kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективность использования единоборств на уроках физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

для популяризации единоборств среди учащихся и оздоровление детей путем разнообразия уроков физической культуры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эффективность использования единоборств на уроках физической культуры»

ВВЕДЕНИЕ

По данным медико-биологических и психолого-педагогических исследований последнее двадцатилетие характеризуется неуклонным снижением здоровья современных подростков, а также взрослого населения России. Причинами негативных тенденций в состоянии здоровья являются экологическая ситуации, недостаточность профилактических мероприятий, несформированность серьезного отношения к индивидуальному здоровью, снижение организованной и самостоятельной двигательной активности и пассивное отношение к физической культуре у всех категорий населения. Между тем, исследованиями В.К. Бальсевича и др. установлено, что оптимальная двигательная активность является стимулированием роста и развития организма, благоприятно влияет на состояние сердечно-сосудистой системы, двигательного аппарата, восстанавливает психические функции.

Анализ современной программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением предметов показывает их выраженную направленность в сторону образовательного компонента. Такое предпочтительное отношение к выработке двигательных умений и навыков, допускается в ущерб воспитанию основных физических качеств [5, 6]. Чтобы влиять на физическое развитие ребенка, необходимо включать его в различные виды двигательной активности: простые и сложные. В процессе физического воспитания в школе больше внимания уделяется обучению основным базовым движениям, и поэтому процесс развития физических качеств затормаживается [3]. Исследователями в качестве преодоления вышеизложенного противоречия предлагаются различные варианты, в том числе инновационные физкультурно-оздоровительные технологии, привлечение детей и взрослых к занятиям единоборствами, популярность которых ежегодно возрастает.

Цель исследования заключается в разработке и экспериментальном обосновании методики использования единоборств на уроках физической культуры. Исходя из вышесказанного, важно целенаправленно влиять на физическое развитие ребенка. По нашему мнению, наиболее приемлемым вариантом является развитие физических качеств непосредственно на уроках физической культуры в школе. Основной направленностью уроков, которые построены на материале единоборств, является: разрешение задач физического воспитания школьников, освоение основных навыков единоборств, приобщение к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой и спортом. Школьные уроки с элементами единоборств в школе подчинены педагогическим закономерностям и требованиям логики учебно-воспитательного процесса. Урок продолжается 45 минут и включает подготовительную, основную и заключительную части [1, 7]. Подготовительная часть урока (5-8 мин) подготавливает организм к дальнейшей физической нагрузке. В подготовительную часть урока можно включать характерные для борцов перемещения; упражнения скоростно-силового характера [2, 4]. В то же время надо отметить, что в старших классах ее интенсивность необходимо увеличить. В основной части (25-30 минут) обеспечивается оптимальный уровень работоспособности школьников. В основной части идет освоение разнообразной техники приемов и идет процесс воспитания физических качеств. При проведении этой части урока необходимо соблюдать правильную последовательность выполнения разных по характеру упражнений. Здесь важно учитывать, что сложнокоординационные упражнения целесообразно начать изучать в первой половине основной части, а решением задачи воспитания быстроты будут служить упражнения, которые выполняются после подготовительной части. Возможно так же включать и подвижные игры различной направленности.

Заключительная часть урока длительностью 3-5 мин направлена на снижение уровня частоты сердечных сокращения и возврат психоэмоционального состояния школьников до исходного уровня.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первый этап, состоял в формулировании целей, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки полученной информации.

Второй этап предусматривал педагогический эксперимент. Были сформированы группы - контрольная и экспериментальная из старших школьников параллельных классов (8-й «А» и 8-й «Б») в количестве 30 человек каждая.

Третий этап заключался в обработке и анализе полученной информации.

Методы исследования включали в себя: анализ литературных данных, тестирование (бег на 30м, 6-ти минутный тест Купера, подтягивание в висе на высокой перекладине, прыжок в длину с места, челночный бег 3x10 м, наклон из исходного положения стоя), методы математической статистики.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для анализа показателей физической подготовленности юношей старшего школьного возраста были использованы показатели, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнения показателей физической подготовленности юношей старшего школьного возраста ЭГ, КГ и возрастных норм до эксперимента

Физические способности

Контрольные упражнения (тесты)

Норма

КГ Хср±Sx

Разница %

ЭГ Хср±Sx

Разница (%)

Скоростные

Бег 30 м, с

5

5,1±0,05

3

5,08±0,05

1,6

Координационные

Челночный бег3х10 м, с

7,7

7,9±0,09

4,8

8,01±0,04

4,02

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

210

194,8±2,18

7,3

195,8±1,94

6,7

Выносливость

6-мин. Бег Купера, м

1350

1277±5,05

5,4

1318±10,85

2,3

Гибкость

Наклон вперед из положения стоя, см

11

5,9±0,35

46,3

7,3±0,13

33,6

Силовые

Подтягивание из положения виса на высокой перекладине, кол-во раз

10

8,9±0,35

11

8,1±0,25

19

Примечание: уровень значимости р

Как следует из таблицы 1 на начало эксперимента статистически значимых различий по уровню значимости 0,05 не обнаружено.

Ниже представлены упражнения и элементы единоборств, которые были включены в процесс урока по физическому воспитанию для экспериментальной группы (таблица 2).

Таблица 2

Упражнения с элементами единоборств, направленные на развитие физических качеств

Физическое качество

Средства

Координационные способности

челночный бег;

комбинации из элементов техники,

круговая тренировка подвижные игры и эстафеты,

подвижные игры с направленностью на изучение борьбы.

Выносливость

круговая тренировка,

подвижные игры с формами борьбы;

учебные схватки.

Скоростные и скоростно-силовые качества

смена исходных положений по сигналу,

рваный бег из различных исходных положений,

эстафеты в сочетании с прыжками,

многократные броски набивных мячей разного веса на дальность из разных исходных положений,

различные прыжки (напрыгивания на тумбу, спрыгивания, выпрыгивания, со скакалкой, прыжки в длину с места).

Силовые качества

упражнения с отягощениями (ОРУ с различным инвентарем), упражнения в парах,

круговая тренировка, подтягивание в висе, упражнения с противодействием партнера.

Гибкость

упражнения на растягивание, махи,

круговые движения в суставах верхних и нижних конечностей.

Таблица 3

Сравнение показателей физического развития после эксперимента

Физические способности

Контрольные упражнения (тесты)

Норма

КГ Хср±Sx

Разница %

ЭГ Хср±Sx

Разница (%)

Скоростные

Бег 30 м, с

5

5,01±0,06

0,2

4,9±0,04

2

Координационные

Челночный бег3х10 м, с

7,7

7,92±0,12

2,8

7,81±0,05

1,4

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

210

197,6±1,94

5,9

199,6±1,94

4,9

Выносливость

6-мин. Бег Купера, м

1350

1396±7,35

3,4

1495±9,10

10,7

Гибкость

Наклон вперед из положения стоя, см

11

7,2±0,49

34,5

8,9±0,16

19,1

Силовые

Подтягивание из положения виса на высокой перекладине, кол-во раз

10

10,10±0,21

1

10,30±0,43

3

ВЫВОДЫ

  1. На основе анализа литературных источников нами выявлено, что наиболее благоприятным возрастом для развития скоростно-силовых качеств является старший школьный возраст. Для процесса повышения эффективности целесообразно применять комплексную подготовку.

  2. Исходные показатели контрольной и экспериментальной групп не имели достоверных различий.

  3. Анализ полученных результатов тестирования выявил, что по всем показателям физической подготовленности у юношей обеих групп произошли достоверные улучшения результатов (р

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев. - М. : Высшая школа, 2005. - 384 с.

  2. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии) / М. Ф. Иваницкий. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 544 с.

  3. Коропенко, С.Н. Победить себя. Айкидо: путь силы и духа / С.Н. Коропенко. - Львов : Сполом, 2008 - 192 с.

  4. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя / В.И. Лях. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 272 с.

  5. Нестеров, Б.А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков / Б.А. Нестеров. - Хабаровск : [б.и.], 2001 г. - 244 с.

  6. Никонович, П.Н. Реализация исходных принципов каратэ в спортивном поединке / П. Н. Никонович. - М.: Издательские решения «Ю», 2015 - 150 c.

  7. Теория и методика спорта / под общей ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. - М. : Советский спорт, 2007. - 416 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эффективность использования единоборств на уроках физической культуры

Автор: Бадртдинова Самира Вакиловна

Дата: 04.12.2019

Номер свидетельства: 530180

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Использование ИКТ на уроках физической культуры и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(78) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "131973"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416252047"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Координационные способности — основа обучения и воспитания физических качеств."
    ["seo_title"] => string(86) "koordinatsionnyie-sposobnosti-osnova-obuchieniia-i-vospitaniia-fizichieskikh-kachiestv"
    ["file_id"] => string(6) "270125"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451017338"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства