ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Рассмотрена на заседании ЦМК ОГСЭД
протокол №___ от «___» ______ 2018 г.
Председатель ЦМК Хританкова Н.Ю.__________
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело» с базовой подготовкой
Дисциплина: «Физическая культура»
Раздел: Профессионально-прикладная физическая подготовка
Тема: «Лёгкая атлетика».
Практическое занятие № 8. «Техника прыжка в высоту».
Разработчик - преподаватель М.А. Щербакова
Барабинск, 2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………3
МОТИВАЦИЯ.......................................................................................….......................3
ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ …………………………………………..4
ПРИЛОЖЕНИЕ 1............................................................................................................6
ПРИЛОЖЕНИЕ 2............................................................................................................9
ПРИЛОЖЕНИЕ 3..........................................................................................................14
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ........................................14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................................15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В ходе занятия нужно достичь:
Учебные:
- формировать знания о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.
- формировать знания об основах здорового образа жизни.
Развивающие:
- формировать умения использовать физкультурно - оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей (ОК 13).
Воспитательные:
- воспитывать привычку вести здоровый образ жизни, работать в коллективе и команде.
МОТИВАЦИЯ
Занятия физической культурой проводятся с целью укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, а также пропаганды здорового образа жизни. Этому способствует тот факт, что только физически хорошо подготовленный специалист может справиться со всем объёмом физических и психоэмоциональных нагрузок, характерных для выполнения медицинским работникам своих служебных обязанностей.
ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ
№ | Наименование этапа | Время | Цель этапа | Деятельность | Оснащение |
преподавателя | студентов |
1 | -2- | -3- | -4- | -5- | -6- | -7- |
-
| Организационный этап | 1 | Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов | Отмечает отсутствующих студентов в журнале | Студенты строятся в одну шеренгу. Физорг сдаёт раппорт | Журнал, спортивная форма |
-
| Мотивационный этап | 1 | Развитие интереса к новой теме | Объясняет студентам важность изучения данной темы | Слушают, задают вопросы | Методическая разработка занятия |
-
| Цели занятия | 1 | Установка приоритетов при изучении темы | Озвучивает цели занятия | Слушают | Методическая разработка занятия |
-
| Разминка | 22 | Постепенно и функционально подготовить организм к предстоящей работе | Инструктирует и контролирует выполнение упражнений, следит за правильностью их выполнения | Выполняют упражнения | Приложение 1 |
-
| Изложение нового материала | 20 | Способствовать развитию формирования умения использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; воспитывать привычку вести здоровый образ жизни, работать в коллективе и команде | Излагает новый материал, демонстрирует технику подводящих упражнений для прыжка в высоту | Слушают, повторяют упражнения за преподавателем | Приложение 2 |
-
| Выполнение техники прыжка в высоту с итоговым контролем | 40 | Закрепление выполнения техники прыжка в высоту | Инструктирует и контролирует выполнение прыжка в высоту, обсуждает правильность выполнения техники движений | Выполняют упражнения и прыжок в целом | Методическая разработка занятия |
-
| Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов | 1 | Участие в мероприятиях спортивно-оздоровительного характера | Отслеживает и контролирует посещения студентами спортивных секций | Посещают различные формы внеаудиторных занятий в спортивных секциях, клубах (в колледже – секция по баскетболу, ОФП, вне колледжа – секция по волейболу, лыжам, легкой атлетике и т.д.) | - |
-
| Подведение итогов | 4 | Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе | Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки | Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении | Приложение 3 |
Приложение 1
Комплекс упражнений для разминки
Перестроение колонны по одному в колонны по 2, 4, 8 дроблением и сведением. |
1. «Через центр - МАРШ!» | 2 раза | Как правило, подаётся на одной из середин. |
2. «В колонны по одному направо и налево в обход - МАРШ!» | 2 раза | Подается на противоположной середине. По этой команде первые номера идут направо, вторые номера - налево в обход. |
3. «В колонну по два через центр - МАРШ! | 2 раза | Подается при встрече колонн в той середине зала, откуда начиналось перестроение (рис. 31). |
|
4. Продолжая дробление и сведение дальше, можно построить колонны по четыре, восемь и т.д. (рис.32). | 2 раза | |
Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, из колонны по два в колонну по одному. Команды: 1. «В колонну по одному направо и налево в обход шагом - МАРШ!» При встрече колонн на противоположной середине подается команда: 2. «В колонну по одному через центр - МАРШ!» | 2 раза | По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая - налево. |
Общеразвивающие упражнения в движении: |
а) ходьба на носках, руки на поясе; | 0,5 круга | Спина прямая, смотреть в затылок друг другу, плечи развернуты назад. Поточный метод. |
б) ходьба на пятках, руки за спиной; | 0,5 круга | Соблюдение правильной осанки. Соблюдение дистанции (вытянутой руки) |
в) ходьба на внешнем своде стопы; | 0,5 круга | Спина прямая |
г) ходьба на внутреннем своде стопы | 0,5 круга | Руки на поясе, спина прямая |
д) ходьба с перекатом с пятки на носок; | 0,5 круга | Отталкиваться двумя ногами одновременно |
е) руки вперед, в полуприседе; | 0,5 круга | Восстанавливаем дыхание |
ж) ходьба в полном приседе; | 0,5 круга | Руки на колени, спина прямая |
з) прыжки из полного приседа, с продвижением вперед. | 0,5 круга | Отталкиваться двумя ногами, руки на колени |
Ходьба, спортивная ходьба, медленный бег. | 5 кругов | Соблюдать дистанцию вытянутой руки |
Специальные беговые упражнения: |
• Бег с захлёстыванием голени назад, с максимальной частотой движений. | прямая | С максимальной частотой движений |
• Бег с высоким подниманием бедра | прямая | С максимальной частотой движений |
• Бег прыжками в широком шаге | прямая | Шаг шире |
• Прыжки с продвижением вперёд с ноги на ногу | прямая | Начиная толчком двумя ног |
• Многократные выпрыгивания вверх из глубокого приседа, упора присев. | прямая | Руки на колени, выпрыгивания двумя ногами вперёд |
• Подскоки на одной, поочерёдно на правой и левой ноге, другая на опоре (гимнастической скамейке) | прямая | Выпрыгивания выполнять выше вверх |
• Ускорения с высокого старта (стартовый разгон) | По диагонали | Выполнить стойку с высокого старта |
• Семенящий бег на месте с опорой рук о стену и без опоры. | По диагонали | |
• Многократные выпрыгивания вверх из приседа, затем из упора присев. | По прямой | Руки на колени |
• Ускорения с высокого старта (стартовый разгон) до 30 м. | По прямой | Соблюдать дистанцию |
Общеразвивающие упражнения на месте (ОРУ): |
1. Махи руками | 4-5 раз | Руки в локтях не сгибать. |
2. Круговые вращения руками | 4-5 раз | Руки прямые. |
3. Наклоны туловища | 3-4 раза | Наклоны глубже. |
4. Поворот туловища в стороны | 3-4 раза | Ноги не отрывать от пола. |
5. Наклоны туловища вперёд к ногам | 4-6 раз | Ноги в коленях не сгибать, руками касаться пола. |
6. Приседания на месте | 25 раз | Пятки от пола не отрывать, руки вперед. |
7. Разминание стопы | 6-8 раз | Пальцы стопы не отрывать от пола. |
8. Махи ногами | 6-8 раз | Ноги в коленях прямые. |
Приложение 2
Изложение нового материала
Краткий рассказ о технике прыжка в высоту | Вопрос 1. Из каких фаз состоит прыжок в высоту? |
Прыжки в высоту с разбега - вид лёгкой атлетики, характеризующийся кратковременными мышечными усилиями «взрывного» характера, имеющий много разновидностей (способов). Техника прыжков в высоту Независимо от способа преодоления планки прыжок в высоту состоит из разбега, отталкивания, перехода через планку и приземления. Современная техника прыжка в высоту характеризуется эффективным использованием большой скорости разбега, мощным отталкиванием, которое носит характер реактивно-махового толчка, и экономным переходом планки с возможно более низким расположением тела студента. Разбег в прыжках в высоту составляет обычно 7-9 беговых шагов. Угол разбега по отношению к планке зависит от способа прыжка. При «перешагивании» и «перекате» он равен 35-45°. Разбег можно выполнять с места или с подхода, когда прыгун делает несколько ускоряющихся шагов и затем, попав стопой на отметку, начинает бег. Одна из задач прыгуна в разбеге - приобрести необходимую горизонтальную скорость, которая должна возрастать постепенно, достигая к моменту отталкивания 6,5-7,5 м/сек. Первая половина разбега ничем не отличается от обычного ускоренного бега. Увеличение скорости происходит параллельно с увеличением длины шагов. Во второй части разбега спортсмен готовится к отталкиванию. Для этого длина последних шагов увеличивается, а ОЦТ тела снижается. Предпоследний шаг в разбеге самый длинный, последний более короткий. Уменьшение последнего шага позволяет спортсмену быстро подвинуть тело на толчковую ногу, вывести таз вперед и свести до минимума потерю скорости разбега. Успех в отталкивании во многом зависит от скорости и ритма разбега. Скорость разбега повышает эффективность толчка, однако она лимитируется уровнем развития скоростно-силовых качеств прыгуна строго индивидуальна. Ритм разбега имеет ряд вариантов. Однако для любого ритма характерно постепенное нарастание скорости с акцентированным ускорением в конце разбега. Для разметки разбега делается две отметки: одна в начале разбега и другая на 3-м шаге от места отталкивания. Толчок. Отталкивание начинается с момента касания грунта толчковой ногой. Однако его эффективность в значительной степени зависит от движений, выполняемых в предыдущем (предпоследнем) шаге маховой ногой. В момент постановки маховой ноги на опору прыгун мягко сгибает ее и подает колено вперед. Одновременно с продвижением вперед на сильно согнутой маховой ноге и переходом ее с пятки на переднюю, часть стопы туловище принимает вертикальное положение, таз опережает ось плеч, а толчковая нога обгоняет линию таза. Маховая нога активно разгибается, изменяя направление движения ОЦТ тела вперед-вверх, руки через стороны отводятся назад. Толчковая нога ставится на опору с пятки без какого-либо удара, почти выпрямленной. После амортизационного сгибания ноги в коленном суставе (до 130°) и перехода с пятки на всю стопу начинается ее ускоренное разгибание. Действию сил толчка, направленных по вертикали, способствует также разгибание туловища и мах свободной ногой и руками вверх. Маховая нога может быть согнутой или выпрямленной. Хорошая подвижность в тазобедренном суставе позволяет выполнить широкий мах почти полностью выпрямленной ногой, что можно считать положительным фактором. К моменту отрыва от опоры толчковая нога и туловище выпрямлены, маховая нога поднята, колено на уровне груди. |
Полет. Вначале прыгун некоторое время сохраняет вертикальное положение, несколько задерживая начавшееся при отталкивании вращение тела по основным осям (продольной, поперечной и передне-задней). Одновременно с этим, расслабляя мышцы, он готовится к выполнению движений, необходимых для рационального перехода через планку. Дальнейшие действия прыгуна зависят от избранного им способа прыжка. Приземление. Задача приземления - погасить скорость вращения тела по той или иной оси, приобретенную при отталкивании и переходе через планку. Прыгуну необходимо мягко приземлиться без каких-либо травм и болезненных ощущений. Характер приземления определяется способом прыжка и может выполняться на маховую или толчковую ногу, на ногу и руку, на руки с последующим перекатом через плечо на спину. Наличие высокой подушки из синтетических материалов позволяет осуществлять приземление и непосредственно на спину. Способ «перешагивание» (рис.32) Разбег выполняется под углом 35-45°, а отталкивание в 60-80 см от края ямы дальней от планки ногой. Взлет выполняется боком к планке, маховая нога расположена параллельно планке, а толчковая свободно опущена вниз. Вслед за этим в высшей точке взлета происходит собственно «перешагивание», когда маховая нога опускается вниз, а толчковая поднимается вверх с поворотом наружу. В результате этих движений туловище поворачивается к планке и толчковой ноге, наклоняется в сторону разбега, а таз быстро проходит над планкой. Руки при этом опускаются вниз и слегка разводятся в стороны. Толчковая нога переносится через планку, и приземление происходит боком к планке на маховую ногу. | |
Рисунок 32. | |
Ошибки | Причины | Способы устранения | | | | Ошибки, встречающиеся при выполнении разбега | Бег на прямых ногах | Прыгун поднимаясь на стопе, недостаточно сгибает ноги в коленных суставах | Бег по разбегу через поролоновые отметки или набивные мячи | Бег прыжками | Несоответствие скорости спортсмена и длины разбега | Бег по разбегу по отметкам | Излишний наклон туловища вперед | Желание быстро набрать скорость в разбеге | Бег с гимнастической палкой на плечах | Быстрое начало разбега, замедление перед отталкиванием | Непонимание ритма разбега | Бег по отметкам в ритме разбега | Излишнее напряжение мышц плечевого пояса | Недостаточное овладение техникой движения; излишнее волнение | Упражнения с чередованием напряжения и расслабления мышц шеи и плеча, расслабление кистей рук перед началом разбега. | Отсутствие нарастания темпа последних шагов | Непонимание ритма разбега | Бег по отметкам, барьерный бег, отталкивания через 3 - 5 беговых шагов с преодолением препятствий, звуковое обозначение ритма шагов. | Направление разбега к центру планки | Неправильный угол разбега | Обозначение отметками места отталкивания | Ошибки, встречающие при выполнении отталкивания | Слишком близкое к планке отталкивание | Снижение скорости разбега, несоответствие скоростных способностей и длины разбега | Разбег по отметкам; обозначение отметками места отталкивания | Увеличение длины последнего шага | Неспособность оттолкнуться с набранной скорости в разбеге | Бег по разбегу по отметкам, ограничивающим длину шага (обратить внимание, чтобы ученики не опускали голову для контроля попадания на отметку для отталкивания, ногу ставили на отталкивание сверху на всю стопу) | Наклон туловища вперед | Наклон туловища вместе с движением маховой ногой | Отталкивание с места перед стенкой, отталкивание с разбега с доставанием подвешенных предметов, стараться обогнать ногами плечи, незначительно отклонить плечи назад | Мах ногой не вдоль планки, а за нее | Неправильное выполнение маха | Бег по разбегу в секторе с отталкиванием и полетом вдоль планки, имитация отталкивания у гимнастической стенки | Отсутствие одновременности в движениях толчковой ноги и маховых звеньев | Непонимание техники отталкивания | Имитация отталкивания на месте | Неполное разгибание толчковой ноги | Недостаточное развитие силы мышц толчковой ноги, недостаточное время отталкивания | Фиксирование положения окончания отталкивания с концентрацией внимания на выпрямление толчковой ноги; отталкивание одной ногой вверх с возвышения | Ошибки, встречающиеся при выполнении перехода через планку и приземлении | Сгибание (поджимание) толчковой ноги | Непонимание техники перехода через планку | Переход через планку с 1 шага, дальний край планки выше | Ранний наклон туловища вперед | Непонимание техники перехода через планку | См. упражнения для исключения наклона туловища вперед во время разбега и отталкивания | Прогибание назад в поясничном отделе при приземлении | Недостаточное развитие силы мышц спины; слишком ранее разгибание туловища еще до момента касания маховой ноги грунта | Имитация перехода через планку с акцентом на наклон туловища к толчковой ноге | Поворот толчковой ноги при переносе через планку внутрь | Недостаточный поворот таза от планки | При переносе маховой ноги контролировать «уход» таза от планки и контролировать взглядом планку | Эстафета «Прыжки по кочкам» Команды построены перед стартовой линией. Перед ними «болото», где есть «кочки» (круги диаметром до 40 см). Расстояние между «кочками» варьируется в зависимости от возраста и физической подготовленности детей. По сигналу преподавателя каждый из игроков поочередно преодолевает «болото» прыжками по «кочкам» туда и обратно, обогнув флажок (кеглю, мяч). | Выигрывает команда, выполнившая задание первой и с наименьшим числом штрафных очков (штрафное очко – если прыжок не точный, нога соскочила с «кочки»). | |
Упражнение на восстановление дыхания. И.п. Руки через стороны вверх-вдох, руки вниз-выдох. | |
Приложение 3
Вопросы для закрепления знаний
Ответить на вопросы устно (не оценивается)
1. Из каких фаз состоит прыжок в высоту?
Эталоны ответов на вопросы
1. Прыжок в высоту состоит из разбега, отталкивания, перехода через планку и приземления.
Критерии оценки за выполнение движений
«5» - двигательное действие выполнено правильно, четко, уверенно, свободно, точно соблюдены все технические требования;
«4» - двигательное действие выполнено в соответствии с предъявляемыми требованиями, при этом допущено не более двух незначительных ошибок;
«3» - двигательное действие выполнено в своей основе верно, но с одной значительной или более чем с тремя незначительными ошибками;
«2» - при выполнении двигательного действия, допущена одна грубая ошибка и число других ошибок более трех.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ашмарин Б.А., Ю.А. Виноградов Ю.А. Теория и методика физического воспитания. [Текст] Учебник для студентов факультетов физической культуры педагогических институтов. / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов. - М.: Просвещение, 1910.- 287 с.
2. Жилкин А.И., Кузьмин B.C., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика. [Текст] Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / А.И. Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: «Академия», 2010. - 464 с.
3. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] Учебное пособие / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М.: «Академия», 2011.-480 с.
4.Теория и методы обучения легкой атлетике./[Электронный ресурс]//Режим доступа:http://sportwiki.to/Техника_прыжка_в_высоту_способом_«перешагивание»