формировать знания о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.
формировать знания об основах здорового образа жизни.
Развивающие:
формировать умения использовать физкультурно – оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Воспитательные:
воспитывать привычку вести здоровый образ жизни, работать в коллективе и команде.
Методы обучения:
Фронтальный
Групповой
Индивидуальный
Поточный
Место проведения: стадион
Кол-во занимающихся: 16 студентов
Инвентарь: гимнастические маты, свисток
Мотивация и актуальность темы
Занятия физической культурой проводятся с целью укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, а также пропаганды здорового образа жизни. Этому способствует тот факт, что только физически хорошо подготовленный специалист может справиться со всем объёмом физических и психоэмоциональных нагрузок, характерных для выполнения медицинским работникам своих служебных обязанностей.
ПРИМЕРНАЯ ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ
№
Наименова-ние этапа
Время
Цель этапа
Деятельность
Оснащение
преподавателя
студентов
1
-2-
-3-
-4-
-5-
-6-
-7-
Организационный этап
1
Организация начала занятия, подготовка рабочего места студентов
Отмечает отсутствующих студентов в журнале
Студенты строятся в одну шеренгу. Физорг сдаёт раппорт
Журнал, спортивная форма, гимнастические маты
Мотивацион-ный этап
1
Развитие интереса к новой теме
Объясняет студентам важность изучения данной темы
Слушают, задают вопросы
Методическая разработка занятия
Цели занятия
1
Установка приоритетов при изучении темы
Озвучивает цели занятия
Слушают
Методическая разработка занятия
Разминка
22
Постепенно и функционально подготовить организм к предстоящей работе
Инструктирует и контролирует выполнение упражнений, следит за правильностью их выполнения
Выполняют упражнения
Приложение 1.
Изложение нового материала
20
Способствовать развитию формирования умения использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; воспитывать привычку вести здоровый образ жизни, работать в коллективе и команде
Излагает новый материал, демонстрирует технику стойки на лопатках
Слушают, повторяют движения за преподавателем
Приложение 2
Выполнение упражнений для закрепления техники стойки на лопатках
40
Закрепление выполнения техники стойки на лопатках
Инструктирует и контролирует выполнение фаз техники стойки на лопатках, обсуждает правильность выполнения техники стойки на лопатках
Выполняют фазы техники стойки на лопатках
Методическая разработка занятия
Задания для внеаудиторной работы студентов
1
Участие в мероприятиях спортивно-оздоровительного характера
-
Посещают различные формы внеаудиторных занятий в спортивных секциях, клубах (в колледже – секция по баскетболу, ОФП, вне колледжа – секция по волейболу, лыжам, легкой атлетике и т.д.)
-
Подведение итогов
4
Систематизация, закрепление материала, развитие эмоциональной устойчивости, объективности оценки своих действий, умения работать в группе
Оценивает работу группы в целом, индивидуально, мотивация оценки
Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении
Приложение 3
Приложение 1
Комплекс упражнений для разминки
Перестроения на месте:
Перестроения из одной шеренги в две. После предварительного расчета по два подается команда: "В две шеренги - Стройся!" Для обратного перестроения подаётся команда. В одну шеренгу - Стройся!" После команды все выполняется в обратной последовательности (рис. 1).
2 раза
По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад, правой ногой, не приставляя её шаг вправо и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу.
2. Перестроение из одной шеренги и три. После предварительного расчета подаётся команда: "В три шеренги - Стройся! Для обратного перестроения подаётся команда: "В одну шеренгу - Стройся!". И все выполняется в обратной последовательности (рис. 2).
2 раза
По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой вперёд, шаг правой в сторону и, приставляя левую, становятся впереди вторых номеров.
3.Перестроения из колонны по одному в колонны по два (три). После предварительного расчета подаётся команда: "В колонну по два (три) Стройся!"(рис. 3).
2 раза
Действия обучающихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроениях из одной шеренги в две, три
Общеразвивающие упражнения в движении:
а) ходьба на носках, руки на поясе;
0,5 круга
Спина прямая, смотреть в затылок друг друга, плечи развернуты назад. Поточный метод.
б) ходьба на пятках, руки за спиной;
0,5 круга
Соблюдение правильной осанки.
Соблюдение дистанции (вытянутой руки)
в) ходьба на внешнем своде стопы;
0,5 круга
Спина прямая
г) ходьба на внутреннем своде стопы;
0,5 круга
Руки на поясе, спина прямая
д) ходьба с перекатом с пятки на носок;
0,5 круга
Отталкиваться двумя ногами одновременно
е) руки вперед, в полуприседе;
0,5 круга
Восстанавливаем дыхание
ж) ходьба в полном приседе;
0,5 круга
Руки на колени, спина прямая
з) прыжки из полного приседа, с продвижением вперед.
0,5 круга
Отталкиваться двумя ногами, руки на колени
Ходьба, спортивная ходьба, медленный бег.
5 кругов
Соблюдать дистанцию вытянутой руки
Примерный комплекс упражнений с использованием гимнастической скамейки
1. И. п. – основная стойка. Ходьба по рейке скамейки на носках, руки в стороны, вверху. Ходьба на пятках. Ходьба левым (правым) боком.
1 – 2 мин.
Соблюдать дистанцию
2. И. п. – основная стойка, стоя на скамейке.
1. – Наклониться вперед, захватив руками края скамейки.
2 – 3. – Пружинящие наклоны с помощью рук.
4. – И. п.
4 – 6 раз
Наклон глубже, ноги в коленях не сгибать
3. И. п. – стоя левым боком к скамейке, руки внизу.
1. – Поставить левую ногу на скамейку, поднять руки.
2. – Наклониться влево, руки за голову.
3. – Выпрямиться.
4. – Приставить ногу в и. п. То же в другую сторону.
5 – 6 раз
Наклон глубже, спина прямая
4. И. п. – сидя продольно на скамейке, взяться руками за передний край, ноги прямые. 1. – Поднять правую ногу вверх.
2. – И. п.
3. – Поднять левую ногу вверх. 4. – И. п.
5. – Поднять обе ноги вверх.
6 – 7. – Держать.
8. – И. п.
4 - 6 раз
Ноги в коленях не сгибать
5. И. п. – то же. Партнер держит за голеностопные суставы сидящего, руки которого или на поясе, или за головой, или подняты вверх.
1 – 2. – Прогнуться назад, касаясь затылком пола.
3 – 4. – И. п.
– 8 раз
Прогнуться в спине
6. И. п. – стоя ноги врозь, скамейка между ногами.
1. – Прыгнуть на скамейку, руки развести в стороны.
2. – Прыгнуть на пол, руки опустить вниз.
6 – 8 раз
Сильнее оттолкнуться от пола
7. И. п. – сидя на скамейке:
(удерживание)
1. - сед ноги врозь;
2. - сед углом;
3. - упор лежа сзади;
4. - сед углом;
5. - сед ноги врозь.
10 сек.
Ноги в коленях не сгибать
Приложение 2
Изложение нового материала
Обучение и совершенствование стойке на лопатках
Стойка на лопатках выполняется перекатом назад в группировке. В момент опоры лопатками и затылком подставить руки под поясницу (большими пальцами вперед), ноги согнуты, голени вертикально.
Упражнение стойка на лопатках, согнув ноги, заканчивается перекатом вперёд в упор присев. Сначала нужно выполнить группировку, подавая плечи вперёд, отталкиваясь спиной от мата, перекат вперёд и вернуться в и.п.
Вопрос 1.
Как выполнить стойку на лопатках?
Вопрос 2.
Как вернуться из стойки на лопатках в и. п.?
Специальные упражнения в парах
В И.п. - лежа на спине подняв таз вверх, руки вдоль тела, ладонями вниз, - страхующий поднимает за носки прямое тело партнера до стойки, затем выполняющий подставляет руки под поясницу большими пальцами вперед, локти при этом широко не разводить. После того, как выполняющий упражнение "прочувствовал" прямое положение тела в стойке, можно приступать к самостоятельному выполнению из различных исходных положений. При выполнении стойки на лопатках из упора стоя ноги врозь кувырком вперед, руки следует ставить несколько вперед, так, чтобы основная нагрузка была на руки. После сгибания рук и опускания на лопатки, руки следуют быстро перевести вперед и подставить под поясницу, ноги при этом касаются носками пола за головой. Затем, разгибаясь в тазобедренных суставах, выполнить стойку на лопатках.
При выполнении указанных упражнений целесообразно применять различные режимы работы мышц: динамический и его разновидности – уступающий и преодолевающий; статический, а также различное их сочетание.
Причем статические позы удерживать под различными углами положения тела относительно горизонта.
Собственно, стойку на лопатках выполнять из различных положений: из упора присев перекатом назад; из упора присев перекатом вперед; из основной стойки наклоном вперед; из основной стойки наклоном назад – перекат назад; махом одной толчком другой, перекат вперед и т.д.
Положение рук могут быть следующими: руки на поясе, руки за головой, руки на полу вверху, руки на полу в стороны; руки на полу сзади, руки вдоль тела и т.
Типичные ошибки
1.Перекат выполняется с откидыванием плеч и головы назад.
2. Руки ставятся под спину рано, локти широко разведены. 3.Туловище не принимает вертикального положения.
4. Голени отклоняются от вертикального положения, носки не оттянуты.
Последовательность обучения
Основу этого упражнения составляют те же элементы, которые уже упоминались: группировка, перекат.
Повторить «подводящие» упражнения, совершенствующие группировку и перекаты из различных и.п.
Из седа спиной к мату с прямыми ногами, руки вверх, перекат назад, касаясь мата плечами. Вернуться в и.п.
То же – вернуться в и.п. – о.с. (основная стойка).
Из седа спиной к мату – группировка – перекат назад с постановкой локтей на мате вдоль туловища, держать спину вертикально с согнутыми ногами. Кисти рук на спину не ставить.
Из положения лёжа на мате, руки вверх:
а) поставить локти рук вдоль туловища;
б) прогнуться, опираясь о мат стопами, локтями, затылком, держать;
в) и.п.
6. Из седа спиной к мату – группировка - перекат назад с постановкой локтей на мат вдоль туловища, затем кистей рук под спину, ближе к лопаткам. И.П.
7. То же, но из и.п. – упор присев.
В этом упражнении важно перед перекатом назад сначала подать плечи вперёд для активного отталкивания руками.
Эстафета «Гонка обручей»
Играющие делятся на 2 команды, которые выстраиваются на линии старта в колонны по одному, на расстоянии 3–4 м одна от другой.
По сигналу первые в колоннах, ударяя обруч палкой, катят его до заранее условленного места (15–25 м) и оттуда – обратно. Потом обруч катят вторые игроки, третьи и т. д. Если обруч упадет, его поднимают и продолжают катить в том же направлении.
Команда, выполнившая задание раньше, выигрывает.
Эстафета«Прыжок за прыжком»
Играющие делятся на 2 равные команды, каждая из которых выстраивается в колонну по два. Обе колонны выстраиваются параллельно одна другой на расстоянии 2 м. Все пары играющих держат за концы короткие скакалки, растянув их на расстоянии 50–60 см от пола. Расстояние между парами 1 м.
По сигналу руководителя первые пары каждой колонны кладут скакалки на землю и бегут вдоль своей колонны в ее конец, один справа, другой слева. С конца колонны они последовательно перепрыгивают через скакалки всех пар (один за другим по своему усмотрению), стоящих в колонне. Возвратившись на свои места, оба игрока останавливаются, берут с земли свою скакалку и, растянув ее, поднимают на высоту 50–60 см. Как только они подняли скакалку, игроки второй пары в колонне кладут свою скакалку на землю, прыгают через первую скакалку и проделывают все, что выполнила 1 пара.
Побеждает команда, первой закончившая перебежку с перепрыгиванием скакалок (с наименьшими штрафными очками – нельзя опускать скакалки).
«Эстафета с прыжками в длину»
На одной стороне зала проводится линия старта. На расстоянии 6–8 м от нее двумя линиями обозначается полоса шириной 1 м, а за полосой на расстоянии 1–3 м чертятся 3 кружка. В каждый кружок кладется по флажку или палочке.
Играющие разделяются на 3 команды и выстраиваются шеренгами вдоль 3 стен в виде буквы П. Первые номера команд встают на старт.
По команде преподавателя игроки со старта бегут вперед, прыжком преодолевают полосу препятствий, подбегают к своим кружкам, поднимают флажок вверх, затем снова кладут в кружок и возвращаются на место в команду, минуя полосу препятствий. Затем по сигналу бегут следующие игроки, предварительно занявшие положение на старте.
Игра продолжается, пока все игроки не примут участие в беге с преодолением полосы препятствий.
Выигрывает команда, заработавшая больше очков.
Приложение 3
Вопросы для закрепления знаний
Как выполнить стойку на лопатках?
Как вернуться из стойки на лопатках в и. п.?
Эталоны ответов на вопросы
Стойка на лопатках выполняется перекатом назад в группировке.
Упражнение стойка на лопатках, согнув ноги, заканчивается перекатом вперёд в упор присев. Сначала нужно выполнить группировку, подавая плечи вперёд, отталкиваясь спиной от мата, перекат вперёд и вернуться в и.п.
Критерии оценки
«5» - двигательное действие выполнено правильно, четко, уверенно, свободно, точно соблюдены все технические требования;
«4» - двигательное действие выполнено в соответствии с предъявляемыми требованиями, при этом допущено не более двух незначительных ошибок;
«3» - двигательное действие выполнено в своей основе верно, но с одной значительной или более чем с тремя незначительными ошибками;
«2» - при выполнении двигательного действия, допущена одна грубая ошибка и число других ошибок более трех.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Брыкина А. Т. Гимнастика: Учебник для техникумов физкультуры [Текст] /А.Т. Брыкина. – М.: Физкультура и спорт, 1988. - 326 с.
Журавин М.Л. Гимнастика: Учебник [Текст] / М. Л. Журавина. - М.: Академия, 2006. - 448 с.
Петров П. К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / П. К. Петров. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 448 с.
Петров П. К., Пономарёв Г. И. Методика обучения акробатическим упражнениям и прыжкам в школе: Учебное пособие [Текст] / П. К. Петров, Г. И. Пономарёв. - Ижевск: Издательство УдГУ, 1994. — 74 с.
Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений [Текст] / Ж. К. Холодов. - М.: «Академия», 2003. – 345 с.