Сохранение культуры, традиций и быта русского народа на уроках физической культуры.
Сохранение культуры, традиций и быта русского народа на уроках физической культуры.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНВЕНТАРЯ, НАРОДНОЙ УТВАРИ, ОБОРУДОВАНИЯ И ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ЗНАКОМСТВА, СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сохранение культуры, традиций и быта русского народа на уроках физической культуры.»
Сохранение культуры, традиций и быта русского народа на уроках физической культуры.
Ковальчук Татьяна Викторовна,
учитель физической культуры. МБОУ СОШ № 16
История развития любого этноса, большого или малочисленного народа предполагает знание, прежде всего, сущности традиций, культуры и быта своего народа, свои национальные игры. На протяжении веков игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают особые черты менталитета, вырабатывают жизненно важные физические качества, прививают честность, справедливость и достоинство.
Многие из этих игр имеют многовековую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они совершенствовались по мере хозяйственной деятельности человека, по мере совершенствования его разума.
Национальные спортивные традиции зависели от многих факторов: ландшафта, климата, природы и многих других.
Славянские народные игры разнообразны: от нехитрых развлечений простолюдинов, до царских забав, от забытых потех - до дисциплин, ставших спортивными в настоящее время и перешагнувшими границы России.
В них совмещались развлечение, тренировка, и сама уникальная русская культура выявления и поощрения сильных духом и телом, воспитание готовности принять брошенный вызов, заступиться за слабого, преодолеть слабость в самом себе.
Удивительно, насколько игры оказались живучими. Может, от того, что при всей своей непритязательности таят в себе какой-то секрет, непостижимый умом, но дорогой для души? И потому веками сохраняются игры, которые увлекают каждое новое поколение.
На уроках физической культуры я использую русские народные игры «Салки», «Горелки», «Русская лапта» и т. д. Большой популярностью среди ребят пользуются спортивных эстафеты «Русские забавы» с использованием инвентаря, которым еще в недавнем прошлом пользовался народ в быту. Это ухваты, котелки, коромысла, кочерга. Современные дети, живущие в квартирах, даже не представляют, что это такое и как этим пользовались.
В зимний период в школе проводятся соревнования «Зимние забавы». В этих соревнованиях используем такие забавы, как «Метание валенка», «Звон колоколов», где ребята должны снежками попасть в колокола, «Веселая лыжня» различные соревнования с санками и лыжами. В конце таких забав, обязательно каждый класс лепит «Снежную бабу».
Игра «Русская лапта» особенно популярна у нас в школе. Обучение игре по упрощенным правилам начинается еще в начальной школе. С 5 класса обучающиеся обязательно изучают историю игры. «Русская лапта» - это народная игра. Цель игры: ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком своей команды, как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время.
Изучая историю игры «Русская лапта», оказалось, что упоминания о «лапте» встречаются в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты были обнаружены в слоях XIV века при раскопках Древнего Новгорода.В сравнении с игрой «Бейсбол», который был придуман в XIX веке, «Лапта» как видно старше на VI веков. Историки предполагают, что русские иммигранты, переселяясь на различные континенты, перевозили свои обычаи, традиции и конечно игры, играли в « лапту», а местные жители видели, а возможно и играли вместе с ними, затем дополнили в эти игры что-то свое и в результате возникли такие игры, как «Крикет» и «Бейсбол». В результате «бейсбол» стал очень популярен и узнаваем во всем мире, а наша исконно русская народная игра «Лапта» неоправданно забыта.
Выдающийся писатель В.А. Куприн говорил об игре «лапта»:«Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места». Выдающийся полководец А.В. Суворов говорил: «В этой игре воспитываются и развиваются качества и умения, которые являются основой воинского искусства».
Обучение игре проходит на уроках физической культуры. У нас в школе традиционно проходит Спартакиада «День здоровья». Игра «Русская лапта» является одним из обязательных видов дня здоровья. В «Лапту» с удовольствием играют и младшие и старшие школьники. учащиеся уже знают, что такое «Русская лапта», умеют играть в эту игру, и думаю, что они теперь главные « хранители» этой игры и им передавать знания будущим поколениям.
Это все и есть наши национальные традиции. И наша задача сохранить их и передать следующим поколениям. Так как народ жив, пока живы его культура и традиции,