РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ У УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫЕ МНОГО ВРЕМЕНИ ПРОВОДЯТ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ У УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫЕ МНОГО ВРЕМЕНИ ПРОВОДЯТ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ
д
Цель нашей статьи дать новую информацию по теме проведенного нами исследования в области состояния здоровья учащихся.
Название темы нашего проекта: «рекомендации по применению физической культуры для лечения и профилактики заболеваний у учащихся, которые много времени проводят за компьютером».
Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:
во-первых, здоровье человека является важнейшим аспектом трудовой, учебной и бытовой деятельности. Не смотря на это, человек не уделяет должное внимание своему физическому состоянию и начинает «хвататься за голову», только когда сталкивается с трудностями, неприятностями, а порой даже с проблемами здоровья, а ведь всего этого можно избежать. Устав ВОЗ дает определение термина здоровье. «Это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней, и физических дефектов».
во-вторых, здоровье обеспечивает приспособление организма к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды, сохранение и расширение резервов функционирования систем организма, познавательную и социальную деятельности. Таким образом, знание своих потенциальных возможностей и умение предупреждать заболевания подтверждают актуальность нашего исследования.
Объект исследования: является изучение состояния здоровья учащихся школы среднего и старшего звена.
Цель: Разработка методического комплекса упражнений по профилактике заболеваний школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ У УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫЕ МНОГО ВРЕМЕНИ ПРОВОДЯТ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ »
8
рекомендации по применению физической культуры для лечения и профилактики заболеваний у учащихся, которые много времени проводят за компьютером
Сергеева Дарья, Зырянова Софья
Учащиеся Государственного учреждения «Средняя школа № 26» г. Усть -Каменогорск
Штанько Надежда Ивановна, Аженев Кенес Карасаевич
Научный руководитель Государственное учреждение «Средняя школа № 26» г. Усть -Каменогорск
Цель нашей статьи дать новую информацию по теме проведенного нами исследования в области состояния здоровья учащихся.
Название темы нашего проекта: «рекомендации по применению физической культуры для лечения и профилактики заболеваний у учащихся, которые много времени проводят за компьютером».
Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:
во-первых, здоровье человека является важнейшим аспектом трудовой, учебной и бытовой деятельности. Не смотря на это, человек не уделяет должное внимание своему физическому состоянию и начинает «хвататься за голову», только когда сталкивается с трудностями, неприятностями, а порой даже с проблемами здоровья, а ведь всего этого можно избежать. Устав ВОЗ дает определение термина здоровье. «Это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней, и физических дефектов».
во-вторых, здоровье обеспечивает приспособление организма к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды, сохранение и расширение резервов функционирования систем организма, познавательную и социальную деятельности. Таким образом, знание своих потенциальных возможностей и умение предупреждать заболевания подтверждают актуальность нашего исследования.
Объект исследования:является изучение состояния здоровья учащихся школы среднего и старшего звена.
Цель: Разработка методического комплекса упражнений по профилактике заболеваний школьников.
Основными задачами исследования стали:
Анализ состояния здоровья учащихся на предмет выявления заболеваний ранней стадии, а так же активности занятия физической культурой и спортом.
Разработка методического комплекса физических упражнений, способствующих общему укреплению организма, а так же профилактике заболеваний.
Проблема: заключается в изучении современных подходов к самостоятельной работе учащихся по физической культуре на общеобразовательных уроках.
В процессе проведения исследований по данной теме, мы определили основные понятия: физическая культура и работа за компьютером. Кроме этого нами было изучено влияние физической культуры на организм человека в целом; и те последствия, к которым приводит пренебрежительное отношение к предмету. А так же сформировали положительное отношение к самостоятельным физическим нагрузкам.
Разработали рекомендации по применению физической культуры для лечения и профилактики заболеваний у учащихся, которые много времени проводят за компьютером.
Специально для учеников школы разработали упражнения. Эта гимнастика нацелена на формирование у учащихся навыков и знаний в области физической культуры, которые помогут им избежать неприятностей связанных с ухудшением здоровья, в результате воздействия излучений компьютера на организм школьника. Почти любая работа связана с негативными последствиями для здоровья. Постоянное устремление взора на монитор ведет к перенапряжению глаз, вследствие чего происходит ухудшение зрения. Эта проблема проявляется наиболее остро при использовании ЭЛТ - монитора, так как излучение, непрерывные мерцания изображения особенно негативны для глаз. Жидкокристаллические мониторы, хотя и менее вредны, но тоже не являются безопасными для многочасовой непрерывной работы. Ведь последние открытия ученых свидетельствуют о том, что основная опасность для зрения, которую несут в себе дисплеи мониторов, вовсе не в излучении, а в сокращении количества увлажнений глазного яблока (морганий) в связи с адаптацией глаза к изображению.
Для анализа состояния здоровья мы решили провести анкетирование среди учащихся 5-11 классов.
Анкетирование показало следующие результаты:
Как вы оцениваете свое физическое состояние?
Отлично – 57%
Хорошо – 34%
Удовлетворительно – 7%
Неудовлетворительно – 2%
Как часто вы посещаете дополнительные занятия для поддержания своего физического здоровья?
Регулярно (специализированные заведения для занятий спортом) – 45%
От случая к случаю (поддерживаю свое здоровье на дворовом комплексе и т.п.) – 39%
Не посещая дополнительных секций – 16%
На сколько, важно для вас посещение обязательных занятий по физкультуре?
Считаю обязательным посещать уроки – 89%
Считаю не обязательным посещать уроки – 11%
Как часто вы по утрам делаете зарядку?
Регулярно – 16%
Чаще 2 раз в неделю – 32%
Не делаю зарядку, либо это происходит очень редко – 52%
Сколько времени в день вы тратите на физкультуру?
Меньше часа в день-34%
Два часа в день-30%
Больше двух часов в день-36%
6.Сколько времени в день ты проводишь за компьютером?
Один час и меньше-29%
Два часа-33%
Все свободное время-38%
7.Что ты выберешь остаться дома за компьютером или пойдешь гулять с друзьями на улицу?
Остаться за компьютером-12%
Пойду гулять с друзьями-88%
8. Далее мы проверили журнал сдачи общефизических нормативов. В результате выяснилось, что отлично сдать нормативы способны 62% учащихся, 26% имеют в среднем хорошие результаты, остальные учащиеся сталкиваются со значительными трудностями при сдаче нормативов(12%)
После этого мы проверили состояние здоровья учащихся по результатам медицинского осмотра. Мы выявили, что из всех учащихся 79% оказались абсолютно здоровыми. Специальную медицинскую группу посещают 8% учащихся. Освобождены от занятий физической культурой 13%.
Получены новые знания следующего характера, что учащиеся много работают сидя за компьютером, а эта работа является сидячей и малоподвижной. Следствиями гиподинамии могут стать излишний вес, сердечнососудистые заболевания, повышенное артериальное давление, атеросклероз. Малоподвижность приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, таким как остеохондроз, радикулит, артрит. Работа за компьютером ведет к возникновению геморроя. В целях профилактики этих болезней нужна организация активного отдыха, занятия спортом, пешие прогулки. Также необходимы определенные разминки в перерывах на работе.
На основании полученных данных мы разработали программу упражнений подходящую для всех учеников. Главной целью разработки этой программы было поддержание хорошего физического состояния , профилактика и лечение болезней. А так же мы решили разработать несколько разновидностей программ, которые можно было бы использовать не только в спортивном зале, но и дома прямо на рабочем месте, и ничего не стесняло бы ваших движений.
Упражнение №1 для передней поверхности бедра
Сядьте на край стула и поставьте ноги вместе, прижав колени, друг к другу. Спина обязательно прямая. Поочередно выпрямляйте левое и правое колено, потягивая носок на себя. Выполняйте упражнение до тех пор, пока в мышцах не возникнет ощущение легкого жжения.
Если это упражнение для вас слишком простое, разгибайте сразу две ноги, не забывая держать колени вместе. Этот вариант позволяет также задействовать мышцы брюшного пресса и спины.
Упражнение №2 для внутренней поверхности бедра
Для их проработки очень хорошо использовать маленький надувной мячик. Просто зажмите его между коленями и ритмично сжимайте ноги до тех пор, пока мышцы не устанут. Если мячика под рукой нет, в качестве сопротивления подойдут кулаки.
Упражнение №3 для внешней поверхности бедра
Именно там образуются упорные «галифе». Сидя, прижмите колени друг к другу. Руки поставьте на стул с обеих сторон, на уровне середины бедер. Преодолевая сопротивление рук, давите на них, изо всех сил напрягая мышцы в течение 5-7 секунд, потом расслабляйтесь. Повторите не меньше 20 раз.
Упражнение №4 для задней поверхности бедра
Поставьте ноги под столом на ширину плеч. Если вы в туфлях на высоких каблуках, их лучше снять. Не забудьте выпрямить спину, и напрячь мышцы живота. Поочередно давите пяткой правой и левой ноги в пол, удерживая напряжение 5-7 секунд. Повторите упражнение по 10 раз каждой ногой.
Упражнение №5 – для ягодичных мышц
Сядьте на самый край стула и немного наклонитесь вперед. Руки можно положить перед собой на стол, но не переносите на них весь свой вес. Сильно напрягите мышцы ягодиц и буквально на несколько миллиметров приподнимитесь над стулом. Удержав это положение на 2-3 секунды, опускайтесь на место. Выполните 12-15 повторов.
Упражнение №6 для грудных мышц
Сядьте на край стула, выпрямите спину и обхватите руками подлокотники кресла так, чтобы локти и кисти оказались на их внешней поверхности. Теперь аккуратно сжимайте локти, стараясь подтянуть подлокотники к себе. Только не перестарайтесь, иначе придется отвечать за сломанное кресло. Сделайте 15-20 повторов этого упражнения, удерживая напряжение по 5-6 секунд.
Упражнение №7 – для мышц рук
Прижмите локти к туловищу и поставьте ладони с нижней стороны столешницы. В том же режиме – 5-7 секунд напряжения и расслабления – пытайтесь как будто «приподнять» стол. Это упражнение укрепляет бицепсы. Делать его нужно «на совесть», до ощущения жжения.
Упражнение №8– для укрепления трицепсов
Для их выполнения потребуется какой-нибудь устойчивый объект – стол, стул или подоконник.
Встаньте к выбранному объекту спиной и поставьте на него ладони, согнув локти и отведя их назад. Немного «провисните» в плечах и чуть согните колени, перенеся вес тела на руки. Теперь сгибайте руки в локтях, стараясь «выключить» мышцы ног, а затем разгибайте обратно. Сделайте столько повторов, сколько сможете.
Постоянная работа с клавиатурой ведет к хронической усталости в пальцах, затем это может перерасти в серьезные заболевания суставов кистей рук. Легкая разминка пальцев их расслабление значительно снизит нагрузку суставам. С этой целью предусмотрены следующие упражнения:
Движения в шейном отделе позвоночника (наклоны головы в разные стороны, повороты, круговые движения).
Сгибания и разгибания пальцев рук.
Круговые движения кистями.
Движения в локтевых суставах (сгибания и разгибания, круговые движения предплечьями).
Движения в плечевых суставах (поднимание рук в различных направлениях, круговые движения прямыми и согнутыми руками, рывки прямыми и согнутыми руками).
Движения плечами: вперед, назад (сведение лопаток), вверх, вниз, круговые движения.
Выполнив по одному упражнению из перечисленных выше, уже получаем хороший комплекс. Однако совсем не обязательно каждое движение «отметить» отдельным упражнением. В одном упражнении могут выполняться движения для нескольких частей тела.
Очередность упражнений в утренней гимнастике не требует большой строгости, по обязательно соблюдение основного принципа любого занятия физическими упражнениями - постепенное увеличение нагрузки. В комплексе зарядки нагрузка нарастает до предпоследнего упражнения. Последнее упражнение должно быть успокаивающего характера. Повышение нагрузки обеспечивается подбором упражнений и дозировкой (количеством повторений). Требование постепенного повышения нагрузки и необходимость вовлечения в работу всех групп мышц человеческого тела на практике привели к определенной очередности упражнений.
В этот типовой план можно целенаправленно включать упражнения для усиленного воздействия на недостаточно развитые группы мышц. Для этой цели увеличиваются количество упражнений на «нужные» мышцы и их дозировка, используются отягощения, эспандеры.
Например:
И.п.- основная стойка руки на пояс
1-руки вверх прогнуться назад
2-наклон вперед, руки вниз
3-присесть руки вперед
4-и.п.(исходное положение)
И.п.- упор лежа. Отжимание -10раз.
И.п. - упор лежа. Прыжком ноги к груди, затем и. п. -10раз.
И.п.- упор, сидя на стопе. Выпрыгивание вверх, затем и.п. -10раз.
И.п.- лежа на спине, руки за голову. Пресс -10раз.
Типовой план зарядки
Группа упражнений
Основные воздействия на организм
Особенности выполнения
Легкий бег трусцой или ходьба
Умеренное усиление деятельности организма, вызывающее потребность в углубленном дыхании. Общее разогревание
Бег в медленном темпе
1. И.п. - О.с. (основная стойка) руки опущены вдоль корпуса 1-3 - встать на носки руки вверх 4 - И.п.
Выпрямление позвоночника, совмещаемое с глубоким дыханием. Улучшение кровообращения в мышцах рук и плечевого пояса
Темп медленный. При потягивании - вдох, при возвращении в исходное положение полный выдох
2.Упр. для мышц ног
И.п. - полу присед руки на коленях
1-4 - вращение коленями вправо.
5-8 - тоже влево
Укрепление мышц и улучшение подвижности в суставах ног. Улучшение кровообращения
Темп медленный. Рекомендуется совмещать с движениями рук, что способствует улучшению кровообращения
3. Упражнения для мышц, спины и живота
И.п. – лежа на спине руки за головой, ноги согнуты в коленях
1 - Сесть
2 - И.п.
Укрепление мышц спины и передней стенки брюшного пресса
Темп медленный. При наиболее напряженных положениях не допускать задержки дыхания
4. Упражнения для рук и плечевого пояса
И.п. – О.с. руки к плечам
1 – 4 – вращение руками вперед
5 – 8 – вращение руками назад
Укрепление мышц рук и плечевого пояса
Темп медленный или средний. После значительных напряжений рекомендуется расслаблять мышцы рук и плечевого пояса (встряхнуть руки, наклоняясь вперед, опустить и расслабить руки)
5. Упражнения для боковых мышц туловища
И.п. – ноги на ширине плеч правая рука вверх, левая на пояс
1-2 – наклон влево
3-4 – смена положения рук наклон вправо.
Укрепление боковых мышц туловища и улучшение деятельности органов брюшной полости
Темп медленный или средний. Дыхание равномерное
6. Маховые движения для рук и ног
И.п. – ноги на ширине плеч руки вытянуты вперед
1 – махом левой ноги достать кисть правой руки
2 – И.п.
3 - 4 – смена положения ног
Увеличение подвижности в суставах и усиление кровообращения и дыхания
Темп средний и ускоренный с максимальной амплитудой движений
7.Прыжки или бег
И.п. – упор присев
1 – выпрыгивание вверх
2 – И.п.
Повышение общего обмена веществ в организме. Укрепление мышц и суставов ног
В среднем и быстром темпе. Дышать равномерно.
8. Заключительные упражнения
И.п. – О.с. руки на пояс
1 – руки вверх вдох
2 - И.п. - выдох
Регулирование и успокоение деятельности органов дыхания и кровообращения
Выполнять с наименьшим напряжением. Стремиться замедлить частоту дыхания путем его углубления
На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:
Необходимое условие формирования физической культуры личности – это стремление к овладению системой определенных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие физических и умственных способностей учащихся.
Умение составить план занятий по развитию физических возможностей, профилактике неблагоприятных воздействий от учебной деятельности.
И, пожалуй, самое основное требование к практическому применению знаний и умений в своей жизни - регулярные занятия физической культурой и спортом, достижение необходимого уровня тренированности.
Считаем, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:
Создание комплекса упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, таким как остеохондроз, радикулит, артрит
Использование презентации упражнений на занятиях валеологии или ОБЖ.
Применение физических упражнений на уроках информатики.
Выполнение утренней гигиенической гимнастики каждый день.
Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной, структуры.
object(ArrayObject)#854 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(275) "«Рекомендации по применению физической культуры для лечения и профилактики заболеваний у учащихся, которые много времени проводят за компьютером». "
["seo_title"] => string(169) "riekomiendatsii-po-primienieniiu-fizichieskoi-kul-tury-dlia-liechieniia-i-profilaktiki-zabolievanii-u-uchashchikhsia-kotoryie-mnogho-vriemieni-provodiat-za-komp-iutierom"
["file_id"] => string(6) "165924"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1422890358"
}
}