МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Практическое занятие № 8. «Техника прыжка в высоту».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Практическое занятие № 8. «Техника прыжка в высоту».
Занятия физической культурой проводятся с целью укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, а также пропаганды здорового образа жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ........................................14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................................15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В ходе занятия нужно достичь:
Учебные:
- формировать знания о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.
- формировать знания об основах здорового образа жизни.
Развивающие:
- формировать умения использовать физкультурно - оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей (ОК 13).
Воспитательные:
- воспитывать привычку вести здоровый образ жизни, работать в коллективе и команде.
МОТИВАЦИЯ
Занятия физической культурой проводятся с целью укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, а также пропаганды здорового образа жизни. Этому способствует тот факт, что только физически хорошо подготовленный специалист может справиться со всем объёмом физических и психоэмоциональных нагрузок, характерных для выполнения медицинским работникам своих служебных обязанностей.
ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ
№
Наименование этапа
Время
Цель этапа
Деятельность
Оснащение
преподавателя
студентов
1
-2-
-3-
-4-
-5-
-6-
-7-
Организационный этап
1
Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов
Отмечает отсутствующих студентов в журнале
Студенты строятся в одну шеренгу. Физорг сдаёт раппорт
Журнал, спортивная форма
Мотивационный этап
1
Развитие интереса к новой теме
Объясняет студентам важность изучения данной темы
Слушают, задают вопросы
Методическая разработка занятия
Цели занятия
1
Установка приоритетов при изучении темы
Озвучивает цели занятия
Слушают
Методическая разработка занятия
Разминка
22
Постепенно и функционально подготовить организм к предстоящей работе
Инструктирует и контролирует выполнение упражнений, следит за правильностью их выполнения
Выполняют упражнения
Приложение 1
Изложение нового материала
20
Способствовать развитию формирования умения использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; воспитывать привычку вести здоровый образ жизни, работать в коллективе и команде
Излагает новый материал, демонстрирует технику подводящих упражнений для прыжка в высоту
Слушают, повторяют упражнения за преподавателем
Приложение 2
Выполнение техники прыжка в высоту с итоговым контролем
40
Закрепление выполнения техники прыжка в высоту
Инструктирует и контролирует выполнение прыжка в высоту, обсуждает правильность выполнения техники движений
Выполняют упражнения и прыжок в целом
Методическая разработка занятия
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
1
Участие в мероприятиях спортивно-оздоровительного характера
Отслеживает и контролирует посещения студентами спортивных секций
Посещают различные формы внеаудиторных занятий в спортивных секциях, клубах (в колледже – секция по баскетболу, ОФП, вне колледжа – секция по волейболу, лыжам, легкой атлетике и т.д.)
-
Подведение итогов
4
Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе
Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки
Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении
Приложение 3
Приложение 1
Комплекс упражнений для разминки
Перестроение колонны по одному в колонны по 2, 4, 8
дроблением и сведением.
1. «Через центр - МАРШ!»
2 раза
Как правило, подаётся на одной из середин.
2. «В колонны по одному направо и налево в обход - МАРШ!»
2 раза
Подается на противоположной середине. По этой команде первые номера идут направо, вторые номера - налево в обход.
3. «В колонну по два через центр - МАРШ!
2 раза
Подается при встрече колонн в той середине зала, откуда начиналось перестроение (рис. 31).
4. Продолжая дробление и сведение дальше, можно построить колонны по четыре, восемь и т.д. (рис.32).
2 раза
Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, из колонны по два в колонну по одному. Команды:
1. «В колонну по одному направо и налево в обход шагом - МАРШ!» При встрече колонн на противоположной середине подается команда:
2. «В колонну по одному через центр - МАРШ!»
2 раза
По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая - налево.
Общеразвивающие упражнения в движении:
а) ходьба на носках, руки на поясе;
0,5 круга
Спина прямая, смотреть в затылок друг другу, плечи развернуты назад. Поточный метод.
б) ходьба на пятках, руки за спиной;
0,5 круга
Соблюдение правильной осанки.
Соблюдение дистанции (вытянутой руки)
в) ходьба на внешнем своде стопы;
0,5 круга
Спина прямая
г) ходьба на внутреннем своде стопы
0,5 круга
Руки на поясе, спина прямая
д) ходьба с перекатом с пятки на носок;
0,5 круга
Отталкиваться двумя ногами одновременно
е) руки вперед, в полуприседе;
0,5 круга
Восстанавливаем дыхание
ж) ходьба в полном приседе;
0,5 круга
Руки на колени, спина прямая
з) прыжки из полного приседа, с продвижением вперед.
0,5 круга
Отталкиваться двумя ногами, руки на колени
Ходьба, спортивная ходьба, медленный бег.
5 кругов
Соблюдать дистанцию вытянутой руки
Специальные беговые упражнения:
• Бег с захлёстыванием голени назад, с максимальной частотой движений.
прямая
С максимальной частотой движений
• Бег с высоким подниманием бедра
прямая
С максимальной частотой движений
• Бег прыжками в широком шаге
прямая
Шаг шире
• Прыжки с продвижением вперёд с ноги на ногу
прямая
Начиная толчком двумя ног
• Многократные выпрыгивания вверх из глубокого приседа, упора присев.
прямая
Руки на колени, выпрыгивания двумя ногами вперёд
• Подскоки на одной, поочерёдно на правой и левой ноге, другая на опоре (гимнастической скамейке)
прямая
Выпрыгивания выполнять выше вверх
• Ускорения с высокого старта (стартовый разгон)
По диагонали
Выполнить стойку
с высокого старта
• Семенящий бег на месте с опорой рук о стену и без опоры.
По диагонали
• Многократные выпрыгивания вверх из приседа, затем из упора присев.
По прямой
Руки на колени
• Ускорения с высокого старта
(стартовый разгон) до 30 м.
По прямой
Соблюдать дистанцию
Общеразвивающие упражнения на месте (ОРУ):
1. Махи руками
4-5 раз
Руки в локтях не сгибать.
2. Круговые вращения руками
4-5 раз
Руки прямые.
3. Наклоны туловища
3-4 раза
Наклоны глубже.
4. Поворот туловища в стороны
3-4 раза
Ноги не отрывать от пола.
5. Наклоны туловища вперёд к ногам
4-6 раз
Ноги в коленях не сгибать, руками касаться пола.
6. Приседания на месте
25 раз
Пятки от пола не отрывать, руки вперед.
7. Разминание стопы
6-8 раз
Пальцы стопы не отрывать от пола.
8. Махи ногами
6-8 раз
Ноги в коленях прямые.
Приложение 2
Изложение нового материала
Краткий рассказ о технике прыжка в высоту
Вопрос 1. Из каких фаз состоит прыжок в высоту?
Прыжки в высоту с разбега - вид лёгкой атлетики, характеризующийся кратковременными мышечными усилиями «взрывного» характера, имеющий много разновидностей (способов).
Техника прыжков в высоту
Независимо от способа преодоления планки прыжок в высоту состоит из разбега, отталкивания, перехода через планку и приземления. Современная техника прыжка в высоту характеризуется эффективным использованием большой скорости разбега, мощным отталкиванием, которое носит характер реактивно-махового толчка, и экономным переходом планки с возможно более низким расположением тела студента.
Разбег в прыжках в высоту составляет обычно 7-9 беговых шагов. Угол разбега по отношению к планке зависит от способа прыжка. При «перешагивании» и «перекате» он равен 35-45°.
Разбег можно выполнять с места или с подхода, когда прыгун делает несколько ускоряющихся шагов и затем, попав стопой на отметку, начинает бег. Одна из задач прыгуна в разбеге - приобрести необходимую горизонтальную скорость, которая должна возрастать постепенно, достигая к моменту отталкивания 6,5-7,5 м/сек.
Первая половина разбега ничем не отличается от обычного ускоренного бега. Увеличение скорости происходит параллельно с увеличением длины шагов. Во второй части разбега спортсмен готовится к отталкиванию. Для этого длина последних шагов увеличивается, а ОЦТ тела снижается. Предпоследний шаг в разбеге самый длинный, последний более короткий. Уменьшение последнего шага позволяет спортсмену быстро подвинуть тело на толчковую ногу, вывести таз вперед и свести до минимума потерю скорости разбега.
Успех в отталкивании во многом зависит от скорости и ритма разбега. Скорость разбега повышает эффективность толчка, однако она лимитируется уровнем развития скоростно-силовых качеств прыгуна строго индивидуальна. Ритм разбега имеет ряд вариантов. Однако для любого ритма характерно постепенное нарастание скорости с акцентированным ускорением в конце разбега. Для разметки разбега делается две отметки: одна в начале разбега и другая на 3-м шаге от места отталкивания.
Толчок. Отталкивание начинается с момента касания грунта толчковой ногой. Однако его эффективность в значительной степени зависит от движений, выполняемых в предыдущем (предпоследнем) шаге маховой ногой.
В момент постановки маховой ноги на опору прыгун мягко сгибает ее и подает колено вперед. Одновременно с продвижением вперед на сильно согнутой маховой ноге и переходом ее с пятки на переднюю, часть стопы туловище принимает вертикальное положение, таз опережает ось плеч, а толчковая нога обгоняет линию таза. Маховая нога активно разгибается, изменяя направление движения ОЦТ тела вперед-вверх, руки через стороны отводятся назад.
Толчковая нога ставится на опору с пятки без какого-либо удара, почти выпрямленной. После амортизационного сгибания ноги в коленном суставе (до 130°) и перехода с пятки на всю стопу начинается ее ускоренное разгибание.
Действию сил толчка, направленных по вертикали, способствует также разгибание туловища и мах свободной ногой и руками вверх. Маховая нога может быть согнутой или выпрямленной. Хорошая подвижность в тазобедренном суставе позволяет выполнить широкий мах почти полностью выпрямленной ногой, что можно считать положительным фактором. К моменту отрыва от опоры толчковая нога и туловище выпрямлены, маховая нога поднята, колено на уровне груди.
Полет. Вначале прыгун некоторое время сохраняет вертикальное положение, несколько задерживая начавшееся при отталкивании вращение тела по основным осям (продольной, поперечной и передне-задней). Одновременно с этим, расслабляя мышцы, он готовится к выполнению движений, необходимых для рационального перехода через планку. Дальнейшие действия прыгуна зависят от избранного им способа прыжка.
Приземление. Задача приземления - погасить скорость вращения тела по той или иной оси, приобретенную при отталкивании и переходе через планку. Прыгуну необходимо мягко приземлиться без каких-либо травм и болезненных ощущений. Характер приземления определяется способом прыжка и может выполняться на маховую или толчковую ногу, на ногу и руку, на руки с последующим перекатом через плечо на спину. Наличие высокой подушки из синтетических материалов позволяет осуществлять приземление и непосредственно на спину.
Способ «перешагивание» (рис.32)
Разбег выполняется под углом 35-45°, а отталкивание в 60-80 см от края ямы дальней от планки ногой. Взлет выполняется боком к планке, маховая нога расположена параллельно планке, а толчковая свободно опущена вниз. Вслед за этим в высшей точке взлета происходит собственно «перешагивание», когда маховая нога опускается вниз, а толчковая поднимается вверх с поворотом наружу. В результате этих движений туловище поворачивается к планке и толчковой ноге, наклоняется в сторону разбега, а таз быстро проходит над планкой. Руки при этом опускаются вниз и слегка разводятся в стороны. Толчковая нога переносится через планку, и приземление происходит боком к планке на маховую ногу.
Рисунок 32.
Ошибки
Причины
Способы устранения
Ошибки, встречающиеся при выполнении разбега
Бег на прямых ногах
Прыгун поднимаясь на стопе, недостаточно сгибает ноги в коленных суставах
Бег по разбегу через поролоновые отметки или набивные мячи
Бег прыжками
Несоответствие скорости спортсмена и длины разбега
Бег по разбегу по отметкам
Излишний наклон туловища вперед
Желание быстро набрать скорость в разбеге
Бег с гимнастической палкой на плечах
Быстрое начало разбега, замедление перед отталкиванием
Упражнения с чередованием напряжения и расслабления мышц шеи и плеча, расслабление кистей рук перед началом разбега.
Отсутствие нарастания темпа последних шагов
Непонимание ритма разбега
Бег по отметкам, барьерный бег, отталкивания через 3 - 5 беговых шагов с преодолением препятствий, звуковое обозначение ритма шагов.
Направление разбега к центру планки
Неправильный угол разбега
Обозначение отметками места отталкивания
Ошибки, встречающие при выполнении отталкивания
Слишком близкое к планке отталкивание
Снижение скорости разбега, несоответствие скоростных способностей и длины разбега
Разбег по отметкам; обозначение отметками места отталкивания
Увеличение длины последнего шага
Неспособность оттолкнуться с набранной скорости в разбеге
Бег по разбегу по отметкам, ограничивающим длину шага (обратить внимание, чтобы ученики не опускали голову для контроля попадания на отметку для отталкивания, ногу ставили на отталкивание сверху на всю стопу)
Наклон туловища вперед
Наклон туловища вместе с движением маховой ногой
Отталкивание с места перед стенкой, отталкивание с разбега с доставанием подвешенных предметов, стараться обогнать ногами плечи, незначительно отклонить плечи назад
Мах ногой не вдоль планки, а за нее
Неправильное выполнение маха
Бег по разбегу в секторе с отталкиванием и полетом вдоль планки, имитация отталкивания у гимнастической стенки
Отсутствие одновременности в движениях толчковой ноги и маховых звеньев
Непонимание техники отталкивания
Имитация отталкивания на месте
Неполное разгибание толчковой ноги
Недостаточное развитие силы мышц толчковой ноги, недостаточное время отталкивания
Фиксирование положения окончания отталкивания с концентрацией внимания на выпрямление толчковой ноги; отталкивание одной ногой вверх с возвышения
Ошибки, встречающиеся при выполнении перехода через планку и приземлении
Сгибание (поджимание) толчковой ноги
Непонимание техники перехода через планку
Переход через планку с 1 шага, дальний край планки выше
Ранний наклон туловища вперед
Непонимание техники перехода через планку
См. упражнения для исключения наклона туловища вперед во время разбега и отталкивания
Прогибание назад в поясничном отделе при приземлении
Недостаточное развитие силы мышц спины; слишком ранее разгибание туловища еще до момента касания маховой ноги грунта
Имитация перехода через планку с акцентом на наклон туловища к толчковой ноге
Поворот толчковой ноги при переносе через планку внутрь
Недостаточный поворот таза от планки
При переносе маховой ноги контролировать «уход» таза от планки и контролировать взглядом планку
Эстафета «Прыжки по кочкам»
Команды построены перед стартовой линией. Перед ними «болото», где есть «кочки» (круги диаметром до 40 см). Расстояние между «кочками» варьируется в зависимости от возраста и физической подготовленности детей. По сигналу преподавателя каждый из игроков поочередно преодолевает «болото» прыжками по «кочкам» туда и обратно, обогнув флажок (кеглю, мяч).
Выигрывает команда, выполнившая задание первой и с наименьшим числом штрафных очков (штрафное очко – если прыжок не точный, нога соскочила с «кочки»).
Упражнение на восстановление дыхания.
И.п. Руки через стороны вверх-вдох, руки вниз-выдох.
Приложение 3
Вопросы для закрепления знаний
Ответить на вопросы устно (не оценивается)
1. Из каких фаз состоит прыжок в высоту?
Эталоны ответов на вопросы
1. Прыжок в высоту состоит из разбега, отталкивания, перехода через планку и приземления.
Критерии оценки за выполнение движений
«5» - двигательное действие выполнено правильно, четко, уверенно, свободно, точно соблюдены все технические требования;
«4» - двигательное действие выполнено в соответствии с предъявляемыми требованиями, при этом допущено не более двух незначительных ошибок;
«3» - двигательное действие выполнено в своей основе верно, но с одной значительной или более чем с тремя незначительными ошибками;
«2» - при выполнении двигательного действия, допущена одна грубая ошибка и число других ошибок более трех.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ашмарин Б.А., Ю.А. Виноградов Ю.А. Теория и методика физического воспитания. [Текст] Учебник для студентов факультетов физической культуры педагогических институтов. / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов. - М.: Просвещение, 1910.- 287 с.
2. Жилкин А.И., Кузьмин B.C., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика. [Текст] Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / А.И. Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: «Академия», 2010. - 464 с.
3. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] Учебное пособие / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - М.: «Академия», 2011.-480 с.
4.Теория и методы обучения легкой атлетике./[Электронный ресурс]//Режим доступа:http://sportwiki.to/Техника_прыжка_в_высоту_способом_«перешагивание»