Просмотр содержимого документа
«Статья "Внедрение нетрадиционных методов оздоровительной физической культуры"»
Внедрение нетрадиционных методов оздоровительной физической культуры, как условия формирования навыками здоровьясбережения у студентов на занятиях физической культуры
Долгорукова Оксана Николаевна, преподаватель физической культуры, руководитель физического воспитания, первой квалификационной категории
В настоящее время прослеживается тенденция к снижению показателей здоровья населения в целом по стране. Особенно сильно она проявляется среди детей, подростков и молодежи. К сожалению, многие из них не придерживаются принципов здорового образа жизни, не принимают специальных мер для поддержания и укрепления своего здоровья, равнодушно относятся к физической культуре и спорту [1]. Такое положение требует специальных действий, направленных на популяризацию идей здорового образа жизни.
Здоровье – основа формирования личности и в этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% неуспевающих учеников главной причиной отставания в учёбе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».
Учитывая слабое состояние здоровья современной молодежи, актуализируется проблема, формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Однако в практике трудовой деятельности требуется не только целостность профессиональной подготовки специалистов, но и высокий уровень здоровья, как необходимого условия выполнения личностью многообразных социальных функций.
Именно поэтому в среднем профессиональном заведении здоровьесбережение необходимо рассматривать как основу качества подготовки специалиста, позволяющую формировать у будущих специалистов знания, приводящие к изменению сознания здоровом образе жизни и внедрять результаты обучения в практику повседневной деятельности [3].
Проблема здоровья сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение”. Я.А.Коменский в своем труде «Всеобщий совет» обозначил проблему здоровья следующим образом: «В интересах каждого человека исправно заботиться о своем здоровье. Ведь если хрупкая хижина человеческого тела, в которой обитает небесный гость, будет в каких-то частях ущербна или расшатана, то что останется гостю, как не заболеть самому с досады и тем самым ограничить свою деятельность?» [5]. Я.А.Коменский из первых предлагал включить физическую подготовку в программы обучения и увязывать ее с уроками по другим дисциплинам.
Период взросления, приходящийся не пребывание учащихся в СПО, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья подростков, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны специалистов-педагогов.
Здоровье учащихся - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения в СПО состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому основа здоровьесбережения это - забота о сохранении здоровья воспитанников и преподавателя. Охрана здоровья преподавателем является важным фактором укрепления здоровья студента. Преподаватель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для студента, вести здоровый образ жизни[2].
В сложившихся обстоятельствах крайне важно правильно выбрать стратегию и пути развития здоровьесберегающих технологий.
Понятие «современные здоровьесберегающие образовательные технологии» объединяет в себе все направления деятельности работников учреждений образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья студентов.Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий – это такая организация учебного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью.
На занятиях физической культурой помимо традиционных методов комплексного воздействия на физическое и нервно-психическое развитие, а так же коррекцию отклонений в состоянии здоровья детей можно использовать нетрадиционные методы.
Основная цель нетрадиционных методов работы на физкультурных занятиях в СПО заключается в повышении интереса к занятиям физической культурой и эффективности этих занятий, в сохранении и улучшении психологического и физического состояния студентов.
Виды здоровьесберегающих технологий:
- стретчинг;
- ритмопластика;
- динамические паузы;
- релаксация;
- технологии эстетической направленности;
- гимнастика пальчиковая;
- гимнастика для глаз;
- гимнастика дыхательная;
- гимнастика корригирующая;
- гимнастика ортопедическая;
- физкультура;
- спортивные секции;
- самомассаж;
- точечный самомассаж;
- технологии музыкального воздействия;
- технологии воздействия цветом;
- психогимнастика.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у студента стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Несмотря на постоянное внимание к здоровью студентов со стороны государства и общества, проблема в России решается пока неэффективно. Результаты исследований многих ученых, сведения органов медицинского контроля подтверждают массовое нарушение физического и нервно-психического здоровья, снижение устойчивости к факторам риска, ухудшение физического развития и физической подготовленности студентов [4]. В связи с этим необходимо оптимизировать деятельность СПО в сфере здоровьесбережения студентов. Решение такой сложной проблемы возможно только в случае объединения усилий всех участников образовательного процесса в рамках образовательной среды среднего учебного заведения.
Таким образом, рассмотренные формы здоровьесберегающих технологий позволяют приблизиться к решению основной задачи здоровьесберегающей педагогики – так организовать режим труда и отдыха студентов, чтобы сохранить здоровье студентов и сформировать потребность в здоровом образе жизни.
Список литературы:
1. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 24.10.96 № 1983/29-11 "О неудовлетворительном исполнении законодательства об охране здоровья обучающихся".
2. Глебова Е.И., Бухарова Г.Д. Здоровьесберегающая педагогика: истоки и перспективы развития. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. Проф-пед. Ун-та, 2005. – С. 102
3. Глебова Е.Л. Об эффективности управления качеством профессиональногообразования с позиции здоровьесбережения //Вест. УМО по ППО. – Екатеринбург:Изд-во Рос.гос. Проф. –пед. Ун-та, 2003. –вып. 2 – С. 63-70
4 Репин С.А., Сериков С.Г. Документационное обеспечение здоровьесбережения в образовательных учреждениях: Научно-методическое пособие. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ "Образование", 1999. - 230 с.
5. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. – Москва.: Изд-во «Педагогика» , 1982 – С. 114.