«Учебная программа спортивной секции по баскетболу в 6 классах»
«Учебная программа спортивной секции по баскетболу в 6 классах»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Баскетбол" для учащихся 5-11 классов.
Цель программы: создание оптимальных условий овладения способами оздоровления и укрепления организма учащихся по средством занятий Баскетболом и содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребёнка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Директор КГУ «Средняя школа № 26» Заместитель директора по ВР
Самекенов Б.К. Оразгалиева Г.С.
«______» _____________ 2023 г. «______» _____________ 2023 г.
«Учебная программа спортивной секции
по баскетболу в 6 классах»
Учитель физической культуры: Сайлауов Маулет Сайлауович
2023-2024 уч.год
г.Усть-Каменогорск
КГУ «Средняя школа № 26»
отдела образования по г. Усть-Каменогорску УО ВКО
«Учебная программа спортивной секции
по баскетболу в 6 классах»
Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования разработана Учителем физической культуры Сайлауовым М.С. на основе образовательных программ по физической культуре с учетом требований ГОСО.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Программа секции «баскетбол» адресована:детям – подросткам, обучающимся в 6классе.
Количество обучаемых в секции — 15 человек.
В состав секции включаются учащихся основной и подготовительной медицинских групп, прошедшие медицинский осмотр и по результатам осмотра, имеющих допуск к занятиям в секции спортивных игр «баскетбол».
Основной принцип работы секции по баскетболу- выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.
Цель занятий:
- формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация игры в баскетбол среди учащихся школы, пропаганда ЗОЖ.
- теоретическое и практическое обучение игре в баскетбол;
- обучение учащихся жизненно- важным двигательным навыкам и умениям;
- формирование сборной команды школы по волейболу, приобретение
необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на соревнованиях.
Задача занятий:
- выявить природные данные обучающегося, для быстрого роста мастерства;
- овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в баскетбол;
- участвовать в спартакиаде школы и в городских соревнованиях по баскетболу;
- развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые качества, выносливость.
- воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость и волю, дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы,
- воспитывать у учащихся волевые качества: смелость, решительность, настойчивость;
Место и время проведения занятий:
Занятия секции спортивных игр «баскетбол» проводятся в спортивном зале 2 раза в неделю, по 1,5 академических часа (по 90 мин.)
понедельник 19:00-20:30
среда 19:00-20:30
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Баскетбол» для учащихся 5-11 классов составлена в соответствии с правилами:
- «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (приказ Министра просвещения РК от 03.08.2022 г. № 348, с изменениями от 23.09.2022 № 406)
«Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан» (приказ МОН РК от 08.11.2012 г. № 500, с изменениями от 12.08.2022 г. № 365; от 30.09.2022 г. № 412)
«Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» (приказ Министра просвещения РК от 16.09.2022 г. № 399; с изменениями от 21.11.2022 г. № 467, с изменениями от 5.07.2023 г. № 199)
«Об утверждении Перечня документов, обязательных для ведения педагогами организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы» (приказ МОН РК от 06.04.2020
г. № 130, с изменением, внесенным приказом Министра просвещения РК от 17.03.2023 г. № 68)
Инструктивно – методического письма за 2023-2024 учебный год
Цель программы – создание оптимальных условий для овладения способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий баскетболом и содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка.
В соответствии с целью данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
Задачи реализации программы:
Посредством обучения основным элементам игры в баскетбол содействовать
укреплению здоровья детей
воспитанию морально-волевых качеств занимающихся.
расширению двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
формированию позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
1.Оздоровительные задачи:
-укрепление здоровья;
-создание надежной базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.д.
-укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
-совершенствование физического развития.
-создание условий для развития физических качеств, личностных качеств.
2.Образовательные задач:
-обучение основам техники и тактики игры баскетбол;
-развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
-формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.
3.Воспитательные задачи:
- формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом;
- формирование моральных и волевых качеств
- формирование потребности и умений заниматься физическими упражнениями, сознательное применение их в целях отдыха, тренировки, повышение работоспособности.
Планируемые результаты обучения:
После прохождения учебного материала учащийся должен Знать:
характеристику современных форм построения занятий по баскетболу;
использование ОРУ в решении задач физического развития здоровья;
возрастные особенности ведущих психических процессов (внимания, памяти, мышления);
возрастные особенности развития основных физических качеств. Уметь:
быстро и ловко передвигаться по площадке (в нападении - уметь правильно “открываться”, в защите - уметь правильно “закрывать” защитника);
свободно ловить и передавать мяч различными способами и на различные расстояния; мяч правой и левой рукой;
вести мяч правой и левой рукой;
выполнять броски мяча с близкого расстояния;
осуществить контроль функционального состояния организма при выполнении физических упражнений;
определить уровень достижений оздоровительного эффекта и физического совершенства.
Демонстрировать:
изученные элементы баскетбола в двусторонней учебной игре;
взаимодействия с командой в двусторонней учебной игре;
развитие физических способностей по социальным тестам средствами баскетбола и региональным тестам физической подготовленности;
возрастную динамику физической подготовленности;
оценку показателей физического развития.
Категория обучающихся: 6 класс
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематическийплан)
№ п/п
Наименование разделов и дисциплин
Всего часов
В том числе:
Формы контроля
Теория
Практич.
занятия
1.
Развитие баскетбола в мире
1
1
0
2.
Гигиенические сведения и меры
безопасности на занятиях
2
2
0
3.
Общая и специальная физическая
подготовка
20
1
19
4.
Основы техники и тактики игры
62
1
61
5.
Контрольные игры и
соревнования, разбор игр
15
4
0
11
6.
Тестирование
2
0
0
2
Итого:
102
9
80
13
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам.
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности.
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха.
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание.
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазание и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты.
Обучающиеся научатся
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств.
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности. В области трудовой культуры: добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса, уважения.
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения.
Предметные результаты.
Обучающиеся научатся
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепления мира и дружбы между народами;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности.
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме.
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности.
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом.
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности.
составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;
уметь высказыватьсвоё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работатьпо предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценкудеятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушатьипонимать речь других учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Содержание
Теоретическая подготовка
Развитие баскетбола в Казахстане.
Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
Физическая подготовка баскетболиста.
Техническая подготовка баскетболиста.
Тактическая подготовка баскетболиста.
Психологическая подготовка баскетболиста.
Соревновательная деятельность баскетболиста.
Организация и проведение соревнований по баскетболу.
Правила судейства соревнований по баскетболу.
Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча
Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
Передвижение приставными шагами правым (левым) боком:
• с разной скоростью;
• в одном и в разных направлениях.
Передвижение правым – левым боком.
Передвижение в стойке баскетболиста.
Остановка прыжком после ускорения.
Остановка в один шаг после ускорения.
Остановка в два шага после ускорения.
Повороты на месте.
Повороты в движении.
Имитация защитных действий против игрока нападения.
Имитация действий атаки против игрока защиты.
Ловля и передача мяча
Двумя руками от груди, стоя на месте.
Двумя руками от груди с шагом вперед.
Двумя руками от груди в движении.
Передача одной рукой от плеча.
Передача одной рукой с шагом вперед.
Передача одной рукой с отскоком от пола.
Передача двумя руками с отскоком от пола.
Передача одной рукой снизу от пола.
То же в движении.
Ловля мяча после полуотскока.
Ловля высоко летящего мяча.
Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
Ловля катящегося мяча в движении.
Ведение мяча
На месте.
В движении шагом.
В движении бегом.
То же с изменением направления и скорости.
То же с изменением высоты отскока.
Правой и левой рукой поочередно на месте.
Правой и левой рукой поочередно в движении.
Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
Броски мяча
Одной рукой в баскетбольный щит с места.
Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
В прыжке одной рукой с места.
Штрафной.
Двумя руками снизу в движении.
Тактическая подготовка
Защитные действия при опеке игрока без мяча.
Защитные действия при опеке игрока с мячом.
Перехват мяча.
Вырывание мяча.
Выбивание мяча.
Быстрый прорыв.
Командные действия в защите.
Командные действия в нападении.
Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Подвижные игры баскетбольной направленности.
Стойка баскетболиста, бросок мяча снизу на месте, ловля мяча на месте, передача мяча снизу на месте, эстафеты с мячами, бросок мяча снизу на месте в щит, ведение мяча на месте и в движении, броски в цель (кольцо, щит); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Мяч капитану», «Рывок за мячом», «Баскетбол с надувным мячом», «Бег пингвинов».
«Пятнашки», «Салки с мячом», «Коршун, наседка, цыплята», «Невод», «Солнышко».
Игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «ОФП (общефизическая подготовка)»: «Не оступись», «Пятнашки», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».
Подвижные игры и эстафеты: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БАСКЕТБОЛУ
№
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
План
факт
1-2
Правила поведения. Техника безопасности. Правила игры. Развитие баскетбола в мире.
2
3-5
Первоначальное обучение передаче и ловле мяча. Передвижение правым – левым боком.
3
6-8
Освоение техники ведения мяча. Игра «Не оступись», Двумя руками от груди, стоя на месте.
3
9-11
Бросок мяча в кольцо, передача и ловля мяча.
3
12-14
Развитие физических качеств. Вырывание мяча.
3
15-17
Ведение мяча с последующей его передачей партнеру
3
18-20
Броски в кольцо. Ведение мяча по прямой.
3
21-23
Развитие физических качеств. Перехват мяча. Игра «Баскетбол с надувным мячом».
3
24-26
Ведение мяча на месте, с изменением направления с остановкой шагом после ведения. Передачи мяча. Игра 3х3
3
27-29
Передачи мяча в парах в движении. Игра «Охотники и олени»,
3
30-32
Передачи мяча на месте через сетку. Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
3
33-35
Передачи мяча в треугольниках, квадратах, пятерках Игра 3х3