Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности французский язык как второй иностранный третий год обучения»
Содержание
Пояснительная записка 3
Цели и задачи изучения курса 3
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса 3
Формы проведения занятий 4
Принципы обучени 4
Педагогические технологии 4
Формы оценки результатов освоения курса 4
Содержание программы 5
Учебно-тематический план 7
Планируемые результаты освоения курса 7
материально-техническое обеспечение программы 8
Заключительные положения 9
Данный курс внеурочной деятельности составлен с использованием рабочей программы В.Н.Шацких (5-11 классы) для общеобразовательных учреждений к серии учебников по французскому языку «Французский язык как второй иностранный».
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Данный курс создает условия для культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой культуры.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями основной программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Цели и задачи изучения курса.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:
речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
социокультурная / межкультурная компетенция— приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
Задачи реализации программы:
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
использование коммуникативно-эстетических возможностей иностранного языка;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
достижение учащимися элементарного уровня владения коммуникативной компетенцией.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В области личных результатов:
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации;
толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира.
В области метапредметных результатов:
умение самостоятельно определить цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
В области предметных результатов:
Говорение:
высказываться целостно как в смысловом, так и в структурном отношении (на любом уровне речевых единиц);
высказываться по обсуждаемой проблеме логично и связно, продуктивно как по содержанию, так и по форме;
проводить свою стратегическую линию (аргументировать, изложить факты, привести примеры), соотносить ее со стратегической линией собеседника;
сравнивать факты культуры Франции и своей страны, давать им оценку;
умение общаться на разных уровнях адекватно ситуации: с одним собеседником, с группой;
общаться в различных организационных формах: интервью; одно- или обоюдостороннее воздействие, побуждение; планирование совместных действий; обсуждение проблемы, чьей-либо точки зрения; обмен мнениями;
читать и понимать тексты различных жанров: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические;
понимать основную идею, смысл текста;
выбирать материал для чтения в зависимости от интересов, желаний, необходимости и обстоятельств;
читать достаточно быстро с целью извлечения информации, необходимой для обсуждения проблем;
синтезировать информацию из разных источников;
адекватно ситуации использовать аутентичные тексты;
догадываться о значении неизвестных слов по словообразовательным элементам, по контексту, по аналогии с родным языком; о содержании текста — по заголовку;
пересказывать прочитанное.
Аудирование:
понимать речь в аудиозаписи в нормальном темпе;
понимать высказывания разного характера и стиля;
адекватно реагировать на услышанное;
понимать сказанное собеседником однократно и переспрашивать, если что-то непонятно.
Письмо:
заполнять определенные виды деловых бумаг;
писать письмо и ответ на полученное письмо;
выписывать необходимое из прочитанного;
составлять план и тезисы своего высказывания (устного или
письменного);
фиксировать свои размышления по поводу предложенного проблемного вопроса в письменной форме, оформляя их правильно как в лексическом и грамматическом плане, так и в стилистическом.
Формы проведения занятий.
Индивидуальная работа под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
Самостоятельная работа.
Групповая работа над проектами.
Мини-лекция.
Практикум.
Принципы обучения
Эмоциональное положительное отношение учащихся к деятельности
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
коммуникативные компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
стремление к развитию таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Учащиеся получат возможность сформировать:
общекультурную и этническую идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
Метапредметные результаты изучения иностранного языка на первом году обучения:
развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Учащиеся научатся:
планировать свое речевое и неречевое поведение:
взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
работать с информацией (осуществлять поиск нужной информации, обобщать и фиксировать информацию); осуществлять смысловое чтение.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять исследовательскую учебную деятельность по предмету.
Предметные результаты предполагают формирование навыков (произносительных, лексических, грамматических) и развитие умений в 4-х основных видах деятельности, а именно: говорении, чтении, аудировании, письме.
По окончании второго года обучения учащиеся научатся:
начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка; описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/ интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию.
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов;
уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение; читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/ странах изучаемого языка;
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения;
кратко излагать результаты проектной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать язык, как основное средство мышления и общения людей;
понимать связь развития языка с развитием культуры народа;
самооценке успешности во владении языковыми средствами в устной и письменной речи;
определять личностный смысл учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута по изучению иностранного языка;
понимать культурные ценности другого народа через произведения детского фольклора, детской художественной литературы.
материально-техническое обеспечение программы
Средства обучения:
Печатные пособия:
УМК:
Учебник “Французский язык как второй иностранный. Мир подростков. 7 класс. 3-й год обучения. Учебник (+ CD диск”)(М. «Дрофа », 2014).
Рабочая тетрадь “Французский язык как второй иностранный. Мир подростков. 7 класс. 3-й год обучения. Учебник (+ CD диск)” (М. «Дрофа », 2014).
3. Книга для учителя к учебнику “Французский язык как второй иностранный. Мир подротков. 7 класс. 3-й год обучения. Учебник (+ CD диск)(М. «Дрофа », 2014).
Сборник: «Контрольные работы по французскому языку 5-9 класс», автор А.И. Иванченко, издательство «Каро», 2015.
Словари:
- Новый французско-русский словарь В. Гак, К. Ганшина, издательство «Дрофа», 2010
- Русско-французский словарь идиоматических выражений, С. Кравцов, издательство «L'Harmattan», 2015.
- Французско-русский. Русско-французский словарь для школьников с приложениями и грамматикой Г.Г.Геннис, издательство «АСТ», 2014
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru
Сайт для тренировки фонетики французского языка http://phonetique.free.fr/alpha.htm
Темы и тексты на французском языке http://www.studyfrench.ru/topics/
Лексика и грамматика французского языка в песнях http://platea.pntic.mec.es/~cvera/hotpot/chansons/ Lachansonencoursde FLE
Заключительные положения.
Данная программа внеурочной деятельности является в составе основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) образовательного учреждения (организации) программой, определяющей содержание, объем, структуру образовательного процесса по предмету, примерное распределение учебного материла по темам, с указанием основных видов учебной деятельности и планируемых результатов освоения учебного курса.
Цель рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению учебного курса.
Задачи рабочей программы – определение основных методических подходов и последовательности изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса и возможностей образовательного учреждения (организации), контингента учащихся в текущем учебном году.
На основании данной рабочей программы преподаватель планирует деятельность по предмету на четверть, полугодие, год, в соответствии с графиком учебного процесса образовательного учреждения (организации). При составлении планирования преподаватель должен учесть уровень подготовки и учебный потенциал класса, в котором будет реализован данный предмет/курс. В связи с этим, допускается корректировка преподавателем порядка изучения тем и количества часов, отведенных на их изучение и обозначенных в данной рабочей программе, но не более 25% и по согласованию с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности.
Распределение учебного материала осуществляется последовательно с учетом данной программы по календарю текущего учебного года и отражается в Приложении 1 к данной программе в форме поурочного тематического планирования (далее – ПТП). Планирование фиксируется в электронном журнале.
По окончании отчетного периода (четверть, полугодие, год) поурочное тематическое планирование данной программы элективного курса должно быть соотнесено с электронным журналом и отчетом учителя о фактическом прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в ПТП, обеспечивая условия для прохождения программы курса внеурочной деятельности в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.
Приложение 1
Поурочно-тематическое планирование для третьего года обучения.
№
Тема урока
1
Вводный урок. Прекрасная пора каникулы.
2
Рассказ о проведенных каникулах Passé compose des verbes conjugues avec avoir. Как французские школьники проводят каникулы.
3
Путешествие русской школьницы во Францию. Впечатления о проведенных летних каникулах. Развитие умений речевого этикета в ситуациях социальных взаимоотношений: покупка железнодорожного и авиабилета.
4
Чтение текста "Каникулы маленького Николя" Тренировочные упражнения. Закрепление лексико-грамматического материала I раздела.
5
Обобщение речевого материала цикла I раздела. Проверка уровня сформированности навыков и развития умений. Распорядок дня французских школьников
6
Прошедшее законченное время Passe compose глаголов, спрягаемых с etre Рассказ о своем распорядке дня
7
Расписание школьных занятий. Учимся говорить по телефону. Развитие умений речевого этикета в ситуации социальных взаимоотношений: разговор с другом по телефону.
8
Чтение текста "Каникулы маленького Николя" Повторение лексико-грамматического материала 2 раздела.
9
Обобщение речевого материала раздела 2. Проверка уровня сформированности навыков и развитие умений чтения, говорения, аудирования, письма. Детство - лучшая пора.
10
Прошедшее незаконченное время Imparfait. Аудирование текста "Преподаватель математики мадам Дюпон"
11
Воспоминания ваших друзей и родителей о детских годах. Встреча двух друзей.
12
Чтение текста "Маленькая принцесса" Повторение лексико-грамматического материала 3 раздела.
13
Тренировочные упражнения. Обобщение речевого материала раздела 3. Проверка уровня сформированности навыков и развития умений чтения, говорения, аудирования и письма. Карманные деньги подростков
14
Futur immediat/ Passe immediat. Ближайшее будущее время Ближайшее прошедшее время. Формирование навыка адекватно реагировать на реплику собеседника (согласие/ несогласие).
Чтение текста "Кристин Лабель" Роль денег в жизни людей. Развитие умения говорить в монологической форме, выражая речевые функции: сообщение, аргументирование своего мнения, отношения. Ближайшее будущее время в значении повелительного наклонения. Покупка продуктов в магазине.
15
16
Способы заработать карманные деньги (приходящая няня к детям). Повторение лексико-грамматического материала раздела 4.
17
Обобщение речевого материала раздела 4. Проверка уровня сформированности навыков и развитие умений чтения, говорения, аудирования, письма. Роль музыки и телевидения в нашей жизни.
18
Причастие настоящего времени. Деепричастие. Реклама на радио и телевидении и ее влияние на выбор людей.
19
Чем увлекаются современные подростки (телепрограммы и телеканалы). Французское телевидение.
20
Чтение текста "Моя любовь - гитара" Обобщение речевого материала. Проверка уровня сформированности навыков и развития умений говорения, аудирования, чтения, письма.
21
Роль иностранного языка в жизни человека Futur simple глаголов 1,2,3 групп - простое будущее время.
22
Изучение иностранного языка заграницей (лингвистическая стажировка) Французский язык в России.
23
Учимся выражать свое мнение и отстраивать свою точку зрения Чтение текста "Франкофония".
24
Повторение лексико-рамматического материала раздела 6. Обобщение речевого материала раздела 6. Проверка уровня сформированности навыков и развития умений чтения, говорения, аудирования, письма.
25
Чем мы похожи друг на друга и чем отличаемся. Present du Subjonctif.
26
Мнения французских школьников о жизни на планете. Будущее нашей планеты.
27
Учимся писать письма. Чтение текста "Человек из другого измерения"
28
Повторение лексико-рамматического материала раздела 7. Повторение лексико-грамматического материала раздела 7.
29
Обобщение речевого материала раздела 7. Проверка уровня сформированности навыков и развития умений чтения, говорения, аудирования и письма. О чем вы мечтаете?
30
Conditionnel present (условное наклонение) в настоящем времени. Жизнь без мечты скучна.
31
Путешествие - возможность отдохнуть и развлечься. Французское метро.
32
Чтение текста "Мечты Жанны". Повторение лексико-грамматического материала раздела 8.
33
Обобщение речевого материала. Проверка уровня сформированности навыков и развития умений говорения, аудирования, чтения, письма. Зачет.