Меня, как учителя географии, всегда интересовала проблема развития познавательной и творческой активности учащихся. Поэтому на протяжении последних десяти лет своей педагогической деятельности работаю над созданием условий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, стремлюсь приблизить школьника к его главной цели – формированию умения учиться, развитию познавательной и творческой активности, живому осмыслению географии, овладению содержанием предмета, развитию в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ в современном уроке»
Обобщение педагогического опыта
учителя географии МБОУ СОШ №14 им. А.М. Мамонова
Упарь Ольги Алексеевны
на тему
«Использование ИКТ в современном уроке».
Меня, как учителя географии, всегда интересовала проблема развития познавательной и творческой активности учащихся. Поэтому на протяжении последних десяти лет своей педагогической деятельности работаю над созданием условий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, стремлюсь приблизить школьника к его главной цели – формированию умения учиться, развитию познавательной и творческой активности, живому осмыслению географии, овладению содержанием предмета, развитию в себе качеств, необходимых для творческого отношения к жизни.
Для решения следующих педагогических задач:
Усвоение базовых знаний по географии;
Систематизация усвоенных знаний;
Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом;
Формирование навыков самоконтроля;
Формирование мотивации к учению в целом и к географии в частности;
Подготовка к государственной (итоговой) аттестации;
Развитие творческих способностей учащихся;
Формирование здоровьесберегающих умений и навыков учащихся;
Я регулярно применяю в учебном процессе современные образовательные технологии развивающего обучения, развития критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие, с помощью которых делаю акцент на развитие мышления и психических процессов.
Так, на уроке географии в 8 классе по теме «Почва – особый компонент природы» актуализацию опорных знаний провожу в игровой форме (викторина). Усвоение новых знаний на этом уроке начинается рассказом, в ходе которого применяется педагогический прием «Удивляй, увлекай, заинтересуй». Ставится проблемный вопрос: «Почему В.В. Докучаев назвал почву «зеркалом ландшафта»? Для объяснения почвообразующих факторов применен игровой метод «Мозговой штурм»: ребята анализируют почвенный профиль и делают выводы. На стадии закрепления изученного материала объединяю детей в группы - «научно-исследовательские лаборатории». Изучая образцы почв, они на практике повторяют изученный материал.
«Скажите, ребята, от чего же зависит плодородие почвы? (От механического состава, структуры почвы и содержания гумуса).
Давайте рассмотрим образцы почв, которые вы отобрали в нашей станице.
Вам нужно попробовать определить механический состав и структуру этих образцов. (Раздаю образцы почв с номерами, затем учащиеся дают им оценку, затем - вместе проверяем, обсуждаем)
2) Как определить содержание гумуса в этих почвах? Можно по цвету - чем темнее почва, тем больше гумуса. (Находим такой образец)
3) Делаем вывод. Какая почва из этих образцов лучше? Где ее отобрали?
Таким образом, дети убеждаются в том, насколько разнообразны почвы в нашей местности.
Далее, насколько разнообразны почвы на всей территории нашей огромной страны, мы можем узнать по почвенной карте».
На данном уроке применялись технологии развивающего обучения, в частности, проблемно-исследовательская, на которую был сделан упор.
Для развития познавательной мыслительной деятельности методы прикладной диалектики, такие, как системный анализ, «мозговой штурм» приводят к пониманию нового материала. Ученики сравнивают, делают выводы, выявляют закономерности. Так, на уроке географии в 6 классе по теме «Что такое атмосфера и как она устроена» учащиеся участвуют в целеполагании, мотивируются на получение знаний в ходе урока (анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха, новизны, познавательная игра).
«Ребята, послушайте, о какой оболочке идет речь в этом стихотворении?
Есть ли, дети, одеяло, чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватало, да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет. Есть? А вроде бы и нет… (Об атмосфере).
По каким признакам вы определили, что идет речь об атмосфере? (Как одеяло, укрывает Землю, не видно ее, пропускает дождь и свет).
Сообразите! (Учитель показывает фотографии поверхности Земли и других планет). Ребята, кто догадался, почему для нашего урока я выбрала именно эту фотографию? (На ней изображены планеты Солнечной системы, Землю мы узнали по наличию воздушной оболочки, На нашей планете есть жизнь, а на других – нет. У нашей планеты есть оболочки).
«Мозговой штурм» (работа в парах). Над Антарктидой образовалась озоновая дыра. Необходимо срочно принять меры для спасения планеты. Предложите свое решение.
В итоге урока дети смогли ответить на проблемный вопрос: «Подумайте, что произойдет, если не будет азота или углекислого газа?» (Изменится состав атмосферы, а это опасно для жизни на нашей планете).
С первых уроков географии особое внимание уделяю работе с картами. Уроки понимания карты заставляют размышлять, побуждают к исследовательской деятельности, способствуют хорошему усвоению материала, тренируют географическую зоркость, страноведческую эрудицию.
Например, на уроке географии в 9 классе по теме «Сухопутный, водный и воздушный транспорт» при знакомстве с морским видом транспорта предлагаю учащимся заполнить таблицу:
порт
специализация
грузооборот
примечание
Работая с учебником и картами атласа, им необходимо:
Указать основные морские порты Северного Ледовитого океана, их специализацию и грузооборот.
Указать основные морские порты Тихого океана, их специализацию.
Указать основные морские порты Атлантического океана, их специализацию.
Указать основные морские порты бассейна внутреннего стока. (Работа с учебником стр.71, рис 22, презентация – использование ИКТ)
У подобного рода работы много плюсов и для учащихся, и для учителя, так как конкретные ее цели перерастают в результаты: продолжать учить анализировать тематические карты; научить получать с карты новую информацию; продолжать учиться переводить картографическую информацию в словесную; учиться оформлению работы в табличной форме.
В основу данных уроков были положены технологии развивающего обучения: коммуникативная, проблемно – исследовательская.
Для активизации познавательной деятельности учащихся применяю технологию критического мышления через чтение и письмо. Урок географии, организованный с использованием технологии критического мышления учащихся, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком, так как данная технология уделяет особое внимание познавательным педагогическим целям.
Ценность уроков, проведённых в данной технологии, я вижу в том, что они позволяют учителю формировать общеучебные умения и навыки, необходимые учащимся и для освоения других школьных предметов, «учат учиться».
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Его формирую, используя синквейны. Например, (география, 5 класс):
Назовите тему урока одним словом
Глобус
Географическая карта
Масштаб
Назовите два прилагательных, которые ее характеризуют
Круглый, уменьшенный
Плоская, уменьшенная
Линейный, численный
Назовите три действия, которые можно при этом выполнять
Вращать, измерять, рассматривать
Изучать, измерять, находить
Измерять, уменьшать, изображать
Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока
Глобус похож на Землю.
Уметь пользоваться географической картой.
Масштаб нужен всем картам.
Как одним словом можно обобщить тему урока
Модель
Изображение
Дробь
На уроках географии он не только помогает организовать диалог, но и позволяет отрабатывать навыки анализа текста, способствует индивидуализации обучения, обеспечивает речевое развитие учащихся.
Этот вид работы нравится ученикам. Например, на уроке географии в 9 классе по теме «География и проблемы современного хозяйства Урала» на этапе рефлексии учащиеся составляют синквейн:
Урал
Славный, опорный
Добывает, перерабатывает, производит
Крупная металлургическая база страны
Защитник
Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных подходов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.
Применение приёмов технологии критического мышления, в данном случае – синквейнов, позволяет увидеть, как меняются мотивация и образовательный настрой учащихся, уровень их развития.
Одна из форм рефлексии, применяемой в технологии критического мышления – «Рефлексивный экран». Использую ее в старших классах. Так, на уроке-семинаре в 10 классе по теме «Актуальные проблемы горнодобывающей промышленности» каждый ученик выбирает свое начало предложения и заканчивает фразу:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Развитие творческих способностей учащихся является главным аспектом в образовании. Предлагаю школьникам выполнять творческие проекты. Ученики, работая над ними, активно оперируют приобретенными знаниями, совершают поисковую, активную деятельность и поднимаются на новый уровень познания и развития своей личности. В начале изучения раздела или темы сообщаю школьникам название творческого проекта, и они на протяжении всей темы работают над ним.
Считаю, что применение технологий развивающего обучения, развития критического мышления на уроках географии помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся.
Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. При этом учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило вред здоровью. Важную роль отвожу здоровьесберегающим образовательным технологиям
На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью.
Некоторые элементы уроков географии:
1) Урок в 6 классе на тему «Стороны горизонта. Азимут»
Выполняем двигательные упражнения во время закрепления изученного материала:
Руки вниз – южная сторона горизонта;
Руки вверх – север; и т.д.
2) Уроки в 9-10 классах на тему «Население».
Провожу беседу о причинах низкой продолжительности жизни населения в нашей стране. Вырабатываем рекомендации для улучшения демографической ситуации в России.
3) Урок в 9 классе на тему «Земледелие».
Беседую с учащимися о правильном питании, о полноценных белках и витаминах:
- Какие овощи вы едите чаще других?
В чём их польза для вашего организма?
- Какие продукты нужно обязательно вводить в рацион, чтобы заботиться о своём зрении, особенно в компьютерный век?
- Какой продукт необходим для здоровых и крепких зубов?
Один из видов реализации здоровьесберегающих технологий на уроках географии - физкультминутки. Одним из самых лучших моментов отдыха я считаю физкультминутку, имеющую географическую направленность.
Физкультминутки в стихах подойдут для учащихся 6 классов. Некоторые из них связаны с темами “Части Мирового океана”, “Ветер”, “Атмосферные осадки».
При изучении тем интегрированных курсов «География. ОБЖ» знакомлю учащихся со здоровым образом жизни, правилами поведения в природе, правильным поведением при наводнении, землетрясении. В старших классах даю темы для поиска «География продовольствия», «Проблема здоровья и долголетия человека», которые позволят расширить знания учащихся по проблемам здоровья (Элективный курс «Глобальная география», 10-11 класс).
Я считаю, что использование информационных технологий в учебном процессе при изучении географии позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Основным направлением использования мной ИКТ стал переход на оформление основной документации в электронном формате. Это и составление календарно-тематического планирования, рабочих программ по географии, элективным курсам. Создание методических копилок: «Методические материалы по географии», «Контрольные, проверочные, самостоятельные работы и тесты» и мониторинг контроля и оценивания уровня достижений учащихся для улучшения качества образования и результативности обучения.
Сюда же я бы отнесла и подготовку дидактического материала: печатного варианта индивидуальных заданий для тренировки навыков, организации самостоятельных и практических работ, а также наглядных средств обучения.
Сеть Интернет в процессе обучения являетсяогромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. Сеть предоставляет возможность любому участнику коммуникаций опубликовать любую информацию о себе или своих проектах. Идет активный обмен готовыми мультимедийными продуктами и компьютерными обучающими программами. Имею 30 публикаций на педагогических сайтах: http://infourok.ru/. Интернет несет функцию почты. Дает возможность участия в дистанционных олимпиадах по предмету.
Сейчас в Интернете появились многочисленные образовательные сайты и порталы, форумы, сетевые сообщества учителей и учеников, сетевые образовательные журналы, сетевые ресурсы по различным предметам. Я пользуюсь сайтами: dnevnik.ru, «Инфоурок», «Про школу.ру», «Продленка.ру», «Электронный педагогический журнал», «Современный учительский портал».
В моей методической копилке собрано много мультимедийных материалов по географии, по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ. Их я нахожу в Интернете. Но бывает так, что необходимого нет. Тогда я готовлю материал сама. Разработки данных уроков выставлены в персональном портфолио на сайте http://infourok.ru/. При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ использую сайты: http://www.edu.ru/moodle/, http://www.fipi.ru/.
Главными моим помощниками в поиске необходимой информации являются хранилище единой коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru) и сайт учителей «Я иду на урок географии» (http://geo.1september.ru/).
При изучении физической географии использую материалы сайта http://www.nat-geo.ru/, во время работы с которыми я и ученики путешествуем по заповедным местам мира, знакомимся с животными и растениями нашей планеты. Данные для составления заданий по теме «Погода» беру с сайта http://www.meteoweb.ru/. Ребята с удовольствием изображают графически погоду дня, ведут дневники наблюдения за погодой.
На сайте http://photography.nationalgeographic.com/photography/ находятся коллекции высококачественных разнообразных содержательных фотографий от всемирно известного журнала National Geographic, которые помогают наглядно проиллюстрировать изучаемые объекты и явления.
Рекомендую ребятам сайт Русского географического общества http://www.rgo.ru/. Статьи по экономике и экологии, о природе России, использую и на уроках, и при подготовке к Всероссийской олимпиаде по географии. В рубрике «Олимпиада» размещены тренировочные задания, это помогает моим ученикам добиваться успехов в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах по предмету.
Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, я экономлю до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Как, например, при проведении урока-семинара в 10 классе по теме «Актуальные проблемы горнодобывающей промышленности». Использование программы Power Point помогло мне в нужной последовательности составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернет, мультимедийное пособие – виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», а также включить в основную презентацию проектные работы каждой группы в виде гиперссылок, вставить видеофрагмент на этапе целеполагания.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения и воспитания школьников влияет на рост профессиональной компетентности учителя, что способствует значительному повышению качества образования.
Применение методик обучения с использованием вышеперечисленных технологий позволило повысить мотивацию к изучению географии во всех обучаемых классах и добиваться хороших результатов по предмету.
Таким образом, данные технологии помогли мне решить педагогические задачи, и я в дальнейшем буду применять их на уроках географии и во внеурочной деятельности.