Теоретические аспекты мониторинга физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ
Теоретические аспекты мониторинга физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ
Мониторинг- это процесс наблюдения за объектом, оценивание его состояния, осуществление контроля происходящих событий, предупреждениние нежелательных тенденций развития. Мониторинг осуществляется через системы, реализующие определенные функции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Теоретические аспекты мониторинга физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ»
Теоретические аспекты мониторинга физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ
Характеристика понятия «мониторинг»
И. А. Кривобоков, проанализировав существующие определения мониторинга, выделил следующие его черты, конкретизирующие характер действий, связанных с мониторингом
Во-первых, мониторинг – это процесс наблюдения за объектом, оценивание его состояния, осуществление контроля происходящих событий, предупреждение нежелательных тенденций развития. Мониторинг осуществляется через системы, реализующие определенные функции.
Во-вторых, мониторинг имеет адрес и предметную направленность, т. е. применяется в конкретной сфере, к определенным объектам и процессам, а также для решения конкретных задач.
В-третьих, мониторинг представляет собой процесс, организующийся на протяжении достаточно длительного времени, что позволяет фиксировать состояние объекта в определенные моменты и оценивать тенденции процессов, а также осуществлять прогноз развития этих тенденций.
Первоначально мониторинг затрагивал сферу природных явлений и влияние на нее техногенных систем, ис¬пользуемых человеком.
И. В. Бестужев-Лада также пишет, что, в строгом смысле, мониторинг – это систематическое наблюде¬ние, оценка и прогноз состояния окружающей среды, обуслов¬ленные хозяйственной деятельностью человека [8].
И лишь позднее мониторинг стал использоваться в гумани¬тарной сфере: в социологии, медицине, психологии, педагогике.
В наиболее обобщенном варианте педагогический мониторинг определяется как «длительное слежение за какими-либо объекта¬ми или явлениями педагогической действительности». При этом к объектам педагогического мониторинга А. А. Орлов относит «результаты учебно-воспитательного процесса и сред¬ства, которые используются для их достижения» [29].
С точки зрения А. С. Белки¬на, «педагогический мониторинг есть процесс непрерывного научно обоснованного, диагностико-прогностического слеже¬ния за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения» [6].
С точки зрения Т. А. Стефановской, педагогический монито¬ринг – это «диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его конечных резуль¬татов, перспектив развития» [36].
К основным объектам наблюдения в пе¬дагогике относятся результаты учебно-воспитательного процесса и педагогические средства (А. А. Орлов); конечный результат педагогического процесса; деятельность педагогической системы (Т. А. Стефановская); состояние развития педагоги¬ческого процесса (А. С. Белкин) [29,36,6].
Подытоживая вышесказанное, можно утверждать, что основ¬ными объектами наблюдения в педагогическом мониторинге явля¬ются педагогический процесс и его конечный результат.
Можно выделить та¬кие основные черты мониторинга, как наблюдение (слежение) за состоянием и развитием педагогического процесса и его ре-зультатов; прогнозирование этого развития; системный характер организации сбора, хранения, обработки и распространения информации.
Обязательным аспектом педагогического мониторинга должна быть коррекция. Именно с учетом возможностей коррекции должно осуществляться и прогнозирование.
Для создания основы для анализа существующего состояния мониторинга в сфере физиче¬ского воспитания необходимо рассмотрение прин¬ципов, видов, направленности педагогического мониторинга [33].
Следует отметить, чтоважным элементом мониторинга является обратная связь, которая должна, по мнению С. Е. Шишова, В. А. Кальней [39], отве¬чать следующим требованиям: полнота, релевантность, адекват¬ность, объективность, точность, своевременность, доступность, структурированность и специфичность. Эти требования обычно рассматриваются как основные свойства мониторинга, обуслов¬ливающие, в свою очередь, его различные виды.
Наиболее широкий спектр видов, «применительно к школе», предлагается С. Е. Шишовым и В. А. Кальней [39]. По раз¬личным основаниям ими выделяются:
- по масштабу целей образования – стратегический, такти¬ческий, оперативный;
- по этапам обучения – входной, или отборочный, промежу¬точный, или учебный, выходной, или итоговый;
- по временной зависимости – ретроспективный, опережающий, текущий;
- по частоте процедур – разовый, периодический, систематический;
- по охвату объекта наблюдения – локальный, выборочный, сплошной;
- по организационным формам – индивидуальный, группо¬вой, фронтальный;
- по формам объект-субъектных отношений – внешний, взаимоконтроль, самоанализ;
- по используемому инструментарию – стандартизированный, не стандартизированный, матричный и другие виды