Обучение технике кувырка вперёд в группировке Благодаря своей динамичности и эмоциональности акробатические упражнения являются эффективным средством физического воспитания обучающихся. При их выполнении воспитывается смелость, умение управлять своим телом во времени и пространстве, совершенствуется функция вестибулярного аппарата. Большое значение акробатические упражнения имеют и как средство развития таких физических качеств, как сила, гибкость, ловкость, прыгучесть. Кувырок – это вращательное движение тела с переворачиванием через голову и последовательным касанием опоры. Различают кувырок вперед, длинный, кувырок с прыжка, кувырок назад, назад согнувшись, кувырок с поворотом и т.д. Кувырок вперед легче осваивается из стойки «ноги врозь с опорой на руки», опираясь на затылок и перекатом переходя в сед, затем - придя в упор присев. Далее можем перейти к целостному выполнению кувырка вперед. При изучении кувырка нужно обращать внимание на группировку, притягивание подбородка к груди и в финальной фазе – приход в упор присев руки вперед. При изучении кувырка вперед преподаватель стоит от обучающегося сбоку на колене, одной рукой поддерживает его под плечо, а другой, подталкивая под колени, способствует выполнению вращения. Этапы и методы обучения акробатическим упражнениям. Процесс обучения отдельному упражнению, а следовательно, содержание и последовательность применяемых методов и методических приемов можно представить в виде трех тесно связанных друг с другом этапов. Каждый этап имеет свои методические задачи. Основной задачей начального этапа обучения является создание предварительного представления об изучаемых упражнениях. Обучающиеся должны познакомиться с гимнастической терминологией (упор присев, упор лежа, упор сидя и т.д.) Показ упражнения должен быть безошибочным, т.е. образцовым. Перед показом преподаватель обращает внимание обучающихся на составные части упражнения с таким расчетом, чтобы во время исполнения они знали, на что обратить внимание. Основной задачей второго этапа обучения, этапа разучивание акробатических упражнений, наибольшее распространение получил метод целостного выполнения упражнения, который подразумевает выполнение изучаемого движения в целом. На этом этапе важен выбор наиболее эффективных методов обучения, уточнение представлений об изучаемом упражнении и устранении ошибок. Каким бы полным ни было предварительное представление, оно не может быть абсолютно точным при исполнении. В первых попытках оно уточняется в результате непосредственно воспринимаемых ощущений. С этой целью применяется страховка. С помощью специальных приемов преподаватель помогает обучающемуся получить правильное ощущение, осознать своевременность и интенсивность главных усилий. На третьем этапе используется метод, подводящих упражнений. Например, кувырок вперед можно разделить на ряд составных движений: упор присев (1), перекат вперед (2), группировка (3), упор присев (4), основная стойка (5).
Эти элементы изучают как отдельные, самостоятельные упражнения, а при обучении кувырку вперёд как «подводящие упражнения». Методика обучения акробатическим упражнениям. Большое значение в обучении акробатическим упражнениям имеют представления обучающихся о самом элементе, из каких частей он состоит, какова последовательность их выполнения, какие ошибки могут быть при их выполнении, поэтому преподаватель должен знать порядок усвоения составляющих данного упражнения. Прежде всего, обучающихся следует познакомить с простыми элементами как упор присев, группировка, перекат из различных исходных положений (И.п.). Упор присев – присед, колени вместе, руки на полу, плечи над кистями, голова прямо. Из упора присев начинаются все основные акробатические упражнения. Группировка – выполняется из упора присев, колени подтягиваются к груди, локти прижать к туловищу, кисти рук захватывают голень, спина круглая. Может выполняться из положения сидя, лёжа на спине.
Последовательность обучения: Из упора присев, оттолкнуться руками от пола, принять положение группировки в приседе, округлив спину, находясь на всей ступне. Из положения упора сидя сзади (руки в упоре за спиной) быстро согнуть ноги и сгруппироваться. То же, из и.п. лёжа на спине. Каждое упражнение выполнять несколько раз, постепенно ускоряя движение и фиксируя положение группировки, включать в разминку перед выполнением акробатических упражнений и как “подводящее” упражнение для совершенствование более сложных. Кувырок вперёд в группировке Техника выполнения: Из упора присев, подать плечи вперёд и перенести тяжесть тела на руки, выпрямляя ноги наклонить голову до касания подбородка груди оттолкнуться ногами и переворачиваясь через голову, сделать перекат, опускаясь на лопатки, спину, затем согнуть ноги, руки после отталкивания положить на голени, сохраняя группировку, прийти в упор присев. Последовательность обучения: 1. Повторить движения в группировке, перекатах ранее выученных из различных и.п. 2. И.п. стойка ноги врозь лицом к мату, наклон вперёд, поставить руки на мат, подавая плечи вперёд, голову к коленям, держать. 3. То же подняться на носки, постараться увидеть верхнюю часть спины – держать. 4. И.П. стойка ноги врозь, опуская руки на мат перед собой, сгибая руки. Опускаясь на спину поочерёдное отталкивание ногами, руками выполняется кувырок вперёд в сидящую группировку. 5. И.п. то же кувырок вперёд в упор присев. 6. Из упора присев, оттолкнуться двумя ногами, подтянуть колени к груди — группировка. 7. И. п. упор присев — кувырок вперед в упор присев. Упражнения 4, 7 в начале обучения выполняются с помощью преподавателя, чтобы избежать ошибки №1, 3 помочь обучающимся почувствовать движение плеч вперед, перекат на спину, отталкивание руками, ногами. В большинстве случаев избежать типичных ошибок можно при многократном повторении элементов группировки и перекатов, используя разнообразные варианты их исполнения, поддерживая и развивая интерес обучающихся к известным упражнениям. |
Вопрос № 1. Дать определение кувырку. Вопрос 2. Из каких фаз состоит кувырок вперёд в группировке? На этом этапе большое значение имеет словесный метод и метод показа. Применяют при освоении несложных по технике исполнения элементов и соединений и в случаях, когда разучиваемое упражнение не поддается расчленению. Этап заключается в выполнении ранее изученных движений, которые входят в содержание выполняемого движения.
Типичные ошибки:
Типичные ошибки: Опускание на голову и как результат падение на спину. Локти в упоре присев направлены в стороны, а не назад. Отсутствие движения вперед, вследствие слабого отталкивания ногами и руками. Отсутствие или недостаточная группировка в начале или в конце исполнения упражнения. |