kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль физической культуры в жизни школьника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическая культура - это цель, а спорт – средство ее достижения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль физической культуры в жизни школьника.»

Роль физической культуры в жизни школьника.

 

Термин «физическая культура» появился в Англии в конце XIX века, но широкого распространения на Западе не получил и вскоре был заменен термином «спорт» (sport), происходит от «Disport» – игра, развлечение.

         В России физическая культура появилась в начале ХХ века и сразу была признана во всех советских инстанциях, прочно вошла в научный и практический лексикон. В Москве в 1918 году был открыт Институт физической культуры, выходил журнал «Физическая культура». Но после распада СССР целесообразность использования термина «физическая культура» оспаривается. Аргументом ПРОТИВ служит тот факт, что данный термин не используется в большинстве стран мира, за исключением Восточной Европы, где более полувека развитие физической культуры и спорта велось по образцу советской системы. Некоторые предлагают заменить физическую культуру понятием «спорт». Более грамотные считают, что физическая культура, это шаг вперед по сравнению с западной спортивной наукой. Физическая культура - это цель, а спорт – средство ее достижения (игры, соревнования).

 

Физическая культу́ра — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

 

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующими все проявления жизни организма ребенка, являются сознательные занятия разнообразными физическими упражнениями, большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнцевоздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм. В процессе осознанной двигательной активности развиваются заложенные в ребенке природой психофизические способности.

Физические упражнения – это двигательные действия, применяемые с целью физического совершенствования.


Физические упражнения укрепляют кости, связки, мышцы. Кости, мышцы становятся более крепкими, устойчивыми к нагрузкам и травмам ребенка.

Постоянные физические упражнения удлиняют мышцы, вырабатывают их способность лучше растягиваться. При постоянных тренировках масса мускулатуры увеличивается, мышцы становятся более сильными, нервные импульсы вызывают сокращение мышц большой силы. К активно работающим мышцам притекает больше крови, капилляры в них значительно полнее расширены, чем в мало работающих мышцах. Так усиливается питание и газообмен в мышцах, отток вредных веществ из них. В процессе работы мышц улучшается их нервная регуляция, происходит рост мышечных волокон, увеличение массы мускулатуры. 
         Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При выполнении физических упражнений кости становятся толще и соответственно развитые мышцы имеют достаточную опору. Более крепким и устойчивым к нагрузкам и травмам становится весь скелет. Хорошая двигательная нагрузка – необходимое условие нормального роста и развития ребенка. Малоподвижный образ жизни вредит здоровью. Недостаток движений – причина дряблости и слабости мышц. Физические упражнения, труд, игры развивают работоспособность, выносливость, силу, ловкость и скорость, что так необходимо для школьника.

Физические нагрузки следует подбирать с учетом возраста и пола ребенка. Физические возможности в подростковом возрасте ограничены. В этот период неравномерно развиваются кости, мышцы, внутренние органы; не завершены процессы окостенения. 
Отмечена зависимость между двигательной активностью школьника и его умственным развитием. Эта зависимость сохраняется и в жизни взрослого: чем больше он активен физически, тем более он активен и продуктивен психически. Французский мыслитель Ж. Ж. Руссо писал о воспитании ребенка: «Постоянно упражняйте его тело; сделайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным». Движения, особенно движения пальцев рук, сильно стимулируют развитие мозга. Чем раньше в жизнь ребенка входят движения, тем больше успеха он достигает в общем развитии.

На стене Форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть сильным, - бегай, если хочешь быть красивым, - бегай, если хочешь быть умным, - бегай». Справедливость этого изречения в настоящее время доказана многими научными исследованиями. Они раскрывают значение движения для развития и формирования ребенка, а также для различных сторон его психики и физиологических процессов, протекающих в его организме.

Давно известно, что мышечная деятельность оказывает влияние на внутренние органы ребенка, причем оно настолько, выражено, что позволяет pacсматривать физические упражнения как рычаг, воздействующий через мышцы на деятельность всех систем организма. Это дает возможность понять механизм целого ряда нарушений, развивающихся в организме при гиподинамии – ограничении двигательного режима школьника.

В чем секрет действия физических упражнений?

Когда мышечное волокно приводится в состояние возбуждения, оно сокращается и производит определенную работу. Состояние возбуждения является рабочим для мышечного волокна.

За возбуждением следует состояние торможения, которое при более длительном возбуждении переходит в утомление: Учеными доказано, что состояние торможения приводит в последующем к оживленным процессам восстановления: организм жадно принимает питательные вещества, которые поступают в него в форме пищи, и с их помощью восстанавливается.

Интересно, что восстановление работоспособности органа после состояния возбуждения не только доходит до исходного уровня, но и регулярно его превышает. Получается известное сверхвосстановление. При этом работоспособность данного органа увеличивается. Он приобретает возможность работать лучше и более длительное время. Если же работа, физическая нагрузка проводится регулярно, то повышение работоспособности утверждается, становится постоянным. Упражняемый орган увеличивает свою массу и переходит на новый; более высокий функциональный уровень. Он становится уже прочно более работоспособным. Это явление называется рабочей гипертрофией.

Многочисленные исследования устойчивости памяти, внимания у тренированных и нетренированных школьников позволили ученым сделать вывод о прямой зависимости умственной деятельности от уровня физической подготовленности. Высокая физическая тренированность обеспечивает сохранение ряда показателей высшей нервной деятельности.

Большое значение имеют физические упражнения, действие которых направлено на определенные органы. Например, при задержке речи у ребенка помогает специальная гимнастика для рук, при плоскостопии рекомендуется катание стопами по полу гимнастической палки. Таких целенаправленных упражнений много, но их назначить, конечно, может только врач.

Результатом малоподвижного образа жизни является и гипоксия (кислородная недостаточность), которая может стать причиной многих заболеваний, снижения устойчивости организма и его резервных возможностей в борьбе с утомлением и влиянием неблагоприятных факторов внешней среды. Наиболее чувствительна к гипоксии кора головного мозга, очень страдает от нее сердечно-сосудистая система. Экспериментально доказано, что неработающая, бездействующая мышца потребляет мало кислорода. А ведь кислород удаляет из организма продукты жизнедеятельности клеток – шлаки. Поэтому недостаток кислорода приводит к самоотравлению организма, старению клеток.

Физические упражнения, совершенствуя кровообращение, увеличивая содержание гемоглобина и миоглобина (участвующего в дыхательных функциях), скорость отдачи кислорода кровью, значительно расширяет возможности организма в потреблении кислорода, создавая основу для ликвидации гипоксических явлений в органах и тканях. Систематическое выполнение физических упражнений школьниками способствует значительному повышению уровня потребления кислорода организмом в целом – а это важнейший фактор его активности, здоровья и устойчивости к отрицательным воздействиям внешней и внутренней среды.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль физической культуры в жизни школьника.

Автор: Махров Сергей Сергеевич

Дата: 07.06.2022

Номер свидетельства: 609065

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "«ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ». "
    ["seo_title"] => string(107) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-potriebnostiei-i-motivov-sistiematichieskikh-zaniatii-fizichieskoi-kul-turoi"
    ["file_id"] => string(6) "119478"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413443334"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "«Роль физической культуры в системе современного образования»"
    ["seo_title"] => string(59) "rol_fizicheskoi_kultury_v_sisteme_sovremennogo_obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "617333"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668425643"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Физическая культура в здоровом образе жизни школьника "
    ["seo_title"] => string(59) "fizichieskaia-kul-tura-v-zdorovom-obrazie-zhizni-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "130168"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415827648"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Экспериментальная интегрированная программа по физической культуре "Физическая культура и теннис" "
    ["seo_title"] => string(109) "ekspierimiental-naia-intieghrirovannaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-fizichieskaia-kul-tura-i-tiennis"
    ["file_id"] => string(6) "239293"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444753093"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(285) "Доклад выступления на РМО учителей физической культуры по теме: "Формирование потребности здорового образа жизни: возможности образовательного процесса" "
    ["seo_title"] => string(166) "doklad-vystuplieniia-na-rmo-uchitieliei-fizichieskoi-kul-tury-po-tiemie-formirovaniie-potriebnosti-zdorovogho-obraza-zhizni-vozmozhnosti-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "227199"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440649216"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства