Обучение технике одновременного бесшажного хода. Одновременный бесшажный ход применяется при отличном скольжении и с твердой опорой для палок на равнине, при хорошем скольжении - на пологих спусках, при плохом - на спусках средней крутизны. Кроме этого, его целесообразно применять на раскатанных и леденистых участках лыжни, когда попытка сделать шаг может привести к потере равновесия, а передвижение в таких условиях скольжения возможно только за счет одновременного отталкивания палками. Очень важно во время лыжных гонок своевременно перейти на этот ход (если есть соответствующие условия), так как по сравнению с другими ходами скорость передвижения выше, а также в связи с достаточной экономичностью хода. Скорость передвижения при данном способе поддерживается только за счет одновременных толчков палками, скольжение происходит все время на двух лыжах, поэтому основная нагрузка падает на мышцы рук и туловища (мышцам нижних конечностей предоставляется относительный отдых). 1 этап обучения двигательному действию (этап ознакомления с двигательным действием). а) Демонстрация техники одновременного бесшажного хода (в боковой плоскости преподавателем, студентом, хорошо владеющим этим ходом); в быстром темпе (представление о технике в соревновательных условиях); в медленном темпе (представление об основных элементах техники); показ студентом с одновременным комментарием преподавателя об основных элементах техники; б) Демонстрация фото-, кино-, видеоматериалов.
Создать целевую установку на сознательное овладение двигательным действием. а) Рассказ об эффективном применении данного хода на различных участках лыжных трасс. Ход широко используется при прохождении равнинных участков, для преодоления пологих подъемов в хороших условиях скольжения, а также для преодоления пологих спусков. Передвигаясь этим ходом, можно развивать высокую скорость. Для успешного освоения техники одновременного бесшажного хода необходимо хорошее развитие мышц верхнего плечевого пояса и туловища. Обеспечить обучающихся основами знаний о технике одновременного бесшажного хода. а) Объяснение техники с одновременным показом. Цикл хода состоит из свободного скольжения на двух лыжах и скольжения с одновременным отталкиванием палками; б) Объяснение понятий: «Одновременное отталкивание палками» - обеспечивает поступательное движение лыжника вперед за счет работы мышечных групп верхнего плечевого пояса и туловища при этом правая, и левая рука одновременно одно направлено выполняют работу; «Двухопорное скольжение» – лыжник скользит на двух лыжах; «Свободное скольжение» – лыжник скользит на лыжах без опоры на палки; 2 этап обучения двигательному действию (этап начального разучивания двигательного действия). а) Принять положение начала отталкивания палками (без палок; с палками, удерживая их за середину; с опорой на палки) И.п. – стойка лыжника. 1 – вынести слегка согнутые руки вперед, кисти на уровне носа - глаз. Вес тела перенести на переднюю часть стоп, при этом тазобедренные суставы оказываются впереди коленных, коленные впереди голеностопных; 2 – И. п. б) Принять положение момента окончания отталкивания палками (без палок; с палками середину; с опорой на палки). Из исходного положения – стойка лыжника наклониться вперед до горизонтального уровня, руки прямые отвести назад, палки параллельны друг другу, свободно удерживаются на 2-3 пальцах и составляют прямую линию с руками. Вес тела перенести на пятки, при этом голеностопные суставы впереди коленных, коленные впереди тазобедренных суставов; в) Принять положение момента окончания отталкивания палками (без палок; с палками за середину; с опорой на палки). Зафиксировать положение в течение 5-10 сек. Преподавателю или другому студенту оценить качество принятого граничного момента; г) Принять положение момента начала отталкивания палками (без палок; с палками, удерживая их за середину; с опорой на палки). Зафиксировать положение в течение 5-10 сек. Преподавателю или другому студенту оценить качество принятого граничного момента.
а) Имитация хода на месте (без палок; с палками, удерживая за середины; с палками, обозначая отталкивание). И. п. – момент окончания отталкивания палками. 1 – вынести руки вперед до уровня носа - глаз. Вынос рук начинается с опускания их вперед-вниз до уровня колен под действием силы тяжести. Далее постепенно сгибаясь в локтевых и плечевых суставах, одновременно с плавным выпрямлением туловища в поясничном отделе позвоночника кисти рук выносятся до уровня носа - глаз. Вес тела с пяток переносится на переднюю часть стопы; 2 – отталкивание палками. Рабочее движение осуществляется за счет сгибания спины в поясничном отделе, усилие передается за счет сохранения жесткой системы «туловище-рука». При достижении максимального уровня сгибания спины до горизонтального положения отталкивание осуществляется за счет разгибания рук в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах. Руки отводятся за бедро. Вес тела переносится с передней части стопы на пятки. а) Имитация постановки палок в снег. И. п. – момент окончания отталкивания палками. 1 – вынести руки вперед (слегка согнутые в локтевом суставе, локти развернуты в стороны) до уровня носа -глаз; 2 – ударом сверху поставить палки на опору под острым углом (75-65°) у носка ботинка; 3-4 – вернуться в и. п., б) И. п. – момент постановки палок в снег. Передавая усилие давления веса тела на палки, маленькими ступающими шагами перейти в положение момента окончания отталкивания палками, палки от снега не отрывать; в) И. п. – стойка лыжника, палки поставлены в упор к стенке. Передавая усилие давления веса тела на палки, маленькими шагами перейти в положение момента окончания отталкивания палками. а) И. п. – момент окончания отталкивания палками. 1 – вынести руки вперед (слегка согнутые в локтевом суставе, локти развернуты в стороны, кисти рук на уровне носа - глаз); 2 – ударом сверху поставить палки в снег под острым углом (75-65º) у носка ботинка, 3 – скольжение с отталкиванием палками; 4 – свободное скольжение на двух лыжах; б) Передвижение по пологому ровному спуску за счет одновременных отталкиваний палками с акцентом на принятие граничных моментов и правильную работу рук во время выноса и отталкивания палками. а) Принять положение начала отталкивания палками (без палок; с палками, удерживая их за середины; с опорой на палки). Из и.п. «стойка лыжника» вынести слегка согнутые руки вперед, кисти на уровне носа-глаз. Вес тела перенести на переднюю часть стоп, при этом тазобедренные суставы впереди коленных, а коленные впереди голеностопных; б) Принять положение момента окончания отталкивания палками (без палок; с палками, удерживая за середины; с опорой на палки). Из исходного положения «стойка лыжника» наклониться вперед до горизонтального уровня, руки прямые отвести назад, палки параллельны друг другу, свободно удерживаются на 2-3 пальцах и составляют прямую линию с руками. Вес тела перенести на пятки, при этом голеностопные суставы впереди коленных, коленные впереди тазобедренных. Учитель проверяет правильность граничных моментов, используя тактильно-мышечную наглядность. Акцентировать внимание на переносе веса тела на пятки (почувствовать, что пятки прижаты к снегу); в) Имитация хода на месте (без палок; с палками, удерживая их за середины; с палками, обозначая отталкивание) с акцентом на плавный перенос веса тела. И. п. – момент окончания отталкивания палками. 1 – вынести руки вперед до уровня носа - глаз, вес тела на носки; 2 – имитация отталкивания палками, вес тела на пятки; 3-4 – то же; г) И.п. – момент окончания отталкивания палками, стоя лицом к гимнастической стенке на расстоянии 1-1,5 шагов. 1 – вынос рук вперед с переносом веса тела на переднюю часть стопы, руки в упор на рейку на уровне носа - глаз. Почувствовать распределение напряжения мышц в этом положении. 2 – и. п; д) То же в парах, но руки в упор на плечи партнеру; е) Передвижение по пологому ровному спуску за счет одновременных отталкиваний палками с акцентом на принятие граничных моментов, правильную работу рук и перераспределение веса тела во время выноса и отталкивания палками, на мощный навал на палки. 3 этап обучения двигательному действию (этап закрепления и совершенствования приобретенного элементарного умения). а) Выполнить имитацию хода, подчеркивая при этом ритм движений: «ра-а-з», «два». Первый счет следует произносить более протяжно. В это время выполняется вынос палок вперед, реализующий предшествующее отталкивание палками. При выполнении имитационного упражнения в положении выноса палок вперед должны быть зафиксированы паузы продолжительностью 2-3 с. Счет «два» произносится быстро. Во время его произношения надо успеть поставить палки и произвести ими отталкивание. б) Передвижение ходом на два счета при рациональном соотношении продолжительности свободного двухопорного скольжения и отталкивания палками как 3:2. Обратить внимание при подсчете на данное соотношение. |