Просмотр содержимого документа
«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.»
Доклад
Тема: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.
Младший школьный возраст - важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития.
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно-соматические заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН показали, что в среднем по России 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Из них 25-40% детей нуждается в адресной помощи специалистов уже на ранних этапах развития. По утверждению специалистов Научного центра здоровья детей РАМН, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны обучаться и воспитываться в специальных условиях. Обучение и воспитание должны отвечать требованиям государственного стандарта образования. В соответствии с нормативными документами Российской Федерации (Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Закон «Об образовании») необходимо дать детям данной категории равные возможности для возрастных норм развития.
Проблема ухудшения здоровья детей в ГО г. Нефтекамска и Краснокамском районе последние годы приобретает все большую актуальность. По данным заключения психолого-медико-педагогической комиссии с 2010 года значительно возросла доля детей младшего школьного возраста (7-9 лет) обследуемых на ПМПК и нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении.
Цель исследования: социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: изучить особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физкультуры.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «адаптация» и «ограниченные возможности здоровья».
2. Провести мониторинг развития физических качеств детей с ОВЗ.
3. Сделать выводы по проделанной работе.
Анализ за 2012-2014 годы показал, что применение традиционных средств физического воспитания для коррекции психофизического состояния детей с ОВЗ не ведут к существенным положительным изменениям в показателях физической подготовленности школьников (см. диаграмму 1).
По данным мониторинга более 50% детей с ограниченными возможностями здоровья имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств (см. диаграмму 2).
Наибольшие затруднения у школьников вызывают выполнение физических упражнений различной координационной сложности, связанных с ориентировкой в пространстве, точностью движений, глазомером, функцией равновесия; страдает техника выполнения основных движений. Наблюдаются относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии (стойка одной ноге), гибкости, силовых и скоростно-силовых способностей (наклон и подъем туловища, прыжок в длину с места). Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. Плохо переключаются с одного движения на другое, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. Неточно выполняют дозированные упражнения, ритмические, ациклические и двигательные действия. У детей данной категории отмечается гипер- или гиподинамия, существенно страдают зрительно-двигательная и слухо-двигательная координация, выявляются недостатки психических функций (зрительная память, концентрация и устойчивость внимания).
Очевидно, что данные причины затрудняют процесс физического, психического развития и социальной интеграции детей с ОВЗ. На основе мониторинга было установлено, что для коррекции нарушений в психофизическом развитии у детей данной категории недостаточно использования традиционно применяемых средств воздействия, так как целевым ориентиром для педагога, работающего с детьми, имеющими нарушения в развитии, является «Социальный портрет выпускника школы», рассматриваемый с позиций гармоничного целостного подхода к формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка в процессе обучения и воспитания его в МОБУ СОШ. Готовность ребенка к жизни вне стен школы можно считать сформированной только на фоне полного физического, психологического и социального благополучия.
Поэтому становится актуальным создание системы работы физического воспитания детей с ОВЗ на основе адаптивных технологий.
Основной целью педагогического опыта является развитие и коррекция психофизических качеств детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.
Для достижения этой цели были определены, как приоритетные, следующие задачи:
Содействовать гармоничному физическому развитию детей с ОВЗ.
Накапливать и обогащать двигательный опыт детей.
Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Повышать уровни физической подготовленности.
Основным механизмом для решения задач является выстроенная система педагогической, коррекционно-развивающей и физкультурно-оздоровительной работы, которая обеспечивает целенаправленное воздействие на психофизическое здоровье школьников.
Для осуществления эффективной работы были необходимы четкие координированные действия всех специалистов МОБУ СОШ на основе их профессионального взаимодействия, т.е. обеспечение интегративного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ (Схема 1).
В результате была разработана модель адаптивной физической культуры для детей данной категории, предусматривающая проведение организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию разной направленности (см. приложение 5). (Схема 2).
Основными компонентами адаптивной физической культуры являются:
- адаптивное физическое воспитание - предназначено для формирования жизненно важных двигательных умений и навыков (бег, равновесие, прыжки, метание, лазанье), для совершенствования и развития физических, психических, эмоционально-волевых способностей;
- адаптивная двигательная рекреация – для здорового досуга, активного отдыха, игр, общения.
В целом, работа по коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей представляет собой сложный процесс, в котором используются индивидуально-дифференцированный и системный подходы к применению специальных средств адаптивного физического воспитания, наглядный, наглядно-практические и словесные методы и приемы, разнообразные формы и способы дозирования физических нагрузок, имеющие единую целевую направленность на коррекцию и развитие психофизических качеств детей с ОВЗ.
Организация физического воспитания детей 7-9 лет с ОВЗ в условиях МОБУ СОШ на основе применения комплекса средств адаптивной физической культуры позволила повысить эффективность непосредственно образовательной деятельности, что положительно повлияло на физическое, психическое и эмоциональное благополучие детей. В результате у школьников данной категории выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой: они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о здоровьесбережении, средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Комплекс средств адаптивной физической культуры способствовал закаливанию и укреплению здоровья; повышению двигательной активности и выносливости организма детей. Вопросы активизации двигательного режима с использованием средств адаптивной двигательной рекреации, позволили не только совершенствовать двигательную сферу ребенка, но и сформировать его личностные качества, позитивно повлиять на физическое развитие и его психофизическое здоровье.
С помощью теста «Физкультурный паспорт», предназначенной для экспресс-оценки физического развития детей, были определены уровни физической подготовленности детей (высокий, средний, низкий), которые включают в себя виды испытаний, определяющие физические качества детей (индекс физической готовности) (см. диаграмму 3):
Анализ данных за 2010-2014 годы показывает, что у школьников, физическое воспитание которых осуществлялось с применением разработанного комплекса средств адаптивной физической культуры, в 2,5 раза улучшились показатели основных физических качеств и приблизились к нормативным значениям.
По результатам мониторинга за 2010-2014 годы отмечается увеличение количества детей с ОВЗ с высоким уровнем физической подготовленности (в 2011 году – 0; в 2013 году – 3 (17,1%); в 2014 году – 2 (12,1%)) (см. диаграмму 4-5).
По данным психологического обследования наблюдается положительная динамика психических функций: зрительная память (в 2014 году - 7,24 балла против 5,92 балла в 2013 году), концентрация и устойчивость внимания (в 2014 году - 7,20 балла против 6,24 балла в 2013 году).
Эффективность результатов работы по физическому воспитанию школьников с ОВЗ стала возможной благодаря внедрению технологий адаптивной физической культуры и созданию адекватных условий для полноценного физического развития в школе.
Практическая значимость педагогического опыта заключается в том, что использование специально подобранных средств, методов, методических приемов адаптивной физической культуры в физическом воспитании детей 7-9 лет с ОВЗ в условиях школы способствует:
улучшению показателей физических качеств, координационных способностей, психических функций;
оптимизации процесса коррекции основных двигательных действий;
ускоренному процессу их физической и социальной адаптации.
Результаты педагогического опыта могут быть использованы как в общеобразовательных, так и в специализированных СОШ при организации физкультурно-оздоровительной и коррекционно-развивающей деятельности с младшими школьниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, на курсах и семинарах для инструкторов по физической культуре.
Эффективность педагогического опыта обосновывает необходимость своевременной интеграции детей с ОВЗ в массовые школьные образовательные учреждения.