Влияние тестовых упражнений на физическое развитие ученика
Влияние тестовых упражнений на физическое развитие ученика
Исследования в области совершенствования физического воспитания позволяют делать выводы о том, что мощным оздоровительным средством для детей является рационально организованная двигательная активность. Двигательная активность, создавая энергетическую основу для работы и формирования систем организма, способствует нормальному физическому и психическому развитию. Учет возрастных особенностей при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми оказывает положительное влияние на их состояние здоровья и динамику физической подготовленности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние тестовых упражнений на физическое развитие ученика»
Влияние тестовых упражнений на физическое развитие ученика
Михайлин Антон Геннадьевич
учитель физической культуры
МАОУ СОШ №45 Калининград
Исследования в области совершенствования физического воспитания позволяют делать выводы о том, что мощным оздоровительным средством для детей является рационально организованная двигательная активность. Двигательная активность, создавая энергетическую основу для работы и формирования систем организма, способствует нормальному физическому и психическому развитию. Учет возрастных особенностей при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми оказывает положительное влияние на их состояние здоровья и динамику физической подготовленности.
По данным исследований лишь 4-5% выпускников школ Российской Федерации могут считаться здоровыми, 70% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
Одной из основных причин высокой заболеваемости у детей в Российской Федерации является низкий уровень двигательной активности. Население России в целом «обеспечено» физической культурой и спортом всего на 30-40% от необходимого, «физиологически обоснованного объема двигательной активности для нормального развития организма» (Н.М. Амосов).
При малоподвижном образе жизни, который ведут большинство современных подростков, уменьшается объем и сила мышц, увеличивается количество жировой ткани, кости обедняются кальцием и становятся менее прочными. Гиподинамия отрицательно влияет и на эмоционально-психическое состояние подростков, они становятся раздражительными и малообщительными, а затем вялыми и равнодушными к тому, что раньше вызывало радостные эмоции.
Научно доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают положительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и другие.
Занятия физкультурой и спортом не только помогают быть тренированным, подтянутым, не только способствуют снижению заболеваемости детей и подростков, но и способствуют более жизнерадостному восприятию окружающего мира, устойчивости к стрессам. Дети, которые дружат со спортом или занимаются физической культурой, обладают более высокой самооценкой, отличаются самоуважением, большей уверенностью в собственных силах.
Виды физических нагрузок и их влияние на организм. Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще СП. Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И, наоборот, при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма. естирование физической подготовленности учащихся, одна из составных частей педагогического мониторинга в системе физического воспитания школьников. По результатам измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физической подготовленности. Для определения физической подготовленности учащихся используются простые тесты, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств, такие как скорость, координацию, силу, скоростную силу, выносливость, гибкость.
На сегодняшний день исходная информация по физической подготовленности соответствует, наряду со стандартом образования, требованиям Президентских состязаний школьников России с использованием следующих тестовых упражнений:
- бег 30м., 60 м., 100 м.,
- бег 1000 м.,
- прыжки в длину с места,
- «Челночный» бег 3*10 м.,
- подъём туловища за 30 сек.,
- подтягивание в висе (юноши), сгибание-разгибание рук в упоре (девушки), - наклон вперёд из положения, сидя).
Показатели тестов подвергаются оцениванию в соответствии с нормативными таблицами. Рекомендуется проводить в начале и конце учебного года. Выполнение тестовых упражнений характеризует исходный уровень развития и контролирует успешность совершенствования физических качества в течение каждого учебного года.
Определение уровня физического развития детей.
Физическое развитие– это процесс изменения, естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни.
По показателям физического развития, определяют телосложение по размеру тела и их пропорциям, судят о дефиците массы тела или избыточном весе и их динамике, развитии грудной клетке по разнице замеров её окружности на вдохе и выдохе и соответствии этих показателей возрасту испытуемого. На качество физического развития влияют гиподинамия, и интенсификация процессов обучения, недостаточное питание.
Исследования проводятся с использованием антропометрических методик:
Соматометрических – длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки;
Соматоскопических – форма грудной клетки (телосложение), вид осанки и т.д..
Оценивая показатели физического развития, используют стандарты, разработанные для различных возрастных групп школьников и специальные таблицы.
Физическое развитие оценивают по пятибалльной системе:
1 балл - очень плохо (низкий уровень),
2 балла - плохо (ниже среднего уровня),
3 балла - среднее (средний уровень),
4 балла - хорошо (выше среднего),
5 баллов - отлично (высокий уровень).
Основываясь на результаты исследования можно определить отклонения физического развития учащихся и подобрать соответствующие физические упражнения для их коррекции. Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рассматривать как метод восстановительной терапии.
Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличиваются объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в спорте используют различные показатели. Перечислим их. Факторы, определяющие координационные движения:
Время, затраченное на освоение нового движения.
Точностью выполнения движений.
Стабильностью выполнения движений.
Временем необходимым для перестройки с одной деятельности на другую.
Сложностью выполняемого движения.
Сохранение устойчивости при нарушении равновесия.
Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло, на что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ. Если же мышцы бездействуют — ухудшается их питание, уменьшаются объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничение в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям в организме человека. Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Ловкость – качество или способность, которая определяет отношение НС к навыкам. Чем выше двигательная ловкость, тем выше уровень двигательного навыка.
Ловкость – двигательная способность быстро найти правильный выход из любого положения.
Существует 3 уровня ловкости: 1) В – уровень мышечно-суставных увязок, 2) С – уровень пространства, D – уровень действий.
Движения уровня С , обеспеченные надежными широкими фонами уровня В называются телесной ловкостью. Ловкость, выявляющаяся в действиях уровня Д и опирающаяся на фоны 2 других уровней называется ручной или предметной ловкостью.
Ловкость не содержится в двигательном акте сама по себе, а выявляется только из его столкновений с внешней переменчивой обстановкой.
Итак, первое из установочных сейчас существенных свойств ловкости – то, что она всегда обращена на внешний мир. Ловкость требуется там, где возникшая перед нами задача обладает рядом осложнений, но во всех случаях предполагается, что, несмотря на эти осложнения, мы сумеем с её помощью успешно решить эту задачу.
Адекватность – свойство уметь к каждому, появившемуся перед нами замку скомбинировать безупречно подходящий ключ
Количественная сторона правильности движения выражается в его точности. Точность движения – это точность его сенсорных коррекций. В каждом двигательном навыке точность подвергается и хорошо поддается значительному развитию путем упражнения. Ещё одна сторона ловкости – быстрота. Быстрота – обязательное условие для ловкости, звучит как нечто само собою разумеющееся. Быстрота делится на быстроту поведения и быстроту результата. Быстроту, проявленную в ловкости, можно разделить на 3 направления:
- быстрота находчивости (изобрести правильный, удачный выход из положения, несмотря на какую-то неудачу), которая, между прочим является главным звеном ловкости и подразделяется на пассивную находчивость или стабильность движений, или же двигательную изворотливость и на активную находчивость, она же инициативность движения;
- быстрота решимости (выбор одного из нескольких планов действий);
- быстрота «спорости» (когда движения легко и плавно переходит в другое, когда мышечные импульсы не мешают друг другу и точно согласуются, когда всё это совершается в высоком темпе, то это означает «работа спорится»)
Хотел бы ещё отметить, все говорят: «Поспешишь – людей насмешишь!». Но, истинно ловкие движения неторопливы. Объяснение этому очень простое. При плохой, не ловкой, неумелой работе делается много лишних движений, откуда следует, что если работа рациональна и методична, то она хорошо укладывается во времени даже и при большой быстроте результата и не вынуждает ни к какой особой поспешности.
Тестирование физической подготовленности учащихся, одна из составных частей педагогического мониторинга в системе физического воспитания школьников. По результатам измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физической подготовленности. Для определения физической подготовленности учащихся используются простые тесы, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств, такие как скорость, координацию, силу, скоростную силу, выносливость, гибкость.
На сегодняшний день исходная информация по физической подготовленности соответствует, наряду со стандартом образования, требованиям Президентских состязаний школьников России с использованием следующих тестовых упражнений:
- бег 30м., 60 м., 100 м.,
- бег 1000 м.,
- прыжки в длину с места,
- «Челночный» бег 3*10 м.,
- подъём туловища за 30 сек.,
- подтягивание в висе (юноши), сгибание-разгибание рук в упоре (девушки), - наклон вперёд из положения, сидя).
Показатели тестов подвергаются оцениванию в соответствии с нормативными таблицами. Рекомендуется проводить в начале и конце учебного года. Выполнение тестовых упражнений характеризует исходный уровень развития и контролирует успешность совершенствования физических качества в течение каждого учебного года.
Определение уровня физического развития детей.
Физическое развитие– это процесс изменения, естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни.
По показателям физического развития, определяют телосложение по размеру тела и их пропорциям, судят о дефиците массы тела или избыточном весе и их динамике, развитии грудной клетке по разнице замеров её окружности на вдохе и выдохе и соответствии этих показателей возрасту испытуемого. На качество физического развития влияют гиподинамия, и интенсификация процессов обучения, недостаточное питание.
Исследования проводятся с использованием антропометрических методик:
Соматометрических – длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки;
Соматоскопических – форма грудной клетки (телосложение), вид осанки и т.д..
Оценивая показатели физического развития, используют стандарты, разработанные для различных возрастных групп школьников и специальные таблицы.
Физическое развитие оценивают по пятибалльной системе:
1 балл - очень плохо (низкий уровень),
2 балла - плохо (ниже среднего уровня),
3 балла - среднее (средний уровень),
4 балла - хорошо (выше среднего),
5 баллов - отлично (высокий уровень).
Основываясь на результаты исследования можно определить отклонения физического развития учащихся и подобрать соответствующие физические упражнения для их коррекции
Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеютсянарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующиесущественного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Не следуетзаниматьсясразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобыфункции организма восстановились, - толькотогда физкультура принесет пользу.В целях сохранения и укрепления здоровья детей необходимо увеличение двигательной активности, ведение подвижного образа жизни. При этом важно учитывать, что физические нагрузки не безразличны для ребёнка, должны быть правильно организованы и дозированы и зависят от возраста. Раннее начало занятий спортом может оказать неблагоприятное влияние на рост и развитие ребенка