Просмотр содержимого документа
«Статья: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Беспальчук Алексей Евгеньевич
Учитель физической культуры
ГУ «Школа – лицея №2 отдела
образования акимата города Костаная».
В современном мире школьники испытывают большие психологические и умственные нагрузки, а вот физических нагрузок становится все меньше. Большое количество времени ученики сидят на учебных занятиях, сидят при работе за компьютером, сидят, когда выполняют домашнее задание. И тем важнее становится задача сохраненить и укрепить здоровье подрастающего поколения. Физическая культура, как учебный предмет, имеет особое значение в формировании здоровьесберегающей культуры личности, и чаще всего именно физическая культура является любимым предметом для учеников. Но как правильно и объективно оценить ученика на уроке физической культуры? Как можно устранить причины боязни получить невысокую отметку, негативно выглядеть в глазах одноклассников, несоответствия выполняемых заданий нормативам школьной программы.
Возможно, необъективность оценивания достижений школьников по физической культуре кроется в недостаточной разработке критериев оценивания. Поэтому введение в процесс образования критериального оценивания поможет решить существующие проблемы.
Как объективно оценить ученика? Нужна ли оценка ученику? Каким образом оценивать, чтобы оценка была понятна ученику? Что нужно сделать, чтобы заинтересовать школьников занятиями физической культурой и спортом. Эти и многие другие вопросы задают себе неравнодушные учителя. Однако, часто бытует мнение, что учителя физической культуры оценивают только результаты спортивного зачёта и не берут во внимание способности детей, их физиологические особенности, этапы достижения поставленных результатов. В большинстве случаев это не соответствует действительности. На ряду с оцениванием физической подготовленности учащихся, соответствии их действий с нормативами, утверждениями школьной программы, учитель постоянно оценивает и деятельность учеников, процесс достижения целей, подготовительный и основной этапы спортивных достижений.
А существует ли разница между оценкой и отметкой? Да, несомненно. Оценка - это результат процесса оценивания. А как известно, процесс состоит из множества составляющих: это и подготовительный этап, собственно деятельность, и её результативность. «Ты молодец!», «Вы - чемпионы!», «Попробуй ещё раз!», «У тебя получилось лучше.», «Стремись к победе» - вот далеко не полный список формирующего оценивания в арсенале учителя физической культуры. А отметка – это количественное, суммативное выражение качества выполненных упражнений.
(Тебе «пять», «четыре», «три» …). Чтобы ребёнок знал, за что ему поставили «пять» или «три», необходимо использование четких,конкретных критериев.
Критериальная система оценивания предусматривает четыре основные критерия оценивания по предмету физическая культура:
Критерий А – использование знаний (max - 5);
Критерий В – воспроизведение знаний (max - 5);
Критерий С – интеграция элементов в композиции движения(max - 5);
Критерий Д – социальные навыки и личная вовлечённость(max - 5).
Например, на уроках по волейболу и баскетболу оценивается знание и выполнение правил игры, техника выполнения бросков, результат бросков, групповое взаимодействие игроков.
В лёгкой атлетике оценивается техника выполнения легкоатлетических упражнений.
Вот одни из примеров шкалы для оценивания учебных достижений школьников в модуле «Лёгкая атлетика».
Критерии
Дескрипторы.
Критерий А
(Использование знаний).
Учащийся знает технику безопасности раздела «Лёгкая атлетика»;
Знает основы техники бега, прыжков, метания;
Знает факты о развитии лёгкой атлетики в Казахстане.
Критерий В
(Воспроизведение).
Учащийся соблюдает технику безопасности;
Владеет техникой бега, прыжков, метания;
Соблюдает правила спортивных игр, эстафет, соревнований;
Применяет критическое мышление в играх и состязаниях.
Критерий С
(Исполнение).
Самостоятельно проводит комплекс легкоатлетических упражнений;
Технически правильно выполняет элементы бега, прыжков, метания и др.
Тактически грамотно координирует командные действия в спортивных соревнованиях.
Критерий Д
(социальные навыки и личная вовлечённость).
Ученик проявляет желание к улучшению личных результатов;
Активно овладевает навыками ЗОЖ;
Умеет взаимодействовать со сверстниками и со старшими;
Проявляет активную жизненную позиции.
Использование критериального оценивания на уроках физической культуры позволяет повысить учебную мотивацию школьников, у ребёнка отступает страх получить низкую оценку, снижается нездоровая конкуренция и агрессия в подростковой среде, укрепляется физическое и психическое здоровье учащихся.
Литература:
А.И. Машковец «Критериальное оценивание на уроках физкультуры», Москва «Чистые пруды», 2009 г., -32 с.
Сухомлинских В.В. «Сердце отдаю детям», Киев 2008 г., -160 с.
«Критериальное оценивание достижений учащихся», Московский городской педагогический университет 2012 г., -202 с.