Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Знатоки географии"»
Урок обобщения и систематизации знаний «Знатоки географии» для учащихся 6-7 классов. Составитель: учитель географии высшей квалификационной категории Романова Ирина Евгеньевна, МБОУ «СШ № 5» города Смоленска
Цели и задачи:
Образовательные:
- расширение кругозора учащихся, развитие познавательных и творческих способностей учащихся посредством элементов игры, соревнования и решения проблемных вопросов,
- повышение интереса учащихся к предмету “Физическая география”
- выявление и поддержка интеллектуально-одаренных учащихся; создание условий для реализации творческих способностей учащихся, формирование навыков конкурсных испытаний.
Развивающие:
- развитие географического мышления,
- принятие самостоятельных решений в проблемных ситуациях в условиях новых учебных задач,
Воспитательные:
- формирование умений работать в команде, уважительно относиться к чужому мнению, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения
- воспитание культуры общения и развитие коммуникативных и познавательных умений.
- рост познавательной самостоятельности учащихся.
Подготовительный этап: класс делится на 3 команды (по желанию). Каждая команда выбирает капитана.
Жюри формируется из учеников 10-11 класса.
Оборудование: карточки с заданиями, мульмедиа, карты атласа.
Ход мероприятия.
Оргмомент.
Учитель объясняет правила соревнований.
Сегодня мы собрались на интеллектуальную игру, чтобы определить, какая команда достойна звания “Знатоки географии”. Мы приветствуем всех участников игры, жюри. Каждый из вас имеете шанс стать победителями. Мы желаем всем командам удачи. Игру оценивает компетентное жюри и сообщает результаты после каждого раунда.
И так мы начинаем игру.
Ведущий:
Как здорово и правильно Что среди множества наук, Мы изучаем географию, Чтоб стал понятен мир вокруг!
Каждая команда будет в ходе соревнований получать задания, которые будут оцениваться в 1 балл, если команда не сможет дать ответ, то отвечает команда, которая знает правильный ответ и получает дополнительный балл за ответ. Итогом соревнований будет общий балл. Ученики команды –победителя получат «отличные» оценки.
2. Проведение соревнования.
Первый раунд – разминка.
1-ая команда
- Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта);
- в жарком лете я стою, шапкой зиму достаю (гора);
- горный огненный фонтан называется… (вулкан).
2-ая команда
- Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой - гид по географии (атлас);
- много лет в горах подряд снег идет и сыплет град. Слой осадков тех велик, и зовут его … (ледник);
- есть равнина, право слово, выше уровня морского. От лесов – полей она склонами отделена (плато).
3-тья команда
- На ноге стоит одной, крутит – вертит головой. Нам показывает страны, реки, горы, океаны (глобус);
- должен ответить, дружок, без труда: что меньше моря, но больше пруда? (озеро);
- все обходят это место: здесь земля, как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи нет опоры для ноги (болото).
Жюри подводит итог.
Второй раунд:
Ведущий: А теперь мы вспомним полезные ископаемые, которые очень часто встречаем в жизни. Вопросы для каждой команды.
1-ая команда
- росли на болоте растения, теперь это топливо и удобрения (торф);
- он черный и блестящий, помощник настоящий: он несет в дома тепло, от него в домах светло, помогает плавить стали, делать краски и эмали (уголь);
- на кухне у мамы помощник отличный, он синим цветком расцветает от спички (газ).
2-ая команда
- для легкости в сплавы дается, мощь самолета создал. Тягуч и пластичен, отлично куется серебряный этот металл (алюминий);
- в воде родится, а воды боится (соль);
- если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – она понадобится сразу (глина).
3-тья команда
- он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе, он на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже (песок);
- порода горного царства из шпата, слюды и кварца (гранит);
- я был когда –то смолою, из трещин стволов вытекал, искрился на солнце порою и липкой слезой застывал (янтарь).
Жюри подводит итог.
Третий раунд:
Ведущий: а теперь вам предстоит разгадать географические шарады.
Чтоб разгадать шарады, географию знать надо!
Каждая команда получает по 2 шарады, на разгадывание дается 6 минут, затем команды предоставят ответы в жюри. Если команда не дала ответ, то вопрос выносят на суд всем командам и какая команда дает быстрее ответ, она получает дополнительный балл.
1-ая команда
- Музыка в первом приятно играет, соки и пиво народ попивает. Титул монгольский дает нам второе, в сказках встречаем его мы порою. Целое видят в пустынях верблюды, это песка нанесенного груда. (Бар + хан = бархан)
- Первое можно из снега слепить, грязи кусок может тоже им быть. Ну, а второе- мяча передача, важная это в футболе задача. Целое люди в походы берут, ведь без него они путь не найдут. (ком + пас = компас).
2-ая команда
- В первом проходит урок физкультуры, там улучшаем свои мы фигуры. Ну, а второе – колючие братья, на руки их не советую брать я. Водятся братья в саду и в лесу, встретить не страшно им даже лису. Вместе же все – это нефть и руда, чтоб их добыть, нужно много труда. В толще земли это все залегает. Сколько подсказок, как кто ж отгадает?
(зал + ежи = залежи)
- Первое - веник , метла выметает, а вот второе – в Волгу впадает. Целое бойко уж очень трещит, ведь с новостями по лесу летит. (сор + Ока = сорока)
3-тья команда
- Про первое слыхали с детства все мы, ведь то планета Солнечной системы. Зимой второе в ельнике срубают, потом на праздник ярко наряжают. А целое есть город, крупный порт, во Франции, где Рона их течет. (Марс + ель =Марсель)
- Три слова стоят по порядку: первое – в сотку грядка. Второе – в природной есть клетке, хранит оно признаки предков. Третье – в пруду и в болоте, увязнув по уши, найдете. Все вместе понятия эти – названье страны в Новом Свете.
(Ар + ген +тина = Аргентина)
Жюри подводит итог.
Четвертый раунд:
Ведущий: определив логическую взаимосвязь по первым парам слов, отгадайте второе слово последней пары.
1-ая команда
- дом – здание, граница –рубеж, скала - …. (утес);
- международный суд ООН – Гаага, штаб –квартира Нато – Брюссель, международный красный крест - …. (Женева);
- Санкт –Петербург –Нева, Смоленск –Днепр, Красноярск - ….. (Енисей);
3-тья команда
- Южная Америка – Аконкагуа, Африка – Килиманджаро, Австралия -- … (Косцюшко)
Пятый раунд:
Постарайтесь ответить на вопросы –шутки. Географические ответы Вы найдете в словах самих вопросов.
1-ая команда
- В какую речку уронила Таня мячик? (В Нил, что в Африке, - уронила)
- Что из земли не добывается без труда? (Руда – труда)
2-ая команда
- Где купили этот деликатес? (В Дели, столице Индии, - деликатес)
- Из какого города вызвали гримера? (Из Рима – гример)
3-тья команда
- На берегу какой реки выросла пальма? (Река Альма, что в Крыму, - пальма)
- Над какой рекой радуга повисла? (Над рекой Висла, что в Польше, - повисла)
Жюри подводит итог.
Шестой раунд: Задание выполняют капитаны команд.
Назовите все одним словом.
- Море, река, озеро ….. (водоем).
- Отмычка, источник, родник ….. (ключ).
- Ессентуки, Сочи, Ялта …. (курорт).
- Буян, Шпицберген, Гренландия….. (остров).
- Бриз, штиль, муссон …. (ветер).
- Чад, Эри, Титикака ….. (озеро).
За каждый правильный ответ капитан получает по 1 баллу. Выполняют капитаны задание 5 минут.
Жюри подводит итог.
В это время команды продолжают игру без капитанов.
Седьмой раунд: Рассеянный географ.
Наш рассеянный географ обязательно в любом слове делает ошибки, превращая его или в географический термин, или в географическое название. Отгадайте по подсказкам слова, которые Географ хотел написать и которые у него получились, если известно, что он добавлял, убирал или заменял в слове ровно по одной букве.
1-ая команда
- Хотел написать домик лисы, а получилось значительная возвышенность (нора – гора).
- Хотел написать машина с шашечками, а получился порт в Северном Ледовитом океане
(Такси –Тикси).
2-ая команда
Хотел написать содержание урока, а получилась самая большая река в Великобритании
(Тема –Темза).
- Хотел написать ворсистый материал, а получился песчаный холм в пустыне (Бархат –бархан).
3-тья команда
- Хотел написать Каркуша, а получился город в Италии (Ворона –Верона).
- Хотел написать загадка в картинках, а получился действующий вулкан в Антарктиде (Ребус –Эребус).
Жюри подводит итог.
Восьмой раунд:
Команды получают письменное задание.
Какая река течет от буквы «А» до буквы «Я»? (Амударья)
Какая река помещается в ладони? (Дон)
Какой континент тянется от буквы А до буквы Я? (Австралия)
Название какого города состоит из белого рисующего минерала и дерева?
(Мелитополь, мел – и –тополь)
Какая рыба в середине Клязьмы плавает? (Язь, Клязьма)
Какая река протекает в Лондоне? (Дон, Лондон)
Жюри подводит итог.
Ведущий: На этом мы завершаем "путешествие" в страну занимательной географии с надеждой продолжить его в будущем.
Как сказал известный французский писатель Антуан де Сент Экзюпери:
“Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля”
Ведущий:
Игра прошла удачно, Довольны ей, друзья? Вы поняли наверно, Без географии нельзя. Прощаясь ненадолго, Пожелаем все себе, Новых встреч, побед, исканий. В географии, в игре.
2.Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6–8 классы / С.Г.Зубанова, Ю.В.Щербакова. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Глобус, 2009 г. – 173 с. – (Учение с увлечением).
3. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям”. 6–8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед) / сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 155 с.