kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль учителя физической культуры в формировании здоровой гармонично - развитой личности школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направ­ленная на укрепление здоровья, разви­тие физических способностей человека и ис­пользование их в соответствии с потреб­ностями общественной практики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль учителя физической культуры в формировании здоровой гармонично - развитой личности школьника»









КОНКУРСНАЯ РАБОТА

По теме:


«Роль учителя физической культуры в формировании здоровой гармонично - развитой личности школьника»













Выполнила:

учитель физической культуры МОБУ СОШ № 5

г. Благовещенска РБ Вавилова Наталия Викторовна

















ПЛАН.
1.Введение.

2.Нравственно – этическое воспитание человека.

3.Процесс самопознания и самосовершенствования.

4.Основные задачи физического воспитания в школе.

5.Воспитание уверенности в себе и собственных силах.

6. Самообразование учителя как средство повышения его педагогического мастерства.

7. Методические основы преемственности физического воспитания между начальным и основным общим образованием.

8.Выводы.

9.Перечень литературы

«Нет ничего благороднее солнца,

дающего столько света и тепла. Так

и люди прославляют те состязания,

величественнее которых нет ничего-

Олимпийские игры».

Пиндар


Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направ­ленная на укрепление здоровья,

разви­тие физических способностей человека и ис­пользование

их в соответствии с потреб­ностями общественной практики.

Основ­ные показатели состояния физической культуры в общест­ве:

уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в про­изводстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и другое.

Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревнова­ния по ним, закаливание организма, ги­гиена труда и быта, активно - двигатель­ные виды туризма, физический труд как фор­ма активного отдыха для лиц умствен­ного труда.

В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового челове­ка, гармонически сочетающего в себе ду­ховное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.


Она способ­ствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффектив­ности производства, физкультурное дви­жение опирается на многостороннюю дея­тельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.

При написании работы мною была поставлена мишень – показать нравственно - эстетические и социальные аспекты физкультуры и спорта, роль учителя в формировании гармонически развитой личности. Физическая культура и спорт заполучили в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда.
Физическая культура и спорт являются не лишь эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга. Но, безусловно, влияют и на остальные стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно - интеллектуальных черт, эстетических эталонов и ценностных ориентаций. Причём это касается не только спортсменов, но и тренеров, судей, зрителей. Сразу физкультура и спорт сами подвержены «обратной» связи со стороны остальных социальных институтов и явлений публичной жизни. Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие способности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и причастия спортивному действию как процессу творчества, принуждают радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю палитру человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность возможных возможностей человека.
В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное достояние, моральную чистоту и физическое совершенство.

В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем мы знаем, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, оставляет желать лучшего, и динамика развития показателей здоровья неблагоприятна. Современное политическое, экономическое и социально-психологическое переустройство общества требует преобразования многих сторон жизнедеятельности человека, его сознания и мировоззрения, его отношения ко многим явлениям общественной жизни. Складывавшаяся десятилетиями система государственного устройства сформировала человека не готового к разным изменениям в обществе, активному образу жизни, самостоятельному принятию жизненно важных решений, освоению новых представлений и соответствующих форм практической деятельности. Так было и в сфере физической культуры. В обществе практически пропал интерес к занятиям физической культурой в существующих формах. Прогрессивно нарастает уровень заболеваемости опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, эмоционально-волевой сферы человека. Стресс и подверженность к различным заболеваниям стали постоянными спутниками жизни старшего и подрастающего поколения. Проблема неготовности индивида применять физическую культуру, а тем более активно развивать её формы и направления, детерминирована разрывом между застывшими в своём развитии дисциплинарными формами физкультурного образования и реально востребованной, существующей «физкультурной» практикой, реализуемой в жизнедеятельности конкретного индивида. Решение этой проблемы заключается не в том, чтобы что-то подправить или заполнить отдельные « пустоты» в существующих программах физкультурного образования, и не в том, чтобы добавить в них что-то новое или вспомнить старое, а в том, чтобы взглянуть по-новому на феномен и сферу физической культуры в обществе, преобразовать физкультурное образование. Последнее означает: во-первых - необходимо определить причины, породившие современные проблемы и негативные явления в сфере физической культуры, во-вторых- определить общее направление, устраняющее или снижающее уровень негативного влияния этих причин на прогрессивное развитие физкультурного образования; в-третьих, исходя из выбранного направления, сформировать подходы к разработке предмета физкультурного образования, являющегося основой для творческой деятельности школьного учителя и в конечном итоге обеспечивающего физическое развитие подрастающего поколения.



Основные задачи физического воспитания в школе.

1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

2. Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей.

3. Обучение жизненно-важным двигательным умениям и навыкам.

4. Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и

спорта.

5. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. 6. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности. Физическим воспитанием детей школьного возраста признаны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И всё-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на высоком профессиональном уровне помочь им в развитии двигательных кондиций, обеспечивающих подготовку к выбору будущей профессии. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью. В своей работе ему порой приходится быть организатором и руководителем, строителем и хозяйственником. Он должен на хорошем уровне проводить уроки, обеспечивать подготовку и выступления школьных команд в различных соревнованиях (внутри школы и за её пределами). Чтобы принять участие в них могли все учащиеся, организовать занятия в различных спортивных секциях во внеурочное время, проявлять заботу об укреплении спортивной материальной базы. Учитель должен обеспечить каждому школьнику одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, предоставить им разно уровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материалы программы, создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, помочь ему в самоопределении. Уроки физической культуры должны строиться на принципах демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса, основанных на прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теориях. Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий физических упражнений. Большое внимание на каждом уроке учитель должен уделять воспитанию в учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательность, честность, отзывчивость, смелость, а также содействовать развитию психических процессов (память, мышление представление и другие). Каждый урок физической культуры – это звено системы уроков, проводимых учителем в определенной последовательности и направленных на освоение учебного материала, конкретных тем, которые в свою очередь должны быть согласованы между собой. Кроме того, должны быть определены объём учебного материала, степень постепенного повышения нагрузок при развитии двигательных способностей с учетом переносимости их учащимися.

САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ – КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЕГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА.

Большое значение для всестороннего развития и постоянного углубления знаний учителя имеет ознакомление с достижениями науки, техники искусства, духовной жизни общества. Чем больше знает учитель, тем легче усваивать его ученикам элементарные знания, тем большим авторитетом и доверием пользуется он среди учащихся и родителей, тем больше к нему как к источнику знаний тянутся дети. Чем больше знает учитель, тем чаще и удачнее приоткрывает он перед учениками горизонты науки, тем больше пытливости и любознательности проявляют ученики, тем больше у них вопросов, неясностей, тем умнее, интереснее и труднее ставят они вопросы. Эти вопросы побуждают учителей думать, читать. Значит, учитель должен постоянно пополнять свои знания. Не зря народная мудрость гласит: «Век живи, век учись». А учитель должен не только сам учиться, но и учить других, а учить всегда труднее, чем учиться. Педагог вызвал бы у детей только отвращение к повседневному усвоению определенных порций знаний, если бы учитель ограничивался учебником и не раздвигал бы перед ними горизонтов науки, не показывал бы того, что ещё не изучено, что ожидает вмешательства их пытливого ума и трудолюбивых рук. А чтобы всё это открыть и показать, учителю надо знать значительно больше, чем требует программа.

Хороший учитель – это человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в неё, знающий её горизонты, новейшие открытия, исследования, достижения. Гордость школы становится учитель, который в дополнение к сказанному, сам неравнодушен к проблемам, над которыми бьётся его наука, обладает способностью к самостоятельному исследованию. Хороший учитель знает во много раз больше, чем предусматривает программа средней школы. Учебный предмет для него – лишь азбука науки. Глубокие знания, широкий кругозор, интерес к проблемам науки – всё это необходимо учителю для того, чтобы раскрывать перед воспитанниками притягательную силу знаний, предмета науки, процесса учения. Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, тем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель.

Учитель должен не только учиться, но и повторять. Повторение – не самоцель, а средство развития, углубления знаний. Умелый выбор материала для повторения – это, прежде всего определение логических связей между разделами, понятиями, закономерностями, правилами, формулами и т.д. Если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой. Логическое следствие анализа собственной работы заключается в том, что учитель сосредоточивает внимание на какой-то по его мнению, играющей в данном случае наиболее важную роль стороне педагогического процесса, исследует, изучает факты, читает педагогическую и методическую литературу. Так начинается высший этап педагогического творчества – сочетание практики с элементами научного исследования. Учителю нужно свободное время, чтобы обдумывать новые достижения науки, пополнять свои знания, обобщать накопленный опыт. Самое главное для чего учителю нужно свободное время – это чтение. Без чтения, без духовной жизни учителя среди книг, теряют смысл все мероприятия по повышению его педагогической квалификации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЕЖДУ НАЧАЛЬНЫМ И ОСНОВНЫМ ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ.

Младших школьников отличает большое желание, интерес, познавательность активность, высокая эмоциональность. Поэтому при проведении уроков обращаю внимание на эти качества, стимулирую их похвалой, хорошими оценками. В первом классе основное время уделяется на подвижные игры, обучению построения, перестроения, поворотам, выполнению тех или иных упражнений методом показа, обращая внимание не на быстроту, а на точность выполнения упражнения. Главное внимание уделяется индивидуальному подходу к ученику, исправление ошибок при выполнении упражнений, дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя. Оценки за урок не выставляются, поэтому основными критериями оценки является похвала. Кроме игр ученики обучаются сдавать контрольные нормативы по принципу кто дальше, быстрее, выносливее и т.д. Основная задача – привить любовь к уроку, научить, дальше будет легче работать. Во 2х-4х классах продолжается обучение базовым двигательным действиям, сдают контрольные нормативы. Нагрузка увеличивается постепенно. Перед сдачей нормативов проводятся контрольные уроки: т.е. контрольные забеги, прыжки и т.д. Сдавшим на 5, выставляю оценки в журнал, остальным на следующий урок. После зачета – игровой урок (подвижные игры, футбол, лапта и др.) Здесь тоже нужно исходить из того, какой следующий зачет. Широко применяются эстафеты, старты из различных исходных положений, бег гандикапом, бег на выносливость. Например: длительный бег в течении 3х-5ти минут для 1-2х классов; 8ми-12ти минут для 3-4х классов. Обучение ведению мяча правой, левой рукой, с преодолением препятствий и т.п. Основы, заложенные в начальных классах, играют огромную роль в дальнейшем обучении учащихся. В подростковом возрасте учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями в беге, прыжках, метанию, лазании, включая технику основных видов спорта. Обучение сложной технике видов спорта основывается на приобретенных в начальной школе простейших двигательных умений и навыков.

Интерес к уроку обеспечивается применением различных технических средств обучения, наглядных пособий, нестандартного оборудования для развития двигательных способностей, настрой учащихся на урок шуткой, задачей, обещаниями, аутогенной тренировкой. В начале каждого раздела программы – основы знаний, и поэтому, каждый учащийся должен иметь тетрадь по физкультуре. Записывать правила соревнований изученного вида спорта, размеры площадки, год образования, личная гигиена на занятиях физической культурой, влияние физических упражнений на организм учащихся, техника безопасности при выполнении гимнастических упражнений, страховка и само страховка, личные результаты при сдаче зачетов. На уроках учащиеся овладевают организаторскими навыками проведения занятий – судейство. Проводят беговые упражнения на занятиях по лёгкой атлетике, старший отделения на гимнастике, разминка в старших классах, оценка товарища при выполнении того или иного упражнения, показ, рассказ, обучение отстающего ученика, выполнение роли помощника учителя. Ставлю задачу – научить, например: ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления движения или передачу. Обоим выставляю оценки. Первому за то, что научил, второму за то, что научился. Не удаётся на уроке – домашнее задание. Нет возможности дома – во время секционных занятий под наблюдением старшего по возрасту ученика. Во-первых: это экономия времени на уроке, во-вторых, когда учащиеся одного возраста, слабый старается быстрее научиться у более сильного, догнать его в обучении – это стимул к самостоятельному совершенствованию во внеурочное время. Кроме основных нормативов учащиеся сдают дополнительные контрольные нормативы, которые в программе отсутствуют, пишут рефераты на заданную тему. Получают две оценки: за оформление и защиту реферата. По окончании учебного года обязательная сдача контрольных нормативов в виде соревнований по выбору учителя.
Сейчас тема учителя, его роль в обществе особенно актуальны. Перестраивается общество, перестраивается и профессия учителя. Она становиться более демократичной. Современный учитель, прежде всего современный человек, идущий в ногу со временем. Роль учителя физической культуры состоит все же не в научении, а в побуждении, не в прямом совете, а в одобрении мыслей, идей ребят. Умение использовать жизненные ситуации, часто возникающие на уроке и во внеурочное время, а также умение создать


Список литературы.
1. Алексеев В. А. « Физкультура и спорт» М.: Просвещение 1986.

2. Андронов О.П. « Физическая культура, как средство влияния на формирование личности » М.: Мир, 1992.

3. Белорусова В.В. « Воспитание в спорте» М., 1994.

4.Гончаров С.Т. «Русская система физического воспитания» СПб.: Кристалл, 1997.

5. Жиляев А. « Спорт? Спорт!» Издательство « Русская Россия» 1986

6.Захарова Е.Л. « Как спорт помогает оценивать себя» М., 1988.

7.Киселёв Ю.Я. « Влияние спорта на формирование личности» М., Знание 1987

8. Крутецкий В.А «Базы педагогической психологии» М., 1992

9. Матвеев Л.П. «Влияние спорта на формирование воли» М.,1987

10.Павлов С.П. «Физическая культура и спорт в России» СПб.: 1996

11.Станкин М.И. « Нравственное воспитание школьников в упражнении физической культурой » М., 1994



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вавилова Наталия Викторовна

Дата: 25.04.2016

Номер свидетельства: 322269

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "«ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И МОТИВОВ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ». "
    ["seo_title"] => string(107) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-potriebnostiei-i-motivov-sistiematichieskikh-zaniatii-fizichieskoi-kul-turoi"
    ["file_id"] => string(6) "119478"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413443334"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа по физической культуре ( 9 класс)"
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia_programma_po_fizicheskoi_kulture_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "474100"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1529734668"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "рабочая программа педагога по физической культуре для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-piedaghogha-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "135193"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416862136"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Методическая разработка  «Применение игровых технологий на уроках физической культуры»"
    ["seo_title"] => string(98) "mietodichieskaia-razrabotka-primienieniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "248316"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446712253"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по физической культуре 5,6,7 классы "
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-5-6-7-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "115346"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411929536"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства