Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности французский язык как второй иностранный 1 год обучения»
Содержание
Пояснительная записка 3
Цели и задачи изучения курса 3
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса 3
Формы проведения занятий 4
Принципы обучени 4
Педагогические технологии 4
Формы оценки результатов освоения курса 4
Содержание программы 5
Учебно-тематический план 7
Планируемые результаты освоения курса 7
материально-техническое обеспечение программы 8
Заключительные положения 9
Данный курс внеурочной деятельности составлен с использованием рабочей программы В.Н.Шацких (5-11 классы) для общеобразовательных учреждений к серии учебников по французскому языку «Французский язык как второй иностранный».
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Данный курс создает условия для культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой культуры.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями основной программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Цели и задачи изучения курса.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:
речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
социокультурная / межкультурная компетенция— приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
Задачи реализации программы:
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
использование коммуникативно-эстетических возможностей иностранного языка;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
достижение учащимися элементарного уровня владения коммуникативной компетенцией.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В области личных результатов:
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации;
толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира.
В области метапредметных результатов:
умение самостоятельно определить цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
В области предметных результатов:
Предметные результаты предполагают формирование навыков (произносительных, лексических, грамматических) и развитие умений в 4-х основных видах деятельности, а именно: говорении, чтении, аудировании, письме.
Говорение:
• участие в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
• умение расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (Кто?, Что?, Где?, Когда?, Почему?), и отвечать на них;
• кратко рассказ о себе, своей семье, друге;
• составление небольшого описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;
Чтение:
чтение вслух с соблюдением правила произношения и соответствующую интонацию, доступных по объему тексты, построенных на изученном языковом материале;
чтение про себя с пониманием основного содержания доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
Аудирование:
внимательное прослушивание материалов;
выполнение четких указаний и инструкций;
прослушивание «в целях выделения (нахождения) определенной информации;
Письмо:
списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;
писать краткое поздравление с опорой на образец.
Формы проведения занятий.
Индивидуальная работа под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
Самостоятельная работа.
Групповая работа над проектами.
Мини-лекция.
Практикум.
Принципы обучения
Эмоциональное положительное отношение учащихся к деятельности
Система оценивания – пятибалльная, включает следующие критерии:
Защита творческих работ и презентаций
Глоссарий
Написание проверочных работ, диктантов.
По итогам учебного курса ставится зачет.
Содержание программы
1. Франция в мире. Знакомство. Общие сведения о географическом положении Франции, известных людях, литературных персонажах, о том, чем известна Франция в мире; Сведения о французском речевом этикете; знакомство с французским алфавитом.
Овладение речевой функцией 1)приветствие, представление, сообщение о себе; 2) переспрос; 3)осведомление о состоянии дел.
1. Я изучаю иностранные языки. Актуальность изучения иностранных языков. Школьные принадлежности. Французские писатели.
Любимые занятия. Расписание уроков.
Овладение речевой функцией: сообщение (рассказать французским школьникам о своем расписании о том, какие иностранные языки изучают школьники, о своих любимых и нелюбимых предметах, о своих учебных интересах, о своих читательских интересах, о своем расписании;сообщение о лицее, предметах, своих друзьях и их возрасте, запрос аналогичной информации
Презентация грамматического материала: 1) Единственное и множественное число существительных, оканчивающихся на -s и -х; 2) приглагольные местоимения 1-го и 2-го лица, ед. числа: je, tu;3) самостоятельные местоимения: moi, toi;4) отрицание: ne ... pas. 5) Определенный артикль: le, la, les, случаи отсутствия артикля перед существительным;
6) грамматические конструкции:a) j'aime + сущ.;b) Pierreaime+ сущ.; 7).Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
8) КонструкцияJ'étudie ...
3. Семья.
1Времена года. Семья Корней. Я и моя семья. Мой питомец. Внешность.
Профессии. Семейные династии.
Овладение речевой функцией:a) сообщение о своей семье, а также о домашних животных. b) сообщение (задать вопросы о дне недели и о дате, а также ответить на них c) представление (своих близких); d) сообщение о внешнем виде своих родных и близких; e) запрос информации (при помощи оборота «Est-ce que ...»); f) Формирование навыков трансформации (рассказать о любимом времени года того или иного школьника)g) объяснение (объяснить выбор профессии; объяснить какими качествами должен обладать представитель той или иной профессии); h) сообщение (рассказать о том, какую профессию хотел бы иметь и почему).
Презентация грамматического материала:1) Порядок слов в вопросительном предложении (инверсия):Quelle date sommes-nous?; 2) случай отсутствия артикля перед названием времени года. 3).Притяжательные прилагательные та, mon, mes;4) замена определеннoго артикля на предлог deпри отрицании. 5).Отрицание при помощи союза ni; спряжение глагола avoir в единственном числе. 6) Мужской и женский род существительных, обозначающих профессию;7) мужской и женский род прилагательных; 8) опущение артикля перед существительным, обозначающим профессию. Спряжение возвратных глаголов в настоящем времени в утвердительной и отрицательной форме.
4.Ритмы жизни. Распорядок дня. Выходной день.
Овладение речевой функцией: сообщение (назвать время, которое показывают часы); уточнение (уточнить в какое время кто что делает); запрос информации и сообщение о том, как школьники проводят выходной день. Презентация грамматического материала: Инверсия в вопросительном предложении: Quelleheureest-il?
3) Спряжение глагола allerв единственном числе настоящего времени.
5. Путешествие по России и Франции.
Париж и его достопримечательности. Мой родной город. Регионы Франции. Овладение речевой функцией: сообщение о своем адресе;
о родном городе и его достопримечательностях; запрос информации и сообщение о достопримечательностях Парижа (laTourEiffel, lacathédraleNotre-DamedeParis, leLouvre, laSorbonne ), о Франции, ее регионах и рельефе.
Презентация грамматического материала 1) Слитный артикль du, des;
2) употребление сложных предлогов prèsdenonloinde ...;
3) опущение артикля при указании адреса. Парадигма спряжения возвратных глаголов I группы (sepromener);
2) парадигма спряжения глаголов I группы (admirer);
3) употребление восклицательного наречия que;
1) Притяжательные прилагательные; 2) слитный артикль (à + le = au, à + les = aux, de + le = du); 3)случаи опущения артикля; 4) спряжение глаголов I и III группы в настоящем времени (первое и третье лицо); 5) конструкции: Je voudrais + inf, Il voudrait + inf.
Учебно-тематический план
№ п/п
Содержание
Количество часов
В том числе
Методические рекомендации по организации занятий
лекция
практика
1.Франция в мире.
18
10
8
Форма занятия
Форма контроля
1.
Франция в мире. Географическая карта.
2
1
1
Теоретическое занятие, игра
Контроль чтения
2
Французский речевой этикет
3
1
2
Теоретическое занятие, практикум
Наблюдение
3
Мои увлечения.
4
2
2
Мини-лекция, практикум, обсуждение
Наблюдение, взаимопроверка учащимися друг друга
4
Школьные предметы.
5
4
1
Теоретическое занятие, игра
Контроль чтения
5
Давай знакомиться!–
4
2
2
Теоретическое занятие, игра
Контроль чтения
2.Система образования.
14
8
6
6
Я изучаю иностранные языки.
Актуальность изучения иностранных языков
3
1
2
Мини-лекция, практикум
Наблюдение, тестирование
7
Школьные принадлежности.
3
2
1
Теоретическое занятие, игра
Контроль чтения
8
Французские писатели.
3
2
1
Теоретическое занятие, игра
Контроль чтения
9
Любимые занятия.
2
1
1
Мини-лекция, практикум
Наблюдение, тестирование
10
Расписание уроков.
3
2
1
Мини-лекция, практикум
Наблюдение, тестирование
Семья.
18
10
8
11
Времена года
2
1
1
Теоретическое занятие, игра
Контроль чтения
12
Семья Корней. Я и моя семья.
5
2
3
Мини-лекция, практикум
Наблюдение, тестирование
13
Мой питомец.
3
1
2
Мини-лекция, практикум
Наблюдение, тестирование
14
Внешность.
4
2
2
Мини-лекция, практикум, обсуждение
Наблюдение, взаимопроверка учащимися друг друга
15
Профессии. Семейные династии.
4
2
2
Мини-лекция, практикум
Наблюдение, тестирование
Ритмы жизни.
5
3
2
16
Ритмы жизни.Распорядок дня. Выходной день.
5
3
2
Теоретическое занятие, игра
Контроль чтения
Путешествие по России и Франции.
13
8
5
17
Париж и его достопримечательности.
4
2
2
Мини-лекция, практикум, обсуждение
Наблюдение, взаимопроверка учащимися друг друга
18
Мой родной город
4
2
2
Теоретическое занятие, игра
Контроль чтения
19
Регионы Франции.
5
3
2
Мини-лекция, практикум
Наблюдение, тестирование
ИТОГО ЧАСОВ
68
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты учеников на первом году обучения, формируемые при изучении иностранного языка:
У учащихся будут сформированы:
мотивация к изучению иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
коммуникативные компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
стремление к развитию таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Учащиеся получат возможность сформировать:
общекультурную и этническую идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
Метапредметные результаты изучения иностранного языка на первом году обучения:
развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Учащиеся научатся:
- планировать свое речевое и неречевое поведение:
- взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- работать с информацией (осуществлять поиск нужной информации, обобщать и фиксировать информацию);
- осуществлять смысловое чтение.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять исследовательскую учебную деятельность по предмету.
Предметные результаты освоения пятиклассниками программы внеурочной деятельности по французскому языку:
Монологическая речь:
Учащиеся научатся:
- кратко высказыватьсяо фактах, событиях, используя такие типы речи, как
описание, повествование, сообщение, а также эмоциональные и
оценочные суждения;
- передавать содержание, основную мысль прочитанного текста;
- делать сообщения по прочитанному (услышанному) тексту;
- выражать свое отношение к прочитанному (услышанному) тексту.
- высказываться на заданную тему с опорой на ключевые слова, план,
вопросы.
Объем монологического высказывания от 8 до 10 фраз, оформленных в грамматическом и смысловом отношении.
Учащиеся получат возможность научиться:
высказываться на заданную тему без использования опоры.
Диалогическая речь:
Учащиеся научатся: вести
- диалоги этикетного характера – до 3х реплик со стороны каждого учащегося;
- диалог - расспрос - до 4 реплик со стороны каждого учащегося;
- диалог- побуждение к действию – до 2х реплик со стороны каждого
учащегося;
Учащиеся получат возможность научиться:
- вести диалог – обмен мнениями – до 2 реплик со стороны каждого учащегося.
Аудирование:
Учащиеся научатся:
прогнозировать содержании текста по началу сообщения;
- понимать основное содержание кратких аутентичных прагматических
текстов;
- выделять нужную информацию;
- определить основную тему текста; - выделить главные факты;
- игнорировать незнакомый языковой материал, не мешающий выполнению
речевой задачи.
Время звучания текста для аудирования – до 2х минут.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать содержание текстов, относящихся к разным коммуникативным
типам речи;
Чтение:
Учащиеся научатся:
читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение);с выборочным пониманием нужной или интересующей/запрашиваемой информации (просмотровое/поисковое чтение).
В ходе ознакомительного чтения школьники научатся:
- определять тему/основную мысль;
- выделять главные факты, опуская второстепенные;
- устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;
- догадываться о значении отдельных слов (на основе сходства с родным
языком, по словообразовательным элементам, контексту);
- пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником,
словарём.
В ходе изучающего чтения дети научатся:
- читать несложные аутентичные и адаптированные тексты разных типов,
полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки
( анализа отдельных мест текста, выборочного перевода и т.д.);
- оценить полученную из текста информацию, выразить своё мнение.
В ходе просмотрового/поискового чтения учащиеся должны уметь:
- выбирать необходимую/интересующую информацию, просмотрев один
текст или несколько коротких текстов.
Учащиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий
текста;
- выбирать необходимую/интересующую информацию, просмотрев один
текст или несколько коротких текстов и использовать эту информацию в дальнейшей работе, интерпретировать полученную информацию.
Письмо:
Учащиеся научатся:
- делать различные записи (сокращать текст, убирать лишнее);
- составлять план текста;
- заполнять анкеты, бланки, таблицы;
- завершать начатые предложения с опорой на ранее полученные знания;
- выполнять лексико – грамматические упражнения.
Учащиеся получат возможность научиться:- выполнять письменные проекты (индивидуально и в группе).
материально-техническое обеспечение программы
Средства обучения:
Печатные пособия:
УМК:
Учебник “Французский язык как второй иностранный. Первые встречи. 5 класс. 1-й год обучения. Учебник (+ CD диск”)(М. «Дрофа », 2014).
Рабочая тетрадь “Французский язык как второй иностранный. Первые встречи. 5 класс. 1-й год обучения. Учебник (+ CD диск)” (М. «Дрофа », 2014).
3. Книга для учителя к учебнику “Французский язык как второй иностранный. Первые встречи. 5 класс. 1-й год обучения. Учебник (+ CD диск)(М. «Дрофа », 2014).
Сборник: «Контрольные работы по французскому языку 5-9 класс», автор А.И. Иванченко, издательство «Каро», 2015.
Словари:
- Новый французско-русский словарь В. Гак, К. Ганшина, издательство «Дрофа», 2010
- Русско-французский словарь идиоматических выражений, С. Кравцов, издательство «L'Harmattan», 2015.
- Французско-русский. Русско-французский словарь для школьников с приложениями и грамматикой Г.Г.Геннис, издательство «АСТ», 2014
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru
Сайт для тренировки фонетики французского языка http://phonetique.free.fr/alpha.htm
Темы и тексты на французском языке http://www.studyfrench.ru/topics/
Лексика и грамматика французского языка в песнях http://platea.pntic.mec.es/~cvera/hotpot/chansons/ Lachansonencoursde FLE
Заключительные положения.
Данная программа внеурочной деятельности является в составе основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) образовательного учреждения (организации) программой, определяющей содержание, объем, структуру образовательного процесса по предмету, примерное распределение учебного материла по темам, с указанием основных видов учебной деятельности и планируемых результатов освоения учебного курса.
Цель рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению учебного курса.
Задачи рабочей программы – определение основных методических подходов и последовательности изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса и возможностей образовательного учреждения (организации), контингента учащихся в текущем учебном году.
На основании данной рабочей программы преподаватель планирует деятельность по предмету на четверть, полугодие, год, в соответствии с графиком учебного процесса образовательного учреждения (организации). При составлении планирования преподаватель должен учесть уровень подготовки и учебный потенциал класса, в котором будет реализован данный предмет/курс. В связи с этим, допускается корректировка преподавателем порядка изучения тем и количества часов, отведенных на их изучение и обозначенных в данной рабочей программе, но не более 25% и по согласованию с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности.
Распределение учебного материала осуществляется последовательно с учетом данной программы по календарю текущего учебного года и отражается в Приложении 1 к данной программе в форме поурочного тематического планирования (далее – ПТП). Планирование фиксируется в электронном журнале.
По окончании отчетного периода (четверть, полугодие, год) поурочное тематическое планирование данной программы элективного курса должно быть соотнесено с электронным журналом и отчетом учителя о фактическом прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в ПТП, обеспечивая условия для прохождения программы курса внеурочной деятельности в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.
Приложение 1
Поурочно-тематическое планирование для 1 года обучения.
№
Тема урока
1
Вводный урок. Знакомство с учебником
2
Первые правила чтения.Je m appelle.
3
Чтение буквы y,h.Французские приветствия и имена.
4
Чтение буквы c.Чтение и составление коротких диалогов.
5
Буквосочетание ai и ei. Рассказ о своих занятиях J aime.
6
Повторение изученного материала.
7
Чтение буквы g.Знакомство с сущ и артиклем.Род и число сущ.
8
Носовые звуки. Иностранные языки. Род и число прилагательн.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(196) "Рабочая программа по внеурочной деятельности французский язык как второй иностранный третий год обучения"
["seo_title"] => string(79) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_frantsuzskii_iazyk_kak_vtoroi_1"
["file_id"] => string(6) "519395"
["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1568102211"
}
}