неуспевающими студентами должна вестись систематически.




3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Наименование

мероприятия

Ответственные

исполнители

Сроки

реализации

Показатели

1. Педагогическая профилактика

1.1 Повышение эффективности учебных занятий

Преподаватель


В течение учебного года

Отражение в учебно-методической карте урока форм и методов дифференцированного подхода к слабоуспевающим обучающимся

1.2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов

Преподаватель

В течение учебного года

-Вдумчивый подход к отбору учебного материала;привлечение слабоуспевающих студентов к подготовке отдельных вопросов по изучаемым темам; ;мотивация слабоуспевающих обучающихся к созданию мультимедийных презентаций

1.3. Совершенствование форм и методов контроля за выполнением домашних заданий

Преподаватель

В течение учебного года

Набор адаптированных тестов и других упражнений, работа с текстами, заданий для слабоуспевающих студентов;

методические указания по выполнению работы

2. Педагогическая диагностика

2.1. Проведение опроса студентов:
«Какие проблемы мешают Вам хорошо учиться?» (анкета прилагается)

Преподаватель

Январь (по итогам первого семестра)

Выявление проблем, которые мешают успешно учиться

2.2. Проведение диагностики в начале года с целью выявления уровня обученности студента

Преподаватель

Начало

семестра

Выявление категории слабоуспевающих студентов (список прилагается).

2.3. Установление причин неуспеваемости студентов через встречи с родителями, беседы со специалистами (руководителем учебной группы, преподавателями, врачом) и самим студентом.

Преподаватель

В течение учебного года

Анализ причин неуспеваемости для последующей корректировки при планировании учебных занятий.

2.4. Составление графика дополнительных занятий

со слабоуспевающими, неуспевающими студентами на учебный год.

Преподаватель

Начало семестра

График дополнительных занятий со слабоуспевающими, неуспевающими на учебный год (график прилагаетмся).

2.5. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего студента

Преподаватель

Начало учебного года с последующей корректировкой

Индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего студента

2.6. Определение времени, за которое слабоуспевающий студент должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

Преподаватель

В соответствии с индивидуальным планом работы

Отражение конкретных сроков ликвидации задолженности в карте

2.7. Диагностический входной контроль

Преподаватель

Начало семестра

Выявление практических навыков при работе с текстом;

знание лексико-грамматического материала;

навыков аудирования

3. Педагогическая терапия

3.1 Проведение систематических опросов, своевременное выставление оценок, недопущение скопления оценок в конце семестра, когда студент уже не имеет возможности их исправить.

Преподаватель

В течение учебного года

Учет результатов при проведении дополнительных занятий;

подготовка индивидуальных заданий слабоуспевающим студентам

3.2 Комментирование оценки, полученной студентом на уроке (необходимо отмечать недостатки, чтобы студент мог их устранять в дальнейшем)

Преподаватель

В течение учебного года

Создание ситуаций, способствующей проявлению инициативы со стороны студента к исправлению неудовлетворительной оценки

3.3. Ликвидация пробелов в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний и умений

Преподаватель

В течение учебного года

Анализ пробелов в знаниях студентов, проведение дополнительных занятий

3.4. Оказание своевременной помощи неуспевающему студенту на определенном этапе урока

Преподаватель

В течение учебного года

Учет результатов при планировании индивидуальной работы со слабоуспевающими студентами

3.5. Система дифференцированных домашних заданий

Преподаватель

В течение учебного года

Создание банка домашних заданий пониженного уровня сложзности

3.6. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий.

Преподаватель

В течение учебного года

Разработка разноуровневых заданий для самостоятельной работы на уроке




4. Воспитательное воздействие

4.1. Извещение классного руководителя, родителей (законных представителей) студента о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок

Преподаватель

В течение учебного года

Создание ситуаций успеха при своевременном принятии мер по ликвидации неудовлетворительных оценок слабоуспевающим студентом

4.2. Привлечение актива группы к работе по повышению ответственности обучающегося за учение

Преподаватель

В течение учебного года

Коллективная заинтересованность в улучшении результатов работы группы






6. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ

ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ ОТСТАЮЩЕГО СТУДЕНТА



1. Ф.И.О. студента ___________________________________________________

2. Группа ___________________________________________________________

3. По каким дисциплинам (МДК) не успевает _____________________________

4. Поведение студента ________________________________________________

5. Причины, которые привели к плохой успеваемости ______________________

6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные,

дополнительные занятия) используются преподавателем в работе со
студентом ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости студента _________ ____________________________________________________________________

8. Сколько времени длится работа по преодолению неуспеваемости _с нояб 17_________ ____________________________________________________________________

9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы ___по итог пен сем ликвид чисоло и что ликвид____________




























Приложение1

ПАМЯТКА «ПСИХОТЕРАПИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ»

  1. «Не бить лежачего». Оценку своих знаний обучающийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.


  2. Не более одного недостатка в минуту.
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.


  3. «За двумя зайцами погонишься...» Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого студента.

  4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

  5. Сравнивайте сегодняшние успехи студента с его собственными вчерашними неудачами. Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.


  6. Не скупитесь на похвалу.
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.


  7. Техника оценочной безопасности.
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».


  8. Ставьте перед студентами предельно конкретные и реальные цели.
Не искушайте его невыполнимыми целями.

  9. Обучающийся не объект, а соучастник оценки.
Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки «на правила», своевременное выполнение задания.

  10. Сравнивайте достижения.
Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения студента.









Приложение 2

ПАМЯТКА ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Преподаватель, набравшись мудрости и терпения, использует в процессе обучения принцип управления успехом: тщательно отслеживает мельчайшие изменения к лучшему в поступках, поведении, познавательной деятельности обучаемого и постоянно находит возможности, эффективные шаги для усиления и поддержки. Одобрение и ободрение – два похожих слова играют решающую роль в обеспечении учебного успеха.

Оценке предшествует определенная деятельность обучаемых, и именно эта деятельность должна быть оценена.
Оценка – своего рода символ и в тоже время мерило, позволяющее определить степень успешности обучения.

1. Не стоит придавать оценке роль инквизиторского топора.

2. Важно, чтобы цифра не заслоняла человека.

3. Оцениваются не решение, не выполнение задания, не ответ, а достижения обучаемого, его умение пользоваться полученными знаниями для извлечения новых.

4. Оценка должна позволить учителю увидеть свои и студенческие пробелы и возможные шаги для успешной коррекции.

5. Оценивается не человек, а его деятельность.


6. Лучше использовать разнообразный инструментарий при оценивании знаний обучающихся: обучающий зачет, семинары, творческие работы.

7. Оценка может быть количественной и качественной. Наряду с выставленным баллом и значительно важнее балла развернутая характеристика успехов студента.

8. Нельзя девальвировать, но нельзя и фетишизировать роль оценки.


9. Оценка должна стимулировать деятельность студента, а значит, выставление оценки должно сопровождаться энергетически мощным учительским импульсом, позволяющим студенту поверить в свои силы, испытать удовольствие от поощрения.


10. Справедливость при выставлении оценки выступает как наиболее значимый фактор (особенно с точки зрения обучаемых).



Приложение 3


Памятка по оказанию дифференцированной помощи

обучающимся со слабым развитием мыслительной деятельности


Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д.

Главное в работе с такими обучающимися – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.

Как вызвать у студента ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать обучающихся, необходимо использовать все возможности учебного материала: 

  • создавать проблемные ситуации;

  • активизировать самостоятельное мышление;

  • организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

  • выстраивать позитивные отношения с группой;

  • проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать обучающегося на самооценку деятельности (например, задавать ему такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?»; вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой»). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением студента к процессу и результату своей деятельности. Обучающиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

Этой группе неуспевающих обучающихся рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.


Упражнение «Самое главное»

Обучающиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то «секрет», то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и «секреты». Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение «Моментальное фото»

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Обучающиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.


Упражнение «Лучший вопрос»

Обучающиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему студенту и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.


Упражнение «Пересказ по кругу»

Обучающиеся читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.






Приложение 4

Памятка

по оказанию дифференцированной помощи  обучающимся,

 не желающим учиться


Причиной плохой успеваемости многих обучающиеся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Колледж они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям преподавателей относятся отрицательно. Об обучающиеся этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.

Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?

Задача педагога в этом случае:

  • помочь обучающимся осознать необходимость получения новых знаний;

  • развивать ответственность;

  • поддерживать уверенность обучающихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя обучающиеся.

Желательно продумать каждый урок согласно интересам обучающихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения:

  • решение проблемных ситуаций;

  • использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

  • связь учебной информации с жизненным опытом обучающихся;

  • организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что студент, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал.



Приложение 5

Анкета



«Какие проблемы мешают Вам хорошо учиться?»

  1. Неудовлетворение организацией учебного процесса.

  1. Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам.

  1. Неудовлетворительная работа администрации.

  2. Высокие цены в столовой.

  3. Плохое здоровье.

  4. Нежелание учиться вообще.

  5. Распространение наркотиков.

  6. Отсутствие условий для проведения досуга.

  7. Возможные подработки во внеурочное время.

10. Непрестижность обучения в колледже.

11. Другие проблемы.



График

дополнительных занятий со слабоуспевающими, неуспевающими студентами на 2017-2018 учебный год


1 семестр-дополнительные занятия по дисциплине ОУД 01.03 «Иностранный язык»-каждый вторник 16.10, кабинет №41

2 семестр-дополнительные занятия по дисциплине ОУД 01.03 «Иностранный язык»-каждый вторник 16.10, кабинет №41


Преподаватель- Катаникова И.А.

Рачкова О.Н.




Приложение 7

Список слабоуспевающих студентов на 01.01.2017- 2018 учебного года

№ п/п

ФИО

Группа

Дисциплина






































Преподаватель - Катаникова И.А.

Рачкова О.Н.

26



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими и неуспевающими студентами

Автор: Катаникова Ирина Александровна Рачкова Оксана Николаевна

Дата: 17.06.2019

Номер свидетельства: 515013

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими и неуспевающими студентами"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_deiatelnosti_prepodavatelia_so_slabouspevaiushchimi_i_neuspevaiushchim"
    ["file_id"] => string(6) "510198"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1557830975"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства