Электив по географии разработан для учащихся 9-х классов. Данный курс направлен на повышение интеллектуального и культурного уровня школьников и поможет учителю географии подготовить девятиклассников к итоговой аттестации (ОГЭ) по географии, а так же к изучению курса экономической и социальной географии мира в 10 классе. В курсе отражены основные темы по топографии, географическим оболочкам земли, природе и экономике, населению России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Занимательная география"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 6»
городского округа город Шарья Костромской области
Утверждено
Директор МБОУ СОШ№6 __________________
(Косач Г.А.) Приказ №_____ от «____»________2015г
Рабочая программа элективного курса по географии
для учащихся 9 класса.
Составила:
учитель географии
высшей квалификационной категории
Смирнова Елена Валерьевна
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база:
Назначение программы:
Электив по географии разработан для учащихся 9-х классов. Данный курс направлен на повышение интеллектуального и культурного уровня школьников и поможет учителю географии подготовить девятиклассников к итоговой аттестации (ОГЭ) по географии, а так же к изучению курса экономической и социальной географии мира в 10 классе. В курсе отражены основные темы по топографии, географическим оболочкам земли, природе и экономике, населению России.
Актуальность и перспективность курса:
Актуальность изучения данного курса диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования.
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия:
Учащихся 9 классов.
Объём часов, отпущенных на занятия:
1 час в неделю (34 часа)
Продолжительность одного занятия (1 час)
Цели и задачи реализации программы:
Главной целью электива является формирование систематизированного, целостного представления об оболочках Земли, об особенностях природы России, о закономерностях размещения хозяйства и общества РФ.
Задачи программы:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
3.Развитие умений учащихся самостоятельно анализировать проявление общих закономерностей размещения хозяйства и населения России, мыслить пространственно, вычислять основные показатели населения.
4. Развитие практических навыков по работе с различными тематическими картами.
5. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
6.
Формы и методы работы: лекции, практикумы, решение проблемных вопросов, круглые столы.
Коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.
Структураэлектива :
№
Раздел
количество часов
Универсальные действия
1
Географические модели.
3
Уметь анализировать карты, топографический план.
2
Природа Земли и человек
9
Знать и понимать географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека
3
Особенности ГП РФ
1
Знать и понимать специфику географического положения Российской Федерации
4
Природа РФ
10
Знать и понимать специфику географических особенностей природы России
5
Население и хозяйство РФ
11
Знать и понимать специфику основных отраслей хозяйств особенности населения РФ
Календарно-тематическое планирование
Раздел
Тема
дата
Описание примерного содержания
Географические модели.
Географическая карта, план местности. Их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
Земная кора и литосфера. Состав и строение. Рельеф земной поверхности. Тектоника литосферных пли
2
Знать основные движения литосферных плит. Находить причинно- следственные связи. Анализировать рельеф. Уметь распознавать горные породы по происхождению.
Гидросфера.
2
Состав, строение гидросферы. Мировой океан и его части. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Уметь решать задачи на нахождение причинно- следственных связей.
Атмосфера.
2
Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Уметь анализировать климатические карты
Особенности природы материков и океанов
3
Крупные формы рельефа. Рекорды материков, интересные факты. Умение находить по описанию регионов мира.
Особенности ГП РФ
Природа РФ
Особенности географического положения России
1
Определять крайние точки и сравнивать и анализировать разные источники географической информации
Особенности геологического строения, распространение крупных форм рельефа России
2
Геохронологическая таблица. Особенности строения земной коры. Описывать крупные формы рельефа
Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России. Климат и хозяйственная деятельность людей
2
Работать с синоптическими картами. Знать климатообразующие факторы. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.
Внутренние воды и водные ресурсы
2
Реки, озёра, болота. Образование многолетней мерзлоты. Решение задач на нахождение причинно- следственных связей. Работа с контурными картами.
Типы почв и почвенные ресурсы
2
Почвы. Рациональное и нерациональное использование почв. Почвенные ресурсы.
Национальные парки и заповедники
2
Наиболее известные заповедники и национальные парки Росси. Решение тестов.
Население и хозяйство России
Численность. Естественное движение. Миграция.
2
Особенности демографической ситуации в РФ. Решение задач по нахождению С, Р и ЕП. Направление миграции, нахождение миграционного прироста населения.
Половой и возрастной состав. Размещение населения
2
Особенности населения, структура населения. Размещение населения на территории.
Народы и основные религии
2
Народы проживающие на территории России, малочисленные народы. Религии.
Крупные города
1
Города- агломерации.
География отраслей промышленности. Основные факторы размещения отраслей.
2
Географические особенности основных отраслей хозяйства России
Урок – практикум.
Нахождение плотности населения, доли городского населения, ЕП, миграционного прироста
2
Решение задач на демографические показатели и на нахождения причиинно- следственных связей.
Информационно-методическое обеспечение: презентации и видео - ролики по разным темам в области географии.
Наглядный материал: набор топографических карт, набор горных пород, раздаточный материал.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Предполагаемая результативность курса
Воспитанники должны:
уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
определять, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
чтения карт различного содержания;
основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
применять в процессе учебного познания основные географические понятия.
Определять погоду по синоптической карте;
Решать различные практические задачи.
Знать:
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
границы часовых поясов:
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
распределение рек страны по бассейнам океанов;
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
народы, наиболее распространенные языки, религии;
примеры рационального и нерационального размещения производства;
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.)
Литература, используемая при составлении программы
Замятин Д.Н - Пространства России (хрестоматия) - М.: МИРОС 1994.
Плисецкий Е.Л. – Соц. - экономич. география РФ – Справочное пособие в таблицах, схемах, картах – М.: Дрофа, 2004.
Аванта + География России Энциклопедия
Литература для родителей и детей:
Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е. - География. ГИА-2009, 9 класс – М.: Астрель, 2012.
Барабанов В.В. и др. – ГИА 9кл. в новой форме, 2009/ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009.
Список литературы для учащихся
- актуальность, значимость для решения конкретных педагогических задач;
Цели программы:
Образовательные: сформировать у школьников знания, умения и навыки автономного существования в природе.
Развивающие: вызвать познавательный интерес к туризму, расширить кругозор, развить логическое мышление, творческие способности, экологическую культуру, умение работать в группе.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Формировать детский коллектив и оздоровительную активную деятельность в природе
Задачи программы:
Заключение
Программа туристического кружка «По тропинкам родного края» апробирована. Данную программу можно доработать до второго года обучения. Программа может оказать значительную помощь в планировании туристско-краеведческой работе школы.
Такая форма работы заинтересует учащихся, поможет приобрести опыт в общественно – полезном труде, развить экологическую культуру, поможет создать условия для самореализации школьников и развития их творческих способностей.