Жукова Е.В.
Амурск 2024г.
В младшем школьном возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Одни из первых движений ребенка - хватание, схватывание, бросание, метание и ловля. Именно мяч – первое средство, связывающее, по мнению Ф.Фребеля, внутренний и внешний мир ребенка.
Игры с мячом практически ушли в прошлое, а ведь именно в них развиваются быстрота, ловкость, глазомер, ориентировка в пространстве, формируются положительные взаимоотношения и эмоции, которые необходимы ребенку в будущем.
Заботясь о здоровье детей , мы должны создать условия для их двигательной активности. Чтобы детям хотелось заниматься спортом, больше двигаться, необходимо научить их играть в разнообразные игры. Мяч можно отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам: игры с ним развивают не только физические качества, но и коммуникативные навыки. У каждого ребенка есть мяч, но научить дошкольника играть с ним может не каждый родитель.
Эти обстоятельства дали толчок для разработки и реализации данного проекта.
- знакомить детей с историей возникновения мяча и его видами, привлекать к использованию его в самостоятельной деятельности;
- повышать двигательную активность детей с помощью проведения подвижных игр с мячом;
- углублять и систематизировать знания о видах , свойствах мяча и вариантах его использования;
- заинтересовать и вовлечь родителей в организацию работы с детьми по совершенствованию двигательных навыков.
- формировать гармоничные отношения между детьми и взрослыми.
-Спортивно-музыкальное развлечение для детей и их родителей.
-наглядности.
-использование различных способов выполнения упражнений (метание сверху, снизу, сбоку)
- выполнение согласованных действий ( держась за мяч, наклоняться, садиться и вставать)
-рисование, лепка, аппликация мячей.
- разработка плана работы с детьми: подбор дидактических, подвижных игр, игр с элементами спорта
-познавательно-исследовательская деятельность.
-проведение итогового мероприятия.
-формирование основ здорового образа жизни с помощью досуга с использованием мяча;
-освоение различных игр с мячом и появление интереса к таким играм вне детского сада;
-формирование устойчивого интереса к организованной образовательной деятельности по физической культуре;
-приобретение навыка использования считалок, закличек в подвижных играх.
-понимание важности занятий физической культурой и спортом для сохранения и укрепления здоровья своих детей;
-информировать о роли физического воспитания и значимости мяча в физическом развитии ребенка;
-заинтересованное отношение к совместной активной деятельности с детьми с использованием мяча;
-повышение взаимопонимания с детьми благодаря совместной деятельности.
Данный проект позволил достичь поставленных целей при наименьших затратах. Его познавательный потенциал активизировал деятельность всех субъектов педагогического процесса (педагоги-родители-дети) и способствовал активности при организации совместной игровой деятельности. В ходе реализации проекта педагогический опыт вызвал интерес у коллег, что демонстрирует ценность взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива ДОО. Расширение знаний родителей в вопросе организации совместной деятельности с использованием мяча и его значения для общего физического и соматического развития организма ребенка позволило активизировать их деятельность в условиях семейного воспитания.
Проект «Эти разные мячи» может быть реализован на различных ступенях образования ДОО.
Форма работы | Задачи | Отв-е. |
1 | 2 | 3 |
Понедельник |
| Физическое развитие | |
| Двигательная деятельность | |
Утренняя гимнастика «Мячик» (Е.Железнова) | -Приводить мышцы в тонус; -развивать двигательную активность, умение работать с мячом, внимание; -поднимать настроение; -воспитывать желание заботится о своем здоровье | Инструктор по ФК |
Физкультура на воздухе: «Перестрелки», «Угадай, какой мяч» | -развивать двигательную активность, умение играть с мячом, действовать по команде, внимание, мышление; -воспитывать дружелюбное отношение друг к другу | Инструктор по ФК |
Подвижные игры с мячом | Развивать двигательную активность, внимание, ловкость в играх с мячом, координацию движений. | Инструктор по ФК |
Гимнастика после сна «Воображаемые мячики» | -воспитывать интерес к ЗОЖ; -развивать самостоятельную ДА детей | Инструктор по ФК |
Социально-коммуникативное развитие |
Игровая деятельность |
Игра-викторина «Мяч- удивительное создание человечества» | -Побуждать детей отвечать на вопросы педагога; -активизировать словарный запас | Воспитатели |
Познавательное развитие |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Беседа с детьми «Спортивный мяч» | Обсудить, что представляет собой мяч, как его можно использовать для физического развития | Воспитатели |
Составление и отгадывание загадок о мяче | -Побуждать детей отвечать на вопросы педагога; -активизировать словарный запас | Воспитатели |
Речевое развитие |
Коммуникативная деятельность |
Чтение «Сказки о мяче и Вовке» Л.Ушаковой | -Развивать умение слушать художественное произведение, эмоционально отзываться на него -провести беседу по содержанию произведения -учить понимать смысл прочитанного, эмоционально оценивать поступки героев, их поведение | Воспитатели |
Сочинение рассказов и сказок о мяче | -Побуждать детей отвечать на вопросы педагога -активизировать словарный запас | Воспитатели |
Художественно-эстетическое развитие |
Продуктивная деятельность |
Лепка «Такие разные мячи» | -Развивать мелкую моторику, координацию работы рук и глаз, чувство цвета и формы -учить детей отражать в своих работах любимые забавы, игры с мячом | Воспитатели |
Вторник |
Физическое развитие |
Двигательная деятельность |
Утренняя гимнастика с массажным мячом | -Развивать у детей ловкость, выносливость, смекалку -воспитывать интерес к ЗОЖ -способствовать развитию самостоятельной двигательной активности детей | Инструктор по ФК |
ООД по физическому развитию | -Учить детей правильно перебрасывать мяч двумя руками снизу, после удара о пол-подбросить вверх -совершенствовать умение подбрасывать мяч вверх и ловить его после удара в ладоши -развивать ловкость, быстроту, координацию движений дошкольников -совершенствовать навыки работы с мячом | Инструктор по ФК |
Гимнастика после сна «Воображаемые мячики» | -воспитывать интерес к ЗОЖ; -развивать самостоятельную ДА детей | Инструктор по ФК |
Подвижные игры с мячом | -Развивать ДА, умение работать с мячом, внимание, мышление -воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу -поднимать настроение | Инструктор по ФК |
Физминутка «Мяч подскакивает вверх» | | Воспитатели |
Социально-коммуникативное развитие |
Игровая деятельность |
Викторина с использованием ИКТ «Спортивные мячи» | -Побуждать детей отвечать на вопросы -активизировать словарный запас | Инструктор по ФК, Воспитатели |
Познавательное развитие |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Беседа «Хочу стать чемпионом» | -Знакомить детей с видами спорта и спортсменами -расширять знания о разных видах спорта и необходимости ими заниматься | Воспитатели |
Консультация для родителей «Подвижные игры с мячом» | -Заинтересовать родителей темой, задачами и целями проекта -побуждать к совместным действиям с ребенком -повышать познавательную, творческую и спортивную активность | Инструктор по ФК |
Речевое развитие |
Коммуникативная деятельность |
Чтение сказки «О коте футболисте» Л.Ушаковой. | Создать условия для формирования познавательного интереса к мячу в процессе чтения стихотворений, рассказов, сказок о нем. | Воспитатели |
Художественно-эстетическое развитие |
Продуктивная деятельность |
Аппликация «Мяч настроения» | -Развивать мелкую моторику, координацию рук и глаз, чувство цвета, формы -учить детей отражать в своих работах любимые забавы, игры с мячом | Воспитатели |
Среда |
Физическое развитие |
Двигательная деятельность |
Утренняя гимнастика с малым мячом | -Приводить мышцы в тонус -развивать двигательную активность, умение работать с мячом, внимание -поднимать настроение -воспитывать желание заботиться о своем здоровье | Инструктор по ФК |
Подвижные игры с мячом | Развивать ДА, умение работать с мячом, внимание, мышление -воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу -поднимать настроение | Инструктор по ФК |
Гимнастика после сна «Мячики» | -Воспитывать интерес к ЗОЖ -способствовать развитию самостоятельной ДА детей | Инструктор по ФК |
Социально-коммуникативное развитие |
Игровая деятельность |
Сюжетно-ролевая игра «Охотники и звери» | Развивать умение действовать по команде, развивать ловкость в работе с мячом | Воспитатели |
Дидактические игры «Угадай на ощупь», «Что можно делать с мячом» | Формировать у детей способность к перевоплощению, творческому поиску в создании необходимого образа | Воспитатели |
Познавательное развитие |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Консультация для родителей «Игры с мячом-польза для всего организма» | -Побуждать к совместным действиям с ребенком -повышать познавательную, творческую и спортивную активность | Инструктор по ФК |
Речевое развитие |
Коммуникативная деятельность |
Заучивание стихотворения Н.Радченко «Мой веселый мячик» | Создать условия для формирования познавательного интереса к мячу в процессе чтения стихотворений, рассказов, сказок о нем. | Воспитатели |
Художественно-эстетическое развитие |
Продуктивная деятельность |
Рисование «Мячи бывают разные» | -Развивать мелкую моторику, координацию работы рук и глаз, чувство формы и цвета -учить детей отражать в своих работах любимые забавы, игры с мячом | Воспитатели |
Музыкально-двигательный этюд «Мяч здоровья» | -Повышать интерес детей к занятиям физкультурой с помощью игровой деятельности -развивать двигательное воображение и творческую фантазию -способствовать эмоциональному развитию детей | Инструктор по ФК |
Четверг |
Физическое развитие |
Двигательная деятельность |
|
Утренняя гимнастика со средним мячом | -Приводить мышцы в тонус -развивать двигательную активность, умение работать с мячом, внимание -поднимать настроение -воспитывать желание заботиться о своем здоровье | Инст-р по ФК |
Подвижные игры | -Развивать двигательную активность, умение играть с мячом, действовать по команде, внимание, мышление -воспитывать дружелюбное отношение друг к другу -поднимать настроение | Инст-р по ФК |
Гимнастика после сна | -Воспитывать интерес к ЗОЖ -развивать самостоятельную двигательную активность детей | Инст-р по ФК |
Двигательная пауза «Скачет мячик прыг да скок» | -Развивать у детей ловкость, выносливость, смекалку -воспитывать интерес к ЗОЖ - способствовать развитию самостоятельной двигательной активности детей | Воспитатель |
Социально-коммуникативное развитие |
Игровая деятельность |
Дидактическая игра «Я- спортсмен» | Закреплять знания детей о мячах, соответствующих определенным видам спорта | Воспитатель |
Дыхательная гимнастика «Сдуемся и надуемся , как шарик» | -Стимулировать работу легких -развивать умение действовать по команде -поднимать настроение -помогать пробудится после сна | Воспитатель |
Познавательное развитие |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Беседа «На что похож мяч» | Обратить внимание детей на форму мяча, вместе вспомнить похожие предметы | Воспитатель |
Отгадывание загадок | | Воспитатель |
Речевое развитие |
Коммуникативная деятельность |
Заучивание отрывка стихотворения С. Маршака «Мяч» | Создать условия для формирования познавательного интереса к мячу в процессе чтения стихотворений, рассказов, сказок о нем | Воспитатель |
Художественно-эстетическое развитие |
Продуктивная деятельность |
Организация выставки рисунков «Мой веселый звонкий мяч» | -Заинтересовать родителей темой, задачами, целями проекта - побуждать к совместным действиям с ребенком -повышать познавательную, творческую и спортивную активность | Воспитатель |
Папка-передвижка для родителей «Играем дома» | Заинтересовать родителей темой, задачами, целями проекта - побуждать к совместным действиям с ребенком -повышать познавательную, творческую и спортивную активность | Воспитатель |
Пятница |
Физическое развитие |
Двигательная деятельность |
Утренняя гимнастика | -Приводить мышцы в тонус -Развивать двигательную активность, умение работать с мячом, внимание -поднимать настроение - воспитывать желание заботиться о своем здоровье | Инст-р по ФК |
Подвижные игры | -Развивать двигательную активность, умение действовать по команде, внимание, мышление - воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу - поднимать настроение | - |
Итоговое спортивное мероприятие совместно с родителями «Путешествие с мячом» | -Помогать родителям ощутить радость от совместной двигательной деятельности -формировать у родителей и детей умение выполнять движения в детско-родительской паре -совершенствовать умение детей действовать с мячом -развивать у детей и совершенствовать у родителей двигательную память, мышление, воображение, мышление | - |
Гимнастика после сна «Воображаемые мячики» | -Воспитывать интерес к ЗОЖ -развивать самостоятельную двигательную активность детей | - |
Социально-коммуникативное |
Игровая деятельность |
Выпуск газеты «Будь здоров, малыш» | -Обогащать знания родителей об играх детей с мячом, истории мяча -дать рекомендации по выбору мяча для ребенка | Воспитатель |
Пальчиковая гимнастика «1-2-3-4-5 будем мячики считать» | Совершенствовать двидения рук, произвольное внимание, логическое мышление; слуховое восприятие, память, речь детей | |
Познавательное развитие |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Беседа «Какие бываю мячи» | -Обсудить виды мячей и способы их использования -вспомнить и пополнить знания о названиях мячей | Воспитатель |
Мастер-класс для родителей «Какие бывают мячи» | -Привлекать родителей к развитию физических качеств детей -приобщать семьи к физкультуре и спорту -создавать эмоционально0положительный настрой в процессе совместной деятельности - закреплять навыки владения мячом у детей | Воспитатель Инст-р по ФК |
Речевое развитие |
Коммуникативная деятельность |
Чтение стихотворения Е.Железновой «Веселый мячик» | -Знакомить со стихотворением -предложить выучить его наизусть -развивать представление о свойствах мяча | Воспитатель |
Художественно-эстетическое |
Продуктивная |
Художественное творчество «Яркий мяч» | -Развивать умение рисовать круг -предложить раскрасить мяч в любимый цвет и придумать игру для него - развивать умение рисовать акварельными красками -воспитывать любовь к прекрасному | Воспитатель |
Музыкально-двигательный этюд «Танцы с мячом» | -Повышать интерес к занятиям ФК с помощью игровой деятельности -развивать двигательное воображение и творческую фантазию -способствовать эмоциональному развитию детей | Воспитатель Инст-р по ФК |