kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль тренера и родителей в формировании личности спортсмена

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль тренера и родителей в жизни спортсмена

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль тренера и родителей в формировании личности спортсмена»

Роль тренера и родителей в формировании личности детей

В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеют

особенности личности и индивидуальность спортсмена. Формирование и развитие

личности спортсмена является главной проблемой спортивной психологии. Одним из

значимых факторов в формировании личности юных спортсменов в учебно-

тренировочном процессе является личность взрослого - тренера, родителей.

Межличностные отношения между родителем, тренером и спортсменом часто

называют «спортивным треугольником» или «треугольником отношений»

((Nascimbene, 2003), В основе модели лежали две теоретические концепции, взятые из

теории семейной системной психологии, а именно концепции границ (Минучин,

1994) и триангуляции (Боуэн, 1978) ( рис.1)



Концепция границ связана со степенью психологического разделения между

двумя людьми и находится на полюсах от «слияния» (когда два человека думают и

действуют как один человек) до разъединения (когда и психологическое разделение, и

эмоциональная дистанция велики) (Hellstedt, 1987).

Концепция «триангуляции» основана на том принципе, что если отношения

между двумя людьми нестабильны (например, они не согласны с чем-то), то для

стабилизации отношений будет привлечен третий человек, который будет пытаться

разрешить спор.

Модель является отличным примером всех сторон, которым необходимо

позитивно сотрудничать в детском спорте, чтобы улучшить спортивный опыт для всех.

Спортивный треугольник - это четкая модель, которая уверенно ставит спортсмена на

первое место, во главу треугольника. Если тренер пренебрегает таким подходом,

модель, к сожалению, становится доминирующей для взрослых и делает больший

акцент на потребностях тренера и /или родителей. Тренеры и родители должны

выстраивать свои роли, ожидания и требования не с точки зрения своих потребностей,

а учитывая намерения юного спортсмена.

Идеальный треугольник – «ВСЕ разделяют и принимают общие цели и

прилагают усилия, чтобы достичь их" и обязательно, их стили поведения сходятся и НЕ

ПРОТИВОРЕЧАТ друг другу.

На пути спортивного становления ребенка общение в коммуникативном

«треугольнике» должно происходит на всех уровнях открытым способом, то есть быть

двунаправленное и открытое. В этой связи, мы приходим к выводу, что тренер также

должен быть хорошим коммуникатором. Тренер во многом является ориентиром в

становлении личности, особенно юного спортсмена. Так, в спортивной психологии

были выделены символические роли: «тренер-отец», «тренер-учитель», «тренер-друг»,

которые образно указывают на значимость личности тренера для спортсмена и имеют

сильную эмоциональную окраску.

На наш взгляд, есть необходимость учитывать возрастные особенности

спортсмена и особенности спортивной деятельности. В результате чего для



организации более эффективного учебно-тренировочного процесса мы предлагаем на

каждом этапе развития личности спортсмена определять роли тренера и родителей в

данном многолетнем процессе.

Так, в возрасте от 3 до 6 лет происходит преимущественное развитие и

формирование правого полушария коры головного мозга. В этот период происходит

развитие и формирование эмоционально-волевой сферы ребенка. Основной вид

деятельности - игра. Необходимо формировать эмоционально-двигательную сферу

юных спортсменов, развивать координацию, смелость, ловкость, прививать любовь к

Родине, чувство патриотизма, любовь к семье. Роль тренера: Тренер - «няня».

Прививает любовь к данному виду спорта. Тренировки должны быть на высоком

эмоциональном уровне, формировать психологический климат. Преимущественной

является игровая и творческая деятельность. Роль родителей: следят за посещением

тренировок, за формой и питанием ребенка, прививают любовь к данному виду спорта.

Данный этап характеризуется тесным взаимодействием с родителями. Возможно

посещение родителями тренировок. Также родители могут привлекаться для

проведения совместных тренировок и игр.

В возрасте от 7 до 14 лет происходит преимущественное развитие левого

полушария коры головного мозга, развитие интеллектуальной сферы личности ребенка

и самостоятельности. Этот период можно охарактеризовать как «начало отрыва от

родителей». Ведущий вид деятельности - учебная. Закладывается основа спортивной

деятельности ребенка. Осуществляется подготовка к участию в соревнованиях,

формируются умения и навыки психической регуляции. Роль тренера: Тренер -

«учитель». Основная роль - формирование двигательных навыков, их устойчивости и

надежности. Формирует позитивное отношение к соревнованиям, формирует

мотивацию спортсмена. Роль родителей: не рекомендуется (запрещается)

присутствовать во время тренировки. Родители должны стремиться развивать

спортсменам самостоятельность, следить за формой, питанием, приходом на

тренировку и уходом с нее, сопровождать на соревнованиях, стараться минимизировать

свою требовательность относительно спортивных результатов. Для ребенка становится

ведущим видом деятельности общение со сверстниками, поэтому родители должны

разрешать спортсменам удовлетворять потребность общения со сверстниками вне

тренировочного времени.

В возрасте 15-16 лет происходит формирование направленности личности и

отрыв от родителей. Большое значение имеет общение со сверстниками. На данном

возрастном этапе важным является формирование мечты в спорте. Происходит

актуализация своего «Я». Формируется индивидуальный стиль деятельности. Роль

тренера: Тренер - «друг». Помогает в преодолении сверхтяжелых нагрузок, формирует

спортивную мечту и мотивацию. Роль родителей: Родитель - «спонсор». Роль родителя

сводится к материальному и финансовому обеспечению, помощи в кризисных

ситуациях. Но они не должны требовать результата.

Предлагаемая нами ролевая организация в системе взаимоотношений:

«родитель-спортсмен-тренер» позволяет определить не только роли, но и функции

родителей спортсменов и тренеров на различных этапах формирования личности

спортсмена.

Проблема отношения родителей к занятиям спортом детей и их роли в

формировании личности ребенка в настоящее время является недостаточно изученной,

однако актуальность данной темы с каждым годом возрастает.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль тренера и родителей в формировании личности спортсмена

Автор: Севостьянова Галина Юрьевна

Дата: 28.10.2021

Номер свидетельства: 589848

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Роль тренера и родителей в формировании личности детей"
    ["seo_title"] => string(54) "rol_trenera_i_roditelei_v_formirovanii_lichnosti_detei"
    ["file_id"] => string(6) "584569"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1626116777"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "методичка лыжник гонщик "
    ["seo_title"] => string(30) "mietodichka-lyzhnik-ghonshchik"
    ["file_id"] => string(6) "187964"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426601147"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Роль тренера и родителей в формировании личности спортсмена"
    ["seo_title"] => string(61) "rol_trenera_i_roditelei_v_formirovanii_lichnosti_sportsmena_1"
    ["file_id"] => string(6) "594037"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639054679"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства