kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ У УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫЕ МНОГО ВРЕМЕНИ ПРОВОДЯТ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Нажмите, чтобы узнать подробности

д

Цель нашей статьи дать новую информацию по теме проведенного нами  исследования в области состояния здоровья  учащихся.

                    Название темы нашего проекта: «рекомендации по применению физической культуры для лечения и профилактики  заболеваний у учащихся, которые много времени проводят за компьютером».

Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:

во-первых, здоровье человека является важнейшим аспектом трудовой, учебной  и бытовой деятельности. Не смотря на это, человек не уделяет должное внимание своему физическому состоянию и начинает «хвататься за голову», только когда сталкивается с трудностями, неприятностями, а порой даже с проблемами здоровья, а ведь всего этого можно избежать. Устав ВОЗ дает определение термина здоровье. «Это  состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней, и физических дефектов».

во-вторых, здоровье обеспечивает приспособление организма к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды, сохранение и расширение резервов функционирования систем организма,  познавательную и социальную деятельности. Таким образом, знание своих потенциальных возможностей и умение предупреждать  заболевания подтверждают актуальность  нашего исследования.

Объект исследования: является изучение состояния здоровья учащихся школы среднего и старшего звена.

Цель: Разработка методического комплекса упражнений по профилактике заболеваний школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ У УЧАЩИХСЯ, КОТОРЫЕ МНОГО ВРЕМЕНИ ПРОВОДЯТ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ »


8

рекомендации по применению физической культуры для лечения и профилактики заболеваний у учащихся, которые много времени проводят за компьютером

Сергеева Дарья, Зырянова Софья

Учащиеся Государственного учреждения «Средняя школа № 26» г. Усть -Каменогорск

Штанько Надежда Ивановна, Аженев Кенес Карасаевич

Научный руководитель Государственное учреждение «Средняя школа № 26» г. Усть -Каменогорск


Цель нашей статьи дать новую информацию по теме проведенного нами исследования в области состояния здоровья учащихся.

Название темы нашего проекта: «рекомендации по применению физической культуры для лечения и профилактики заболеваний у учащихся, которые много времени проводят за компьютером».

Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:

во-первых, здоровье человека является важнейшим аспектом трудовой, учебной и бытовой деятельности. Не смотря на это, человек не уделяет должное внимание своему физическому состоянию и начинает «хвататься за голову», только когда сталкивается с трудностями, неприятностями, а порой даже с проблемами здоровья, а ведь всего этого можно избежать. Устав ВОЗ дает определение термина здоровье. «Это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней, и физических дефектов».

во-вторых, здоровье обеспечивает приспособление организма к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды, сохранение и расширение резервов функционирования систем организма, познавательную и социальную деятельности. Таким образом, знание своих потенциальных возможностей и умение предупреждать заболевания подтверждают актуальность нашего исследования.

Объект исследования: является изучение состояния здоровья учащихся школы среднего и старшего звена.

Цель: Разработка методического комплекса упражнений по профилактике заболеваний школьников.

Основными задачами исследования стали:

  • Анализ состояния здоровья учащихся на предмет выявления заболеваний ранней стадии, а так же активности занятия физической культурой и спортом.

  • Разработка методического комплекса физических упражнений, способствующих общему укреплению организма, а так же профилактике заболеваний.

Проблема: заключается в изучении современных подходов к самостоятельной работе учащихся по физической культуре на общеобразовательных уроках.

В процессе проведения исследований по данной теме, мы определили основные понятия: физическая культура и работа за компьютером. Кроме этого нами было изучено влияние физической культуры на организм человека в целом; и те последствия, к которым приводит пренебрежительное отношение к предмету. А так же сформировали положительное отношение к самостоятельным физическим нагрузкам.

Разработали рекомендации по применению физической культуры для лечения и профилактики заболеваний у учащихся, которые много времени проводят за компьютером.

Специально для учеников школы разработали упражнения. Эта гимнастика нацелена на формирование у учащихся навыков и знаний в области физической культуры, которые помогут им избежать неприятностей связанных с ухудшением здоровья, в результате воздействия излучений компьютера на организм школьника. Почти любая работа связана с негативными последствиями для здоровья. Постоянное устремление взора на монитор ведет к перенапряжению глаз, вследствие чего происходит ухудшение зрения. Эта проблема проявляется наиболее остро при использовании ЭЛТ - монитора, так как излучение, непрерывные мерцания изображения особенно негативны для глаз. Жидкокристаллические мониторы, хотя и менее вредны, но тоже не являются безопасными для многочасовой непрерывной работы. Ведь последние открытия ученых свидетельствуют о том, что основная опасность для зрения, которую несут в себе дисплеи мониторов, вовсе не в излучении, а в сокращении количества увлажнений глазного яблока (морганий) в связи с адаптацией глаза к изображению.

Для анализа состояния здоровья мы решили провести анкетирование среди учащихся 5-11 классов.

Анкетирование показало следующие результаты:

  1. Как вы оцениваете свое физическое состояние?

Отлично – 57%

Хорошо – 34%

Удовлетворительно – 7%

Неудовлетворительно – 2%

  1. Как часто вы посещаете дополнительные занятия для поддержания своего физического здоровья?

Регулярно (специализированные заведения для занятий спортом) – 45%

От случая к случаю (поддерживаю свое здоровье на дворовом комплексе и т.п.) – 39%

Не посещая дополнительных секций – 16%

  1. На сколько, важно для вас посещение обязательных занятий по физкультуре?

Считаю обязательным посещать уроки – 89%

Считаю не обязательным посещать уроки – 11%

  1. Как часто вы по утрам делаете зарядку?

Регулярно – 16%

Чаще 2 раз в неделю – 32%

Не делаю зарядку, либо это происходит очень редко – 52%

  1. Сколько времени в день вы тратите на физкультуру?

Меньше часа в день-34%

Два часа в день-30%

Больше двух часов в день-36%

6.Сколько времени в день ты проводишь за компьютером?

Один час и меньше-29%

Два часа-33%

Все свободное время-38%

7.Что ты выберешь остаться дома за компьютером или пойдешь гулять с друзьями на улицу?

Остаться за компьютером-12%

Пойду гулять с друзьями-88%

8. Далее мы проверили журнал сдачи общефизических нормативов. В результате выяснилось, что отлично сдать нормативы способны 62% учащихся, 26% имеют в среднем хорошие результаты, остальные учащиеся сталкиваются со значительными трудностями при сдаче нормативов(12%)

После этого мы проверили состояние здоровья учащихся по результатам медицинского осмотра. Мы выявили, что из всех учащихся 79% оказались абсолютно здоровыми. Специальную медицинскую группу посещают 8% учащихся. Освобождены от занятий физической культурой 13%.

Получены новые знания следующего характера, что учащиеся много работают сидя за компьютером, а эта работа является сидячей и малоподвижной. Следствиями гиподинамии могут стать излишний вес, сердечнососудистые заболевания, повышенное артериальное давление, атеросклероз. Малоподвижность приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, таким как остеохондроз, радикулит, артрит. Работа за компьютером ведет к возникновению геморроя. В целях профилактики этих болезней нужна организация активного отдыха, занятия спортом, пешие прогулки. Также необходимы определенные разминки в перерывах на работе.

На основании полученных данных мы разработали программу упражнений подходящую для всех учеников. Главной целью разработки этой программы было поддержание хорошего физического состояния , профилактика и лечение болезней. А так же мы решили разработать несколько разновидностей программ, которые можно было бы использовать не только в спортивном зале, но и дома прямо на рабочем месте, и ничего не стесняло бы ваших движений.

Упражнение №1 для передней поверхности бедра

Сядьте на край стула и поставьте ноги вместе, прижав колени, друг к другу. Спина обязательно прямая. Поочередно выпрямляйте левое и правое колено, потягивая носок на себя. Выполняйте упражнение до тех пор, пока в мышцах не возникнет ощущение легкого жжения.

Если это упражнение для вас слишком простое, разгибайте сразу две ноги, не забывая держать колени вместе. Этот вариант позволяет также задействовать мышцы брюшного пресса и спины.

Упражнение №2 для внутренней поверхности бедра

Для их проработки очень хорошо использовать маленький надувной мячик. Просто зажмите его между коленями и ритмично сжимайте ноги до тех пор, пока мышцы не устанут. Если мячика под рукой нет, в качестве сопротивления подойдут кулаки.

Упражнение №3 для внешней поверхности бедра

Именно там образуются упорные «галифе». Сидя, прижмите колени друг к другу. Руки поставьте на стул с обеих сторон, на уровне середины бедер. Преодолевая сопротивление рук, давите на них, изо всех сил напрягая мышцы в течение 5-7 секунд, потом расслабляйтесь. Повторите не меньше 20 раз.

Упражнение №4 для задней поверхности бедра

Поставьте ноги под столом на ширину плеч. Если вы в туфлях на высоких каблуках, их лучше снять. Не забудьте выпрямить спину, и напрячь мышцы живота. Поочередно давите пяткой правой и левой ноги в пол, удерживая напряжение 5-7 секунд. Повторите упражнение по 10 раз каждой ногой.

Упражнение №5 – для ягодичных мышц

Сядьте на самый край стула и немного наклонитесь вперед. Руки можно положить перед собой на стол, но не переносите на них весь свой вес. Сильно напрягите мышцы ягодиц и буквально на несколько миллиметров приподнимитесь над стулом. Удержав это положение на 2-3 секунды, опускайтесь на место. Выполните 12-15 повторов.

Упражнение №6 для грудных мышц

Сядьте на край стула, выпрямите спину и обхватите руками подлокотники кресла так, чтобы локти и кисти оказались на их внешней поверхности. Теперь аккуратно сжимайте локти, стараясь подтянуть подлокотники к себе. Только не перестарайтесь, иначе придется отвечать за сломанное кресло. Сделайте 15-20 повторов этого упражнения, удерживая напряжение по 5-6 секунд.

Упражнение №7 – для мышц рук

Прижмите локти к туловищу и поставьте ладони с нижней стороны столешницы. В том же режиме – 5-7 секунд напряжения и расслабления – пытайтесь как будто «приподнять» стол. Это упражнение укрепляет бицепсы. Делать его нужно «на совесть», до ощущения жжения.

Упражнение №8– для укрепления трицепсов

Для их выполнения потребуется какой-нибудь устойчивый объект – стол, стул или подоконник.

Встаньте к выбранному объекту спиной и поставьте на него ладони, согнув локти и отведя их назад. Немного «провисните» в плечах и чуть согните колени, перенеся вес тела на руки. Теперь сгибайте руки в локтях, стараясь «выключить» мышцы ног, а затем разгибайте обратно. Сделайте столько повторов, сколько сможете.

Постоянная работа с клавиатурой ведет к хронической усталости в пальцах, затем это может перерасти в серьезные заболевания суставов кистей рук. Легкая разминка пальцев их расслабление значительно снизит нагрузку суставам. С этой целью предусмотрены следующие упражнения:

Движения в шейном отделе позвоночника (наклоны головы в разные стороны, повороты, круговые движения).

Сгибания и разгибания пальцев рук.

Круговые движения кистями.

Движения в локтевых суставах (сгибания и разгибания, круговые движения предплечьями).

Движения в плечевых суставах (поднимание рук в различных направлениях, круговые движения прямыми и согнутыми руками, рывки прямыми и согнутыми руками).

Движения плечами: вперед, назад (сведение лопаток), вверх, вниз, круговые движения.

Выполнив по одному упражнению из перечисленных выше, уже получаем хороший комплекс. Однако совсем не обязательно каждое движение «отметить» отдельным упражнением. В одном упражнении могут выполняться движения для нескольких частей тела.

Очередность упражнений в утренней гимнастике не требует большой строгости, по обязательно соблюдение основного принципа любого занятия физическими упражнениями - постепенное увеличение нагрузки. В комплексе зарядки нагрузка нарастает до предпоследнего упражнения. Последнее упражнение должно быть успокаивающего характера. Повышение нагрузки обеспечивается подбором упражнений и дозировкой (количеством повторений). Требование постепенного повышения нагрузки и необходимость вовлечения в работу всех групп мышц человеческого тела на практике привели к определенной очередности упражнений.

В этот типовой план можно целенаправленно включать упражнения для усиленного воздействия на недостаточно развитые группы мышц. Для этой цели увеличиваются количество упражнений на «нужные» мышцы и их дозировка, используются отягощения, эспандеры.

Например:


И.п.- основная стойка руки на пояс

1-руки вверх прогнуться назад

2-наклон вперед, руки вниз

3-присесть руки вперед

4-и.п.(исходное положение)


И.п.- упор лежа. Отжимание -10раз.

И.п. - упор лежа. Прыжком ноги к груди, затем и. п. -10раз.

И.п.- упор, сидя на стопе. Выпрыгивание вверх, затем и.п. -10раз.

И.п.- лежа на спине, руки за голову. Пресс -10раз.

Типовой план зарядки

Группа упражнений

Основные воздействия на организм

Особенности выполнения

Легкий бег трусцой или ходьба

Умеренное усиление деятель­ности организма, вызывающее потребность в углубленном дыхании. Общее разогревание

Бег в медленном темпе

1. И.п. - О.с. (основная стойка) руки опущены вдоль корпуса 1-3 - встать на носки руки вверх
4 - И.п.

Выпрямление позвоночника, совмещаемое с глубоким ды­ханием. Улучшение кровооб­ращения в мышцах рук и плечевого пояса

Темп медленный. При потягивании - вдох, при возвращении в исходное положение полный выдох

2.Упр. для мышц ног

И.п. - полу присед руки на коленях

1-4 - вращение коленями вправо.

5-8 - тоже влево

Укрепление мышц и улучше­ние подвижности в суставах ног. Улучшение кровообраще­ния

Темп медленный. Рекомендуется совмещать с движениями рук, что способствует улучшению кровообращения

3. Упражнения для мышц, спины и живота

И.п. – лежа на спине руки за головой, ноги согнуты в коленях

1 - Сесть

2 - И.п.

Укрепление мышц спины и передней стенки брюшного пресса

Темп медленный. При наиболее напряженных положениях не допускать задержки дыхания

4. Упражнения для рук и плечевого пояса

И.п. – О.с. руки к плечам

1 – 4 – вращение руками вперед

5 – 8 – вращение руками назад

Укрепление мышц рук и пле­чевого пояса

Темп медленный или средний. После значительных напряжений рекомендуется расслаблять мышцы рук и плечевого пояса (встряхнуть руки, наклоняясь вперед, опустить и расслабить руки)

5. Упражнения для боковых мышц ту­ловища

И.п. – ноги на ширине плеч правая рука вверх, левая на пояс

1-2 – наклон влево

3-4 – смена положения рук наклон вправо.

Укрепление боковых мышц туловища и улучшение дея­тельности органов брюшной полости

Темп медленный или средний. Дыхание равномерное

6. Маховые движения для рук и ног

И.п. – ноги на ширине плеч руки вытянуты вперед

1 – махом левой ноги достать кисть правой руки

2 – И.п.

3 - 4 – смена положения ног

Увеличение подвижности в суставах и усиление кровооб­ращения и дыхания

Темп средний и ускоренный с максимальной амплитудой движений

7.Прыжки или бег

И.п. – упор присев

1 – выпрыгивание вверх

2 – И.п.

Повышение общего обмена веществ в организме. Укреп­ление мышц и суставов ног

В среднем и быстром темпе. Дышать равномерно.

8. Заключительные упражнения

И.п. – О.с. руки на пояс

1 – руки вверх вдох

2 - И.п. - выдох

Регулирование и успокоение деятельности органов дыхания и кровообращения

Выполнять с наименьшим напряжением. Стремиться за­медлить частоту дыхания путем его углубления


На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

  • Необходимое условие формирования физической культуры личности – это стремление к овладению системой определенных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие физических и умственных способностей учащихся.

  • Умение составить план занятий по развитию физических возможностей, профилактике неблагоприятных воздействий от учебной деятельности.

  • И, пожалуй, самое основное требование к практическому применению знаний и умений в своей жизни - регулярные занятия физической культурой и спортом, достижение необходимого уровня тренированности.

Считаем, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:

  • Создание комплекса упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, таким как остеохондроз, радикулит, артрит

  • Использование презентации упражнений на занятиях валеологии или ОБЖ.

  • Применение физических упражнений на уроках информатики.

  • Выполнение утренней гигиенической гимнастики каждый день.

Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной, структуры.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Штанько Надежда Ивановна , Аженев Кенес Карасаевич

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "«Рекомендации по применению физической культуры для лечения и профилактики  заболеваний у учащихся, которые много времени проводят за компьютером». "
    ["seo_title"] => string(169) "riekomiendatsii-po-primienieniiu-fizichieskoi-kul-tury-dlia-liechieniia-i-profilaktiki-zabolievanii-u-uchashchikhsia-kotoryie-mnogho-vriemieni-provodiat-za-komp-iutierom"
    ["file_id"] => string(6) "165924"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422890358"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства