«Как организовать летний оздоровительный отдых ребёнку» 1 класс
«Как организовать летний оздоровительный отдых ребёнку» 1 класс
Лето – замечательная пора отдыха детей. Дети отправляются в детские лагеря, санатории, отдыхают в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Следует помнить, что лагерь – это не продолжение школьного образовательного процесса. Это совсем иной кусочек жизни ребёнка. Это – его отдых, наполненный ярким впечатлениями и только хорошим настроением. Поэтому с первых же минут лагерной жизни необходимо показать, что школьника окружает иная предметная среда, совсем не та, в которой он находился в течение учебного года. Необходима смена классной комнаты, замена плакатов и интерьера, которые окружали ребёнка в школьной жизни, обилие цветов, ярких и сочных красок. Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть. Основным направлением является спортивно-оздоровительная культура, что отражено в содержании, формах и методах деятельности лагеря. А так же в работе используются направления: нравственно-патриотическое; экологическое; творческое; культурно-нравственное; трудовое.
Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса. А лето это как раз то время, когда ребенку предоставлено большое количество свободного времени, которое лагерь поможет провести интересно, незабываемо, с пользой, в воплощении собственных планов, удовлетворении индивидуальных интересов, развлечений, игр, разрядки накопившейся за год напряженности, восполнении израсходованных сил, восстановлении здоровья. Поэтому в лагере для детей созданы все условия: для сохранения и укрепления здоровья, для всестороннего развития, формирования у детей стремления к самовыражению, развитию творческих способностей через многообразные формы деятельности. Принципы деятельности: принцип безопасности включает в себя постоянный учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей, контроль за соблюдение правил техники безопасности, охрана жизни, здоровья детей физического и психического, контроль над эмоциональным состоянием ребенка; принцип привлекательности дел (театрализация, сюжетно-ролевые игры, КТД, конкурсы); принцип оздоровительной направленности. Методы реализации программы: беседы; игровые ситуации; практическая работа; наглядность; наблюдение; поощрение; убеждение. Формы реализации программы: кругосветки; конкурсы; концерты; презентации; игры; театрализованные представления; игровые программы; конкурсы рисунков; сотрудничество с врачом, психологом, преподавателями физической культуры, организатором. Контроль и оценка результатов: 1. Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере (см. Приложение 3). 2. Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности. 3. Анализ участия отряда в творческих делах, уровня активности и достижений проводится на отрядных огоньках, по итогам которых заполняется отрядный уголок. 4. Выставка - демонстрация достижений детей в кружках, и общелагерный стенд достижения отрядов (экраны соревнований и настроения). 5. Вручение грамот, памятных подарков за активное и творческое участие в жизни лагеря.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Как организовать летний оздоровительный отдых ребёнку» 1 класс »
Цели: Организовать воспитательное пространство, обеспечивающее необходимые условия для оздоровления, полноценного отдыха детей, развития личности каждого ребенка и его социальной адаптации.
Задачи: организовать разносторонний оздоровительный активный отдых, обогащенный знаниями, умениями и навыками в различных видах деятельности; содействовать созданию благоприятных условий для развития личностных качеств ребенка, его способностей к творчеству через удовлетворение потребностей в свободном выборе интересной для него деятельности; развивать организаторские навыки детей путем включения в систему самоуправления подготовки, проведения дел в отряде, лагере; создать атмосферу безопасности для каждого ребенка, помочь ребятам войти в контакт с социумом, почувствовать себя комфортно в новых условиях, оценить свою значимость; воспитывать патриотизм.
Лето – замечательная пора отдыха детей. Дети отправляются в детские лагеря, санатории, отдыхают в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Следует помнить, что лагерь – это не продолжение школьного образовательного процесса. Это совсем иной кусочек жизни ребёнка. Это – его отдых, наполненный ярким впечатлениями и только хорошим настроением. Поэтому с первых же минут лагерной жизни необходимо показать, что школьника окружает иная предметная среда, совсем не та, в которой он находился в течение учебного года. Необходима смена классной комнаты, замена плакатов и интерьера, которые окружали ребёнка в школьной жизни, обилие цветов, ярких и сочных красок. Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть. Основным направлением является спортивно-оздоровительная культура, что отражено в содержании, формах и методах деятельности лагеря. А так же в работе используются направления: нравственно-патриотическое; экологическое; творческое; культурно-нравственное; трудовое.
Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса. А лето это как раз то время, когда ребенку предоставлено большое количество свободного времени, которое лагерь поможет провести интересно, незабываемо, с пользой, в воплощении собственных планов, удовлетворении индивидуальных интересов, развлечений, игр, разрядки накопившейся за год напряженности, восполнении израсходованных сил, восстановлении здоровья. Поэтому в лагере для детей созданы все условия: для сохранения и укрепления здоровья, для всестороннего развития, формирования у детей стремления к самовыражению, развитию творческих способностей через многообразные формы деятельности. Принципы деятельности: принцип безопасности включает в себя постоянный учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей, контроль за соблюдение правил техники безопасности, охрана жизни, здоровья детей физического и психического, контроль над эмоциональным состоянием ребенка; принцип привлекательности дел (театрализация, сюжетно-ролевые игры, КТД, конкурсы); принцип оздоровительной направленности. Методы реализации программы: беседы; игровые ситуации; практическая работа; наглядность; наблюдение; поощрение; убеждение. Формы реализации программы: кругосветки; конкурсы; концерты; презентации; игры; театрализованные представления; игровые программы; конкурсы рисунков; сотрудничество с врачом, психологом, преподавателями физической культуры, организатором. Контроль и оценка результатов: 1.Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере (см. Приложение 3). 2. Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности. 3. Анализ участия отряда в творческих делах, уровня активности и достижений проводится на отрядных огоньках, по итогам которых заполняется отрядный уголок. 4. Выставка - демонстрация достижений детей в кружках, и общелагерный стенд достижения отрядов (экраны соревнований и настроения). 5. Вручение грамот, памятных подарков за активное и творческое участие в жизни лагеря.
В современных школах существуют множество различных видов летних оздороваительных лагерей для детей. О каждом по чуть-чуть.
Основные типы оздоровительных лагерей: 1. Летний лагерь - контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимых (обычно) в течение летних месяцев в некоторых странах. Дети и подростки, которые посещают летний лагерь, известны как туристы (походники) и пионеры (дети до 15 лет). 2. Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) pасполагаются за городом как на базе стационарных построек, так и на условии походного туристского лагеря. Кроме возможностей по укреплению физического здоровья детей, детский оздоровительный лагерь обладает хорошими возможностями по укреплению их психического и социального здоровья. Данные виды здоровья, по мнению валеологов, являются важными составляющими здоровья в целом, влияющими в итоге и на физическое здоровье. Укрепление психического и социального здоровья детей достигается за счет развития личности в ходе организованного свободного времени детей (Коваль М.П.). В структуру свободного времени входят активный отдых (физкультура, спорт, туризм, игры, развлечения, занятия любимым делом, прогулки и др.); потребление духовных ценностей (чтение книг, газет, журналов, прослушивание музыки, радиопередач, просмотр видеофильмов, посещение выставок и т.п.); общественно полезная деятельность, которые органично взаимосвязаны между собой. Основными показателями потенциала детского досуга является то, что досуг: сфера активного самовоспитания; предоставляет детям возможность роста и самосовершенствования, преодоления трудностей, возрастных проблем; удовлетворяет многие социально-психологические потребности в развитии и реализации интересов, в самоутверждении среди сверстников; дает возможность образовать наиболее привлекательные взаимосвязи участников общей деятельности; пространство для открытого воздействия институтов воспитания. Таким образом, потенциал детского оздоровительного лагеря в разрешении проблемы снижения здоровья подрастающего поколения весьма велик. Чуть меньшим потенциалом обладают другие виды учреждений дополнительного образования. Проведенные эмпирические исследования показывают, что весьма сложно сделать так, чтобы большинство детей ежегодно отдыхало в оздоровительных лагерях. Но есть и другой, более простой способ выхода из проблемной ситуации. Необходимо сделать отдых детей организованным. Свободное время может быть эффективно использовано в целях решения воспитательных задач. Организованный отдых детей необходимо сделать массовым и повсеместным, популяризировать учреждения дополнительного образования. Всё это и станет посильным вкладом каждого педагога в разрешение задачи укрепления здоровья подрастающего поколения. Ведь всё глобальное складывается из небольшого, и казалось бы, незначительного. И только тогда, когда каждый работник системы образования примет для себя решение участвовать в разрешении проблемы, мы сможем быть уверены, что сделали все возможное, и проблема будет решена. 3. Лагерь отдыха (школьный лагерь дневного пребывания). Располагаются на базе школ и учреждений дополнительного образования. Напоминают детский сад для взрослых детей. Функционирует только в дневное время (как вариант - с утра и только до обеда) В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии. Детей в лагерь дневного пребывания принимают на основании заявлений родителей, поданных в адрес администрации школы. 4. Лагерь санаторного типа. Такие лагеря располагаются на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник. Условия пребывания в таких лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. Для оформления ребёнка в лагерь санаторного типа необходимо принести из поликлиники выписку из медицинской карты и справку от участкового врача или профильного специалиста (если ребёнок стоит у него на учёте). В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него индивидуальную программу оздоровления. Санаторные лагеря и загородные центры направлены, прежде всего, на физическое и психическое оздоровление детей и дополняют друг друга, так как общее здоровье человека складывается из его физических и психических составляющих. Однако это отнюдь не означает, что данные типы детских лагерей однобоко подходят к вопросу оздоровления подрастающего поколения. На самом деле в системе осуществляется оба вида оздоровления, просто один представлен в них более полно. Хочется особо отметить богатый потенциал для укрепления физического здоровья детей детских лагерей санаторного типа. В таких лагерях существуют наиболее благоприятные условия для формирования здорового образа жизни детей. Здоровый образ жизни мы рассматриваем как поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направленную на сохранение и укрепление здоровья, и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены. Вся атмосфера лагеря формирует здоровый образ жизни: существует антропологически обоснованный режим дня; питание сбалансировано; дети ежедневно выполняют утреннюю зарядку; на территории лагеря установлены соответствующие нормы и правила поведения; дети постоянно общаются с природой (Коваль М.П.). В лагере санаторного типа жизнь детей организована особым образом. Этот образ жизни с уверенностью можно назвать здоровым. То есть там дети имеют возможность опробовать на себе ЗОЖ, оценить его преимущества. Немногие ОУ дают им такую возможность. 5. Трудовой лагерь. Лагеря для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более четырёх часов в сутки), после обеда - досуг (культурно-развлекательная программа для детей). Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе. По итогам работы (еженедельно или в конце смены) дети получают зарплату, как правило, небольшую, которая, как правило, идёт на частичное покрытие оплаты путёвки в лагерь. 6. Лагерь выходного дня. Функционирует с вечера в пятницу до вечера воскресения. Но чаще, программа начинается со второй половины субботы, так как многие дети учатся по субботам. Лагеря обычно проводятся с выездом за город. Суть термина «лагерь выходного дня» ясна из его названия. Это детский лагерь, что называется, в миниатюре - те же вожатые, отряды, игры и развлечения, только в сжатые сроки. Продолжительность стандартного лагеря выходного дня обычно составляет не более двух дней. Начинается программа или в пятницу вечером, или в субботу с утра и длится до вечера воскресенья. Бывают и более длинные лагеря выходного дня, которые, как правило, приурочены к государственным праздникам - к Рождеству, 23 февраля, 8 Марта, майским праздникам и т. д. В любом случае, в лагере выходного дня обязательно предусмотрена минимум одна ночевка. Питание, медицинское обслуживание, развлечения - все как в обычном лагере. 7. Обучающий лагерь. Обучающие лагеря бывают трёх видов: для неуспевающих по школьной программе учеников, для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические), и для старшеклассников (подготовительные), которым предстоит определяться с выбором ВУЗа и будущей специальности (маркетинговые, бизнес - школы). В обучающих лагерях у детей в день проходит 2-3 урока, но атмосфера на них достаточно расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа. 8. Спортивный лагерь. Основное направление деятельности - спортивное развитие детей. Спортивные лагеря условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички). 9. Лагерь актива. Формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. И соответственно, работает по планам, утверждённым в данной детской организации. Как варианты - Лидерский лагерь, Коммунарский и т. д. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная смена. 10. Семейный лагерь. Формируется на базе какой-либо общины или свободного объединения нескольких семей по интересам, вероисповеданию, территориальному или иному признаку. Поэтому семейный лагерь может быть Спортивным, Христианским, Приморским и т. д. Часто реализуется за счет того, что родители «вскладчину» осуществляют аренду помещения, питание и развлечения для своих детей. 11. Профильный лагерь. Такой лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, натуристский и др.). Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребенок, в течение года посещающий какой-то кружок за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная профильная смена или профильный отряд в лагере. «Профильный лагерь - форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Проводится как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтеров, летняя профильная школа по различным видам детского творчества в период летних каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся» .
Осш №64
Доклад на тему:
«Как организовать летний оздоровительный отдых ребёнку»