Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "День озона"»
Управление образования администрации Вейделевского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большелипяговская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Праздник – «День озона!»»
Подготовила :
учитель географии
Данченко Юлия
Владимировна
Вейделевка, 2017
Объяснительная записка
Цель: привлечение внимания учащихся и общественности к проблемам охраны озонового слоя.
Задачи:
повышение экологической грамотности населения;
сформировать у учащихся представление о взаимосвязи человека и природы;
воспитать бережное отношение к живой природе;
активное участие в деле защиты окружающей среды;
создание условий для выработки учащимися активной гражданской позиции, формирование экологической культуры, ценностного отношения к компонентам природы и ее ресурсам;
развитие логического мышления, коммуникативных навыков, умения четко выражать свои мысли.
Возраст участников: 1-11 классы
Метод: словесный
Формы проведения: общешкольный праздник
Оборудование :доска, папка для ведущего, ПК, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, фонограмма (музыка для открытия мероприятия и заполнения пауз во время рефлексии), иллюстрации озоновых дыр, воздушные шары жёлтого и голубого цветов.
Подготовку необходимо начать за две недели до предполагаемой даты проведения мероприятия.
1.Подготовка презентаций по проблемам защиты озонового экрана Земли, рефератов на тему «Защитим озоновый слой и климат Земли»,рисунков и плакатов на тему «Сохрани и защити озоновый слой Земли»,организатор и педагоги при необходимости помогают учащимся .
2.Приобретение членами родительского комитета воздушных шариков для участников праздника.
3.Пошив костюма для Оззи Озона(на уроках технологии).
4.Перед началом мероприятия подготавливают помещение ,желательно актовый зал. Помещение украшается плакатами и листовками на тему «Защитим озоновый слой и климат Земли».
5.Приглашаются представители природоохранных организаций в состав жюри.
6.За две недели до предполагаемой даты проведения мероприятия вывешивается объявление о проведении праздника «День озона»
Сценарный план:
Организационный момент (сбор участников праздника)
Основная часть мероприятия :
а. знакомство с историей праздника «День озона»
б.творческие отчёты классов образовательного учреждения по подготовке к празднику «День озона»
в. Торжественное награждение победителей конкурсов «День озона»
г. Просмотр мультипликационного фильма об Оззо Озоне.
3. Рефлексия
4.Подведение итогов мероприятия.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент
Сбор участников праздника в актовом зале
2.Основная часть мероприятия
Ведущий: Добрый день, я рад(а) приветствовать вас на нашем празднике «Дне озона»!
16 сентября – праздник День озона. Об истории этого праздника знают немногие.В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 16 сентября Международным днем охраны озонового слоя. В этот день в 1987 году был подписан Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Впервые на снижение в атмосфере Земли слоя стратосферного озона, защищающего планету от губительного воздействия солнечной радиации, ученые обратили внимание в конце 60-х годов ХХ века.
В 1974 году американский химик Марио Молина, высказал гипотезу о том, что разрушение озонового слоя происходит вследствие чрезмерного применения хлорфторуглеродов, веществ, применяющихся в холодильниках, кондиционерах, аэрозольных баллончиках.
В 1977 году в Вашингтоне представители 32 стран выработали первый план действий по защите озонового слоя. В результате в США, а затем в Швеции, Норвегии и Канаде было запрещено использование ХФУ в аэрозольных упаковках.
В защиту озонового слоя включились 189 стран мира, в том числе и Казахстан. Почти всем технологиям, в которых применяются вещества, утончающие озоновый слой, найдены альтернативы, и производство этих веществ, торговля ими и их использование стремительно уменьшается. Например, в 1986 году в мире было израсходовано примерно 1 100 000 тонн HFO или CFC (одно из наиболее распространенных веществ, утончающих озоновый слой, называемое также фреоном), а в 2001 году общее количество потребленного HFO составило только примерно 110 000 тонн. Ученые прогнозируют, что если будут соблюдены реализуемые сегодня мероприятия по защите озонового слоя, озоновый слой обновится и восстановит свое нормальное состояние к 2050–2060 годам.
Позвольте вам представить почётного гостя нашего праздника Оззо Озона-герой детского научно-популярного фильма об истории возникновения озоновой дыры.
Оззо Озон: Приветствую вас уважаемые участники праздника! 16 сентября -все, кому не безразлично будущее нашей планеты, а значит и свое собственное будущее, кому не безразлично, какой увидят нашу планету будущие поколения, могут внести свой посильный вклад, приняв участие в международном Дне озона.
А как вы ребята готовились к этому празднику?
Творческие отчёты всех классов с презентациями, видеорассказами, представлением рисунков и плакатов на тему защиты озонового слоя Земли.
Предположительные ответы и отчёты:
Ученик: экологи школы провели акцию по уборке территории школы, проведена выставка рисунков, посвященных охране природы, конкурс плакатов «Береги Озон», выставка самоделок из бросового материала.
( Презентация слайдов)
Заседает жюри( во время представления творческих отчётов, в жюри приглашаются представители различных природоохранных организаций) и определяют победителей и призёров по номинациям:
1. номинация «Рисунки» (на тему: «Сохраним озоновый слой и климат Земли»):
- для возрастной категории - обучающиеся 1-4 классов;
2. номинация «Плакаты» (на тему: «Сохраним озоновый слой и климат Земли»):
- для возрастной категории - обучающиеся 5-7 классов;
3. номинация «Социально-экологические проекты»
для возрастных категорий:
-обучающиеся 5-7 классов;
- обучающиеся 8-11 классов;
4. номинация «Реферативные работы»
для возрастных категорий:
- обучающиеся 8-11 классов;
5. номинация «Учебно-исследовательские и научные работы»
для возрастных категорий:
- обучающиеся 8-11 классов;
6. номинация «Социальная видеореклама» (на тему: «Сохраним озоновый слой и климат Земли»)
для возрастных категорий:
- обучающиеся 8-11 классов;
Оззо Озон: Да вы все просто молодцы! Поэтому я хотел бы наградить призёров и победителей конкурсов ценными призами.
Торжественное награждение (звучит музыка победители и призёры выходят на сцену)
Оззо Озон: А теперь подарок для всех!( просмотр мультипликационного фильма о проблеме озоновых дыр с участием Оззо Озона)
Ведущий :Оззо Озон, а когда этот праздник стал отмечаться в России?
Оззо Озон:16 сентября 2011 года в Москве впервые отмечался Международный день защиты озонового слоя. Проведение этого мероприятия было приурочено к началу реализации Проекта по выводу озоноразрушающих веществ в Российской Федерации. Международный день защиты озонового слоя прошёл при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Глобального экологического фонда (ГЭФ), Государственного политехнического колледжа № 19.
Ведущий: А какое отношение к празднику имеет Государственный политехнический колледж № 19 г.Москвы?
Оззо Озон:Местом проведения выбрана площадка Государственного политехнического колледжа №19. Это практически единственное на сегодняшний день действующее государственное учебное заведение в Российской Федерации, где готовят современных специалистов по монтажу и обслуживанию систем кондиционирования, вентиляции, промышленного и торгового холода. Известно, что огромный вред озоновому слою Земли наносят вещества, находящиеся именно в бытовых и промышленных холодильных системах (выводимые из обращения гидрохлорфторуглероды – ГХФУ и ранее выведенные хлорфторуглероды – ХФУ). Выполнение Российской Федерацией международных обязательств по поэтапному прекращению потребления озоноразрушающих веществ невозможно без создания системы аттестации специалистов, работающих с этими веществами, а также без обучения их экологическим методам работы. Уникальный опыт подготовки специалистов колледжа планируется распространить на другие учебные заведения.
Ведущий : Для выяснения сомнительных мифов об озоновых дырах я пригласил учёного в области озоновых дыр.
Учёный(старшеклассник): Вокруг проблемы истощения озонового слоя существует множество мифов. Несмотря на свою очевидную антинаучность, эти мифы чрезвычайно популярны – особенно в среде журналистов, всюду ищущих следы очередного мирового заговора. Давайте обсудим эти мифы.
Обсуждают
Миф 1: Шумиха по поводу озоноразрушающего воздействия хлорфторуглеродов (ХФУ) инициирована промышленниками, которым выгодно продавать дорогие хладагенты вместо дешевых
Несостоятельность подобных заявлений легко увидеть, обратившись к истории вопроса. После того, как данные об участии фреонов в разрушении стратосферного озона были обнародованы, производители этих веществ развернули масштабную кампанию по дискредитации новой гипотезы. Глава DuPont написал в статье в журнале Chemical Week от 16 июля 1975 года, что «теория разрушения озона — это научная фантастика, вздор, не имеющий смысла». Самым массовым сектором потребления озоноразрушающих ХФУ являлось производство бытовых аэрозолей. В результате перехода на озонобезопасные технологии вместо синтезируемых и дорогих ХФУ в аэрозольные баллончики стали добавлять в качестве пропеллента смесь углеводородов природного происхождения (пропан и бутан), составляющих основу газа, используемого в быту. В бытовых холодильниках и морозильниках одним из самых массовых и эффективных хладагентов стал углеводород (изобутан), а в качестве вспенивателя теплоизоляции в них стал применяться циклопентан. Поэтому в значительной части применений заменой ХФУ стали заведомо более дешевые вещества природного происхождения, которые не надо синтезировать в условиях опасного химического производства, а лишь извлечь из нефти и газа.
Сегодня в мире уже практически никто из серьезных специалистов не сомневается в причинах истощения озонового слоя. В 1995 году за работу в области атмосферной химии, особенно в части процессов образования и разрушения озонового слоя Паулю Крутцену, Марио Молине и Шервуду Роланду была присвоена Нобелевская премия.
Миф 2: Фреоны слишком тяжелы, чтоб достигать стратосферы
Иногда утверждается, что молекулы фреонов, которые намного тяжелее азота и кислорода (по молекулярной массе), не могут достичь стратосферы в значительных количествах. Однако атмосферные газы не стратифицируются или сортируются по весу, а перемешиваются полностью в результате вертикального массопереноса, конвекции и турбулентности. Поэтому тяжёлые инертные газы, фреоны и прочие загрязняющие вещества как природного, так и антропогенного происхождения равномерно распределяются в атмосфере, достигая, в том числе, и стратосферы. Экспериментальные измерения концентраций газов в атмосфере подтверждают это.
Проведенные исследования показывают: для того, чтобы фреоны, попавшие в результате утечек или технологических процессов в приземный слой атмосферного воздуха, достигли стратосферы, требуется около пяти лет.
Если бы газы в атмосфере не перемешивались, то такие тяжёлые газы из её состава, как аргон и углекислый газ, образовывали бы на поверхности слой в несколько десятков метров толщиной, что сделало бы Землю необитаемой. В реальности же и криптон с атомарной массой 84, и гелий с атомарной массой 4, имеют одну и ту же относительную концентрацию, как у земной поверхности, так и на высоте 100 км. Конечно, всё вышесказанное справедливо только для газов, которые относительно стабильны, как фреоны или инертные газы. Концентрация веществ, вступающих в реакции и подвергающихся различным физическим воздействиям (например, растворяющихся в воде), зависит от высоты.
Миф 3: Основная масса галогенов имеет природное, а не антропогенное происхождение
Часто можно слышать, что природные источники галогенов, например, вулканы или океаны, более значимы для процесса разрушения озона, чем антропогенные. На самом деле галогены природного происхождения (в основном в виде ионов хлора и хлористого водорода) водорастворимы, и вымываются из атмосферы, выпадая в виде дождей на землю, не достигая стратосферы. Природные соединения менее устойчивы, чем фреоны, например, время жизни метилхлорида – около года, в то время как у фреонов оно составляет десятки и сотни лет.
Источники хлора в стратосфере
Миф 4. Озоновая дыра должна находиться над источниками фреонов
Многие не понимают, почему озоновая дыра образуется в Антарктике, когда основные выбросы фреонов происходят в Северном полушарии. Дело в том, что фреоны хорошо перемешаны в тропосфере и стратосфере. Из-за малой реакционной способности они практически не расходуются в нижних слоях атмосферы и имеют срок жизни в несколько лет или даже десятилетий. Поэтому они легко достигают верхних слоёв атмосферы.
«Озоновая дыра» – это не физическая дыра в атмосфере. Сам термин «озоновая дыра» произошел благодаря спутниковым изображениям общего содержания озона в атмосфере над Антарктикой, на которых существенное снижение концентрации озона в конце зимы – начале весны было выделено цветом. Причины, по которым озоновая дыра образуется в Антарктике, связаны с особенностями местного климата – полярным вихрем и строго сезонным солнечным освещением.
Миф 5. Озон разрушается только над Антарктидой
Уровень содержания озона падает во всей атмосфере. Это было убедительно продемонстрировано результатами долговременных измерений концентрации озона в разных точках планеты. Недавно формирование озоновой дыры было отмечено и в Арктике. Озоновая дыра в полярных регионах возникает, когда из-за низких температур в стратосфере (ниже -78 оС) водяной пар и азотная кислота формируют так называемые полярные стратосферные облака. Эти облака и другие холодные аэрозоли создают предпосылки для превращения долгоживущих соединений хлора, в частности, хлорфторуглеродов, в высокоактивные соединения, такие, как оксид хлора, которые и «убивают» озон в результате цепных фотохимических реакций.
Ведущий: Давайте посмотрим правде в глаза. Что же мы увидим? Да!, радостного, к сожалению, мало! Посмотрим заголовки газет: «Смертоносные дожди», Авария нефтепровода», Авария на АЭС, «Чернобыль!». Что ждать дальше, «Киты выбросились на берег» и т.д. А заголовки книг ничуть не прибавляют оптимизма и радости!Вот некоторые из них: «Оскальпированная Земля», «Сбережем Землю», «На краю пропасти» и другие. Сегодня процессы загрязнения биосферы принимают глобальные. Катастрофические размеры! Что мы выберем путь в никуда, а точнее, в пропасть, или путь к гармонии с Природой, как того требует само наше естество.
Натыкаясь на небоскребы, Не машите рукой небрежно,
Он таится, как в клетке душной. Вспомните, как она вас ласкала,
А деревья хотят на волю, Как к груди прижимала, нежно,
Корни жжет, на ветвях раны, Колыбельную песню шептала!
Им бы чистой водицы долю , А теперь вот она рыдает,
Но стоят и молчат великаны. Неужели ваше сердце ослепло?
Оззо Озон : SОS- международный радиосигнал бедствия. Его подают с тонущих кораблей. Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей. Все чаще в природе звучит этот сигнал. Остановитесь! Одумайтесь! Пощадите! Вот и озон просит помощи и внимания.
Оззо Озон проводит рефлексию:
Дорогие участники праздника возьмите у моих помощников воздушный шарик. Если вам небезразличны проблемы связанные с озоновым экраном Земли возьмите голубой шарик, если вы считаете ,что нет никакой проблемы возьмите жёлтый . Я приглашаю вас выйти на улицу и выпустить эти шары в небо. Голубые шарики символизируют молекулы озона .
Звучит музыка, все выходят на улицу и вместе с родителями учителями дети выпускают шары в небо.
Оззо Озон :Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Мир спасет надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце. Мы сегодня поговорили, о том, что нужно беречь и сохранять озоновый экран Земли. Берегите каждое дерево, каждый кустарник! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда! Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними. Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли.
До свидание! До новых встреч!
Методические рекомендации на период ближайшего последствия
Освещение конкурсов и праздника в СМИ для привлечения внимания общественности к проблемам озонового слоя Земли. Проведение мероприятия - знакомство с профессиями, связанными с решением проблем озоновых дыр.
Литература
1. Назаров В.И. За порогом вражды. М., 1999.
2. Новрузов З.Н. природа не прощает ошибок. М., 1998.