Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Я познаю мир»»
Рабочая программа кружка
«Я познаю мир»
Объем программы: 68 час
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 6 класс
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна если на изучение основного предмета в 6классе в школьном учебном плане дан 1час в неделю. Это первый год изучения географии обучающимися и то, как они освоят предмет и научатся применять полученные знания зависит дальнейшее понимание предмета.
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Я познаю мир» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.
В основе кружка лежит метод проектной деятельности учащихся .
Деятельность учащихся может быть: - индивидуальной; - парной; - групповой.
Программа предназначена для детей 6кл. Объём программы составляет 68 часов, 2 часа в неделю и рассчитана на 1 год.
Цели и задачи программы:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники
5. Закрепление и применение ранее полученных знаний по окружающему миру и природоведению, информатике, математике.
6. Формирование навыков использования интернет ресурсов по географии.
7. Выработка навыков работы в группе, в коллективе, умение высказывать свое мнение и логически обосновывать,
8. Развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.
Основные направления и содержание деятельности.
Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой начального курса физической географии представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на усвоении программного материала и тормозят развитие интереса к географии.
По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений.
Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
Прогнозируемые результаты
В результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:
- истории их возникновения,
- их архитектуре,
- их географии;
приобретут практические навыки и умения:
- работы с картой,
- работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,
- навыки организации работы в группе.
- правила поведения при выходе на экскурсии.
Основное содержание программы
Тема 1. Введение – 1 час
- знакомство с деятельностью кружка, планирование.
Тема 2. Ориентирование на местности - 11 часов
- история изобретения компаса
- упражнения и движение на местности с компасом и без него
- определение направлений, расстояний по плану местности и карте
- решение географических задач на определение координат.
Тема 3. Жизнь земной коры – 5 часов
- современные гипотезы о происхождении гор на земле.
- вулканы, гейзеры, горячие источники.
- землетрясения.
- разнообразие форм рельефа на Земле.
- рельеф своей местности.
Тема 4. Голубая планета -7часов.
- современные способы изучения морей и океанов.
- водяные смерчи, бури и ураганы в море..
- растительный и животный мир океанов и морей.
- тайны Мирового океана.
- крупнейшие реки Земли.
- крупнейшие озера земли, озера-диковинки.
Тема5. Воздушное покрывало – 5часов.
- современные методы изучения атмосферы.
- обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.
- грозные явления в атмосфере.
- местные признаки и приметы для предсказания погоды
Тема 6: Зеленая планета -5часов.
- удивительные растения и животные, растения и животные рекордсмены.
- уникальный подводный мир, планктон, его значение, морские сообщества, коралловые рифы.
- крупные заповедники и охраняемые природные территории
- экстремальные условия в природе и приспособление человека и живых организмов к жизни в сложных природных условиях.
Тематическое планирование.
№ п/п
Название темы
Количество часов
Экскурсии
Практическая работа
1.
Вводное занятие
2 1 0
2.
Ориентирование на местности
22
2
2
3.
Жизнь земной коры
14
1
1
4.
Голубая планета
10
-
1
5
Воздушное покрывало.
10
-
2
6.
Зеленая планета
10
1
1
Итого
68
4
7
Календарно-тематическое планирование работы кружка: «Я познаю мир»
6класс -68ч - 2 часа/неделю
№ п/п
Тема
Вид деятельности
Умения и навыки
дата
1-2
Введение
Обсуждение, планирование тестирование
Высказывать свои мыс
ли, предложения для интересной работы кружка.
1
Тема: Ориен
тирование22ч.
3-4
Время, по которому мы живем.
Работа с источниками геогра
фической информации
Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности
5-6
Солнце как
маяк.Опреде
ляем время по солнцу
Экскурсия на местность
Уметь определять время суток по расположению солнца
7
Ориентирование по звездам и луне.
Обсуждение полученной информации
8-9
Кто придумал компас
Сбор информации и подготов
ка к созданию презентации
Уметь распределять цели и задачи в группе
10
Загадочная стрелка
Обсуждение полученной информации
Уметь выражать свои мысли, высказывать предположения, выдвигать гипотезы.
11-12
Компасы без магнитной стрелки
Обсуждение полученной информации
13-14
Движение по азимутам
Практическая работа
на определение азимута школьных обьектов
Умение общаться,
работать в группе, помогать товарищам.
15
16-17-18
Географические координаты
Решение географических задач на определение координат
Применять полученные знания
19-20
Местность и карта
Практическая работа по составлению плана своей местности, используя условные обозначения
Уметь читать и пользоваться планом и картой, знать отличие и их назначение
21-
Подготовка к
Составление правил
Знать что необходимо
22
походу
безопасного похода в природу.
брать в поход. Уметь определять главное.
23-24
Местные ориентиры, приметы и признаки.
Экскурсия на местность
Уметь применять полу
ченные знания по ориен
тированию в природе.
Тема: Жизнь земной коры
10ч
25-26
Плавают ли материки
Знакомство с гипотезами о движения земной коры
Уметь высказать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
27-28
Как растут горы
Просмотр видеофильма. Обсуждение.
29-30
О чем расска
жут камни
Экскурсия.
Уметь сравнивать, опре
делять, предполагать.
31-32
Как ищут полезные ископаемые.
Практическая работа по сбору коллекции горных пород своей местности..
Уметь определять вид горной породы по свойствам и признакам.
33-34
Есть ли бесполезные ископаемые
Сбор информации, работа с географическими источни
ками информации Обсужде
ние темы
Уметь работать с атла
сами, справочниками. статистическим материалом.
Тема: Голубая планета 14ч.
35-36-37
Великие реки Земли
Практическая работа по составлению каталога крупных рек мира и их характеристик.
Находить нужную ин
формацию и применять ее в учебной деятельности
38-39
Удивительные озера мира
Сбор информации и совместная подготовка презентации
Умение применять полу
ченные знания работать в группе, распределять обязанности.
40-41
Твердый океан
Работа с атласами картами, таблицами, интернет ресурсами.
Уметь делать выводы по данной теме.
42
«Белая смерть» - лавины
Обсуждение полученной информации
Уметь сопоставлять, логически мыслить, делать выводы.
43-44
Бермудский треугольник
Выступление с сообщениями. Обсуждение
Уметь находить информа
цию, выделять главное, высказывать свое мнение.
45-
Водяное
Работа с картами, атласами,
Уметь работать с
46
отопление материков
использование интернет ресурсов.
источниками информации
47-48
Опасный океан: смерчи, цунами.
Просмотр видеофильма, обсуждение
Находить нужную инфор
мацию и применять ее в учебной деятельности
Тема: Воздуш
ное покрывало -10ч.
49
Одежда Земли
Обсуждение полученной информации
51
Миф или прав
да: искусст-
венный дождь.
Работа с источниками географической информации
Уметь находить нужную информацию и приме
нять ее в учебной деятельности
52-53-54
Учимся предсказывать погоду
Практическая работа. Как работает школьная метеостанция.
Уметь наблюдать, анализировать, сопоставлять, делать выводы
55-56
Живые барометры
Выступление с сообщениями. Обсуждение. примеры из жизни. Практическая рабо
та по наблюдению за пове
дением живых организмов перед изменением погоды.
Уметь применять полученные знания в жизни.
57-58
Грозные явления в атмосфере.
Сбор информации через географические источники и ресурсы интернета. Обсуждение.
Умение применять полученные знания на уроках информатики.
Тема: Зеленая планета -10ч.
59-60
Уникальные растения и животные
Практическая работа определение взаимосвязей и приспособлений растений и животных к окружающей среде.
Уметь выделять главное, анализировать, делать выводы.
61-62
Зеленое богатство океанов
Просмотр видеофильма. Сбор информации подготов
ка к созданию презентации. Обсуждение темы, работа с интернет ресурсами.
Уметь работать в группе, распределять обязан
ности, ставить цели и выполнять их
63-64
Природные лаборатории-заповедники.
Экскурсия
Знать правила поведения во время групповых экскурсий. Уметь собирать