Просмотр содержимого документа
«Специфика деятельности педагога спортивного направления в рамках проектной деятельности»
Специфика деятельности педагога спортивного направления в рамках проектной деятельности
Опыт работы показывает, что крайне важно поддерживать интерес обучающихся к теоретическим знаниям по физической культуре. Это важно не только потому, что обучающиеся начинают лучше понимать себя, свой организм, происходящие с ними перемены, но и утверждаются в правильности своего отношения к физическим упражнениям. Эти знания помогают им сделать свой выбор в направлении здорового образа жизни, осознанно заниматься выбранным видом спорта. Постепенно ребята понимают, что активный образ жизни необходим каждому.
Проектирование проявлялось на разных уровнях жизнедеятельности общества как стремление активно вмешаться в несовершенство окружающего мира (а также в свое несовершенство) на основании исследовательских знаний о нем. Проектная деятельность как источник развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности в истории культуры формировалась достаточно длительный период. Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения. Он писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».
В современной образовательной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей обучающихся.
Специфика деятельности педагога спортивного направления заключается в том, чтобы за время работы с обучающимися, вложить в них умение видеть и решать проблемы, самостоятельно учиться, работать с информацией, применять полученные знания для решения жизненных проблем. Дать возможность свободно выражать свою точку зрения, аргументировать, анализировать, принимать взвешенные решения в непредвиденной обстановке. Способствовать в воспитании культуры общения.
Одним из инструментов достижения выше перечисленных результатов, может быть использование проектной деятельности (метод проекта).
В основе метода проектов лежит идея, составляющая суть понятия «проект», его направленность на результат, который можно получить при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Что дает работа над проектом?
Во-первых, обучающиеся могут провести параллель между знаниями, приобретенными в учебе, с реальным миром. Во-вторых, ребята рассматривают множество проблем, встречающихся в жизни, и находят способы их решения, как следствие имеют возможность сформировать качества необходимые для успешной личной и профессиональной деятельности. В-третьих, они уже на занятиях в секции могут задуматься о будущей профессии и проанализировать свои возможности.
Очень важно здесь научить их мыслить творчески, обращая внимание на возможность нестандартного мышления и видения, как самой проблемы, так и ее решения.
Метод проектов – это один из тех инструментов, который способствует накоплению жизненного и социального опыта. Проект – это самостоятельная работа обучающихся, выполняемая под руководством педагога. Здесь педагог должен выступать лишь в роли консультанта, советчика, направляющего, но не более того. Такая работа дает возможность осознать, что занятия спортом развивают не только физически, но и интеллектуально. Темы ребята выбирают самостоятельно или по рекомендации педагога. Желательно предлагать им то, что вызывает у них интерес, стремление высказать свою точку зрения. Проекты могут быть спортивно-тренировочной и оздоровительной направленности: например «Значение физической культуры для моего роста и развития организма», «Моя физическая культура. Как я это понимаю», «Отрицательное воздействие малоподвижного образа жизни на мое формирование. Что этому противопоставить», «Физическая культура в повышении моей физической и умственной работоспособности», «Физическая культура в моем самоутверждении», «Забота о своей осанке», «Комплекс физических упражнений, который предложу своим друзьям» и т.д.
Применение педагогом спортивного направления технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для обучающихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания морально-волевых качеств. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. Так, при изучении техники исполнения некоторых видов двигательных действий используются сведения из биомеханики, физики, что способствует расширению кругозора обучающихся. Проектная технология может помочь в разрешении части проблем, так как в урок двигательной активности она привносит и интеллектуальную деятельность. У обучающихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая обучающимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на занятии двигательных умений. Ребята, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений.
Серьезным этапом работы над проектом является его «защита». Представляя свой проект, обучающиеся осознают, что стало результатом их работы. Важно, чтобы ребенок, готовясь к «защите» учился анализировать свои действия, и на основе этого принимать новые решения.