Программа кружка предназначена для учащихся 6-8 классов, рассчитана на 17 часов и носит межпредметный характер. Учебный курс должен сформировать у учащихся общие представления о Вселенной, строении Земли и ее происхождении; признан, углубить знания о взаимосвязях и взаимодействии в системе «природа-человек – хозяйство». География по своей сути - интегрированный предмет, комплексно рассматривающий среду обитания человека в разных территориальных условиях. Поэтому кружок поможет
школьникам получить системное преставление об окружающем их мире, о взаимозависимости всех его частей, даст первоначальные навыки всестороннего анализа комплексных проблем, связанных с современным состоянием окружающей среды, продолжит формирование умения работать с разнообразными видами фактического материала – статистическим, картографическим, литературным; поможет подготовиться к олимпиаде, научно-практическим конференциям.
Главная цель учебного курса: дать научные представление учащимся о геосистемах Земли; об изменениях, происходящих с системами географической оболочки высших уровней организации в процессе их взаимодействия и интеграции с обществом, а также пространственные закономерности такого взаимодействия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Кругосветка" »
ПРОГРАММА КРУЖКА «КРУГОСВЕТКА»
Пояснительная записка.
Программа кружка предназначена для учащихся 6-8 классов, рассчитана на 17 часов и носит межпредметный характер. Учебный курс должен сформировать у учащихся общие представления о Вселенной, строении Земли и ее происхождении; признан, углубить знания о взаимосвязях и взаимодействии в системе «природа-человек – хозяйство». География по своей сути - интегрированный предмет, комплексно рассматривающий среду обитания человека в разных территориальных условиях. Поэтому кружок поможет
школьникам получить системное преставление об окружающем их мире, о взаимозависимости всех его частей, даст первоначальные навыки всестороннего анализа комплексных проблем, связанных с современным состоянием окружающей среды, продолжит формирование умения работать с разнообразными видами фактического материала – статистическим, картографическим, литературным; поможет подготовиться
к олимпиаде, научно-практическим конференциям.
Главная цель учебного курса: дать научные представление учащимся о геосистемах Земли; об изменениях, происходящих с системами географической оболочки высших уровней организации в процессе их взаимодействия и интеграции с обществом, а также пространственные закономерности такого взаимодействия.
Задачи данного курса:
* повысить теоретический уровень знаний учащихся по географии через поисковую и исследовательскую деятельность;
* способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении предметов естественно - научного цикла;
* расширить кругозор по географии через исторический, экологический и другие подходы;
* развивать различные формы коммуникативной деятельности учащихся.
Программа кружка позволяет расширить и углубить свои знания по географии не только через теоретический материал, но и через практическую деятельность, что способствует продолжению формирования и отработку практических навыков у учащихся. Также занятия данного курса способствуют положительной мотивации учебной работы на занятиях по географии. Вместе с тем содержание данного курса позволяет ученику любого образовательного уровня включиться в учебно-познавательный процесс.
Основу курса составляют личностно ориентированный, гуманистический, практико-ориентированный и интегративный принципы географии. Методы и формы обучения на определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных способностей и саморазвитием личности. В связи с этим можно определить основные методики преподавания:
* интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, метод проектов);
* личностно - деятельностный подход в обучении;
* исследовательская работа;
* проведение деловых игр;
* практикум.
Структура занятий определяется основным законам дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному с использованием индивидуальных, групповых и коллективных занятий.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
* научность;
* доступность;
* последовательность и системность изложения материала;
* преемственность и перспективность изложения материала;
* понимание ценности адекватной оценки собственных достижений;
* уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности.
Программа кружка.
1. Введение. (1ч.) Общее содержание и цели изучения курса «Кругосветка» на профильном уровне географического образования. Науки о природе… Методы изучения природы.
Как устроена Земля. (5ч.)
Тема 2. Планета. Состав Земли. Неизведанные глубины. На пути к мантии. Данные о составе Земли из космоса. Из чего же состоит Земля? (1час)
Общее преставление о Вселенной. Как возникла планета. Основные геосферы: земная кора, мантия, ядро. Методы, с помощью которых изучают внутреннее строение Земли.
Тема 3. Пока только гипотезы. Плавающие континенты. Не континенты, а литосферные плиты. Формирование лика Земли. (1 час.)
Возраст Земли и геохронологическая шкала. Начальные этапы формирования Земли. Древнейший – докембрийский этап развития Земли и появление жизни. Теория литосферных плит. Теория Вегенера. Наиболее важные события в истории Земли: формирование и распад гигантских материков, великие оледенения, мощная вулканическая деятельность.
Исследовательская работа: презентация проекта «Мое географическое открытие».
Тема 4. Подземные сокровища. Что и сколько мы добываем из недр? Оборотная сторона медали. Сколько мы будем добывать? (1час)
Общие сведения о минералах. Магматические горные породы. Осадочные породы: основные их группы и условия образования. Ресурсообеспеченность. Охрана недр. Практическая работа. Коллекция горных пород и минералов.
Тема 5. Современные процессы, формирующие рельеф, и связанные с ними стихийные явления. (2 часа)
Внешние и внутренние процессы. Географическое распространение вулканов. Различные типы вулканических построек и извержений. Примеры катастрофических извержений. Действующие и потухшие вулканы. Вулканологи. Землетрясения. Эпицентр и очаг землетрясения. Катастрофические землетрясения (примеры). Строение дна океана. Сейсмические процессы. Исследовательская работа: презентация проекта «Влияние оледенения на формирование рельефа».
Человек и природа. (11 ч.)
Тема 6: Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления.(1час)
Климат и жизнь. Факторы, определяющие климат. Элементы климата. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические явления.
Тема 7: Погода (1 час). Погода и ее элементы. Предсказание погоды. Местные признаки. Погода и транспорт. Погода и сельское хозяйство. Как зависит культура земледелия от климата и погоды?
Практическая работа: анализ материалов по социологическому опросу: « Влияние погоды на человека».
Тема 8: Воздействие человека на погоду и климат (1 час).
Воздействие человека на погоду и климат. Может ли на земле измениться климат под влиянием человеческой деятельности? Как отразится на уровне Мирового Океана таяние полярных льдов? Исследовательская работа: презентация проекта «Климат и человек».
Тема 9: Вода на Земле. Это удивительная жидкость…(1 час)
Гидросфера. Распределение воды на Земле. Использование вод их охрана. Опасные явления, связанные с водами.
Практическая работа: анализ материалов по социологическому опросу: « Влияние водохранилищ, ГЭС на окружающую среду».
Тема 10: Почва (1 час).
Почва. От чего нужно охранять почву? Роль мелиорации в повышении плодородия почв.
Особенности размещения растительного и животного мир; приспособление животных и растений к условиям жизни. Меры по рациональному использованию и охране растительных и промыслово-охотничьих ресурсов. Исследовательская работа:
презентация проекта «Биологические ресурсы».
Тема 12: Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека .(1 час)
Медицинская география. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Исследовательская работа: презентация проекта «Влияние человека на природные комплексы».
Тема 13: Изменение природы под влиянием деятельности человека. (1 час)
-Приводить примеры: развития представлений человека о Земле;
крупнейших рас и народ мира; крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности; адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияние природы на формирование культуры людей;
использование и охрана природных ресурсов;
- Составлять: простейшие схемы, природных процессов и их взаимосвязи; описание
образа природных объектов; описание природных объектов по типовому плану;
описание природных процессов и явлений по картам, наблюдениям,
статистическим показателям;
- Определять: на местности, плане и карте расстояния, направления. Высоты,
географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в
коллекции);
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для
ориентирования на местности, чтения карт различного содержания; проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород в своей местности; решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Оценивать:
- Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично;
- Универсальное значение природы.
Учебно-тематический план.
№
Тема занятия
Кол-во часов
Вид деятельности учащихся
1.
Введение
1
Как устроена Земля. (5ч.)
2
Планета. Состав Земли. Неизведанные глубины. На пути к мантии. Данные о составе Земли из космоса. Из чего же состоит Земля?
1
Работа со статистическими показателями
3
Пока только гипотезы. Плавающие континенты. Не континенты, а литосферные плиты. Формирование лика Земли.
1
Работа с атласами контурными картами.
Презентация проекта «Мое географическое открытие»
4
Подземные сокровища. Что и сколько мы добываем из недр? Оборотная сторона медали. Сколько мы будем добывать?
1
Практическая работа.
Коллекция горных пород и минералов
5
Современные процессы, формирующие рельеф, и связанные с ними стихийные явления.
2
Работа с атласами контурными картами.
Презентация проекта «Влияние оледенения на формирование рельефа»
Человек и природа. (11 ч.)
6
Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления.
1
Работа с атласами контурными картами
7
Предсказание погоды. Погода и транспорт. Погода и сельское хозяйство. Как зависит культура земледелия от климата и погоды?
1
Анализ материалов по социологическому опросу:
« Влияние погоды на человека»
8
Воздействие человека на погоду и климат. Может ли на земле измениться климат под влиянием человеческой деятельности? Как отразится на уровне Мирового Океана таяние полярных льдов?
1
Презентация проекта «Климат и человек»
9
Вода на Земле. Это удивительная жидкость…
1
Анализ материалов по социологическому опросу: « Влияние водохранилищ, ГЭС на окружающую среду».
10
Почва. От чего нужно охранять почву? Роль мелиорации в повышении плодородия почв.
1
Работа с атласами контурными картами
11
Биологические ресурсы: роль,
значение, охрана.
1
Презентация проекта
«Биологические ресурсы».
12
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.
1
Работа с атласами контурными картами
13
Изменение природы под влиянием деятельности человека.
1
Презентация проекта «Влияние человека на природные комплексы».
14
Роль географической науки в изучении и преобразовании природы.
1
Работа с атласами контурными картами
15
Взаимоотношения человека и природы на разных стадиях экономической формации. Охрана природы.
2
Итоговая игра теме: «Природа и человек».
Итого:
17
Список литературы для учащихся.
1. Войткевич Г.В. Геологическая хронология Земли.- М., 1984г.
2. Зейболд Е., Бергер В. Дно океана.- М., 1984г.
3. Гаврилов В.П. Кладовая океана. - М., 1983г.
4. Мархинин Е.Н. «Вулканы и жизнь». Москва «Просвещение» 1999 г.
5.Барков А.С. «Словарь-справочник по физической географии». Москва «Просвещение» 1990 г.
6. Исаченко А.Г. Введение в экологическую географию. –СПБ., 2003г.
Список литературы для учителя.
1. Войткевич Г.В. Возникновение и развитие жизни на Земле.- М., 1988г.
2. Апродов В.А. Вулканы. – М., 1982г.
3. Гир Дж., Шах Х. Зыбкая твердь: Что такое землетрясение и как к нему подготовиться. – М., 1988г.
4. Бенгт Ш. «Осколки континентов». Москва «Просвещение» 1999г
5.Гвоздецкий Н. А. «Хрестоматия по физической географии». Москва.«Просвещение» 1990г.
6. Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие общества и природы. – Спб., 1998г.
7.Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование. – М., 2003г.