Влияние занятий плаванием на физическое развитие и физическую подготовленность обучающихся
Влияние занятий плаванием на физическое развитие и физическую подготовленность обучающихся
Лечебное воздействие занятий физическими упражнениями в водной среде известно с древних времен и, по мнению ряда авторов, безусловно, является одним из самых эффективных в оздоровительном отношении видов двигательной активности, мощным средством в профилактике и реабилитации различных нарушений в состоянии здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние занятий плаванием на физическое развитие и физическую подготовленность обучающихся»
Влияние занятий плаванием на физическое развитие и физическую подготовленность обучающихся
Лечебное воздействие занятий физическими упражнениями в водной среде известно с древних времен и, по мнению ряда авторов, безусловно, является одним из самых эффективных в оздоровительном отношении видов двигательной активности, мощным средством в профилактике и реабилитации различных нарушений в состоянии здоровья.
Влияние занятий плаванием на физическое развитие и физическую подготовленность детей младшего школьного возраста
Оздоровительным плаванием показано заниматься практически всем людям и людям, имеющим функциональные изменения в состоянии здоровья, которые можно в той или иной степени восстановить или компенсировать с помощью специально подобранных упражнений в водной среде.
Основными задачами оздоровительного плавания являются достижение и поддержание желаемого состояния уровня здоровья, повышение качества жизни, профилактика заболеваний.
Оздоровительное действие физических упражнений в воде проявляется в любом возрасте.
Оздоровительная и профилактическая роль плавания, по сравнению с другими видами физических упражнений, заключается в разнообразном воздействии воды на организм человека. Всё это обусловлено физическими, термическими, химическими и механическими свойствами водной среды.
Вследствие высокого сопротивления воды, на метр проплывания расходуется в 4 раза больше энергии, чем, например, при ходьбе с одинаковой скоростью.
Находясь в воде, человек испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поскольку плотность воды в 769 раз выше плотности воздуха, что обстоятельство позволяет человеку находиться в ней в расслабленном антигравитационном состоянии, причём в своеобразном – горизонтальном – положении, что способствует оттоку крови от нижних конечностей. Помимо этого во время проплывания дистанции потоки воды оказывают на поверхность тела благоприятное массирующее воздействие .
В воде человек находится в состоянии гидростатической невесомости. Это разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела, создает условия для корригирования нарушений осанки, восстановления двигательных функций, полученных вследствие травм и заболеваний. Корригирующее действие плавания обеспечивается расслаблением мышц, положением тела и симметричностью применяющихся движений.
Выталкивающая сила воды создает благоприятные условия людям с избыточным весом для выполнения физических упражнений, особенно тех выполнение которых на суше вызывают у них большие затруднения.
При интенсивном и непродолжительном плавании в обычных бассейнах тепловой баланс организма занимающегося практически не нарушается. В процессе тренировки происходит закаливание организма, т.е. повышается сопротивляемость организма человека к воздействию температурных колебаний воздуха, что закаляет и развивает стойкость к простудным заболеваниям.
Плавание имеет большое значение и для физического развития детей школьного возраста. Овладение навыком плавания сопровождается развитием таких физических качеств, как: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и создают благоприятные условия для эстетического воспитания занимающихся.
Современная система занятий плаванием обеспечивает юным пловцам гармоничное развитие мышечной системы и увеличение силы мышц. Это происходит благодаря чередованию занятий в воде с физическими упражнениями, выполняемыми на суше. Прекрасно развиваются все группы мышц. Гармоничность развития мускулатуры обеспечивается равномерным распределением нагрузки на мышцы спины, ног и рук.
При обучении и в дальнейшем при плавании с выдохом в воду ребенок прилагает усилие на преодоление сопротивления воды, что прекрасно развивает дыхательный аппарат. Приобретенное более глубокое дыхание, в свою очередь, предупреждает легочные заболевания.
Большая затрата энергии вызывает большую потребность в кислороде, и поэтому пловец стремится как можно полнее использовать каждый вдох. Давление воды на грудь и брюшную полость усиливает выдох, в результате укрепляются мышцы органов дыхания.
Пребывание в воде, выполнение различных движений, выдохи в воду, задержка дыхания во время погружений развивают и укрепляют аппарат дыхания .
Плавание способствует улучшению работы всех систем и, в первую очередь, сердечно-сосудистой системы. При систематических и правильно организованных занятиях у юных пловцов увеличиваются силовые показатели мышц сердца и повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, что приводит к увеличению объема крови, выбрасываемого сердцем за одно сокращение (систолический объем), а также к снижению частоты сердечных сокращений в покое до 50-60 уд/мин.
Работе сердца юного пловца при максимальных напряжениях помогают три фактора [18]:
Давление воды на всю поверхность тела;
Горизонтальное положение;
Динамичная работа больших групп мышц.
Благоприятные условия работы сердечно-сосудистой системы и существенная теплоотдача организма человека при плавании позволяют выполнять в воде значительно большую работу, чем на суше. Поэтому при плавании, в отличие от других способов передвижения человека, наблюдаются самые высокие энерготраты при более низкой абсолютной скорости передвижения.
Плавание влияет на гибкость позвоночника вследствие активного попеременного движения руками в воде и над водой. При плавании тело лежит в воде горизонтально и находится в вытянутом положении, поэтому часто весьма серьезные искривления позвоночника выпрямляются с помощью плавания. Во время плавания мышцы конечностей ритмично напрягаются и расслабляются.
При любых способах плавания руки принимают активное участие в движении. Это особенно характерно для кроля и плавания на спине.
Поэтому плавание усиленно рекомендуется ортопедами и педиатрами для предупреждения и лечения нарушений осанки и сутулости.
Таким образом, занятия плаванием делают ребенка более уравновешенным, так как температура воды и однообразные циклические движения, правильный ритм дыхания оказывают на него успокаивающее влияние.
Характеристика методики на основе средств оздоровительного плавания с детьми младшего школьного возраста
Методика занятий плаванием детей младшего школьного возраста состоит из трех этапов, последовательно меняющихся по мере освоения детьми навыков плавания, и представлена на рисунке 1.
Гимнастические упражнения в воде являются очень эффективным физкультурно-оздоровительным средством. Упражнения в воде могут составлять как самостоятельный комплекс, полностью выполняемый в водной среде, так и являться только частью комплексного занятия.
Выполнение упражнений в воде оказывает общеукрепляющее и закаливающее воздействие на организм ребенка. Однако не следует забывать, что выполнение упражнений в воде сопровождается значительным расходом энергии, увеличением интенсивности обменных процессов в организме. Как следствие в одних случаях эти факторы приводят к переохлаждению, в других – к существенному утомлению. Учитывая эти обстоятельства в методике на основе оздоровительного плавания, длительность выполнения упражнений в воде составляет не более 15 минут и носит характер разминки.
Рис. 1. Структура методики физкультурных занятий на основе использования средств оздоровительного плавания
Вторая часть занятия предусматривает выполнение различных подготовительных упражнений и игр, направленных на преодоление водобоязни и воспитания чувства уверенности в водной среде. Упражнения в воде проводятся вначале на глубине до уровня коленей, потом по пояс, а затем по грудь.
Цель этого этапа - последовательное обучение ребенка передвижению по дну шагом, бегом, помогая себе гребковыми движениями руками, а также способности доставать предметы со дна бассейна. Проводится обучение таким навыкам как погружение в воду с головой на
5-7 секунд, открывание глаз и ориентировка под водой, задержка дыхания после вдоха, умение делать продолжительный выдох после вдоха, обучение скольжению на груди и спине и отдельным движениям, способствующим продвижению тела вперед.
В третьей части занятия осуществляется обучение элементарным движениям, подводящим к технике плавания различными способами: кроль на груди и спине, брасс.
В заключительной части выполняются дыхательные упражнения.
В заключительной части занятия применялись упражнения, улучшающие функцию внешнего дыхания и увеличивающие подвижность грудной клетки. Помимо общепринятых дыхательных упражнений, использовалось специальное ритмичное, углубленное дыхание.
Последовательность обучения плаванию в три этапа предполагает:
Формирование умения выполнять движения, преодоление водобоязни и общефизическая подготовка;
Переход умения в навык;
Совершенствование навыка и развитие физических качеств.
Применение прогрессии при обучении плаванию происходит в 5 этапов:
Преодоление водобоязни, воспитание чувства уверенности в воде;
Обучение навыкам дыхания;
Обучение технике скольжения на груди и спине;
Бучение технике плавания;
Совершенствование техники плавания.
Соблюдение основного принципа обучения плаванию, правильность выполнения упражнений.
Использование игрового метода как основного в физкультурно-оздоровительном процессе на всех этапах обучения.
Проведение педагогического тестирования.
С точки зрения теории физического воспитания процесс обучения какому-либо действию, которое вводится до сформированного в определенной степени навыка, делится на три последовательных этапа:
Первый этап начального разучивания – стадия, на которой формируются основы, или предпосылки умения.
Второй этап углубленного разучивания – стадия, на которой образуется собственно умение в его целостных контурах и деталях.
Третий этап результирующей отработки действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык и поэтому в каждом разделе обучения (упражнения на дыхание, упражнения позволяющие освоить скольжение, и т.д.) различают три фазы:
Игры для начального обучения;
Игры для закрепления пройденного материала;
Игры для повторения старого материала.
В процессе обучения у некоторых подростков отмечается повышенная чувствительность и другие нежелательные реакции при нахождении в водной среде. Применение игр в начальном обучении плаванию способствует эмоциональности проведения занятий, что дает положительный эффект при обучении. Игра на воде помогает быстрее освоиться с водой, избавиться от страха, изучить плавательные движения .
Разнообразные по своему двигательному содержанию игры содействуют совершенствованию навыков основных движений, развитию двигательных качеств;
Практические рекомендации
С целью оздоровления младших школьников и повышения эффективности занятий, направленных на развитие их физических качеств, целесообразно использовать методику на основе средств оздоровительного плавания, которая строго адаптирована к морфофункциональным особенностям детей указанного возраста и позволяет использовать индивидуальный подход к занятиям при нормировании нагрузки.
Формирование групп для занятий оздоровительным плаванием следует осуществлять на основании медицинского обследования, показателей физического развития и результатов педагогического тестирования. Учитывая психологические особенности младших школьников, рекомендуется уделять большое внимание игровой направленности занятий оздоровительным плаванием и использовать игры в различных частях тренировки с акцентированием внимания на развитие отдельных физических качеств.
С целью получения информации об изменениях, происходящих в результате физкультурно-оздоровительные занятий, необходимо осуществлять (не реже 1 раза в 3 месяца) обследование физического развития и педагогическое тестирование школьников. Результаты обследования физического развития и тестирование физических качеств должны регистрироваться в картах занимающихся.
При планировании занятий плаванием с начинающими включать упражнения и игры подводящего характера, способствующие преодолению боязни воды и обучению детей элементарным плавательным движениям.
Варианты исходных положений и движения в них
Упражнение 1 – сидя на краю бассейна. В этом исходном положении можно выполнить несколько упражнений непосредственно перед погружением в воду: поочередное или последовательное опускание и поднимание ног в воде, имитация движения стиля брасс. Очень важно сидеть надежно и прочно, чтобы не поскользнуться и не пораниться.
Упражнение 2 – упор лежа спереди и сзади на самом мелководье. В этом положении могут выполняться самые различные движения ногами, но с установкой на сохранение горизонтального положения туловища.
Упражнение 3 – стойка ноги врозь по пояс и по плечи в воде. Эти положения являются наиболее часто используемыми для занятий. Большая часть общеразвивающих упражнений выполняется в них. При этом очень важно, чтобы дно бассейна не было скользким и обеспечивало хорошее удержание стоп во время передвижения, махов ногами, поворотов и наклонов.
Упражнение 4 – стоя у края бассейна лицом или спиной к стене. Уровень воды в этих исходных положениях может быть различным. Занимающиеся здесь могут выполнять: наклоны вперед и назад, махи ногами в различных направлениях, прыжки из воды толчками ног и рук и т. Д. Возможно положение и стоя боком к стене.
Упражнение 5 – лежа на животе и на спине, взявшись за край бассейна. Как варианты упражнений можно предложить следующие: поочередные отведения (махи) ног назад, вперед, в стороны; плавные сгибания и прогибания тела с попеременной работой рук на сгибание и разгибание; отработка движений ногами в сочетании с дыхательными действиями в стиле кроль и брасс и др.
Упражнение 6 – вис спиной у стены прямым телом и согнув ноги. Вполне доступными в этих исходных положениях могут быть: поочередные и одновременные сгибания и выпрямления ног, прогибания и разгибания в тазобедренных суставах, маховые движения ногами вперед.
Упражнение 7 – упор присев и упор согнувшись лицом к стенке. Эти два положения могут являться двумя элементами одного упражнения: раз – упор присев, два – выпрямить руки и ноги. Кроме этого, в положении упор присев можно делать одновременные и поочередные отведения и приведения ног вниз и в сторону, выпрыгивания назад с отпусканием рук и скольжением по воде на спине; в положении упора согнувшись интересными могут быть упражнения па растягивания, когда ноги приближаются м рукам, прыжки ног врозь, ноги вместе, поочередное сгибание ног вперед, отведение прямой ноги вниз-назад и др.
Игры, развивающие физические качества школьников
В условиях водной среды
«МЯЧ В ВОДЕ»
Место: глубина воды по пояс.
Инвентарь: легкий резиновый мяч, свисток.
Подготовка. Играющие делятся на две команды с разным количеством участников. Команды располагаются одна против другой шеренгами на расстоянии одного метра.
Описание: руководитель подбрасывает мяч между стоящими в шеренгах. Играющие стараются овладеть мячом, не отдать его «противникам». Проигравшей считается команда, по вине которой мяч падает в воду.
Правила. Мяч не должен касаться воды. Запрещается подолгу задерживать мяч в руках, сбивать друг друга с ног
Методические указания: игра повторяется два-три раза.
Для детей семи-девяти лет и старше.
«ПОГОНЯ ЗА МЯЧОМ»
Место: глубина воды произвольная.
Инвентарь: мячи.
Подготовка: двое играющих становятся на берегу лицом к воде с мячами в руках.
Описание. По первому сигналу каждый бросает свой мяч так, чтобы он упал в воду возможно дальше от берега, по направлению к своему противнику. По второму сигналу соревнующиеся прыгают в воду, каждый плывет к мячу, брошенному противником' и с мячом возвращается на берег. Выигрывает тот, кто возвращается на берег первым.
Правило: противники бросают мячи одновременно.
Методические указания: игра повторяется два-три раза.
Для детей девяти-четырнадцати лет умеющих плавать.
«ШТОРМ»
Место: глубина воды по пояс (по грудь).
Подготовка. Для игры выбирают две-три пары ребят – «лодочки». Для этого они становятся лицом друг к другу, разводя руки в стороны. Остальные, стоя в шеренге и взявшись за руки, «делают» волну («шторм»).
Описание. До начала «шторма» «лодочки» находятся в двух-трех метрах от «волны» и свободно плавают. По команде «Шторм!» «лодочки» стараются быстро причалить к берегу, а «волны» – их догнать.
Правила, Если хоть одну из «лодочек» настигнет «волна» (засчитывается прикосновение к «лодочке» руками), все «лодочки» становятся «волной», а «волны» – «лодочками». Если же «лодочки» добираются до борта бассейна благополучно, они вновь выходят в «море».
Методические указания. Надо следить, чтобы играющие не отпускали рук. Если играющих много, то можно построить несколько «волн» и выпускать перед каждой по одной «лодочке».
Для детей семи-десяти лет и старше, умеющих плавать.
«СТОЙ РОВНО»
Место: глубина воды по пояс.
Подготовка: двое играющих становятся друг к другу лицом на расстоянии шестидесяти-восьмидесяти сантиметров, поднимают руки ладонями вперед на уровне плеч противника.
Описание: ударяя одновременно или попеременно ладонь в ладонь, они стараются вывести друг друга из равновесия. Проигрывает тог, кто сойдет с места или коснется руками воды,
Методические указания: пары не должны мешать друг другу.
Для детей пяти-девяти лет.
Литература
Аикин В.А. Общие закономерности дифференцированного обучения биомеханическим элементам техники плавания в возрасте 7-17 лет: автореф. Дис. … канд. Пед. Наук / В.А. Аикин. – М., 2011. – 24 с.
Александров А.Ю. Формирование умения плавать у детей школьного возраста на основе «переноса» двигательных навыков и адаптации к водной среде: автореф. Дис. … канд. Пед. Наук / А.Ю. Александров. – Малаховка: МГАФК, 2013. – 24 с.
Александров А.Ю. Обучение плаванию самобытными способами: методическое пособие / А.Ю. Александров, Л.С. Малыгин. – Малаховка: МГАФК, 2014. – 44 с.
Баранов А.А. Здоровье детей России / А.А. Баранов, И.С. Цибульская, В.Ю. Альбицкий. – М.: СПР, 2014. – 272 с.
Бетехтин Ю.О. Дифференцированная методика обучения плаванию детей 5-7 лет с признаками водобоязни: автореф. Дис. … канд. Пед. Наук / Ю.О. Бетехтин; ТГПУ им. Л.Н.Толстого. – Тула, 2010. – 24 с.
Биомеханические основы обучения плаванию / под ред. В.Т. Гринева. – Краснодар, 2010. – С. 81.
Бородич А.А. Занятия плаванием при сколиозах у детей и подростков : книга для учителей / А.А. Бородич, Р.Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2008. – 78 с.
Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой / Н.Ж. Булгакова. – М. : Физкультура и спорт, 2000. – 76 с.
Васильев B.C. Обучение детей плаванию / B.C. Васильев. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 87 с.
Вильне К. Плавание для начинающих / К. Вильне. – М.: Знание, 2011. – 38 с.
Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии) / В.А. Вишневский. – М.: Теория и практика физической культуры, 2012. – 270 с.
Дорохов Р.Н. Оздоровление подрастающего поколения – актуальная задача общества / Р.Н. Дорохов // Университетский вестник. – Смоленск: СГУ, – 2012. – № 1. – С. 22-26.
Дукальский В.В. Игры на воде при обучении детей плаванию: учеб. Пособие / В.В. Дукальский, Е.Г. Маряничева; КГИФК. – Краснодар, 2012. – С. 111.
Змановский Ю.Ф. Здоровье младших школьников / Ю.Ф. Змановский. – М.: Олма-пресс, 2009. – 390 с.
Кардамонова Н.И. Плавание в системе закаливания / Н.И. Кардамонова // Плавание: лечение и спорт. – Ростов н/Дону, 2011. – С. 251-315.
Кошанов А.И. Начальное обучение плаванию / А.И. Кошанов. – М.: Чистые пруды, 2014. – 32 с.
Козлов В.А. Плавание всем доступно / В.А. Козлов. – М.: Академия, 2012. – 94 с.
Меньшуткина Т.Г. Методика обучения плаванию – организация и планирование занятий: лекция / Меньшуткина Т.Г.; СПбАФК. – СПб., 2000. – С. 26.
Муравов И.В. Оздоровительные возможности физической культуры / И.В. Муравов // Актуальные проблемы пропаганды физической культуры и спорта. – Вып. 1. – М.: Знание, 2011. – 48 с.
Овечкин Д.Г. Методика организации занятий оздоровительным плаванием с детьми школьного возраста: автореф. Дис. … канд. Пед. Наук / Д.Г. Овечкин. – Волгоград, 2014. – 24 с.
Панарин Б.Г. Методика обучения плаванию на основе формирования автоматизированной техники плавательных движений на суше / Б.Г. Панарин // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 7. – С.57-58