Сохранение и укрепление здоровья обучающихся – приоритетные цели физкультурного образования и спортивной подготовки
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся – приоритетные цели физкультурного образования и спортивной подготовки
Одной из главных социальных и гуманитарных ценностей любого государства является здоровье детей. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.
Школьники, сегодня сидящие за партой, уже в ближайшем будущем будут участвовать в повышении благосостояния страны, накапливании её потенциала, в экономической, научной и культурной сферах.
Роль физической культуры в сохранении здоровья, особенно детей и подростков, переоценить невозможно. Физическая культура является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Основные показатели состояния физической культуры в обществе это уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, в организации свободного времени. Результатом ее деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сохранение и укрепление здоровья обучающихся – приоритетные цели физкультурного образования и спортивной подготовки»
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся – приоритетные цели физкультурного образования и спортивной подготовки
Распопова Л.В.
учитель физической культуры
МОУ «Дубовская СОШ с углублённым
изучением отдельных предметов»
2016 год
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся – приоритетные цели физкультурного образования и спортивной подготовки
Будьте добрыми, если захотите,
Будьте мудрыми, если сможете,
Но здоровыми вы должны быть всегда
Конфуций
Одной из главных социальных и гуманитарных ценностей любого государства является здоровье детей. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.
Школьники, сегодня сидящие за партой, уже в ближайшем будущем будут участвовать в повышении благосостояния страны, накапливании её потенциала, в экономической, научной и культурной сферах.
Роль физической культуры в сохранении здоровья, особенно детей и подростков, переоценить невозможно. Физическая культура является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства. Физкультура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Основные показатели состояния физической культуры в обществе это уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, в организации свободного времени. Результатом ее деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
В современном мире роль физической культуры и спорта трудно переоценить: они стали не только важными социальными, но и политическими факторами. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой и спортом, а также успехи на всероссийских и международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации.
Одной из главных проблем, которую призвано решать школьному физкультурному образованию, является проблема укрепления здоровья школьников. Никто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры. Эта сила делает неуклюжего – ловким, медлительного - быстрым, слабого – сильным, всегда жалующегося на усталость – выносливым, болезненного – здоровым.
В настоящее время она решается недостаточно эффективно. С возрастом число здоровых учащихся уменьшается. Это отражает общую тенденцию снижения уровня здоровья населения, зависящую от комплекса факторов. Если обратиться к статистике заболеваемости детей и подростков в Российской Федерации, то цифры весьма тревожны. Очень пугает тот факт, что среди выпускников школ за последние годы не выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося! Научные исследования, проводимые НИИ гигиены и охраны здоровья детей подростков НЦЗД РАМН, подтверждают ухудшение состояния здоровья учащихся младших классов. От начальных классов к старшим продолжает расти доля хронических заболеваний у детей. Эти заболевания переходят потом в хроническую патологию.
По результатам проведенного исследования в Белгородской области о состоянии здоровья школьников выявлено, что сохраняется высокий уровень функциональных расстройств и хронических заболеваний. В структуре заболеваемости на I месте стоматологические заболеваемости - 452,5 на 1000 детей; на II месте болезни костно-мышечной системы – 236,4; на III месте болезни глаза и его придаточного аппарата – 90,2; на IV месте болезни системы кровообращения – 67, 1; на V месте болезни органов дыхания – 27, 5. Определяется следующая динамика в группах здоровья детей и подростков: уменьшение I группы здоровья с 36% до 25, 2%; увеличение II группы здоровья с 49% до 59%; увеличение III группы здоровья с 13,6 до 15,2%.
Учебный предмет «физическая культура» – это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к состоянию своего здоровья, содействует воспитанию физических и моральных качеств, укрепляет здоровье и способствует самосовершенствованию. Известно, что здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия.
Школьное физкультурное образование является сильнодействующим фактором воздействия на организм. Состав учащихся неоднороден по уровню здоровья, физического развития и физической подготовленности. Одни и те же педагогические средства оказывают различное воздействие на разных людей. Работа с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, должна проводиться строго индивидуально. Поэтому одной из важнейших является проблема индивидуализации физического воспитания.
Для того чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических). К специфическим задачам физического воспитания относятся две группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи.
Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить:
оптимальное развитие качеств, присущих человеку;
укрепление и сохранение здоровья, а так же закаливание организма;
совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;
многолетнее сохранение уровня высокой работоспособности;
К специальным образовательным задачам относят:
формирование различных жизненно важных умений и навыков;
5. Обеспечивается повышение резистивности к патогенным факторам внешней среды.
6. Осуществляется освоение техники и формирование привычки к занятиям определенными видами физических упражнений, использование которых позволит сохранить здоровье и работоспособность на протяжении всей жизни человека.
7. Формируются положительные психологические черты личности.
8. Осуществляется интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка.
9. Достигается рекреационный эффект (активный отдых, развлечение).
Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.