kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Календарно-тематическое планирование по географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по географии в 9 классе. Линия учебников Полярная звезда 

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по географии»

Календарно-тематическое планирование по географии в 9 классе. Линия учебников «Полярная звезда»

Тема

Кол-во часов

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки учащихся (результаты обучения)


Дата. План.

Дата. Факт.

Д/З

Раздел 1. Регионы России (12 часов).

Тема 1. Регионы России (12 часов).

1.

Введение.

1

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Ученик должен называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации.

Уметь: объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических и экологических проблем страны.



П. 1 стр.5 вопр. 1-5

2.

Подходы к районированию.

1

Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П.П Семенова-Тян-Шанского, Н.Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. Соседи Европейской и Азиатской России. Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток. Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая безопасность России.

Знать: понятия «район» и «районирование»; особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России, Северо-Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока; этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные особенности крупных городов.



П. 2

3.

Районирование и административно- территориальное деление.

1



П. 3

4.

Крупные регионы России.

1



Повторить П 2-3

5.

Особенности природных регионов России. Великие равнины России.

1



П. 4

6.

Особенности природных регионов России. Горный каркас России.

1



П. 5

7.

Особенности природных регионов России. Мерзлотная Россия – Восточная и Северо-Восточная Сибирь.

1



П. 6

8.

Особенности природных регионов России. Экзотика России – Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток.

1



П. 7

9.

Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

1



П. 8

10.

Экологическая безопасность России.



1



П. 9

11.

Россия. Регионы, хозяйственная деятельность.


1



П. 10

12.

Обобщение по теме: «Регионы России».

1



Повторить

П 4-10

Раздел 2. Европейская Россия (32 часа)

Тема 1. Центральная Россия (10 часов)

13.

Состав территории. Своеобразие географического положения.






1

Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Центральная Россия – историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России. Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности. Москва – столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье. Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства. Волго-Вятский район. Своеобразие района.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Центральной России; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Центральной России; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



П.11

14.

Особенности природы.


1



П. 11

15.

Урок – практикум. Пр. р. № 1: Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации.

1



повторение

16.

Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения.



1



П. 12

17.

Центральный район.



1



П. 13

18.

Урок-практикум. Пр. р. № 2: Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.



1



повторение

19.

Волго-Вятский район.




1



П. 14

20.

Центрально-Черноземный район.






1



П. 15, 16

21.

Москва – столица России.



1



П. 17

22.

Обобщение по теме «Центральная Россия».



1



П. 18

Тема 2. Северо-Западная Россия (5 часов)

23.

Географическое положение.






1

Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации. Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков, Санкт-Петербург. Особенности планировки, промышленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Северо-Запада; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов Северо-Запада; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



П. 19

24.

Природа района.





1



П. 20

25.

Отрасли специализации.






1



П. 21

26.

Население. Традиции и быт населения. Древние города.

Пр. р. № 3: Создание электронной презентации «Санкт-Петербург – вторая столица России».





1



П. 22

27.

Особенности географического положения Калининградской области.

1



П. 23

Тема 3. Европейский Север (4 часа)

28.

Географическое положение. Состав и соседи района.




1

Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Специализация района. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Европейского Севера; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Европейского Севера; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



П. 24

29.

Особенности района и природно-ресурсного потенциала. Пр. р. № 4: Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района.




1



П. 25

30.


Специализация района. Этапы освоения территории.






1



П. 26

31.

Население. Крупные города. Проблемы и перспективы развития.



1



П. 27

Тема 4. Северный Кавказ (4 часа)

32.

Географическое положение Северного Кавказа.






1

Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Особенности современного хозяйства. АПК – главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Северного Кавказа; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Северного Кавказа; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



П. 28

33.

Особенности природных условий и ресурсов. Пр. р. № 5: Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт.





1



П. 29

34.

Этапы освоения территории. Этническая и религиозная пестрота населения.





1



П. 30

35.

Особенности современного хозяйства.

Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.





1



П. 31

Тема 5. Поволжье (4 часа)

36.

Географическое положение Поволжья. Состав и соседи района.






1

Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга – главная хозяйственная ось района. Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.


Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Поволжья; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Поволжья; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



П. 32

37.

Природные условия и ресурсы.

Пр. р. № 6: Оценка природных условий и ресурсов Поволжья на основе тематических карт.







1



П. 33

38.

Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья.





1



П. 34

39.

Отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития Поволжья.








1



П. 35


Тема 6. Урал (5 часов)

40.

Своеобразие географического положения.





1

Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник. Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск. Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала. Урал – экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала.


Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Урала; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Урала; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



П. 36

41.

Природные условия и ресурсы, их особенности.




1



П. 36

42.

Население. Крупные города.






1



П. 37

43.

Этапы развития хозяйства Урала. Специализация района. Пр. р. № 7: Оценка ресурсов региона. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала.




1



П. 38

44.

Проблемы и перспективы развития Урала.




1



П. 39

Раздел 3. Азиатская Россия (14 часов)

Тема 1. Сибирь (8 часов)

45.

Состав территории. Географическое положение Сибири.




1

Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации.

Сибирь – главная топливная база России. Заболоченность территории – одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая – объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития. Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов. Многолетняя мерзлота. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал – объект Всемирного природного наследия. Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития.







Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Сибири; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Сибири; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



П. 40

46.

Природные условия и ресурсы. Заселение и освоение территории. Население.





1



П. 41

47.

Хозяйство. Отрасли специализации.

Особенности АПК.




1



П. 42

48.

Западная Сибирь – главная топливная база России. Пр. р. № 8: Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири.




1



П. 43

49.

Крупные города.




1



П. 43, конспект

50.

Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов.

Пр. р. № 9: Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт).




1



П. 44

51.

Хозяйство Восточной Сибири.




1



П. 44

52.

Проблемы и перспективы развития.

.



1



П. 45

Тема 2. Дальний Восток (6 часов)

53.

Уникальность географического положения.





1

Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Охрана природы. Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток – далекая периферия или «тихоокеанский фасад» России?. Внешние связи региона.

Знать: основные географические понятия и термины.

Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Дальнего Востока; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Дальнего Востока; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



П. 46

54.

Урок- практикум.

Пр. р. № 10: Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт).




1



П. 46

55.

Особенности природы.



1



П. 47

56.

Этапы развития территории.





1



П. 48

57.

Основные отрасли специализации.






1



П. 49

58.

Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.



1



П. 50

Раздел 4. Заключение (8 часов)

59.

Соседи России.



1

Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические, связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.





Уметь: читать карты, работать с материалами периодической печати;

оценивать: изменения в развитии районов России; уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия; положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности.



П. 51

60.

Место России в мире.



1



П. 51, конспект

61.

Регионы, хозяйственная деятельность.



1



повторение

62.

Экономические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

1



П. 52

63.

Культурные и информационные связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

1



П. 52, конспект

64.

Торговые и политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

1



П. 52, материалы периодической печати

65.

Расширение внешних экономических связей с другими государствами.

1



П. 53,54

66.

Обобщающее повторение по всему курсу экономической географии России.

1



повторение


Резервное время 2 часа.








ИТОГО: 68 часов.


Практических работ: 10
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарно-тематическое планирование по географии

Автор: Потягайло Татьяна Анатольевна

Дата: 13.11.2018

Номер свидетельства: 485464

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства