kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наш край – Луганщина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое заседание историко-краеведческого кружка

 «Наш край – Луганщина»

Тема: «Город, который носит имя «человека-легенды» А.Стаханова». (110 годовщина со Дня Рождения А.Стаханова и дата переименования города)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наш край – Луганщина»

Открытое заседание историко-краеведческого кружка

«Наш край – Луганщина»

Тема: «Город, который носит имя «человека-легенды» А.Стаханова». (110 годовщина со Дня Рождения А.Стаханова и дата переименования города)

Патриотическое воспитание в школе представляет собой единый комплекс, стержнем которого является гражданское, правовое и нравственное образование. Его практическая направленность реализуется через учебные занятия, а особенно во внеклассной работе, в частности на занятиях историко-краеведческого кружка. Такие формы воспитания и образование должно способствовать формированию у учащихся системы гражданских ценностей, развивать их мышление и широту кругозора.

Эффективность патриотического и гражданского воспитания учащихся определяет готовность школьников к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности.

Патриотическое воспитание - это формирование у наших ребят высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, малой Родине, готовность выполнения гражданского долга. Патриотическое воспитание, безусловно, направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины. Личности, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и, к сожалению людей старшего поколения, военное время. Мечта многих поколений людей: «Дети, внуки не должны знать, что такое война, не должны видеть её ужасы и не испытывать постоянный страх, горе и лишения». 

У каждого города есть своя неповторимая история, есть история многих – многих поколений людей живших в нём. Изучение истории своей улицы, своего города, края, своей Отчизны обязательно заставит современного школьника взглянуть на окружающий их мир совсем другими глазами. Занятия в туристическо-краеведческом или историко- краеведческом кружках поможет «заложить зерно» любви к городу, краю и его населению, к людям, которых мы видим каждый прожитый нами день.

Жителям нашего города очень повезло, так как мы живём в городе Стаханове, в городе, который имеет свою неповторимую историю, которая неразрывно связана с историей нашей страны.

Неповторимый город наш,

Единственный такой, любимый,

Ты стал для каждого из нас,

таким родным, неповторимый.

Шахтёрской славе - ты венец!

Единственный такой на свете:

Рабочей гордости - творец,

Один такой ты на планете.

Ведущий: Да это так, наш город, действительно можно, по праву, назвать «неповторимый». Неповторимый своей историей и традициями. Город, по праву, гордится своими замечательными людьми, нашими с вами земляками. Город Стаханов-родина для многих поколений людей, история его продолжается вот уже третье столетие. Имена многих наших горожан на слуху не только у наших земляков. Их знают далеко за его пределами. Это знаменитые земляки, Герои войны и труда И.Х.Михайличенко, И.Н. Левченко, Поламарчук, Кольцов, Хруничев, К. Петров, Медведев, Комчедалов ,известные люди культуры, науки, медицины и спорта. Но без всяких оговорок, для всех нас самым известным именем является имя шахтёра-рабочего Алексея Григорьевича Стаханова, чьё имя с 15 февраля 1978 года носит наш родной и любимый нами город. Почти четыре десятилетия жители нашего города, с честью и гордостью, называют себя «стахановчанами».

Ведущий: «Дикое Поле», «Край кочевых племён сарматов и печенегов», каких только названий не омел наш край до конца 18 – начала 19 го веков. Одним из первых поселений, составивших в то время перечень крупнейших промышленных центров Донбасса, стала деревня Андреевка. Она была заложена 1 ноября 1814 года, на берегу небольшой степной реки Камышевахи. Названная она по фамилии её владельца, героя Отечественной войны 1812 года, штабс- капитана Андреева. Эта деревня и положила началу нашему городу Стаханову.

Не просто складывалась судьба почти забытой и затерянной в знойной, бескрайней степи деревушки. Жаркий зной летом, обжигающая холодным степным ветром зима. Первым поселенцам, семьям крепостных крестьян, привезённых помещиком, что бы выжить в новых для себя условиях приходилось, буквально, «закапывать» себя в землю, делать землянки. Несмотря ни на что, наш край постепенно осваивался новыми переселенцами. В округе появляются новые поселения, расширялись, заложенные ранее, деревни: Голубовка, Петровка, Сабовка, Борисовка, Лозовая Павловка. Все они тогда располагались на территории современного города. В 1858 году крупный землевладелец, помещик Борисов скупает практически все земли в окрестностях. Деревни объединяются и получают единое название Борисовка.

Ведущий: Как необычным и интересным фактом в истории можно привести следующий пример. В районе современного пригорода Николаевка (Чутино) в начале и середине 19-го века существовала деревня с совсем необычным названием: «Беззаботовка». Она была основана, точнее, заселена, так называемыми государственными крестьянами. Они платили оброк, подушную подать, исполняли земские повинности: рекрутскую, дорожную ( ремонтировали дороги и выделяли подводы и лошадей), выполняли работы, связанные с установлением межей участков. А так же несли рассыльную и караульную службы. Чиновники всячески донимали их самыми различными притеснениями и поборами. Жилось им, во истину, очень тяжело.

Что же дало этой деревни столь необычное название? В отличие от крепостных крестьян они всё же считались свободными сельскими обывателями. Они имели право переходить в другие сословия, избирать старшину общинного правления. Но, самое главное, что они могли, это, в отличие от крепостных крестьян, они могли более-менее свободно и самостоятельно пользоваться землёй.

Этим бедным, обездоленным людям, их потомкам суждено было стать шахтёрами, машиностроителями, металлургами и химиками города Стаханова.

Ведущий: С 1720 годов, благодаря плодотворной работе «рудокопной Кампании», которой по Указу Петра І руководил Григорий Капустин, край стал называться угольным. Появились и активно действовали каменноугольные копи в Лисичанске, в поселении Белое, Селезнёвке и Успенском. Но, в связи с постоянно возрастающими потребностями Луганского литейного завода, городов Юга России, Причерноморья, мощностей по добыче «чёрного золота» постоянно не хватало.

Крепостной крестьянин, принадлежавший помещику Борисову, выпасая стадо коз, случайно нашел «горюч - камень». Об этой находке немедленно было доложено помещику. Предприимчивый землевладелец подал заявку на изыскание рудокопных работ. В 1823-1827 годах в крае, а так же периодически и на территории нашего современного города пребывает «горная экспедиция», которой руководит выдающийся русский «инженер горного дела» Евграф Петрович Ковалевский. На геологической карте земель Юга России, которую он составил, впервые были отмечены месторождения каменного угля.

В 1837-39 годах на землях Донбасса работала горная партия под руководством француза, профессора геологии Ле-Пле. Открывалось большое число каменноугольных рудников. Более полутора десятков было открыто и в нашей местности, крае. Со временем они стали прочной основой для строительства на их месте угольных шахт. Но совсем не было знающих шахтное дело рабочих. Помещики, для того, что бы не упустить прибыли, стали «опускать» в копи своих крепостных крестьян. Жизнь их стала ещё невыносимей. В Донбассе развернулось активное строительство металлургических и химических заводов, а так же железных дорог. В 19 веке земли Донбасса стали настоящим «Клондайком» России.

Ведущий: Шахты в полную мощность, в основном, работали с осени по весну. В остальное время крестьяне были задействованы на полевых работах. В самих же шахтах почти отсутствовали освещение и вентиляция, подспорье в «механизации» труда работников. Всё это усложняло и делало невыносимым труд рудокопа-крестьянина. Но это не помешало привлекать свободных, но безземельных крестьян приходить в степи Донбасса в поисках лучшей доли. Людские «ручейки», после отмены крепостного права, из многих губерний страны «потекли» в наш край. Сёла постепенно начали превращаться в рабочие посёлки и города.

Деревня упорно стала «превращаться» в шахтёрский рабочий посёлок. В край приезжают и развивают бурную деятельность самые различные акционерные общества, в том числе из Центральной России, Бельгии и Нидерландов. Цель у всех была только одна - уголь!

Строятся казармы для рабочих, семьи шахтёров старались построить домики – «каютки» или землянки, практически без всякого фундамента и «возвышающихся» над землёй не более чем на полтора метра. Кстати, первая такая улица, обрела, совсем, необычное название Собачеевка. Приезжие, особенно иностранцы, впервые увидавшие такие «жилища», считали их будками для собак. Но наиболее активно в вопросах строительства шахт и казарм проявлял себя сахарозаводчик Шубин и его «Шубинское акционерное Общество». Очень быстро рабочий посёлок приобретает новое своё название - Шубинка. В 1896 году открывается шахта №1,считавшейся в то время одной из самых крупных и передовой. Где то через год у рабочего посёлка появляются признаки городского поселения. Построены шахтоуправление, начальная школа, православная церковь и костёл (среди иностранных инженеров, работающих на шахте и рудниках, было много католиков), клуб, общественные бани, торговые лавки. На плане города обозначилась и первая улица Коккериль, объединившая усадьбы инженеров и конторщиков.

В эти годы была построена достаточно крупная почтово-телеграфная контора, которую возглавил С.П.Кравцов, сына которого звали Кадий (упр. Аркадий). С 1898 года сама контора стала называться «кадиевской», постепенно это название «закрепляется» и за всем посёлком. Он стал называться Кадиевкой.

Ведущий: С честью Кадиевка встретила и достойно пережила лихолетье Первой Мировой, революций и Гражданской войн.

Годы НЕПа, индустриализации Кадиевка встретила как крупный к регионе рабочий посёлок. Постепенно строятся ремонтные мастерские, новые заводы и шахты, уверенно расширяются его территориальные границы. В 1932 году Кадиевка получает свой новый статус «Город».

Особенно активно в годы первых Пятилеток развивалась угольная промышленность. Уголь был жизненно необходим электростанциям, металлургическим предприятиям, как самого Донбасса, так и для Приднепровья, Урала и Поволжья. Шахты оснащались новой, передовыми для своего времени оборудованием и техникой. Заводы, шахты начали остро нуждаться в рабочей силе. И снова, с конца 20-х годов, нескончаемые людские «потоки» несут из российских, украинских и белорусских деревень, перенёсших голод и лишения, крестьян.

С одной из такой «крестьянской бригадой» с Орловщины, в 1927 году, приезжает и Алексей Стаханов. Молодой парень, который мечтает «заработать на лошадь в деревне», а может и на свой дом, а если и получится, то и «на новую гармонь». Малограмотный парень начал свою трудовую деятельность с самых простых, низших шахтёрских профессий: рабочего ствола, «коногона» (в шахтах ещё активно применялся труд лошадей для отгрузки угля на поверхность (на гора)), откатчиком вагонеток, помощником рабочего забоя. Алексей понимал, что знаний ему просто не хватает в том объёме, что бы повысить свою квалификацию для работы в шахте. Он поступает в школу рабочей молодёжи, где учили не только грамоте и наукам, но и рассказывали, как внедрять новые технологии, применяемые в шахтном труде. Алексей Стаханов устроился на работу в шахту «Центральная Ирмино», которая в те года, в народе, презрительно называли «Помойницей». Мало кто из местных жителей хотел бы работать на ней, так как на других шахтах условия добычи угля, производительность труда и, следовательно, заработная плата шахтёров были значительно выше. В 1935году, в промышленности, в том числе и на шахтах, правительство страны объявило о социалистическом соревновании на производстве. В рамках соцсоревнования, по инициативе партийного руководства шахты, в Международный День молодёжи (Юношеский день) было принято решение об установлении на шахте производственного рекорда по добыче угля за одну рабочую смену. Отработав 6 часов ночной смены, с 30 на 31 августа 1935 года Алексей Григорьевич Стаханов установил мировой рекорд по добыче угля, применив в работе отбойный молоток. Он добыл, немногим более, 102 тонны каменного угля, превысив норму его добычи за дневную смену в 14 раз. Не только наш город, но и вся страна узнала имя шахтёра – рекордсмена труда. Во многих отраслях промышленности, сельского хозяйства, на транспорте появились его многочисленные последователи. «Зародилось» стахановское движение на производстве. Оно охватило трудовым запалом молодёжь всей необъятной страны, на самых разных предприятиях, как грибы после дождя, устанавливались всё новые и новые трудовые рекорды. Стахановское движение развивалось по стране необычайно быстро и бурно.

В 1937-39 годах после смерти министра тяжелой промышленности Советского Союза Серго Орджоникидзе, город был назван Серго.

Ведущий: Такими же темпами стал развиваться и наш город. Появились новые предприятия, новостройки образовывали новые улицы, ударными темпами строятся школы, клубы для рабочих, медицинские учреждения. Жилищное строительство с большим трудом поспевало с обеспечение жильём «новым, молодым» горожан.

А.Г.Стаханов направляется на учебу в Промышленную академию Москвы.

С честью и болью пережила Кадиевка и страшное лихолетье Великой Отечественной войны. Тысячи горожан не вернулись с полей войны в родной город. Оккупанты жестоко расправились как с людьми, так и с промышленностью города, за то что он не дал за время фашистской оккупации ни одной тонны угля или металла. За несколько послевоенных лет город смог восстановит свой экономический потенциал. Город восстановил свой прежний и создал новый облик.

В годы войны А.Г.Стаханов был направлен на работу в «Карагандауголь», неоднократно он писал письма с просьбой направить его на фронт. Государству был необходим его трудовой опыт. И он щедро им делился, на какой бы трудовой фронт его не направляли. Где бы и кем бы не работал Алексей Григорьевич, он всегда оставался честным, ответственным, требовательным к себе и окружающим, дорожившим именем «шахтёра» человеком.

В 60-е годы его направляют в город Торез Донецкой области, где он закончил свою трудовую деятельность. В 1970 году ему было присвоено высокое звание «Героя Социалистического труда». В ноябре 1977 года перестало биться сердце «человека-легенды». Там же, в Торезе Алексей Григорьевич Стаханов и был похоронен.

По просьбе трудящихся городов Ирмино и Кадиевка 15 февраля 1978 года городу Кадиевка дали новое имя – Стаханов

Ведущий: Возможно наш город, по праву, можно считать рекордсменом «Книги рекордов Гиннеса» по смене своего названия. В первую очередь, мы жители нашего замечательного города, просто обязаны гордиться тем, что мы живём в городе, который единственный в мире назван в честь простого рабочего человека. «Человека-легенды» Алексея Григорьевича Стаханова!

События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения. Знание истории города и края поможет школьникам познать в их возрасте чувства патриотизма и гордости за город, за людей, которые их окружают, гордости за себя.





































Использование краеведческого материала на уроках географии

Туристское – краеведческая работа, проводимая учителем географии в школе играет существенную роль в воспитании и обучении учащихся. Походы, экскурсии, туристические слёты, внеклассные уроки и мероприятия учат школьников преодолевать самые разные трудности и преграды, приучают к самостоятельной работе, расширяют кругозор и интеллект, способствуют всестороннему физическому развитию и оздоровлению детей.

В условиях современного урбанизированного социума, изучение природы родного края, природы страны влияет на формирование сознания и самые разные чувства школьников. Во время проводимых туристических походов, экскурсий в природу дети учатся присматриваться к жизни в природе, учатся её понимать, любить и беречь, реально оценивать труд людей, деятельность которых изменяет облик ландшафтов Земли. Часто один день, проведённый на природе, когда ребята «окунаются в неё», иногда равен по значимости восприятия понимания изучаемых учебных программ нескольким, проведённым в стенах школы. Туризм, изучение природы и хозяйства края, сбор краеведческого материала открывают широкие возможности для приобщения к умению нахождения в природе от начального звена учащихся школы до её выпускников. Традиционные массовые походы, туристические слёты «Золотая осень», «Весна пришла» позволяют учителю задействовать самые различные формы интеграции обучения. Прекрасные возможности сочетать знания географии с познаниями в самых разных науках: биологии, истории, топонимики, литературы, физики, математики, химии, трудового обучения и физического воспитания. Наблюдения за растениями и животными, за погодными и климатическими сезонными изменениями в атмосфере позволят приоткрыть «страницы мудрейшей из мудрых» - КНИГУ ПРИРОДЫ.

Наблюдая за биологическими объектами, за явлениями в окружающей среде можно установить тесную взаимосвязь, происходящей в мире природы. Можно десятки раз показывать картину-пейзаж, прочитать описание природы в произведениях великих писателей и поэтов, всё это редко, а иногда и очень трудно, запомнится ребёнку. Не стоит кому-либо доказывать, что образ цветка, леса, дерева в отдельности, реки или озера «подпитанный» визуальным восприятием, надолго, а может и навсегда останется в его памяти. Большую роль «общения с природой» оказывает на физическое развитие и оздоровление детей, которые очень редко покидают городские дворы и улицы.

Загрязнение окружающей среды пагубно влияет на здоровье многих людей, часто отрицательно сказывается это на их самочувствие и, часто так бывает, на психологическом равновесии. Отдохнув после практического занятия, поставив самостоятельно с друзьями или одноклассниками туристическую палатку, отведав походной каши, ребята получают большой заряд энергии на предстоящие дни, а иногда его хватает и на недели. Учитывая различные материальные возможности многих родителей, походы, полевые практические занятия приемлемы для их исполнения своим минимализмом материальных затрат. Часы, дни проведённые ребятами в походах не только научат чему - то новому и полезному, но и развивают у них чувства товарищества, коммуникабельность и толерантности в общении. Ребята получают в походах самые разносторонние практические навыки и умения.

Явления в природе, развитие у школьников наблюдательности за ними способствует развитию восприимчивости окружающего мира.

Развитие у учеников наблюдательности необходимо не только для «наблюдений» в природе, но и , в дальнейшем, в работе с учебными пособиями, которые на уроках в стенах школы заменяют «натуральную» наглядность. Таким образом, полевые практические занятия, отдых, экскурсии в природу позволяют развивать наблюдательность и внимание для сознательного усвоения школьного учебного материала.

Как правило, туристическая, практическая краеведческая работа связана с учащимися, которые изучают курс «Природоведения» или физическую географию родного края. Продолжить такую форму обучения, формы и способы нахождения и систематизирования полученной информации возможно, а порою и необходимо, при изучении социально-экономической географии и основ экономических знаний.

Широкий спектр специальных курсов, впервые открытых специальностей ВУЗов позволяет изучать социальные вопросы человека, общества, его экономической деятельности. «География туризма», «География экологии и валеологии человека», «Экономическая география», знания, полученные в школе по этим направлениям, возможно, помогут выпускнику выбрать будущую специальность. Выпускник в ближайшем для него будущем будет ориентироваться в современной экономической ситуации государства, позволит стать активным членом общества. Помимо «полевых занятий» для учеников среднего школьного возраста, учитель продолжает работу и учениками старшего возраста. Он приобщает их «социально-полезной» работе при составлении характеристики и мониторинга, «экономического обзора» территории микрорайона, в котором проживают сами ученики или в нём находится школа, города или своей области.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Наш край – Луганщина

Автор: Пивоваров Александр Николаевич

Дата: 24.03.2016

Номер свидетельства: 309717

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Конкурс знатоков истории родного края (Луганщины) «Подонцовье – «коридор» движения и расселения народов средневековья» (7 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "konkurs_znatokov_istorii_rodnogho_kraia_lughanshchiny_podontsov_ie_koridor_dvizh"
    ["file_id"] => string(6) "352758"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1477586626"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Внеклассное мероприятие на тему "Бессмертное счастие наше Россией зовется в веках""
    ["seo_title"] => string(80) "vneklassnoe_meropriiatie_na_temu_bessmertnoe_schastie_nashe_rossiei_zovetsia_v_v"
    ["file_id"] => string(6) "575015"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1615306478"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Моя земля-земля героев"
    ["seo_title"] => string(32) "moia_ziemlia_ziemlia_ghieroiev_1"
    ["file_id"] => string(6) "353344"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477813654"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "ПРЕЗЕНТАЦИЯ. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 3 класс. Раздел "Путешествие по городам и странам". ( " ЛУГАНСК - ЛЮБОВЬ МОЯ..." ) "
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-okruzhaiushchii-mir-3-klass-razdiel-putieshiestviie-po-ghorodam-i-stranam-lugansk-liubov-moia"
    ["file_id"] => string(6) "176246"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424373515"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Растительный мир Донбасса"
    ["seo_title"] => string(26) "rastitiel-nyi-mir-donbassa"
    ["file_id"] => string(6) "287669"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454515217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства