Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание – как неотъемлемая часть формирования сознательного восприятия окружающей среды.»
Баханова Антонина Андреевна
учитель географии
МБОУ СОШ №11 г. Кизел, Пермский край
Экологическое воспитание – как неотъемлемая часть формирования яательного сознательного восприятия окружающей среды.
Сегодня проблемы экологии выходят на первый план. Воспитание детей экологически грамотными даст в будущем возможность улучшить состояние окружающей среды. Важную роль в этом воспитании дает не только теоретическое изучение детьми основ экологии, как науки, но и практическая природоохранная деятельность детей. Я считаю, такая работа должна быть приоритетной.
Во-первых, дети сразу видят результаты своего труда.
Во-вторых, они много времени проводят на свежем воздухе, а следовательно при правильно организованной работе и сочетании ее с играми происходит закаливание и укрепление здоровья детей.
А в-третьих, общение с живой природой помогает детям расти добрыми и отзывчивыми. Включение учащихся в природоохранную деятельность, через реализацию задач: 1 Прививать чувство ответственности за красоту и чистоту природы (воздуха, воды,почвы). 2.Воспитывать наблюдательность у учащихся, интерес к природе и бережное отношение к живой и не живой природе на планете, природным богатствам страны, дарам лесов, рек. 3.Познакомить с экологическими проблемами леса, почвы, водоемов, воздушной среды. которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью, ведущейся в данных направлениях.
С чего начать?
Главное, уметь убедить детей в необходимости данной работы. Показать им все плюсы от выполнения работы и минусы от оставления все как было. Все начинаю с экскурсии на природу, мы отдыхаем. Затем начинается разведка. С красиво ухоженных мест невольно переходим к свалке бытовых отходов, ближайшей лесопосадке или лесу, а может быть просто пустырю или двору, где можно посадить аллею деревьев. Сами занимаемся уборкой.
На что мы способны? Несмотря на то, что отдельного предмета «Экология» в школе нет, вопросы экологического образования рассматриваются в начальной школе на уроках ознакомления с окружающим миром, в основной и старшей школе на уроках природоведения, биологии, географии, обществознания, химии, технологии. Большая часть экологического образования приходится на внеклассную и внеурочную деятельность. Поэтому экологическое образование и воспитание должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ.
Для экологического воспитания и образования в нашей школе применяются различные формы работы:
-поисково - исследовательские исследование эволюционных проявлений в природном окружении школы, экологическое исследование «Мусор в лесу», с последующей практической деятельностью по утилизации свалок, «Экологическое состояние воздушной среды г Александровска», «Изучение санитарного состояния лесов на территории района и выявления причин его нарушения»
- конкурсные (конкурсы рисунков и плакатов о природе, фото, видео- материалы «По родным местам», поделок из природного материала, поделки из бытовых отходов )
-игровые (экологические викторины, игры, миниспектакли);
- познавательные (классные часы на экологическую тематику, уроки-семинары, уроки-диспуты, «круглые столы», и др.)
-пропагандистская работа. Снимаем видеоролики о последствиях пребывания человека на природе. Кроме этого мы проводим конкурс экологических плакатов, работаем с малышами, с природными материалами в мастерской "Природа и фантазия". Но главное, мы учим младших школьников правильно вести себя в лесу, на реке, на лугу, чтобы не причинять вреда природе. Знакомим их с растениями, занесенными в Красную книгу. И, конечно, метод убеждения нужно сочетать с личным примером. Если мы идем с детьми в поход, то делаем все именно так, как мы их учили. Да и учить их лучше в лесу, у костра. Ежегодно проходят общешкольные походы в сентябре месяце с проведением различных мероприятий на природе; «кулинарные шедевры на п рироде», конкурс туристической песни, конкурс поделок из природного материала, создаются рекламные баннеры в целях защиты природы, наблюдения за растениями и животными (например, за муравейникими).
-продуктивные Озеленение школьных рекреаций, озеленение парка, уборка территории лесов лесопарковой зоны, очистка и благоустройство родников, организация трудовых десантов по уборке школьной территории от бытового мусора.
Что у нас получается?
В целях использования экологических знаний и экологической культуры как эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения, а так же совершенствуя формы и методы экологической работы и прививая практические навыки экологической работы в школе проводится работа: 1. Экологические десанты по очистке школьного двора и прилежащей к нему территории. Мусор- это бич наших домов, лесов и рек. После человека остается огромное количество мусора. Поэтому на всех оборудованных туристических стоянках мы копаем для него ямы. Собираем мусор по берегам рек, на загрязненных человеком участках леса и закапываем его, если нет возможности вынести для утилизации.
2 Принимаем участие в акции «Они из Красной Книги», Каждую весну мы печатаем листовку под названием "Внимание, первоцветы". В ней мы объясняем людям, что многие из этих цветов занесены в Красную книгу и находятся на грани истребления. Просим их сохранить цветы в лесу, а не нести их домой.
3 Проводим праздники «День птиц» (прилагаются фото творческих работ детей по теме «Птицы Пермского края») 4 День защиты окружающей среды; (оформленный стенд с детскими работами 5-6 класса)
5 Акции «Покормите птиц зимой» с изготовлением и вывешиванием домиков для птиц. Зимой вывешиваем кормушки для птиц, весной скворечники. В рамках акции «Кормушка» ребята изготовили многочисленные подкормочные площадки для птиц, которые развесили также и на деревьях экологической тропы. Сейчас кормушки регулярно заполняются кормом для зимующих птиц. (активно принимают участие начальная школа и 5 классы)
6 Очистка берега пруда и сплав по Александровскому пруду. Водные сплавы по рекам Чаньва- Яйва вызывают у детей повышенный интерес, претендентов всегда много, поэтому проводится отбор активных участников.
Ожидаемые конечные результаты природоохранной деятельности
Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.
Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем
Привить понимание необходимости бережного отношения к младшим «братьям».
Воспитать чувство ответственности за красоту и чистоту природы