____________Сотникова Н.В. общеобразовательного учреждения – лицея №28 г. Орла
Союза Г.М. Паршина
_________________А.И. Волчков
Савоськина С.Н.
Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной, разносторонней личности обращали внимание еще великие греки – философы Сократ, Платон, Аристотель и другие. В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности, однако известно, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, оставляет желать лучшего. Это связано с наличием постоянно углубляющегося противоречия между возросшими адаптивно-соматическими, психологическими и генетическими возможностями современного человека с одной стороны и резким уменьшением его двигательной активности как регулятора состояний и функций организма – с другой. Тем более возрастает значение физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни.
Актуальность физкультурно-спортивного направления деятельности обуславливается тем, что в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка.
Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Кроме того, игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя. Спортивные игры направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Это и стало основной целью программы дополнительного образования детей «Волейбол».
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
1. Оздоровительные:
2. Образовательные:
3. Воспитательные:
№ занятия | ТЕМЫ | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА |
№ 1 | История развития волейбола | Инструктаж по ТБ. Становление волейбола как вида спорта. Последовательность и этапы обучения волейболистов. Общие основы волейбола |
№ 2 | Правила игры и методика судейства | Правила игры. Эволюция правил игры по волейболу. Упрощенные правила игры. Действующие правила игры. Методика судейства соревнований. Терминология и жестикуляция. |
№ 3 | Техническая подготовка волейболиста
| Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства. Основные задачи технической подготовки. Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике. Всесторонняя физическая подготовка – необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения. Определения и исправления ошибок. |
№ 4 | Техническая подготовка волейболиста
| Задачи тренировочного процесса. Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость) Основы совершенствования технической подготовки. Методы и средства технической подготовки. Контроль за технической подготовкой. |
№ 5 | Техника игры в волейбол | Взаимосвязь техники нападения и защиты в обучении и тренировке. Ознакомление с техникой игры. Последовательность, методы, методические приемы при обучении и совершенствовании техники игры. Роль соревнований для проверки технической подготовки игроков. Нормативные требования и испытания по технической подготовке. Техника игры, ее характеристика. Особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего развития. Терминология. Техника нападения, техника защиты. Взаимосвязь развития техники нападения и защиты. |
№ 6 | Физическая подготовка | Характеристика средств и методов, применяемых при проведении общеразвивающих, подготовительных, подводящих и специальных упражнений. Подбор упражнений при составлении и проведении комплексов по физической подготовке. Индивидуальный подход к занимающимся при решении задач физической подготовки. Виды контрольных тестов по физической подготовке. |
№ 7 | Методика тренировки волейболистов. | Подбор и применение упражнений для исправления ошибок в технике игры. Подбора и проведение упражнений для развития физических качеств. Анализ средств и методов при обучении основным техническим приемам. Виды упражнений и методы, применяемые при обучении. Применение технических средств при обучении технике. |
№8 | Стартовые стойки. Обучение технике приёма и передачи мяча | Устойчивая, основная; - статическая стартовая стойка; - динамическая стартовая стойка. Перемещение в стойке боком, лицом. Передача мяча над собой Приём мяча снизу на месте. Передача мяча на месте. ОРУ. Передачи назад за голову в тройках. Развитие координационных способностей. |
№9 | Обучение технике приёма и передачи мяча | Приём мяча снизу на месте. Передача мяча на месте. ОРУ. Передачи назад за голову в парах. Развитие координационных способностей. Владеть мячом (принимать, передавать на расстояние, перемещаться под мяч, подавать) в процессе подвижных игр |
№10 | Обучение техники и тактики в волейболе | Техника стоек. Передвижение шагом (бег), скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег). Выпады: вперед, в сторону. Остановки. Правильное выполнение любой подачи. ОРУ. Для правильного выполнения любой подачи требуется: 1. Занять правильное исходное положение 2. Правильно подбросить мяч 3. Ударить в нижнюю часть мяча с определенной силой 4. Удар должен производиться твердой кистью, закреплен-ной в лучезарном суставе. 5. После удара рука продолжает движение в направлении подачи. Развитие координационных способностей. |
|
№11 | Обучение техники и тактики с учётом позиции. | Передачи (индивидуально, в парах) из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа, в прыжке), во время и после перемещений и остановок. Развитие координационных способностей. |
№12 | Обучение техники и тактики с учётом позиции. | - подводящие упражнения для обучения передачи мяча; - специальные упражнения для обучения передачи мяча; ОРУ. Эстафеты с мячами. Передачи двух мячей, которые направляют партнеры передачей, ударом одной рукой (прием снизу одного мяча, передача другого; передача стоя и с последующим падением и т. п.). В тройке (в линию) — передача двух мячей, стоя спиной к направлению передачи. Развитие координационных способностей. |
№13 | Обучение техники и тактики с учётом позиции. | Один игрок стоит с мячом в зоне 4 у сетки, другой — в зоне 3 (связующий). Первый передачей посылает мяч в зону 6, куда выходит второй, и передачей на удар возвращает мяч в зону 4; первый игрок посылает мяч в зону 3, куда выходит второй (из зоны 6), и выполняет передачу на удар в зону 4, и т.д.; меняются высота передачи и расстояние. То же, но связующий в зоне 2, передача в зону 2, затем 4. Развитие координационных способностей. |
№14 | Обучение техники и тактики с учётом позиции. | Три игрока располагаются в зонах 4, 3 и 2, один в зоне 1 (6, 5) — связующий. Тренер из зоны 6 с противоположной площадки посылает мяч через сетку одному из нападающих, связующий выходит к сетке и выполняет передачу (в определенную зону и заданной высоты). Соответствующий игрок передачей в прыжке посылает мяч тренеру. Тренер отправляет мяч снова через сетку (передачей, ударом после передачи над собой); связующий, после выхода и передачи вернувшийся в свою зону, снова выходит и передает мяч игроку, не участвовавшему в этом, и т.д. Меняют высоту передач. Игроки последовательно проходят через все зоны. ОРУ. Развитие координационных способностей. |
№15 | Обучение техники и тактики с учётом позиции. | Выполнение упражнений в связке связующий — нападающий, т.е. все передачи к сетке завершают нападающим ударом. Связующий оценивает техническое качество передачи по результативности нападающего удара. В этих упражнениях связующие и нападающие «притираются» друг к другу. ОРУ. Эстафеты с мячами. Развитие координационных способностей. |
№16 | Обучение техники перемещений, передачи, подачи | Передачи назад за голову в тройках. Игроки располагаются на одной линии на расстоянии 2-3 м. Крайний передает мяч среднему, который, в свою очередь, передает его за голову, после чего поворачивается лицом для получения мяча и снова передает его крайнему за голову. По сигналу тренера средний меняется. |
№17 | Обучение техники перемещений, передачи, подачи | Передачи назад за голову в парах. После передачи над собой на высоту 1 — 1,5 м игрок поворачивается на 180° и выполняет передачу стоя спиной к партнеру зоны 4. Передачи из зоны 1 в зону 4, из зоны 5 в зону 2. |
№18 | Обучение техники перемещений, передачи, подачи | Волейболисты стоят по кругу, в середине один (два-три) водящий с мячом: приставными шагами игроки передвигаются по кругу, водящий передает им мяч, они немедленно возвращают его водящему. |
№19 №20 №21 №22 №23 | Обучение техники перемещений, передачи, подачи. Обучение техники перемещений, передачи, подачи. Обучение техники перемещений, передачи, подачи. Обучение техники перемещений, передачи, подачи. Обучение техники перемещений, передачи, подачи. | Подача верхняя прямая на точность (в указанные зоны) при максимальной точности и отсутствии ошибок. Подача после выполнения упражнений по специальной физической подготовке, например, броски набивного мяча из-за головы двумя руками в опорном и безопорном положениях. Подача после блокирования двух-трех атакующих ударов. Подача после выполнения двух-трех атакующих ударов. Подвижные игры. Перед подачей волейболист выполняет три прыжка с имитацией блока. Подвижные игры. |
№24 №25 №26 №27 №28 | Обучение развитию прыжка Обучение развитию прыжка Обучение развитию прыжка Обучение развитию прыжка Обучение развитию прыжка | Прыжки вверх из положения приседа или полуприседа (угол между бедром и голенью перед прыжком - 130-140о). Подвижные игры. Прыжки вверх с попеременным отталкиванием ногами. Прыжки вверх из глубокого приседа (спина прямая): шаг - присед – прыжок Перепрыгивание через барьер толчком двух ног (прыжок - поворот лицом к барьеру - прыжок - поворот и т.д.). Имитация блока после одного приставного шага (выпрыгивание из полуприседа и глубокого приседа). |
№29 №30 №31 №32 №33 №34 №35 | Обучение развитию прыжка Обучение технике атакующего удара Обучение технике приема подачи мяча снизу двумя руками Обучение технике физической подготовки волейболистов Обучение технике физической подготовки волейболистов Техника приема подачи мяча снизу двумя руками Физическая подготовка волейболистов | Прыжки с разбега толчком двумя ногами с доставанием маркировки как можно выше. Подвижные игры. Подготовительная игра 3x3. Спортсмены располагаются в зонах 5 (прием), 3 (передача), 4 (атакующий удар). Игра ведется по правилам волейбола. Прием подачи последовательно в зонах 5, 6, 1. Вначале по 3 попытки, затем по 2 и, наконец, по одной. В этом упражнении применяются броски мяча в случае неточной подачи Во время перемещения различными способами (ходьба, бег — лицом и спиной вперед, приставные шаги, прыжки на одной и обеих ногах) выполнение движений руками (смена положений рук: вперед, вверх, в стороны, круги руками внутрь, кнаружи, вправо, влево). Учебная игра. Прыжки по лестнице вверх на одной и двух ногах. Учебная игра. Прием подачи последовательно в зонах 5, 6, 1. Вначале по 3 попытки, затем по 2 и, наконец, по одной. В этом упражнении применяются броски мяча в случае неточной подачи Во время перемещения различными способами (ходьба, бег — лицом и спиной вперед, приставные шаги, прыжки на одной и обеих ногах) выполнение движений руками (смена положений рук: вперед, вверх, в стороны, круги руками внутрь, кнаружи, вправо, влево). Учебная игра. |
Поурочный учебный план состоит из 35 занятий продолжительностью 1час каждый.
В зависимости от индивидуальных возможностей учебной группы или при невозможности провести 35 занятий по объективным причинам (болезни, каникулы или др. уважительные причины) преподаватель может по своему усмотрению изменять порядок различных тем внутри учебного плана, или добавлять занятия в другие дни взамен пропущенных.
Можно также исключать некоторые занятия или заменить на другие, которые хуже усваиваются.
Занимаясь волейболом в школе, учащиеся получают сведения по истории развития волейбола, знакомятся с правилами игры, основами методики обучения и тренировки, методами и средствами физической, технической, тактической, психологической и другими видами подготовки. Они получают также знания по гигиене, режиму питания, профилактике травматизма. На занятиях по волейболу учащиеся укрепляют свое здоровье, развивают специальные физические качества, овладевают элементами техники и тактики игры, повышают спортивное мастерство.
Поскольку выполнение отдельных игровых приемов волейбола не связано с проявлением больших усилий, с резкими движениями и статической работой, то эти приемы можно использовать для занятий в специальных учебных подгруппах.
По мнению медиков, выполнение перемещений, подач, приёма и передач мяча является хорошим корригирующим средством. При условии правильной методики занятий волейболом у занимающихся становится реже сердечный ритм, снижаются артериальное давление и частота дыхания в состоянии покоя. В связи с этим занятия волейболом должны широко использоваться в работе со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Целесообразность занятий со спортивной направленностью подтверждена рядом экспериментальных педагогических и физиологических исследований. Поэтому, наряду с традиционными занятиями волейболом в группах ОФП, необходимо создавать специализированные группы по волейболу.