Расширять знания учащихся о родном городе Донецке, преподносить интересные факты о родном крае; формировать и развивать у учащихся патриотическое самосознание, любовь к Родине, развивать интерес к ознакомлению с достопримечательностями Донецка, к изучению истории и культуры родного края, города
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
расширять знания учащихся о родном городе Донецке, преподносить интересные факты о родном крае; формировать и развивать у учащихся патриотическое самосознание, любовь к Родине, развивать интерес к ознакомлению с достопримечательностями Донецка, к изучению истории и культуры родного края, города;
развивать умение работать в коллективе, в группах, чётко выражать свои мысли, выразительно декламировать стихотворения;
воспитывать познавательный интерес к жизни своего края, города; формировать чувство гордости и уважения к Родине.
Оборудование: фотография города Донецка, раскраски «розы», аудиофайл «Гимн Донецкой Народной Республики», конверты с заданиями для команд, картинки-пазлы для работы в группах.
Целевая аудитория: учащиеся 7-9 классов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ӏ. Организация начала занятия
- Добрый день, дорогие ребята! Начнём занятие с девиза:
Класс наш светлый и уютный,
Хорошо мы в нём живём.
Улыбнёмся же друг другу,
Мероприятие начнём.
ӀӀ. Сообщение темы и цели занятия
- Продолжите строки стихотворения и узнаете тему мероприятия.
Город роз и угля,
Город добрых сердец.
Догадались, друзья?
Это город… (Донецк).
- Назовите тему мероприятия.
- На уроке мы узнаем много интересных фактов о городе Донецке, о нашей Родине, нас ждут интересные задания и новые знания.
ӀӀӀ. Основная часть
3.1. Рубрика «История города Донецка»
- Сегодня нам предстоит собрать пазл. Но для того, чтобы каждая деталь заняла правильное положение, мы с вами пройдём все задания и найдём ответы на многие вопросы.
- Первая рубрика, открывающаяся перед нами, называется «История города Донецка».
- История Донецка тесно переплетается с металлургическим заводом, основателем которого был английский промышленник Джон Юз. На территории завода возник небольшой посёлок, получивший название в честь его основателя Юзовка – будущий Донецк. Год основания завода считается и годом рождения города – 1869 г.
- На фотографиях старой Юзовки мы видим небольшой шахтёрский городок. На территории современного Донбасса были большие залежи такого полезного ископаемого как каменный уголь, и Джон Юз поспособствовал постройке шахт, в которых иностранные рабочие учили наш народ добывать уголь с помощью специального оборудования.
- Джон Юз сумел превратить степь в один из важнейших экономических районов государства.
- В 1924 году город Юзовка стал называться Сталино. Продолжает развиваться промышленность, развиваются культура и наука.
- В 1941 году началась Великая Отечественная война. Город Сталино был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Весь народ встал на защиту Родины. 8 сентября 1943 года Сталино освободили от немецкой оккупации. С тех пор это праздник День освобождения Донбасса.
- После окончания войны (1945 г.) началось восстановление города, строились новые промышленные предприятия и шахты.
- В 1961 году Сталино был переименован в Донецк от названия реки Северский Донец.
- В 1970 году Донецку было присвоенозвание «Город миллиона роз», как самому зелёному промышленному городу Европы. Сегодня на улицах, в парках и скверах города цветёт более миллиона этих прекрасных цветов. Розы - это символ и гордость Донецка.
- Сегодня Донецк - крупный промышленный, научный и культурный центр.
- Посмотрите на слайд, повторим, какие названия имел наш город за всю историю: Юзовка, Сталино, Донецк.
- С 2014 года Донецк является столицей государства Донецкая Народная Республика. Назовите государственные символы Донецкой Народной Республики. (Герб, флаг, гимн).
- Что означают цвета флага Республики? (Чёрный цвет символизирует плодородную землю и уголь Донбасса. Синий - дух народа и воды Азовского моря. Красный - кровь, пролитую за свободу, доблесть).
- Герб наш символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.
- Что такое гимн? (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать её нужно стоя, проявляя уважение).
- Встаньте со своих мест. Сейчас прозвучит гимн Донецкой Народной Республики. (ЗВУЧИТ ГИМН ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ).
- И первая деталь пазла становится на своё место.
Следующая рубрика называется «Достопримечательности Донецка».
3.2. Рубрика «Достопримечательности Донецка»
- Вы объединены в 4 группы. Для каждой группы заготовлен конверт с заданием, в котором необходимо собрать детали в одно целое изображение. На выполнение задания вам даётся 1 минута.
- Вы восстановили картинки. Что же на них изображено у каждой команды? (Мемориальный комплекс «Саур-Могила», монумент «Твоим освободителям, Донбасс», памятник «Жертвам фашизма», памятник полковнику Францу Андреевичу Гринкевичу).
- Ребята подготовили для нас сообщения об этих памятниках. Внимательно послушаем их рассказы и вместе дадим ответ на вопрос, в честь чего воздвигнуты эти памятники?
Ученик 1:Саур-Могила – одна из высочайших точек Донецкого кряжа. Поэтому она является прекрасным наблюдательным пунктом. После Великой Отечественной войны на Саур-Могиле был создан мемориальный комплекс. В 2014 году в районе кургана шли бои между сторонниками ДНР и подразделениями вооруженных сил Украины. После чего, комплекс был разрушен и требует восстановления.
Ученик 2:«Твоим освободителям, Донбасс» — монумент в Донецке, посвящённый памяти всех частей и соединений, освобождавших Донбасс во время Великой Отечественной войны. Традиционно у памятника проводятся мероприятия, посвящённые Дню Победы. Кроме памятника «Твоим освободителям, Донбасс» в мемориальный комплекс входят: площадка военной техники, сквер ветеранов, стела партизанам-подпольщикам, колокол памяти, а также музей Великой Отечественной войны.
Ученик 3:Памятник «Жертвам фашизма» в Донецке расположен в Ленинском районе у Дворца культуры металлургов. Во время оккупации города Донецка (г. Сталино) германскими войсками на этой территории был организован концлагерь для советских военнопленных. В последующие годы после окончания Великой Отечественной войны на том месте был насыпан курган, установлен монумент «Жертвам фашизма». В центре памятника расположен Вечный огонь.
Ученик 4: Памятник Гринкевичу установлен на могиле гвардии полковника, командира 32-й гвардейской танковой бригады Франца Андреевича Гринкевича в Ворошиловском районе Донецка. Памятник представляет собой боевой танк Т-34, установленный на высоком гранитном постаменте. На городских праздничных мероприятиях посвящённых Дню Победы к памятнику Гринкевичу возлагаются цветы. В Донецке именем Гринкевича, кроме того, ещё названа улица.
- Звание «города-героя» Донецку присвоили 26 августа 2017 года.
Чтение учениками стихотворения «Донбассу жить» Павла Беспощадного.
Пока в груди шахтерской сердце живо
И в сердце кровь сыновняя тепла,
Хочу, чтоб песня с врубовкой дружила,
Варила сталь и в глубь ствола вела,
Клепала клети, и вздымала зданья,
И на лесах большого созиданья
Примером высшей доблести была.
Донбассу жить!.. Сирена шлет сирене
Горняцкой дружбы благовест стальной:
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!
И нет земли прекрасней, вдохновенней,
Где все творцом-народом создано.
Донбасс никто не ставил на колени
И никому поставить не дано!...
- Вторая деталь пазла становится на своё место. Следующая рубрика называется «Люди города Донецка».
3.3. Рубрика «Люди города Донецка»
- Назовите имена людей, прославивших Донбасс.
- Выберите из перечня виды деятельности и сопоставьте их с именами знаменитых людей Донбасса.
Анатолий Соловьяненко
Архип Куинджи
Георгий Береговой
Иосиф Кобзон
Леонид Быков
Лилия Подкопаева
Сергей Бубка
Сергей Прокофьев
Художник
Гимнастка
Космонавт
Спортсмен-легкоатлет
Певец
Композитор
Актёр
Певец
- В Донецке живёт трудолюбивый народ. Какие профессии являются самыми распространенными в нашем городе мы узнаем, разгадав кроссворд.
1. Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам
На работу. (Водитель)
2. Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нём. (Строитель)
3. Все он в один миг решает,
Великий подвиг он совершает.
Исполняя долг примерно,
Служит Родине … (Военный)
4. Сейчас, дружок, вопрос такой:
Скажи, как называют
Рабочего, что под землёй
Нам уголь добывает? (Шахтер)
5. Ходит в форме, при погонах,
Разбирается в законах.
Он и летом, и зимой
Охраняет наш покой. (Полицейский)
6. Он в сладком цехе день трудился,
Итог десертный получился –
Эклеры, кекс, «Наполеон».
Теперь подумай, кто же он? (Кондитер)
- Рассмотрите другие профессии людей нашего города. Какой можем сделать вывод? (Донецк – город трудолюбивых людей).
- Задание третьей детали пазла мы выполнили. Следующая рубрика называется «Достопримечательности города Донецка».
3.4. Рубрика «Достопримечательности города Донецка»
- Что такое достопримечательность? (место, вещь или объект, заслуживающее особого внимания, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью).
Свежих роз благоухание вдохну. (Бульвар им. А.С. Пушкина).
Неразлучный круг подруг
Тянет к солнцу сотни рук.
А в руках - душистый груз
Разных бус на разный вкус. (Ботанический сад)
Богаты выдумками парки,
Блестят качели свежей краской,
Бегут лошадки карусели яркой,
Бывает детство порой прекрасной. (Парк им. А.С.Щербакова, Славянской Культуры)
- Каждой команде достаётся конверт с описанием одной из достопримечательностей Донецка. Ваша задача – обсудив, дать ответ, о какой достопримечательности идёт речь.
1) Здание имеет большую сцену с дорогостоящим оборудованием, оркестровую яму и зрительный зал. На сцене проходят представления оперы и балета. Носит имя оперного певца Анатолия Соловьяненко. (Донецкий национальный академический театр оперы и балета им. А. Б. Соловьяненко).
2) На сцене этого здания ставят спектакли. Главное место в репертуаре – пьеса. Для юного зрителя здесь ставятся сказки. Талантливые актёры знамениты на всю страну. (Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр им. Марка Матвеевича Бровуна).
3) Эта достопримечательность находится в центре Шахтёрской площади г. Донецка. Представляет собой скульптуру шахтёра в полный рост, который в правой вытянутой руке держит кусок каменного угля. (Памятник «Слава Шахтёрскому труду»).
4) Здесь организована научно-исследовательская работа. Хранится множество экспонатов, раскрывающих историю, культуру и природу нашего края. Проводятся выставки для детей и взрослых. (Донецкий областной краеведческий музей).
- Одной из достопримечательностей города является Пальма Мерцалова. Это удивительная скульптура в виде пальмы, выкованная из цельного стального рельса в конце XIX в. донецким кузнецом Алексеем Ивановичем Мерцаловым. Эта пальма – символ Донецкой области.
- С заданиями четвертой детали пазла мы справились. Что в итоге получилось? (фотография города Донецка).
- На партах у вас лежат розы, нужно их раскрасить и мы их разместим на фотографии Донецка.
3.5. Викторина «Донецк – город, в котором я живу»
- Предлагаю провести викторину «Донецк – город, в котором я живу».
- Для этого необходимо объединиться в 3 команды с помощью жеребьёвки (цветные фишки).
- Каждая команда выбирает категорию вопроса и уровень его сложности, который оценивается в определенное количество баллов. Команды отвечают по очереди, если команда не знает ответ на вопрос, право ответа переходит следующим игрокам.
ӀV. Итоги занятия
- Донецк – наша Родина. Назовите ассоциации к слову Родина.
- Дополните предложения:
Я узнал… Мне было интересно… Я научился…
- Родина – это место, где мы живём. Уважайте и любите свою Родину.
- Мероприятие подошло к концу. Спасибо за активную работу!