kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект учебного занятия по русской народной игре: "Лапта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи с тем, что в основе игры лежат такие двигательные действия, как бег и метание, лапту можно включать в уроки лёгкой атлетики, как вспомогательную и подводящую игру для совершенствование этих действий, что позволяет разнообразить урок, повысить эмоциональный фон и интерес учащихся к занятиям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия по русской народной игре: "Лапта"»

_________________________________________________«Урок физкультуры XXI века»______________________



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 35 имени Анны Ивановны Герлингер»















Конспект учебного занятия по Русской народной игре «Лапта»

Тема: «Урок после уроков»














Составитель занятия:

учитель физической культуры

Сабуров И.А.








Содержание


  1. Пояснительная записка……………………………………………….. 3


  1. Описание урока……………………………………………………….. 5


  1. Список используемой литературы………………………………….. 8





































Пояснительная записка


Игровая деятельность представляет собой важный фактор всестороннего гармоничного развития личности. Особенное значение в физическом воспитании подрастающего поколения приобретают подвижные и спортивные игры, которые включают в себя все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания.

К таким играм можно смело причислить «Лапту». Простота правил, их вариативность, естественность двигательных элементов составляющих игровые действия, возможность проявления инициативы, воли, воображения способствуют росту популярности этой игры. А простейший инвентарь позволяет играть в лапту как в зале, так и на свежем воздух, что способствует более эффективному воздействию на дыхательную систему организма.

Лапта - эффективное средство развития быстроты, ловкости, координации, выносливости, волевых качеств и интеллектуальных способностей. Нехитрый и недорогой инвентарь, возможность разместить площадку для лапты на любой подходящей по величине поляне, лужайке, футбольном поле делают игру доступной для включения в школьные программы по физической культуре, позволяют использовать её как на уроках, так и во внеклассной работе.

Игра в лапту ведётся при помощи специальных приёмов, выполняемых с битой, с мячом и без мяча. В арсенале игроков: бег с максимальной и с переменной скоростью; по прямой и со сменой направления; обычный бег, бег спиной вперёд и боком; броски мяча на дальность, по неподвижной и двигающейся цели; передачи мяча на точность и ловля мячей, летящих на различной высоте с различной скоростью; финты и уклонения; удары по мячу битой. Совокупность всех этих приёмов составляет технику игры.

В лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек (можно и более). Одна команда находится в поле и является защищающейся, вторая - на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды - подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Если игрок защиты, поймал мяч с лета («свеча»), то он приносит своей команде 1 очко и происходит автоматическая смена команд. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.

В связи с тем, что основные трудности на начальном этапе обучения у детей возникают при изучении удара по мячу битой, то бита поначалу применяется плоская, шириной до 15 см, сделанная из лёгких пород дерева, так как частые промахи при выполнении ударов ведут к резкому снижению моторной плотности занятия, снижают положительный эмоциональный фон и как следствие – ведут к потере игроками азарта и интереса к игре.

Выбор тактики в лапте зависит от уровня физической и технической подготовки, своей и соперников, интеллектуального уровня, уровня развития тактического мышления и психического состояния. Тактика должна быть очень гибкой, изменяясь в зависимости от меняющихся обстоятельств и конкретной игровой ситуации. Однако основа тактики – индивидуальные действия – изучаются уже в процессе первоначального совершенствования техники игры.

Начиная обучение игре необходимо, прежде всего, учитывать возрастные особенности занимающихся, так как в зависимости от того, в каком возрасте начинается обучение, меняется соотношение используемых методов обучения. Чем меньше возраст занимающихся, тем более точно надо следовать принципу: от главного к второстепенному.

В связи с тем, что в основе игры лежат такие двигательные действия, как бег и метания, лапту можно включать и в уроки лёгкой атлетики, как подводящую, вспомогательную игру для обучения и совершенствования этих действий, что позволяет разнообразить урок, повысить эмоциональный фон и интерес учащихся к занятию.





Русская народная игра «Лапта»

Тема: «Урок после уроков»

Конспект учебного занятия

Класс: 7

Тема: Совершенствование техники элементов русской народной игры «Лапта».

Цель: Закрепление ранее изученных элементов русской народной игры «Лапта»

Задачи урока:

1.Совершенствовать технику передач и ловли мяча.

2.Повторить технику метания мяча в цель и ударов битой по мячу.

3.Развивать координацию, ловкость и скоростно-силовые способности.

Тип урока: совершенствование технико-тактических действий.

Формы организации: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Методы проведения: словесный, наглядный, практический.

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь и оборудование: мячи для большого тенниса, биты, обруч, фишки.

Продолжительность урока: 45 минут.

Ход урока:

Подготовительная часть

Построение, приветствие, сообщение задач урока.

Разминка

1. Ходьба (круговые движения головой, круговые движения в запястном суставе, повороты туловища влево, вправо).

2. Гладкий бег (круговые движения прямых рук вперед и назад в беге).

3. Легкоатлетические упражнения (бег по диагонали с угла на угол с захлестыванием голени, бег с высоким подниманием бедра. Бег по границам волейбольной площадки (бег спиной вперед, бег приставными прыжками правым боком, бег спиной вперед, бег приставными прыжками левым боком (руки имитируют ловлю мяча). Выполнение прыжка вверх по свистку. Бег с ускорением друг за другом и по свистку. Восстановительная ходьба (поднимание прямых рук через стороны, вверх – вдох, вниз – выдох).

4. Гладкий бег. Имитация подбора мяча, катящегося по площадке. Задания по свистку (один свисток – бег в противоположном направлении, два свистка – догнать впереди бегущего, три – упор присев).

Основная часть

Класс делится на две шеренги и становится парами:

1. Передача мяча в парах из-за плеча. Задача – выполнять упражнение в быстром темпе, сохраняя стойку готовности. Обратить внимание на правильное выполнение передачи.

2. Передача мяча партнеру с отскоком об пол. Напомнить о более низкой стойке готовности и максимальной концентрации внимания. Раньше времени взгляд от мяча не отводить, передачу заканчивать захлестывающим движением кисти.

3.  Передача мяча из-за плеча на время. Упражнение выполняется 30 сек., подсчет ведет партнер, первым принимающий мяч. Определить пару-победительницу. Упражнение повторить два-три раза, отмечая победителей после каждой попытки.


4. Передача мяча партнеру с отскоком об пол на время. Упражнение выполняется 30 сек., подсчет ведет партнер, первым принимающий мяч. Обратить внимание на силу выполнения передачи.

5. «Длинные» передачи мяча в парах. Шеренги построить лицом к центру зала на лицевых линиях волейбольной площадки. Чтобы передачи выполнялись точнее, обратить внимание на замах. Туловище поворачивается и больше отклоняется назад, прямая рука с мячом отводится назад. Движение начинается с поворота туловища и заканчивается захлестывающим движением кисти с переносом веса тела на впередистоящую ногу. Ловить мяч в этом упражнении нелегко, так как скорость полета мяча увеличивается и уменьшается точность передачи. Очень важно, чтобы учащиеся своевременно перемещались навстречу мячу. Важно обратить их внимание на то, что при ловле мяча учащиеся должны вытянуть «ловушку» вперед и при приближении мяча отводить на себя, сгибая руки, как бы гася скорость полета мяча.

Класс делится на две колонны и становится по разным сторонам площадки:

6. Ловля и передача мяча в движении. Учащиеся делятся на две колонны (см. рис. 1). По сигналу стоящий первым бежит к середине площадки. Первый во второй колонне выполняет передачу мяча от плеча бегущему. Поймавший мяч в движении передает его обратно отскоком через площадку, после чего игроки становятся в конец своей колонны. Сигнал повторяется для другой пары. Колонны меняются ролями после трех-четырех повторений.


Рисунок 1.


7. Ловля и передача мяча в движении. Учащиеся делятся на две колонны. Выполняются передачи и ловля мяча в парах в движении. Задание заканчивается, когда все игроки колонн перебегут на противоположную сторону площадки.

Закончив передачи, перейти к метанию в цель.

8. Метание мяча на точность. Учащиеся располагаются в колоннах. Перед колоннами нарисованы мишени на стене. По сигналу первые участники команд бегут с мячом к мишени, останавливаются у специальной отметки и выполняют метание в цель, подобрав отскочивший мяч, делают передачу партнеру и возвращаются в конец своей колонны.

9. Метание в движущуюся цель. Учащиеся располагаются в шеренгах лицом друг к другу. Стоящие в первой шеренге получают по теннисному мячу. Преподаватель, стоя посередине у одного края площадки, энергичным толчком перекатывает (посылает) обруч с таким расчетом, чтобы обруч перекатился к другому краю площадки. В это время ученики бросают мячи так, чтобы мяч пролетел через перекатывающийся обруч. Стоящие без мячей по сигналу подбирают мячи и готовятся к выполнению аналогичного задания.


Класс перестраивается по парам.

10. Выполнение ударов битой по мячу в стену. Игрок выполняет подбрасывание мяча партнеру с битой, который, поворачивая туловище в сторону, делает замах и выполняет удар по мячу сбоку. После удара игрок, подбрасывающий мяч ловит его и встает в исходное положение. Задача подающего – подбрасывать мяч строго по вертикали с открытой ладони. После двух-трех ударов игроки меняются местами.

11. Выполнение удара битой по мячу, подброшенному учителем. Для выполнения этого упражнения одна команда располагается в зоне выполнения ударов битой, а другая становится в игровое поле (см. рис. 2). Учитель выполняет подбрасывание мяча игроку с битой. Игрок, после удара по мячу, переходит на противоположную сторону и ловит мяч от игроков, стоящих в поле. Игроки, стоящие в поле, стараются подобрать мячи и вернуть подающим игрокам. Следует обратить внимание на то, чтобы бьющие старались попадать мячом в площадку, а стоящие в поле не пропускали мячи, которые летят в их направлении. Если мяч при ударе перелетает площадку, то возвращать его лучше через ближе стоящих игроков. Выполнив по три удара, игроки меняются полями.

Рисунок 2.






Заключительная часть.

Двусторонняя игра (по упрощенным правилам). Разделив класс на две команды, разместить игроков на площадке.

Учитель в площадке подающего подбрасывает мяч, игрок нападения выбивает его битой в поле. Если мяч падает на площадку, пересекая штрафную зону по воздуху, то бьющий игрок выполняет перебежку за линию «кона» и обратно. Игроки защиты подбирают мяч и, передавая друг другу, догнав, осаливают бегущего. Если бьющий игрок забежал за линию «кона» и вернулся обратно, то он приносит команде два очка. В случае промаха при ударе битой бьющий игрок выполняет повторный удар, в противном случае он встает в «пригород», ожидая действительного удара. При действительном ударе второго игрока перебежку могут выполнять двое игроков и т.д. Выполнившие полную перебежку (за линию «кона» и обратно) игроки встают в конец своей колонны в порядке очередности. При осаливании игроков чужой команды, происходит смена полей.

Игроки нападения должны усвоить, что перебежку можно выполнять только при действительном ударе. Игроки, ожидающие на площадке очередности, перебежку выполнять не могут. Если мяч попадает в штрафную зону или по воздуху пересекает боковые линии, удар считается недействительным.

Игроки защиты должны быстро подбирать мяч при действительном ударе для осаливания пробегающих. Если перебежки закончились или игроки не рискнули их делать, то мяч выводится из игры через учителя.



Подведение итогов урока.

Домашнее задание

  • Совершенствование навыка ловли и метания мяча в цель

  • Пробегание на скорость 30 метровых отрезков.

Список литературы

1. Бабушкин В.Г. Специализация в спортивных играх. - Киев: Здоровье, 1991. - 162.

2. Бура О.Е., Горбунов В.В. Русская удалая лапта. - М.: ФиС, 1961. - 40 с.

3. Валиахметов Р.М., Гусев Л.Г., Костарев А.Ю. и др. Лапта: Учеб. пос. - Уфа: изд-во БГПИ, 1999. - 111 с.

4. Валиахметов Р.М. Лапта: Учеб. пос. - Уфа: изд-во БГПИ, 1997. - 98 с.

5. Григорьев В.М. Играйте в лапту. - М.: ФиС, 1988. - 32 с.

6. Костарев А.Ю. Индивидуализация тренировочного процесса в русской лапте. - Уфа: изд-во БГПУ, 2001. - 104 с.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект учебного занятия по русской народной игре: "Лапта"

Автор: Сабуров Иван Александрович

Дата: 10.11.2017

Номер свидетельства: 438056

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Конспект образовательной деятельности по конструированию в подготовительной группе "Изготовление обрядовой маски козы""
    ["seo_title"] => string(130) "konspiekt-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-po-konstruirovaniiu-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-izghotovlieniie-obriadovoi-maski-kozy"
    ["file_id"] => string(6) "254192"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447701813"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства