Календарно-тематическое планирование по географии в 9 классе. Линия учебников «Полярная звезда»
№ | Тема | Кол-во часов | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки учащихся (результаты обучения) | Дата. План. | Дата. Факт. | Д/З |
Раздел 1. Регионы России (12 часов). |
Тема 1. Регионы России (12 часов). |
1. | Введение. | 1 | География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. | Ученик должен называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь: объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических и экологических проблем страны. | | | П. 1 стр.5 вопр. 1-5 |
2. | Подходы к районированию. | 1 | Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П.П Семенова-Тян-Шанского, Н.Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия. Соседи Европейской и Азиатской России. Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток. Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экологическая безопасность России. | Знать: понятия «район» и «районирование»; особенности географического положения, природных условий и ресурсов Центральной России, Северо-Запада, Европейского Севера, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока; этапы освоения территорий районов, хозяйственные и культурные особенности крупных городов. | | | П. 2 |
3. | Районирование и административно- территориальное деление. | 1 | | | П. 3 |
4. | Крупные регионы России. | 1 | | | Повторить П 2-3 |
5. | Особенности природных регионов России. Великие равнины России. | 1 | | | П. 4 |
6. | Особенности природных регионов России. Горный каркас России. | 1 | | | П. 5 |
7. | Особенности природных регионов России. Мерзлотная Россия – Восточная и Северо-Восточная Сибирь. | 1 | | | П. 6 |
8. | Особенности природных регионов России. Экзотика России – Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток. | 1 | | | П. 7 |
9. | Влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. | 1 | | | П. 8 |
10. | Экологическая безопасность России. | 1 | | | П. 9 |
11. | Россия. Регионы, хозяйственная деятельность. | 1 | | | П. 10 |
12. | Обобщение по теме: «Регионы России». | 1 | | | Повторить П 4-10 |
Раздел 2. Европейская Россия (32 часа) |
Тема 1. Центральная Россия (10 часов) |
13. | Состав территории. Своеобразие географического положения. | 1 | Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки. Центральная Россия – историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России. Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности. Москва – столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье. Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства. Волго-Вятский район. Своеобразие района. | Знать: основные географические понятия и термины. Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Центральной России; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Центральной России; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | | | П.11 |
14. | Особенности природы. | 1 | | | П. 11 |
15. | Урок – практикум. Пр. р. № 1: Создание образа региона на основе текста и карт учебника, других источников информации. | 1 | | | повторение |
16. | Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. | 1 | | | П. 12 |
17. | Центральный район. | 1 | | | П. 13 |
18. | Урок-практикум. Пр. р. № 2: Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России. | 1 | | | повторение |
19. | Волго-Вятский район. | 1 | | | П. 14 |
20. | Центрально-Черноземный район. | 1 | | | П. 15, 16 |
21. | Москва – столица России. | 1 | | | П. 17 |
22. | Обобщение по теме «Центральная Россия». | 1 | | | П. 18 |
Тема 2. Северо-Западная Россия (5 часов) |
23. | Географическое положение. | 1 | Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Отрасли специализации. Население. Традиции и быт населения. Древние города Северо-Запада. Новгород, Псков, Санкт-Петербург. Особенности планировки, промышленность, наука, культура. Туризм. Крупнейшие порты. Экологические проблемы города. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития. | Знать: основные географические понятия и термины. Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Северо-Запада; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов Северо-Запада; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | | | П. 19 |
24. | Природа района. | 1 | | | П. 20 |
25. | Отрасли специализации. | 1 | | | П. 21 |
26. | Население. Традиции и быт населения. Древние города. Пр. р. № 3: Создание электронной презентации «Санкт-Петербург – вторая столица России». | 1 | | | П. 22 |
27. | Особенности географического положения Калининградской области. | 1 | | | П. 23 |
Тема 3. Европейский Север (4 часа) |
28. | Географическое положение. Состав и соседи района. | 1 | Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Специализация района. Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера. | Знать: основные географические понятия и термины. Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Европейского Севера; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Европейского Севера; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | | | П. 24 |
29. | Особенности района и природно-ресурсного потенциала. Пр. р. № 4: Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района. | 1 | | | П. 25 |
30. | Специализация района. Этапы освоения территории. | 1 | | | П. 26 |
31. | Население. Крупные города. Проблемы и перспективы развития. | 1 | | | П. 27 |
Тема 4. Северный Кавказ (4 часа) |
32. | Географическое положение Северного Кавказа. | 1 | Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям. Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Особенности современного хозяйства. АПК – главное направление специализации района. Рекреационная зона. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа. | Знать: основные географические понятия и термины. Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Северного Кавказа; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Северного Кавказа; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | | | П. 28 |
33. | Особенности природных условий и ресурсов. Пр. р. № 5: Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт. | 1 | | | П. 29 |
34. | Этапы освоения территории. Этническая и религиозная пестрота населения. | 1 | | | П. 30 |
35. | Особенности современного хозяйства. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа. | 1 | | | П. 31 |
Тема 5. Поволжье (4 часа) |
36. | Географическое положение Поволжья. Состав и соседи района. | 1 | Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга – главная хозяйственная ось района. Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры. Этапы хозяйственного развития района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья. | Знать: основные географические понятия и термины. Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Поволжья; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Поволжья; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | | | П. 32 |
37. | Природные условия и ресурсы. Пр. р. № 6: Оценка природных условий и ресурсов Поволжья на основе тематических карт. | 1 | | | П. 33 |
38. | Население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. | 1 | | | П. 34 |
39. | Отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития Поволжья. | 1 | | | П. 35 |
Тема 6. Урал (5 часов) |
40. | Своеобразие географического положения. | 1 | Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник. Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Уровень урбанизации. Крупные города Урала: Екатеринбург, Челябинск, Соликамск. Этапы развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала. Урал – экологически неблагополучный район. Источники загрязнения окружающей среды. Проблемы и перспективы развития Урала. | Знать: основные географические понятия и термины. Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Урала; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Урала; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | | | П. 36 |
41. | Природные условия и ресурсы, их особенности. | 1 | | | П. 36 |
42. | Население. Крупные города. | 1 | | | П. 37 |
43. | Этапы развития хозяйства Урала. Специализация района. Пр. р. № 7: Оценка ресурсов региона. Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала. | 1 | | | П. 38 |
44. | Проблемы и перспективы развития Урала. | 1 | | | П. 39 |
Раздел 3. Азиатская Россия (14 часов) |
Тема 1. Сибирь (8 часов) |
45. | Состав территории. Географическое положение Сибири. | 1 | Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйство. Отрасли специализации. Сибирь – главная топливная база России. Заболоченность территории – одна из проблем района. Особенности АПК. Золотые горы Алтая – объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Новосибирск, Омск, Томск. Проблемы и перспективы развития. Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов. Многолетняя мерзлота. Крупнейшие реки. Заповедник «Столбы». Байкал – объект Всемирного природного наследия. Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города: Иркутск, Красноярск, Норильск. Проблемы и перспективы развития. | Знать: основные географические понятия и термины. Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Сибири; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Сибири; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | | | П. 40 |
46. | Природные условия и ресурсы. Заселение и освоение территории. Население. | 1 | | | П. 41 |
47. | Хозяйство. Отрасли специализации. Особенности АПК. | 1 | | | П. 42 |
48. | Западная Сибирь – главная топливная база России. Пр. р. № 8: Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири. | 1 | | | П. 43 |
49. | Крупные города. | 1 | | | П. 43, конспект |
50. | Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов. Пр. р. № 9: Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства (с использованием географических карт). | 1 | | | П. 44 |
51. | Хозяйство Восточной Сибири. | 1 | | | П. 44 |
52. | Проблемы и перспективы развития. . | 1 | | | П. 45 |
Тема 2. Дальний Восток (6 часов) |
53. | Уникальность географического положения. | 1 | Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Охрана природы. Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. Дальний Восток – далекая периферия или «тихоокеанский фасад» России?. Внешние связи региона. | Знать: основные географические понятия и термины. Уметь: выделять, описывать и объяснять особенности географического положения, природы Дальнего Востока; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов Дальнего Востока; центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | | | П. 46 |
54. | Урок- практикум. Пр. р. № 10: Оценка географического положения Дальнего Востока и его влияния на хозяйство региона (с использованием географических карт). | 1 | | | П. 46 |
55. | Особенности природы. | 1 | | | П. 47 |
56. | Этапы развития территории. | 1 | | | П. 48 |
57. | Основные отрасли специализации. | 1 | | | П. 49 |
58. | Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока. | 1 | | | П. 50 |
Раздел 4. Заключение (8 часов) |
59. | Соседи России. | 1 | Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические, связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами. | Уметь: читать карты, работать с материалами периодической печати; оценивать: изменения в развитии районов России; уникальность и общечеловеческую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия; положительные и отрицательные изменения природных объектов, явлений, процессов под воздействием хозяйственной деятельности. | | | П. 51 |
60. | Место России в мире. | 1 | | | П. 51, конспект |
61. | Регионы, хозяйственная деятельность. | 1 | | | повторение |
62. | Экономические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. | 1 | | | П. 52 |
63. | Культурные и информационные связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. | 1 | | | П. 52, конспект |
64. | Торговые и политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. | 1 | | | П. 52, материалы периодической печати |
65. | Расширение внешних экономических связей с другими государствами. | 1 | | | П. 53,54 |
66. | Обобщающее повторение по всему курсу экономической географии России. | 1 | | | повторение |
| Резервное время 2 часа. | | | | | | |
| ИТОГО: 68 часов. | | Практических работ: 10 | | | | |