Развитие профессиональной компетентности преподавателей физической культуры средних специальных учебных заведений.
Развитие профессиональной компетентности преподавателей физической культуры средних специальных учебных заведений.
Новый этап социально-экономического и научно-технического развития общества выдвинул в качестве одной из важнейших задач становление и совершенствование единой системы непрерывного образования, для чего обязательно должны создаваться условия для сохранения и укрепления здоровья, основой этого процесса является формирование ценности здоровья. Но при этом, система школьного, среднего-специального и вузовского образования не всегда ориентирована на сохранение здоровья обучающихся. Поэтому в настоящее время необходима профессиональная подготовленность педагогов по вопросам охраны и сохранения здоровья обучающихся, особенно преподавателей физической культуры и спорта. Значительная роль в решении этой проблемы отводится системе поствузовского образования преподавателей физической культуры, обеспечивающей повышение квалификации данных специалистов. Повышение квалификации преподавателей физической культуры средних специальных учебных заведений, в сложившихся на данном этапе условиях, актуализирует необходимость формирования профессиональной компетентности преподавателя физической культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие профессиональной компетентности преподавателей физической культуры средних специальных учебных заведений.»
Развитие профессиональной компетентности преподавателей физической культуры средних специальных учебных заведений.
Новый этап социально-экономического и научно-технического развития общества выдвинул в качестве одной из важнейших задач становление и совершенствование единой системы непрерывного образования, для чего обязательно должны создаваться условия для сохранения и укрепления здоровья, основой этого процесса является формирование ценности здоровья. Но при этом, система школьного, среднего-специального и вузовского образования не всегда ориентирована на сохранение здоровья обучающихся. Поэтому в настоящее время необходима профессиональная подготовленность педагогов по вопросам охраны и сохранения здоровья обучающихся, особенно преподавателей физической культуры и спорта. Значительная роль в решении этой проблемы отводится системе поствузовского образования преподавателей физической культуры, обеспечивающей повышение квалификации данных специалистов. Повышение квалификации преподавателей физической культуры средних специальных учебных заведений, в сложившихся на данном этапе условиях, актуализирует необходимость формирования профессиональной компетентности преподавателя физической культуры.
В следствие этого темой нашего исследования является «Развитие профессиональной компетентности преподавателей физической культуры средних специальных учебных заведений».
Цель исследования - выявить и обосновать педагогически условия развития профессиональной компетентности преподавателей физической средних специальных учебных заведений.
Объект исследования – процесс профессиональной подготовки преподавателей физической культуры средних специальных учебных заведений.
Предмет исследования - развитие профессиональной компетентности преподавателей физической культуры средних специальных учебных заведений.
Гипотеза данного исследования состоит в идее о том, что процесс развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры ссуз будет эффективным, если будет:
1) направлен на развитие профессиональной компетентности как совокупности профессиональных, коммуникативных, личностных свойств преподавателя физической культуры ссуз, позволяющей достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся;
2) осуществляться в системе поствузовского образования развитие профессионального самопознания, саморазвития преподавателей физической культуры и их стремления к дальнейшему профессиональному росту;
3) включать целостное развитие специалиста, с учетом его личностной и профессиональной составляющей, синтеза духовного и познавательного, саморегуляции, самоорганизации, самоопределения, самоактуализации;
4) реализовываться на основе программы, направленной на развитие психолого-педагогической компетенции, профессиональной рефлексии, профессиональной коммуникативности, и реализуемой на основе индивидуально-личностного подхода.
Цель исследования потребовала поставить и последовательно решить следующие задачи:
1. Выявить теоретическую основу исследования профессиональной компетентности преподавателей физической культуры ссуз.
2. Определить методологические подходы развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры ссуз и обосновать принципы данного процесса.
3. Обосновать основные направления процесса повышения квалификации преподавателей физической культуры на современном этапе в контексте развития их профессиональной компетентности.
4. Определить педагогические условия развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры ссуз в условиях поствузовского образования.
В качестве методов исследования использовался комплекс специ-альных исследовательских процедур, среди которых: изучение опыта профессиональной деятельности преподавателей физической культуры и спорта; методы теоретического анализа, (сравнительно-сопоставительный, моделирование педагогических ситуаций, диагностические процедуры (методика анализа уровня сформированности компетентностей; экспертная оценка; обобщение независимых характеристик; прямое и косвенное наблюдение; анализ продуктов деятельности); изучение документации; методы статистической обработки данных.
Эмпирическое исследование проблемы развития профессиональной компетентности преподавателей физической культуры, позволило определить основные направления повышения их квалификации и показало, что преподавателя физкультуры демонстрируют достаточно высокий (выше среднего) уровень готовности к развитию своей профессиональной компетентности.
При этом анализ показывает, что наибольшие сложности (40% от всех отмеченных затруднений) у преподавателей вызывает педагогическая диагностика трудностей в освоении образовательной программы у различных контингентов детей. На втором месте - адаптация обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения и воспитания.
В целом, проведенный анализ показывает, что:
• преподавателя физкультуры ссуз характеризуются достаточно высоким уровнем самооценки профессиональной компетентности и весьма высоко оценивают качество и эффективность своей профессиональной деятельности;
• наибольшие проблемы у преподавателей физической культуры ссуз возникают в организации и проведении педагогической диагностика трудностей в освоении образовательной программы у различных контингентов детей, а также в процессе адаптации обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения и воспитания;
• преподавателя физкультуры ссуз демонстрируют достаточно высокий (выше среднего) уровень готовности к развитию своей компетентности. Вместе с тем их собственная активность в использовании различных возможностей для этого недостаточно высока;
• наблюдаются значимые различия между педагогами различных возрастных групп, как в готовности к повышению профессиональной компетентности, так и в использовании различных средств для реализации этой задачи, прежде всего это касается использования в самообразовании современных информационных технологий.
В качестве критериев профессиональной компетентности преподавателя физической культуры нами выделены: наличие у преподавателя собственной творческой педагогической системы; владение культурой профессионального общения, демократическим стилем общения с учениками, преподавателями и родителями; достаточное представление о своих способностях, возможностях, ценностях, ограничениях, развитые ответственность, активность, саморегуляция, понимания себя в профессии и своего индивидуального творческого стиля деятельности. Одним из важных критериев профессионально-личностного развития преподавателя в процессе работы является собственная подготовленность в плане физической культуры и спорта: определенный уровень двигательных умений, ловкости, физического развития, физической подготовленности, а также психолого-педагогической готовности к активному профессиональному действию.
На основании проведенного нами изучения профессиональной компетентности преподавателей физической культуры, нами была разработана Модульная программа развития профессиональных компетентностей преподавателей физической культуры ССУЗ, которая была внедрена на курсах повышения квалификации проходящих в АГПА.
Программа была ориентирована на развитие способности эффективного взаимодействия с учениками, включая применение соответствующих коммуникативных умений; создавать перспективную образовательную среду, которая стимулирует учеников к раскрытию их потенциала. В результате реализации программы произошло освоение слушателями определенного объема теоретических и прикладных знаний в сфере физической культуры и спорта; отмечено развитие установок на необходимость повышения качества образования в сфере физической культуры, собственной профессиональной компетентности; наметился рост интереса к освоению современных методических средств обучения.
Апробации программы показала необходимость оптимизации процесса. Решение профессиональных задач формирования ценности здоровья, здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения не зависит от одного желания педагога, существует необходимость формирования ценности непрерывного образования и самообразования преподавателей физической культуры. Необходима индивидуальная работа с каждым преподавателем по развитию профессионально-личностной «Я-концепцией»; разработка механизма мотивации преподавателей физической культуры и стимулирование ее в процессе повышения квалификации; разработка методическими материалами и обеспечение ими преподавателей физической культуры на курсах по-вышения квалификации. Исследование показало необходимость использования в работе с учащимися индивидуального подхода, который позволит выделить и проанализировать актуальные проблемы учащегося, обосновать его психологические трудности и подобрать наиболее эффективную формы работы. Не менее важными компонентами выступают гуманистическая направленность педагога, повышение технологической культуры труда, использование возможностей, заложенных в целостном педагогическом процессе образовательной структуры и т.д. Основой формирования культуры здоровья обучающихся является ценностное отношение к собственному здоровью со стороны преподавателя физической культуры, что также выступает необходимым условием оптимизации процесса. Эффективное здоровьесберегающее педагогическое взаимодействие с учащимися обусловливает необходимость первоначального осознания собственных проблем и особенностей; анализа собственных ценностных ориентаций; их психологическую проработку.
Результаты апробации программы повышения квалификации по развитию профессиональной компетентности преподавателей физической культуры, в %
Показатели
До
После
Принятие ценности здоровья и ЗОЖ
92
98
Высокий уровень знаний о ЗОЖ
65
82
Понимание важной роли преподавателя физической культуры в воспитании учащихся и формировании у них культуры ЗОЖ
75
91
Понимание целей, задач, значимости профессиональных умений по преподаванию физической культуры
56
85
Объективность самооценки
68
73
Готовность к профессиональному самопознанию поведения и эмоционального состояния
63
70
Владение понятийным аппаратом и терминологией в области сохранения здоровья и формирования ЗОЖ обучающихся
78
95
Владение методическими средствами и наличие практических навыков и умений исследовательской работы, анализа, проектирования
67
71
Стремление к дальнейшему профессиональному развитию
58
97
Как мы видим из таблицы, позитивными изменения произошли по всем показателям, что свидетельствует об эффективности разработанной нами программы.