kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса для 11 класса "Природопользование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс способствует формированию научного мировоззрения, пониманию единства природы и человеческого общества, роли биологии, географии, экологии в стабилизации отношений человек – природа. Факультатив нацелен на развитие способностей учащихся оценивать комплекс факторов, влияющих на окружающую среду. Практикум ориентирует на изучение проблем природопользования на своей территории.

В основе программы лежат пути охраны живой природы, она реализует идею гармонии человека и природы, идея гуманизации раскрывается на основе необходимости поддержания качества природной среды, окружающей человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса для 11 класса "Природопользование"»












Программа факультативного курса

««Природопользование»


11класс (34 часа)









Составитель: Герасимова А.Н.













2015-2016гг










Пояснительная записка

Программа факультатива «Природопользование» предназначена для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы.

Актуальность данного курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Стремительный рост потребления природных ресурсов, возрастающая деятельность человека на природные системы требуют перестройки биологического образования в школе. Решение этой задачи и входит в предмет изучения этого курса.

Курс способствует формированию научного мировоззрения, пониманию единства природы и человеческого общества, роли биологии, географии, экологии в стабилизации отношений человек – природа. Факультатив нацелен на развитие способностей учащихся оценивать комплекс факторов, влияющих на окружающую среду. Практикум ориентирует на изучение проблем природопользования на своей территории.

В основе программы лежат пути охраны живой природы, она реализует идею гармонии человека и природы, идея гуманизации раскрывается на основе необходимости поддержания качества природной среды, окружающей человека.

Цель данного курса формирование у учащихся мировоззрения в рамках научного познания картины мира.

Реализация целей программы достигается путём решения следующих задач:

  • Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами.

  • Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.

  • Овладение прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценки состояния окружающей среды, принятия правильных решений по ее улучшению, способности предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всех видах трудовой деятельности.

  • Развитие потребности общения с природой, восприятия ее облагораживающего воздействия в соответствии с моральными ценностями нашего общества, стремления к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями.

  • Сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда или ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающей природной
    среды.

  • Активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразованной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы

Курс, интегрирующий и развивающий на основе географических, физико-географических, экономико-географических знаний по проблеме природопользования и других школьных предметов биологии, химии, физики.

При изучении курса «Природопользование», особое внимание должно быть обращено на разделы: «Состояние окружающей среды России», «Правовые вопросы экологической безопасности». Более детально должно быть изучено взаимодействие человека и природы, природные ресурсы и рациональное природопользование, загрязнение окружающей среды. На основе знаний этих разделов дается экологическое обоснование об использовании научных исследований в природопользовании, решении проблем и охране природных ресурсов, влияние окружающей среды на здоровье человека. Изучение современных способов научных исследований в природопользовании способствует развитию у студентов интереса к познанию, что такое прогноз, прогнозирование антропогенного воздействия на окружающую среду, оценка качества окружающей среды. Сведения об экологических проблемах различных видов природопользования должны базироваться на особенностях использования и охране природных ресурсов в добывающей промышленности, лесопользовании, обрабатывающей промышленности, энергетики, лесохозяйственном природопользовании.

При изучении курса необходимо использовать разные формы организации учебно-воспитательного процесса: лекционно-семинарские занятия и тематические зачеты, практические и лабораторные работы, мониторинг на конкретных территориях, решение экологических задач, самостоятельные исследования тем, организация экскурсий на предприятия и технические выставки, применять технические средства обучения.

Ключевыми компетенциями, которыми должны овладеть учащиеся после изучения курса «Природопользование» являются экологическая грамотность и экологическая культура.

При этом ученик должен

знать:

  • понятия: природа, труд, общество;

  • природные условия и ресурсы, природопользование,

  • виды природопользования; стихийное природопользование;

  • взаимосвязи природы, человека, общества

  • основные этапы развития природопользования примеры влияния культуры

  • на примеры изменения характера природопользования в процессе развития;

  • особенности человека нового типа, его отношение к человеку и природе;

  • причины хищнического характера природопользования

уметь:

  • наблюдать и фиксировать явления и объекты природы, их взаимосвязи с человеком и обществом;

  • оценивать (на элементарном уровне) отношение местного населения к природной среде;

  • характеризовать природные условия и ресурсы своей местности, использование их населением;

  • приводить примеры отображения отношения человека, общества к природе в произведениях искусства и религии, в науке;

  • получать информацию из различных источников.

Примерный тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Практические занятия

Введение

2

 

Раздел 1. Природа – материальная основа природопользования

26

 

1.1. Природа – материальная основа природопользования

2

 

1.2. Взаимодействие общества и природы.

5

 

1.3. Человек и природа

2

1

1.4. Природные ресурсы и рациональное природопользование

5

1

1.5. Глобальные проблемы человечества

8

2

1.6. Охрана природы и окружающая среда

4

1

Раздел 2. Правовые вопросы экологической безопасности.

5

 

2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

3

 

2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий загрязняющих окружающую среду.

2

 

Всего:

34

 

Примерное содержание дисциплины

Введение.

Содержание материала темы

Для чего нужно изучать природопользование. Понятие “природопользование”. Вклад Ю.Н. Куражсковского, Н.Ф. Реймерса в развитие науки. Связь “природопользования” с понятиями “окружающая среда”, природное рациональное и нерациональное природопользование.Значение экологических знаний. Задачи, цели, специфика.

Раздел 1. Взаимодействие общества и природы

1.1. Природа – материальная основа природопользования

Содержание материала темы

Понятия “живая” и “неживая” природа, уровни организации жизни на Земле. Основные свойства живого, влияние деятельности человека на экологические системы и необходимость их охраны.

1.2. Взаимодействие общества и природы

Содержание материала темы

Экологические основы природопользования. Особенности взаимодействия природы и общества. Общие и специфические черты. Развитие производительных сил общества; изменение массы вещества и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условиях существования.

Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности.Влияние урбанизации на биосферу.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Научно-технический интерес и природа в современную эпоху.

Периоды природопользования. Технологические революции. Антропогенное воздействие на природу.

Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение, энергических ресурсов, «парниковый эффект» и др.

Пути их решения. Мониторинг. Виды мониторинга. Мониторинг и прогнозирование антропогенного воздействия.

1.3. Человек и природа

Содержание материала темы

Современный период воздействия на природу. Методы современных научных исследований в области природопользования: прогнозирование развития системы “природа – человек – общество”. Виды прогнозов. Особенности природопользования на ранних этапах развития общества и на современном этапе. Понятие “Здоровье” нормативный показатель природопользования. Относительный характер устойчивости биологических систем. Роль науки в окружающей среде.

1.4. Природные ресурсы и рациональное природопользование

Содержание материала темы

Понятие природные ресурсы, природное благо. Классификация природных ресурсов. Природные условия России. Природные ресурсы России. Природоресурсный потенциал. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства и проблемы отходов. Принципы и методы рационального природопользования. Экологическое регулирование, прогнозирование последствий природопользования

1.5. Глобальные проблемы человечества

Содержание материала темы

Демографическая проблема. Неконтролируемый рост населения в развивающихся странах и неспособность современной цивилизации обеспечить нынешнее и особенно будущее население нормальными условиями жизни. Связь демографической проблемы с сохраняющимися социально-экономическими условиями в странах «третьего мира». Демографическая политика - успехи и разочарования.

Продовольственная проблема. Продовольствие как важнейший фонд жизненных средств человечества. Источники питания в прошлом и сейчас. Структура пищевых рационов. Главные растительные источники пищи. Сущность продовольственной проблемы в современном мире и ее основные параметры: производство, спрос, распределение и потребление. Пути выхода из продовольственного тупика

Энергетическая проблема. Сущность и масштабы энергетической проблемы. Рост энергоемкости современной экономики. Растущий разрыв между высокими темпами развития энергоемких производств и запасами невозобновимых энергоресурсов (нефти, газа, угля). Негативные экологические последствия развития энергетики при сохранении традиционной структуры топливно-энергетического баланса. Альтернативная энергетика. Энергетика и экология.

Сырьевая проблема. Сущность глобальной сырьевой проблемы. Понятие о сырье. Современные масштабы использования минерального сырья. Виды сырья, более и менее близкие к исчерпанию. Оптимистические и пессимистические прогнозы использования сырьевых ресурсов в будущем. Относительная ограниченность и невосполнимость минеральных ресурсов как главная составляющая глобальной сырьевой проблемы.

Проблема парникового эффекта и озонового слоя. Парниковый эффект причины его возникновения, последствия и меры борьбы. Время появления проблемы озонового слоя. Причины истощение озонового слоя. В чём опасность истощения для всего живого на Земле.

Проблема здоровья и долголетия. Здоровье человека как синтетическая категория и как одна из наиболее старых глобальных проблем человечества. Продолжительность жизни населения как один из важнейших критериев цивилизованности любой страны. Понятие о медицинской географии, изучающей распространение болезней и патологических состояний человека; причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье человека. Изменение естественных условий в окружающей человека среде. Нарушение в организме человека наследственных признаков, сокращение продолжительности жизни, увеличение заболеваемости и детской смертности. Влияние на здоровье людей урбанизации, транспорта, промышленно-городских агломераций. Болезни цивилизации.

Основные загрязнители, их классификация. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. Загрязнение географических оболочек. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязненной биосферы. «Зеленая» революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.

Экологические проблемы России.

1.6. Охрана природы и окружающей среды

Содержание материала темы

Охрана и улучшение среды жизни человека. Энергетический базис человека и природы. Связь биологических законов с социальными. Влияние среды и её антропогенных изменений на организм человека. Проблемы здравоохранения. Меры улучшения качества окружающей среды. Принципы социальной экологии. Зелёные насаждения в городе, их биологическое и эстетическое значение. Проблемы утилизации производственных и бытовых отходов. Шум и его влияние на организм. Меры борьбы с шумовым загрязнением.

Охрана растительного и животного мира.Закон об охране природы. Организация заповедников и заказников. Заповедные территории России, Иркутской области. Редкие виды животных и растений России, Иркутской области. Значение растений в природе и хозяйственной деятельности людей. Значение растений в стабилизации климата. Охрана водного режима. Повышение плодородия почв. Растения санитарной зоны. Влияние хозяйственной деятельности человека на животных. Влияние вредных выбросов на состояние жизни в почве, растений и животных.

Раздел 2. Правовые вопросы экологической безопасности.

2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор.

Содержание материала темы

История Российского природоохранного законодательства. Правовые и социальные вопросы природопользования. Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами СССР. Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.

Участие России в деятельности международных, природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 г. независимой международной комиссии по охране окружающей среды.

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение. Охраняемые природные территории.

2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.

Содержание материала темы

Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий.

Темы для рефератов и сообщений

1. «Ведущие международные организации, занимающиеся проблемами природопользования». Например:

а)  «Сотрудничество России по линии ЮНВП».
б)  «Международное сотрудничество под эгидой ВЭК ООП» и т.д.
в)  «Региональные комиссии ООН»
г)  «Международная организация МАГАТЭ»

Примерная тематика рефератов и конференций

Рефераты

  • Экология и здоровье человека.

  • Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия
    человека со средой его обитания.

  • Экологические, эстетические и этические причины, побуждающие
    охранять природу

  • Экология человека и социальные проблемы.

  • Экологическая культура человека.

  • Прогноз последствий взаимодействия человека с природой.

  • Город - новая среда обитания человека и животных.

  • Экологические проблемы, связанные с будущей производительной деятельностью студентов.

  • Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги.

Примерная тематика конференций

  • Экология России

  • Экология города Черемхово

  • Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды иего роль в возрождении России.

Литература:

  • Гдалин Д.А. Глобальная география 11 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002. – 160 с.

  • Глобальная география.11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 352 с.

  • Гурова Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие – М.: Изд. Оникс, 2007.- 224 с.: ил.

  • Демина Т.А.Экология, природопользование, охрана окружающей среды: пособие для учащихся старших классов общеобразоват. учреждений. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 123 с.

  • Колесников С.И Экологические основы природопользования. – М.: ИКЦ "МАРТ", 2005. – 336 с.

  • Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование. – М.: АСАДЕМА, 2003.

  • Константинов В.М. Охрана природы. - М.: изд. центр "Академия", 2000. – 240с.

  • Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: изд.центр "Академия", 2006. – 208с.

  • Новиков Ю.В. Охрана природы. – М.: 1989.

  • Природопользование: Проб. учеб. для 10-11 кл. проф. школ /Н. Ф. Винокурова и др. – М.: Просвещение, 1995. – 255с.

  • Программно-методические материалы. География. 10-11 кл ./ Сост.В.И. Сиротин. – 4-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2001. – 160 с.

  • Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды. – М.: 1993. – C. 156.

  • Реймерс Н.Ф. Природопользование. – М.: 1990. – С. 210.

  • Ситоваров В. А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: изд. центр "Академия", 2000. – 280 с.

  • Соломина С.Н. Взаимодействие общества и природы: (Филос. пробл.). – М.: Мысль, 1983.- – 252 с.

  • Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопастность. – М.: изд. центр" Академия", 2004. – 480 с.

  • Чернова Н.В. и др. Основы экологии 10-11 кл. – М.: Дрофа, 1999.

  • Юный эколог/ сост. Т.Е. Заводова. – Мн.: Красико-Принт, 2006. – 128 с.

  • Экология 9кл: учеб.для общеобраз. учеб. заведений /Е.А. Крискунов и др. – М.: Дрофа, 1997. – 240 с.

  • Экологическое состояние территории России /В.П. Бочаров. – М.: изд. центр "Академия", 2004, – 128 с.

  • Экологическое воспитание /сост. Н.С. Криволап. – Мн.: Красико-Принт, 2005. – 128 с.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа элективного курса для 11 класса "Природопользование"

Автор: Герасимова Алевтина Николаевна

Дата: 31.05.2016

Номер свидетельства: 331612

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Видеоэкология" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-vidieoekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "115131"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411844685"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства