kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "День озона"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  привлечение  внимания  учащихся и общественности к проблемам охраны озонового слоя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "День озона"»

Управление образования администрации Вейделевского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большелипяговская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»















Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Праздник – «День озона!»»

Подготовила :

учитель географии

Данченко Юлия

Владимировна


Вейделевка, 2017

Объяснительная записка

Цель: привлечение внимания учащихся и общественности к проблемам охраны озонового слоя.

Задачи:

  • повышение экологической грамотности населения;

  • сформировать у учащихся представление о взаимосвязи человека и природы;

  • воспитать бережное отношение к живой природе;

  • активное участие в деле защиты окружающей среды;

  • создание условий для выработки учащимися активной гражданской позиции, формирование экологической культуры, ценностного отношения к компонентам природы и ее ресурсам;

  • развитие логического мышления, коммуникативных навыков, умения четко выражать свои мысли.

Возраст участников: 1-11 классы

Метод: словесный

Формы проведения: общешкольный праздник

Оборудование : доска, папка для ведущего, ПК, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, фонограмма (музыка для открытия мероприятия и заполнения пауз во время рефлексии), иллюстрации озоновых дыр, воздушные шары жёлтого и голубого цветов.

Действующие лица:

-ведущий- учитель,

-Оззи Озонгерой детского научно-популярного фильма об истории

возникновения озоновой дыры ,

- помощники Оззи Озона

- учёный.

Методические советы на подготовительный период:

Подготовительный этап.

Подготовку необходимо начать за две недели до предполагаемой даты проведения мероприятия.

1.Подготовка презентаций по проблемам защиты озонового экрана Земли, рефератов на тему «Защитим озоновый слой и климат Земли»,рисунков и плакатов на тему «Сохрани и защити озоновый слой Земли»,организатор и педагоги при необходимости помогают учащимся .

2.Приобретение членами родительского комитета воздушных шариков для участников праздника.

3.Пошив костюма для Оззи Озона(на уроках технологии).

4.Перед началом мероприятия подготавливают помещение ,желательно актовый зал. Помещение украшается плакатами и листовками на тему «Защитим озоновый слой и климат Земли».

5.Приглашаются представители природоохранных организаций в состав жюри.

6.За две недели до предполагаемой даты проведения мероприятия вывешивается объявление о проведении праздника «День озона»

Сценарный план:

  1. Организационный момент (сбор участников праздника)

  2. Основная часть мероприятия :

а. знакомство с историей праздника «День озона»

б.творческие отчёты классов образовательного учреждения по подготовке к празднику «День озона»

в. Торжественное награждение победителей конкурсов «День озона»

г. Просмотр мультипликационного фильма об Оззо Озоне.

3. Рефлексия

4.Подведение итогов мероприятия.


Ход мероприятия:

1.Организационный момент

Сбор участников праздника в актовом зале

2.Основная часть мероприятия

Ведущий: Добрый день, я рад(а) приветствовать вас на нашем празднике «Дне озона»!

16 сентября – праздник День озона. Об истории этого праздника знают немногие.В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 16 сентября Международным днем охраны озонового слоя. В этот день в 1987 году был подписан Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. Впервые на снижение в атмосфере Земли слоя стратосферного озона, защищающего планету от губительного воздействия солнечной радиации, ученые обратили внимание в конце 60-х годов ХХ века.

  В 1974 году американский химик Марио Молина, высказал гипотезу о том, что разрушение озонового слоя происходит вследствие чрезмерного применения хлорфторуглеродов, веществ, применяющихся в холодильниках, кондиционерах, аэрозольных баллончиках.

В 1977 году в Вашингтоне представители 32 стран выработали первый план действий по защите озонового слоя. В результате в США, а затем в Швеции, Норвегии и Канаде было запрещено использование ХФУ в аэрозольных упаковках.

В защиту озонового слоя включились 189 стран мира, в том числе и Казахстан. Почти всем технологиям, в которых применяются вещества, утончающие озоновый слой, найдены альтернативы, и производство этих веществ, торговля ими и их использование стремительно уменьшается. Например, в 1986 году в мире было израсходовано примерно 1 100 000 тонн HFO или CFC (одно из наиболее распространенных веществ, утончающих озоновый слой, называемое также фреоном), а в 2001 году общее количество потребленного HFO составило только примерно 110 000 тонн. Ученые прогнозируют, что если будут соблюдены реализуемые сегодня мероприятия по защите озонового слоя, озоновый слой обновится и восстановит свое нормальное состояние к 2050–2060 годам.

Позвольте вам представить почётного гостя нашего праздника Оззо Озона- герой детского научно-популярного фильма об истории возникновения озоновой дыры.



Оззо Озон: Приветствую вас уважаемые участники праздника! 16 сентября -все, кому не безразлично будущее нашей планеты, а значит и свое собственное будущее, кому не безразлично, какой увидят нашу планету будущие поколения, могут внести свой посильный вклад, приняв участие в международном Дне озона.

А как вы ребята готовились к этому празднику?



Творческие отчёты всех классов с презентациями, видеорассказами, представлением рисунков и плакатов на тему защиты озонового слоя Земли.



Предположительные ответы и отчёты:

Ученик: экологи школы провели акцию по уборке территории школы, проведена выставка рисунков, посвященных охране природы, конкурс плакатов «Береги Озон», выставка самоделок из бросового материала.

( Презентация слайдов)



Заседает жюри( во время представления творческих отчётов, в жюри приглашаются представители различных природоохранных организаций) и определяют победителей и призёров по номинациям:

1. номинация «Рисунки» (на тему: «Сохраним озоновый слой и климат Земли»):

- для возрастной категории - обучающиеся 1-4 классов;

2. номинация «Плакаты» (на тему: «Сохраним озоновый слой и климат Земли»):

- для возрастной категории - обучающиеся 5-7 классов;

3. номинация «Социально-экологические проекты»

для возрастных категорий:

- обучающиеся 5-7 классов;

- обучающиеся 8-11 классов;

4. номинация «Реферативные работы»

для возрастных категорий:

- обучающиеся 8-11 классов;

5. номинация «Учебно-исследовательские и научные работы»

для возрастных категорий:

- обучающиеся 8-11 классов;

6. номинация «Социальная видеореклама» (на тему: «Сохраним озоновый слой и климат Земли»)

для возрастных категорий:

- обучающиеся 8-11 классов;

Оззо Озон: Да вы все просто молодцы! Поэтому я хотел бы наградить призёров и победителей конкурсов ценными призами.

Торжественное награждение (звучит музыка победители и призёры выходят на сцену)

Оззо Озон: А теперь подарок для всех!( просмотр мультипликационного фильма о проблеме озоновых дыр с участием Оззо Озона)

Ведущий :Оззо Озон, а когда этот праздник стал отмечаться в России?

Оззо Озон: 16 сентября 2011 года в Москве впервые отмечался Международный день защиты озонового слоя. Проведение этого мероприятия было приурочено к началу реализации Проекта по выводу озоноразрушающих веществ в Российской Федерации. Международный день защиты озонового слоя прошёл при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Глобального экологического фонда (ГЭФ), Государственного политехнического колледжа № 19.

Ведущий: А какое отношение к празднику имеет Государственный политехнический колледж № 19 г.Москвы?

Оззо Озон: Местом проведения выбрана площадка Государственного политехнического колледжа №19. Это практически единственное на сегодняшний день действующее государственное учебное заведение в Российской Федерации, где готовят современных специалистов по монтажу и обслуживанию систем кондиционирования, вентиляции, промышленного и торгового холода. Известно, что огромный вред озоновому слою Земли наносят вещества, находящиеся именно в бытовых и промышленных холодильных системах (выводимые из обращения гидрохлорфторуглероды – ГХФУ и ранее выведенные хлорфторуглероды – ХФУ). Выполнение Российской Федерацией международных обязательств по поэтапному прекращению потребления озоноразрушающих веществ невозможно без создания системы аттестации специалистов, работающих с этими веществами, а также без обучения их экологическим методам работы. Уникальный опыт подготовки специалистов колледжа планируется распространить на другие учебные заведения.

Ведущий : Для выяснения сомнительных мифов об озоновых дырах я пригласил учёного в области озоновых дыр.

Учёный(старшеклассник): Вокруг проблемы истощения озонового слоя существует множество мифов. Несмотря на свою очевидную антинаучность, эти мифы чрезвычайно популярны – особенно в среде журналистов, всюду ищущих следы очередного мирового заговора. Давайте обсудим эти мифы.

Обсуждают

Миф 1: Шумиха по поводу озоноразрушающего воздействия хлорфторуглеродов (ХФУ) инициирована промышленниками, которым выгодно продавать дорогие хладагенты вместо дешевых

Несостоятельность подобных заявлений легко увидеть, обратившись к истории вопроса. После того, как данные об участии фреонов в разрушении стратосферного озона были обнародованы, производители этих веществ развернули масштабную кампанию по дискредитации новой гипотезы. Глава DuPont написал в статье в журнале Chemical Week от 16 июля 1975 года, что «теория разрушения озона — это научная фантастика, вздор, не имеющий смысла». Самым массовым сектором потребления озоноразрушающих ХФУ являлось производство бытовых аэрозолей. В результате перехода на озонобезопасные технологии вместо синтезируемых и дорогих ХФУ в аэрозольные баллончики стали добавлять в качестве пропеллента смесь углеводородов природного происхождения (пропан и бутан), составляющих основу газа, используемого в быту. В бытовых холодильниках и морозильниках одним из самых массовых и эффективных хладагентов стал углеводород (изобутан), а в качестве вспенивателя теплоизоляции в них стал применяться циклопентан. Поэтому в значительной части применений заменой ХФУ стали заведомо более дешевые вещества природного происхождения, которые не надо синтезировать в условиях опасного химического производства, а лишь извлечь из нефти и газа.

Сегодня в мире уже практически никто из серьезных специалистов не сомневается в причинах истощения озонового слоя. В 1995 году за работу в области атмосферной химии, особенно в части процессов образования и разрушения озонового слоя Паулю Крутцену, Марио Молине и Шервуду Роланду была присвоена Нобелевская премия.

Миф 2: Фреоны слишком тяжелы, чтоб достигать стратосферы

Иногда утверждается, что молекулы фреонов, которые намного тяжелее азота и кислорода (по молекулярной массе), не могут достичь стратосферы в значительных количествах. Однако атмосферные газы не стратифицируются или сортируются по весу, а перемешиваются полностью в результате вертикального массопереноса, конвекции и турбулентности. Поэтому тяжёлые инертные газы, фреоны и прочие загрязняющие вещества как природного, так и антропогенного происхождения равномерно распределяются в атмосфере, достигая, в том числе, и стратосферы. Экспериментальные измерения концентраций газов в атмосфере подтверждают это.

Проведенные исследования показывают: для того, чтобы фреоны, попавшие в результате утечек или технологических процессов в приземный слой атмосферного воздуха, достигли стратосферы, требуется около пяти лет.

Если бы газы в атмосфере не перемешивались, то такие тяжёлые газы из её состава, как аргон и углекислый газ, образовывали бы на поверхности слой в несколько десятков метров толщиной, что сделало бы Землю необитаемой. В реальности же и криптон с атомарной массой 84, и гелий с атомарной массой 4, имеют одну и ту же относительную концентрацию, как у земной поверхности, так и на высоте 100 км. Конечно, всё вышесказанное справедливо только для газов, которые относительно стабильны, как фреоны или инертные газы. Концентрация веществ, вступающих в реакции и подвергающихся различным физическим воздействиям (например, растворяющихся в воде), зависит от высоты.

Миф 3: Основная масса галогенов имеет природное, а не антропогенное происхождение

Часто можно слышать, что природные источники галогенов, например, вулканы или океаны, более значимы для процесса разрушения озона, чем антропогенные. На самом деле галогены природного происхождения (в основном в виде ионов хлора и хлористого водорода) водорастворимы, и вымываются из атмосферы, выпадая в виде дождей на землю, не достигая стратосферы. Природные соединения менее устойчивы, чем фреоны, например, время жизни метилхлорида – около года, в то время как у фреонов оно составляет десятки и сотни лет.

Источники хлора в стратосфере

Миф 4. Озоновая дыра должна находиться над источниками фреонов

Многие не понимают, почему озоновая дыра образуется в Антарктике, когда основные выбросы фреонов происходят в Северном полушарии. Дело в том, что фреоны хорошо перемешаны в тропосфере и стратосфере. Из-за малой реакционной способности они практически не расходуются в нижних слоях атмосферы и имеют срок жизни в несколько лет или даже десятилетий. Поэтому они легко достигают верхних слоёв атмосферы.

«Озоновая дыра» – это не физическая дыра в атмосфере. Сам термин «озоновая дыра» произошел благодаря спутниковым изображениям общего содержания озона в атмосфере над Антарктикой, на которых существенное снижение концентрации озона в конце зимы – начале весны было выделено цветом. Причины, по которым озоновая дыра образуется в Антарктике, связаны с особенностями местного климата – полярным вихрем и строго сезонным солнечным освещением.

Миф 5. Озон разрушается только над Антарктидой

Уровень содержания озона падает во всей атмосфере. Это было убедительно продемонстрировано результатами долговременных измерений концентрации озона в разных точках планеты. Недавно формирование озоновой дыры было отмечено и в Арктике.
Озоновая дыра в полярных регионах возникает, когда из-за низких температур в стратосфере (ниже -78 оС) водяной пар и азотная кислота формируют так называемые полярные стратосферные облака. Эти облака и другие холодные аэрозоли создают предпосылки для превращения долгоживущих соединений хлора, в частности, хлорфторуглеродов, в высокоактивные соединения, такие, как оксид хлора, которые и «убивают» озон в результате цепных фотохимических реакций.


Ведущий: Давайте посмотрим правде в глаза. Что же мы увидим? Да!, радостного, к сожалению, мало! Посмотрим заголовки газет: «Смертоносные дожди», Авария нефтепровода», Авария на АЭС, «Чернобыль!». Что ждать дальше, «Киты выбросились на берег» и т.д. А заголовки книг ничуть не прибавляют оптимизма и радости!Вот некоторые из них: «Оскальпированная Земля», «Сбережем Землю», «На краю пропасти» и другие. Сегодня процессы загрязнения биосферы принимают глобальные. Катастрофические размеры! Что мы выберем путь в никуда, а точнее, в пропасть, или путь к гармонии с Природой, как того требует само наше естество.

Помощница Оззо Озона читает стих.

Тихо! Слышите: ветер стонет! Тихо! Слышите плач? Очнитесь!

Распахните навстречу души! Помогите Земле! Отзовитесь!

Натыкаясь на небоскребы, Не машите рукой небрежно,

Он таится, как в клетке душной. Вспомните, как она вас ласкала,

А деревья хотят на волю, Как к груди прижимала, нежно,

Корни жжет, на ветвях раны, Колыбельную песню шептала!

Им бы чистой водицы долю , А теперь вот она рыдает,

Но стоят и молчат великаны. Неужели ваше сердце ослепло?

Оззо Озон : SОS- международный радиосигнал бедствия. Его подают с тонущих кораблей. Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей. Все чаще в природе звучит этот сигнал. Остановитесь! Одумайтесь! Пощадите! Вот и озон просит помощи и внимания.

Оззо Озон проводит рефлексию:

Дорогие участники праздника возьмите у моих помощников воздушный шарик. Если вам небезразличны проблемы связанные с озоновым экраном Земли возьмите голубой шарик, если вы считаете ,что нет никакой проблемы возьмите жёлтый . Я приглашаю вас выйти на улицу и выпустить эти шары в небо. Голубые шарики символизируют молекулы озона .



Звучит музыка, все выходят на улицу и вместе с родителями учителями дети выпускают шары в небо.



Оззо Озон :Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Мир спасет надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце. Мы сегодня поговорили, о том, что нужно беречь и сохранять озоновый экран Земли. Берегите каждое дерево, каждый кустарник! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнезда! Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними. Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли.

До свидание! До новых встреч!

Методические рекомендации на период ближайшего последствия


Освещение конкурсов и праздника в СМИ для привлечения внимания общественности к проблемам озонового слоя Земли. Проведение мероприятия - знакомство с профессиями, связанными с решением проблем озоновых дыр.

Литература

1. Назаров В.И. За порогом вражды. М., 1999.

2. Новрузов З.Н. природа не прощает ошибок. М., 1998.

3. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М. : 5за знания,2005.

4. Балабанова В.В, Максимцева Т.А. предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.-Волгоград: Учитель, 2003.-154с.





















8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект урока "День озона"

Автор: Данченко Юлия Владимировна

Дата: 29.01.2017

Номер свидетельства: 385304

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "конспект урока по химии в 9 классе Приключения серной кислоты "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-khimii-v-9-klassie-prikliuchieniia-siernoi-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "168596"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423249154"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "конспект урока по теме "Географическая оболочка. Этапы ее развития" 10 класс, социально-экономический профиль "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-po-tiemie-gieoghrafichieskaia-obolochka-etapy-ieie-razvitiia-10-klass-sotsial-no-ekonomichieskii-profil"
    ["file_id"] => string(6) "145715"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418981029"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства